Использование нейроигр в работе учителя-логопеда.
консультация по логопедии (подготовительная группа)

НАзарук Александра Сергеевна

Использование нейроиг в работе учителя-логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_nazaruk_neyroigry.docx31.2 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА

«ГОРОД КАЛИНИНГРАД»

Комитет по образованию

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Калининграда центр развития ребенка – детский сад №133

Россия , 236001, Калининградская область, Электронная почта ds133@edu.klgd.ru

г. Калининград, ул. Куприна, 17                             8(4012)46-84-61

Консультация с элементами практики: «Использование нейропсихологических игр в логопедической работе с детьми»

Подготовила: Назарук А.С,

учитель-логопед

высшей квалификационной категории

2024

        

Современные исследования показывают, что появляется всё больше детей с речевыми, с психическими, интеллектуальными проблемами. Причины этих и многих других нарушений связаны с особенностями анатомического строения мозга и его функционированием.

        В отечественном образовании наряду с сохранением лучших российских традиций идет поиск новых форм и методов работы. Это в полной мере относится и к системе дошкольного воспитания. Сегодня все чаще в работе с детьми используется нейропсихологический подход (СЛАЙД), который представляет собой  комплекс упражнений и приемов, направленных на активацию естественных механизмов работы мозга через выполнение физических движений.(СЛАЙД)

Нейроигры – это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры, способствуют созданию новых нейронных связей и улучшению работы мозга.

В логопедической работе нейроигры и упражнения используются на всех этапах.

Работу по  постановке звуков мы начинаем с проведения артикуляционной гимнастики. СЛАЙД

         На занятиях учитывается принцип двигательно-кинестетической стимуляции, когда стимулируя двигательный центр, то есть выполняя движения руками, опосредованно развивается и речевой. Наряду с традиционным выполнением артикуляционной и пальчиковой гимнастики, используются комплексы заданий, когда эти два вида гимнастик проводятся одновременно.

То есть  выполняются артикуляционные упражнения  с движением рук. Движения могут быть как динамичные, так и статичные.

        Особую эффективность при работе с детьми дают кинезиологические упражнения. СЛАЙД. Они направлены на развитие общей двигательной координации, развитие координации рук и ног и межполушарных связей.

Данные упражнения условно разделяются на три функциональных блока: я предлагаю сделать  упражнения из каждого блока.

Первый блок упражнений включает дыхательные упражнения и самомассаж.

Возьмемся  за мочки ушных раковин, потяните их вниз, а затем вверх. Взявшись за середину ушных раковин, потяните их вперед, затем назад и в стороны.

Игры второго блока используются для автоматизации звуков (СЛАЙД)

включают в себя перекрестные движения рук или ног.

Например, игра "Чья картинка?": ребенок берёт картинку и кладет ее к соответствующему символу звука. Например, если в слове есть звук [Л], картинку кладут правой рукой, а если в слове звук [Р], картинку кладут левой рукой.

Третий блок упражнений включает ритмичное изменение положения рук.(СЛАЙД)

.Задача состоит в том, чтобы одновременно и целенаправленно менять положение рук, произнося звуки, слоги или слова для автоматизации звуков. Упражнения можно выполнять на столе или на коленях, сидя и стоя.(СЛАЙД)

"Жаба": положите руки на стол или на колени. С одной стороны сжимайте кулак, а ладонь другой руки должна лежать на столе или на коленях

- "Молоток-пила" (с одной рукой "пилим" пилой, а другой рукой "забиваем гвозди" при произнесении звуков, слогов или слов для автоматизации звуков.

Упражнения можно выполнять отдельно, а затем объединять их в целые цепочки, в рассказы или сказки.(СЛАЙД)

Предлагаю прослушать сказку и выполнить определенные движения.

Жили-были две веселые обезьянки. Обезьянки очень любили корчить И показывать языки друг другу язык Однажды они увидели на высокой пальме (Руки вытянуты вверх. Пальцы рук сжимать в кулак и расставлять в стороны), большой и спелый кокос ( Упражнение «замок». Ладони прижаты друг к другу, пальцы переплести). Обезьянки наперегонки побежали к пальме (Упражнение «кулак-ладонь». Они стали смотреть на пальму, какая она высокая (Упражнение для глаз «Вверх-вниз»). Затем обезьянки полезли на пальму ( Руки поставить перед лицом, ладонями от себя. Одна ладонь зажата в кулак, другая распрямлена, происходит смена положения рук). Они сорвали большой и спелый кокос .Обезьянки очень обрадовались и  затанцевали (Руками встряхнуть. Кисти обеих рук расслаблены, пальцы вниз).

       Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка. (СЛАЙД)

        Ребенок последовательно выполняет графические задания только левой, только правой, а затем обеими руками одновременно, чтобы обеспечить активность обоих полушарий.

        Это и симметричные рисунки на автоматизацию звуков в словах. Когда ребенок берет в каждую руку по фломастеру и одновременно обводит одинаковые рисунки, при этом называя их вслух .

 ЭТО И Игры с мячом.(СЛАЙД) Одной рукой ребенок бросает мяч, другой - ловит. При этом мы отрабатываем грамматический строй речи: «Один-много», «Антонимы», «Назови ласково». Или отбивать мяч правой рукой на звук Ш, на звук Ж – левой. Проговариваем скороговорки, перебрасывая мяч из руки в руку на каждое слово.

        Очень нравятся детям нейрозарядка и нейрогимнастика по карточкам. (СЛАЙД )Когда дети должны выполнить упражнение, которое им предлагается зрительно. Это и пальчиковая гимнастика, используемая как физ.минутка. И игры на развитие мелкой моторики, используемые при автоматизации звуков. (СЛАЙД) В нашей арсенале есть картотека игр для автоматизации всех проблемных звуков.СЛАЙД При автоматизации звука в словах или слогах ребёнок должен  выполнять соответсвующее движение. Используются как карточки, так и деревянные «ладошки». (СЛАЙД)  Предлагаю поиграть с такими ладошками. Сначала выполняем движения правой рукой, затем левой. а потом уже двумя руками одновременно. При этом можно повторять звуки, слова, чистоговорки. При изучении движений для интереса можно использовать экспресс-скульптор.

        Одним из эффективных  видов нейроигр, используемых для автоматизации звуков являются межполушарные доски.СЛАЙД

Они представляют собой механический
тренажёр в виде доски с зеркальным насечением узоров различной
сложности для правой и левой руки.

        Работа  ведется в несколько этапов. Сначала  ребёнок знакомится с доской, последовательно проходит лабиринты сначала ведущей рукой , по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Постепенно ребёнок начинает работать одновременно обеими руками. На первом этапе работаем без бегунка, пальчиками, затем знакомимся с бегунком. Сначала в одном направлении, затем в разных. Далее включаются в работу задания на автоматизацию изолированных звуков, слогов, слов и синхронизацию работы глаз и рук. Можно использовать дополнительные предметы. Например, выложить бусинки на доске или прокатить бусинки пальцами.

Упражнения можно делать напротив зеркала. Так же можно предложить с закрытыми глазами. СЛАЙД

        Можно использовать межполушарные доски и для развития лексико-грамматических категорий. Например, Выкладываю на стол перед доской дидактическую картину, ребёнок, проходя по лабиринту должен правильно проговорить признаки, действия или применения данной иллюстрации. По такому же принципу ведется работа и по двуручному рисованию. (СЛАЙД)Рисовать можно карандашами, ручками, маркерами и по песку. (СЛАЙД)

        В нашем Доу помимо дидактических настольных досок, есть настенные межполушарные доски для рук и ног. (СЛАЙД)

        Восторг у детей вызывают игры с нейроскакалкой. (СЛАЙД) Для движений на этой скакалке нужна разнонаправленная работа ног. Одна нога совершает вращательные движения, а другая –должна совершать прыжки. Учимся прыгать как на правой, так и на левой ноге. Если включить музыку и скакать в ритм, то будет развиваться правое полушарие. А если на каждый круг скакалки считать 1-2, 3-4 или произносить какие-либо автоматизированные ряды (звуки, слоги, времена года, стихи),то развиваться будет левое полушарие.

        Еще одним интересным способом сделать занятие более увлекательным и полезным являются балансиры. (СЛАЙД) Использовать балансиры можно как при выполнении артикуляционной гимнастики,  автоматизации звуков, дифференциации и развитии лексико-грамматических категорий. В нашем ДОУ есть ручные балансиры и  ножные. (СЛАЙД)Детям с ОВЗ работа на них даётся не просто, поэтому начинать нужно с самого простого – удержания равновесия. Затем добавляем речевую нагрузку: удерживая равновесие на балансире, называем диких животных,  считаем, повторяем звуки, слоги и т.д. (СЛАЙД). Когда ребёнок хорошо выполняет и эти упражнение, дополняем его задачей поймать мяч и назвать заданную категорию, повторить более сложные слоги. Одной из самых сложных задач, является загнать мячик в цели в лабиринте на балансировочной доске, балансируя руками и ногами одновременно. Предлагаю вам выполнить такое упражнение.

        При попытке удержать равновесие на балансире происходит тренировка проприоцепции, то есть способности осознавать положение тела в пространстве, что является ключевым в стимуляции межполушарного взаимодействия и в работе мозжечка у детей и взрослых.

        Таким образом, современная психолого-педагогическая практика предлагает множество нейроигр и упражнений. Использование нейроигр создают базу для успешного преодоления проблем в психическом и речевом развитии, позволяют логопедам более эффективно и интересно проводить свою работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА

Целенаправленное системное логопедическое воздействие, направленное на коррекцию нарушений языкового и речевого развития у детей, с использованием компьютерной технологии позволяет значительно повысит...

Нейроигры в работе учителя-логопеда

Комплекс нейроигр для детей дошкольного возраста...

«Нейроигры в работе учителя-логопеда»

Целью использования нейроигр в логопедии является создание условий для интеллектуального, психомоторного развития детей.С помощью нейропсихологических игр и упражнений решаются следующие задачи:ребено...

Нейроигры в работе учителя-логопеда

Нейроигры, кинезиоупражнения, упражнения на ортковриках...

Консультация для педагогов Нейроигры в работе учителя-логопеда

Нейроигры – это упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры.Нейроигры помогают оптимизировать работу учителя-логопеда, внося новые способы взаимодействия педаго...

Буклет для педагогов "Нейроигры в работе учителя-логопеда"

Нейропсихологические игры – это специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, развитию зрительно-моторной пространственной координации...

НЕЙРОИГРЫ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА

Ведущим видом деятельности ребёнка является игра. А нейроигры являются доступным средством позволяющим создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга....