Картотека игр и арт-упражнений по коррекции тревожности у дошкольников
учебно-методическое пособие по психологии (старшая группа)
Игры и упражнения с использованием элементов арт-терапевтического метода
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Картотека игр и упражнений | 52.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Николаиди Виктория Олеговна
Приложение 4
Картотека игр и арт-упражнений
по коррекции тревожности у дошкольников
Игра «Знакомство с камушками» (Терапия творческим самовыражением)
Цель: познакомить с камушками, провести спонтанную игру.
Материал: речные и морские маленькие камушки, ракушки или декоративные стеклянные камни.
Возраст: 4-7лет.
Инструкция. Посмотри, какие у меня есть удивительные камушки. Давай вместе потрогаем их, рассмотрим. Их можно трогать по одному, а можно набрать целую горсть, сжать в кулачке. Камушки можно рассыпать по столу и гладить всей ладонью. Выбери камушки, которые тебе нравятся. А теперь те, которые совсем не нравятся. Тебе приятно трогать камушки или нет? Что нравится делать? Что хочется сделать?
Примечание. Концентрация внимания на сенсорные ощущениях помогает осознать себя в ситуации здесь и теперь, способствует эмоциональной регуляции. Можно раскладывать камушки на световом столе. Подсветка стола помогает играть с разными цветами: Посмотри, как камушки весело меняют цвет».
Игра «Продолжи узор»
Цель: создать условия для понимания последовательности, снять тревожность, развить умение находить закономерности, развить воображение, связную речь и мелкую моторику рук, приучить к исследовательской деятельности, агрессивность и страхи, способствовать расслаблению.
Материал: речные и морские маленькие камушки, ракушки или декоративные стеклянные камни.
Возраст: 4-7лет.
Инструкция. Выбери самые красивые камушки. Рассмотри их и скажи, чем они тебе понравились. Раздели камушки на кучки. Какие кучки у тебя получились? Разложи камушки дорожками. Сделай так, чтобы одна дорожка была больше другой (или одинакового размера). Разложи камушки в следующем порядке: один большой, один маленький (два маленьких); один темный, три светлых и т.д. Разложи камушки в виде известных тебе геометрических фигур. Создай из камушков свой рисунок: солнце, дом, дерево, забор, кот, человек. Для этого разложи их на столе.
Упражнение «Рисунок своего тела» (Телесно-двигательная терапия) Цель: развитие сенсорной чувствительности, слуховой и зрительной памяти, дифференциация ощущений.
Материал: листы бумаги, простые и цветные карандаши, магнитофон, аудиозапись музыки для релаксации. Возраст: 6-7 лет.
Инструкция. Детям предлагается нарисовать свое тело так, как они его представляют. Дети выполняют задание. Затем все рисунки по очереди выкладываются без указания автора. Выслушивается мнение детей по поводу каждого нарисованного тела: как ему живется, все ли части тела прорисованы, что упущено.
Примечание. Психолог получает информацию о восприятии тела самим ребенком. Важно за художественными способностями, проявившимися при прорисовке тела, понять отношение ребенка к нему.
Упражнение «Ракрашивание мандалы» (Медитативное рисование) Цель работы при разукрашивании мандалы:
- развитие творческих способностей;
- развитие произвольности поведения;
- развитие воображения;
- снятие внутреннего напряжения, релаксация;
- развитие мелкой моторики рук;
- графомоторных навыков;
- воспитание аккуратности;
- активизация бессознательного.
Материал: набор готовых мандал Александра Цайри, релаксационная музыка, краски, карандаши, вода, кисти, пастель (желательно люшеровских цветов) по выбору испытуемого.
Возраст: 5-7 лет.
Инструкция. В работе с дошкольниками работать с мандалой можно как на индивидуальном, так и на групповом занятии. Существуют правила работы психолога при использовании мандалы:
1.Выбор мандалы и сюжет работы ребенок осуществляет самостоятельно. 2.Материалы для работы и цветовую гамму (карандаши, фломастеры, краски, пастель, чернила и пр.) ребенок выбирает самостоятельно.
3. Процесс работы ограничен только степенью насыщения, пресыщения и удовлетворения работой.
4. Психолог фиксирует состояния напряжения / расслабленности, связанное с процессом работы.
5. Осуществляется принцип невмешательства в работу ребенка.
6.Принцип избегания оценочных комментариев по поводу работы.
7. Ребенок, при желании, даѐт название своей мандале.
8.После работы важно дать возможность ребенку проговорить о своих чувствах, переживаниях по поводу. Время работы с одной мандалой 20–60 минут. Если ребенок устал, ему можно дать возможность продолжить работать с мандалой в следующий раз.
Работа с мандалами включает в себя 3 этапа:
1. Организационный. Психолог предлагает выбрать те материалы, которые необходимы для рисования.
2. Основной. Психолог раскладывает перед ребенком готовые мандалы. Дает четкую инструкцию о том, что нужно выбрать один «волшебный круг». Начинать разрисовывать и разукрашивать можно от центра или от края к центру. Можно вносить изменения в рисунок. После окончания рисования психолог предлагает назвать мандалу. Задает следующие вопросы: Почему ты выбрал этот «волшебный круг»? Расскажи, что ты здесь видишь? (психолог отмечает высказывания ребенка). Что для тебя значат эти цвета? Расскажи о границе (контуре) своего «волшебного круга». Что тебе было сложно делать, а что легко? Что ты сейчас чувствуешь? Ты доволен результатом? Хотел ли ты что-нибудь изменить?
3. Завершающий. После окончания рисования психолог предлагает посидеть молча, «покатать волшебный круг». Найти ему место. Сказать, если есть негативные переживания (хочется изменить, разрезать, порвать). Выключается музыка, психолог благодарит за работу.
Цвета и значения:
1. Красный выражает возможности и силу. Активность, борьба, стремление к справедливости, к борьбе, к достижению цели. Огонь, поглощающий злое и тѐмное. Если красный цвет вообще отсутствует на рисунке — это, наоборот, означает слабость, нехватку сил, нежелание бороться.
2. Жѐлтый символизирует понимание, открытость ко всему новому, к познанию. Жизнелюбие, независимость, прозрение.
3. Зелѐный указывает на оздоровление, желание помогать себе и другим, спасать, защищать. Мудрое, правильное восприятие себя и других.
4. Фиолетовый – королевский цвет. Объединяет мужское и женское начала. Духовная энергия, которая иногда проявляется как эгоизм, индивидуализм. Что может привести к разрушениям собственных идеалов и связи с миром.
5. Синий – проявление интуиции. В тѐмных оттенках – символ неспокойствия, бури, ночи, переживаний. В светлых (голубой) – сострадание, безоблачное небо, бесконечность, глубокое чувство материнства.
6. Оранжевый – символ положительной энергии, мягкости и самовосприятия.
7. Чѐрный – символ пустоты, отрицания, печали, потери. Как начало появления из темноты чего-то нового. В темноте тоже могут происходить процессы, незаметные для других.
8. Белый может символизировать духовность, открытость миру, чистоту сознания. А может означать недостаток энергии, отстраненность от реальности и верного восприятия мира. Использование всех цветов (радужное настроение) означает путь к исцелению, новое восприятие начала жизни, переосмысление. Открытие всех чакр.
Диагностика по сочетанию цветов:
∙ Чѐрно-белый рисунок – борьба противоположностей без эмоций. Своеобразный отдых от переживаний. Преобладание интеллектуального над эмоциональным.
∙ Красный + чѐрный – злость, гнев, беспокойство, печаль.
∙ Красный + зелѐный – спорные чувства, конфликт между потребностью и родительским контролем.
∙ Жѐлтый + чѐрный – низкая самооценка, переплетающаяся с ранимостью и желанием большего. Частые перепады настроения.
∙ Красный + синий – конфликтное состояние. Стремление быть свободным от опеки. Вызов.
∙ Розовый + чѐрный – отрицательные мысли о самом себе. Потребность во внимание, любви ближних. Важные моменты трактовки мандалы:– доминирование или отсутствие какого-либо цвета– пространственное расположение:
Центральная часть рисунка – основа, то главное, о чѐм думает человек больше всего в данный момент.
∙ Контур – ключ взаимодействия с миром.
∙ Верхняя часть рисунка – то, что человек успел осознать и понять. Нижняя – наше бессознательное.
Упражнение «Страхи» (рисование на клеѐнке)
Возраст: 4-7 лет
Цель: коррекция страхов, тревожности.
Материал: плотная клеенка (прозрачная или цветная), гуашь, клей ПВА, кисточки, губки.
Методика проведения: психолог предлагает ребенку изобразить свои страхи, объясняя тем, что если вдруг захочется что – то исправить, то это можно сделать легким касанием губки.
Ребенок рассказывает о своем страхе, а затем можно:
• подрисовать что-нибудь, чтобы образ стал смешным;
• угостить вкусным, нарисовав конфеты, печенье, колбасу и т. д;
• заштриховать его;
• избавиться от страха, смыв губкой с водой (клеенка останется чистой);
• приручить его.
Упражнение «Невидимка» (рисование свечой)
Возраст: 4-7 лет
Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.
Материал: бумага, свечи восковые, парафиновые, акварель или краски. Гуашь для этого способа рисования не подходит, т.к. не обладает блеском. Можно использовать тушь.
Методика проведения: сначала дети рисуют свечой все, что желают изобразить на листе (или согласно теме). На листе получается волшебный рисунок, он есть, и его нет. Затем на лист наносится акварель способом размыва. В зависимости от того, что вы рисуете, акварель может сочетаться с тушью.
Упражнение «Процарапывание»
Возраст: 6-7 лет
Цель: развитие воображения, мелкой моторики рук, снятие психоэмоционального напряжения.
1 вариант. Графическая работа на мыльной подкладке.
Материал: кусочек мыла, гуашь или тушь, перо звѐздочка.
Методика проведения: работа, выполненная таким образом, напоминает гравюру, так как создается линией длиной разного направления, плавностью и получается бархатистой за счет углубления поверхности процарапывания. Лист бумаги сначала намыливают, затем покрывают гуашью, тушью или краской, после высыхания ручкой с пером звездочкой процарапывают рисунок.
2 вариант. Графическая работа на восковой подкладке.
Материал: кусочек стеариновой свечи, акварельные краски, кисти, тушь, перо звѐздочка.
Методика проведения: красками делают рисунок или закрашивают лист сочетаниями различных тонов, в зависимости оттого, что вы задумали. Затем тщательно протирают кусочком свечи так, чтобы стеарином была покрыта вся плоскость листа. После чего тушью покрывают всю работу (весь лист). Иногда два раза. Процарапывают после высыхания.
Упражнение «Парное рисование»
Возраст: 6-7 лет
Цель: развитие саморегуляции, произвольности поведения, умения работать по правилам, развитие способности конструктивного взаимодействия.
Техника проводится в парах.
Материал: краски, кисточки, карандаши, мелки, бумага, стаканчики для воды, цветная бумага, журналы, ножницы, клей, фломастеры, маркеры. Ход работы: группа делиться по парам, каждой паре раздается по листу бумаги, коробке красок, карандашей. Другие материалы могут лежать на отдельном столе, чтобы любой ребенок мог подойти и взять то, что ему может понадобиться.
Методика проведения: «Сейчас мы будем рисовать в парах. Двое рисуют на одном листе бумаги какую-то единую композицию или образ. При этом есть очень важное условие: нельзя заранее договариваться о том, что это будет за рисунок, нельзя разговаривать в процессе работы. Кроме красок и карандашей разрешается дополнять образ цветной бумагой, использовать готовые образы из журналов, вырезая и приклеивая их в дополнение к композиции. Начинаем по сигналу». После того, как рисунки будут готовы, проводится обсуждение и выставка работ. Можно выбрать самую гармоничную, самую необычную или самую конфликтную работу и задать вопросы авторам, что им помогало, как они действовали, как договаривались на невербальном уровне, что именно будут рисовать и т.д. Так же обсуждается и негативный опыт взаимодействия в процессе парного рисования.
Арт-терапевтическое упражнение «Цветок»
Возраст : 5-7 лет.
Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.
Материалы: бумага, кисти, краски, карандаши, фломастеры.
Методика проведения: Закрой глаза и представь прекрасный цветок. Как он выглядит? Как он пахнет? Где он растет? Что его окружает? А теперь открой глаза и попробуй изобразить все, что представил. Какое настроение у твоего цветка? Давай придумаем историю про него.
Примечания: важно закончит упражнение на положительном настрое, если ребѐнок сочинил грустную историю или у его цветка плохое настроение, то можно предложить изменить рисунок или историю так, чтобы настроение стало хорошим.
Арт-терапевтическое упражнение «Каракули Виникотта»
Возраст : 6-7 лет
Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, умение понимать партнера без слов, снимать эмоциональное напряжение.
Материалы: бумага, карандаш.
Методика проведения: Нарисуй любые линии, какие только захочешь. А сейчас я продолжу твой рисунок. Хочешь продолжить рисунок еще? Давай подумаем, на что похожи наши каракули? Дорисуем недостающие детали? Примечания: ведется своеобразный диалог на бумаге, который может продолжаться до тех пор пока оба не решат, что рисунок закончен. Можно пытаться увидеть в каракулях смысл, а можно просто водить карандашом по бумаге слушая свое тело.
Арт-терапевтическое упражнение «Зеркальный монстр»
Возраст: 5-7 лет.
Цель: Снятие напряжения, преодоление тревожно-фобических реакций. С одной стороны, ребенок видит в зеркале свое отражение через нарисованный страх (метафора того, что тело ребенка наполнено страхом), с другой стороны, есть возможность отстраниться от страха, сохранить контроль над ним.
Материалы: Зеркало в полный рост ребенка, краски, кисточки, емкость с водой.
Методика проведения: Попросить ребенка нарисовать на зеркале то, что его пугает, его страх.
Арт-терапевтическое упражнение «Кондитер»
Возраст : 5-7 лет.
Цель: снятие напряжения, повышение самооценки, исследование чувств и представлений, связанных с образом дома.
Материалы: Коробка из-под конфет, пластилин, скульптурный пластилин (если позволяют физические способности ребенка), гель с блестками
Методика проведения: Попросить детей слепить конфетки, «заселить их в домики», украсить гелем с блестками.
Арт-терапевтическое упражнение «Посмеемся над страхами» Возраст: 5-7 лет.
Цель: Поднять настроение и способствовать снятию зажатости как на физическом, так и на психологическом уровне.
Материалы: Магнитофон, аудиозапись смеющегося человека. Методика проведения: Это упражнение лучше выполнять, сидя на ковре. Ребята вспоминают ситуации, когда им было страшно, и вместе со взрослым ищут в каждой страшной истории что-то смешное. В конце можно включить запись смеющегося человека и всем вместе похохотать от души. Дети очень любят это упражнение.
Арт-терапевтическое упражнение «Рисование под музыку»
Возраст: 6-7 лет.
Цель: Снятие эмоционального напряжения.
Материалы: Краски акварельные или гуашевые, широкие кисти, бумага, аудиокассета Вивальди «Времена года».
Методика проведения: Рисование под музыку Вивальди «Времена года» большими мазками.
∙ Лето – красные мазки (ягоды)
∙ Осень – желтые и оранжевые (листья)
∙ Зима – голубые (снег)
∙ Весна – зеленые (листья)
Упражнение «Конверты радости и огорчений»
Возраст: 5-7 лет
Цели: развитие умений открыто выражать свои чувство по отношение к различным жизненным ситуациям, снятие напряжения, эмоциональное сближение ребенка и родителей.
Возраст: старший дошкольный;
Материалы: почтовые конверты, бумага разного формата; цветной/белый картон; краски, набор карандашей/фломастеров/мелков; ножницы, клей.
Описание упражнения: «За целый день успевает произойти масса разных событий – что-то нас веселит, что-то нас удивляет, что-то нас радует, а что-то нас и огорчает. Давай с тобой сделаем конвертики, в которых сможем собирать все то, что запомнилось за день. В один из них мы будем собирать свои радости, а в другой будем прятать огорчения». Теперь предложите ребенку изготовить конверты. Для этого можно использовать как обычные почтовые конверты (которые затем можно разрисовать, сделать на них какую-либо аппликацию), так и изготовить самостоятельно. Для этого можно придумать свою форму, выбрать сам материал (альбомные листы, белый/цветной картон, фольгу и т.д.) Когда конверт радости и конверт огорчений будет готовы – начинайте их заполнять. Возьмите небольшие бумажки и попросить ребенка написать на них, или нарисовать то, что обрадовало его, а что огорчило. И распределите это по соответствующим конвертам. Затем предложите ему с помощью рук изобразить весы. Пускай он положит один конверт на правую ладонь, а другой на левую. Как он считает, что перевешивает? Радость? Отлично, скажите, что завтра, когда мы вновь будем заполнять наши конвертики – ее, наверно, станет еще больше! Перевешивают огорчения? Скажите, что, конечно, это грустно. Но ведь мы их убрали в конверт, они больше не в тебе – а вот в этом конверте. А значит, они потеряли власть над тобой. А завтра мы вновь продолжим заполнять наши конвертики, и еще посмотрим – кто ж перевесит! В процессе заполнения конвертов можно с ребенком периодически пересматривать их содержимое, что-то обсуждать, убирать или добавлять. Пусть ребенок сам решит, как долго он будет «вести» такие конверты. Когда он захочет прекратить – проведите «полную ревизию» содержимого. Потом предложите конверт с накопившимися радостями хранить в надежном месте, что б всегда была возможность пересматривать его, если вдруг будет грустно. А вот с конвертом огорчений предложите «расправиться». Пусть ребенок придумает способ, как огорчения навсегда уйдут из его жизни (скажем, конверт можно разорвать и затоптать; можно разрезать, или опустить в воду, и ждать пока размокнет и т.д.)
Примечание: Хорошо, когда все, что ребенок складывает в конверты, проговаривается вместе с родителями. Родителям это дает дополнительную возможность лучше узнать своего ребенка, быть в курсе того, что его заботит в данный момент; Но случается и так, что ребенок отказывается писать или рисовать то, что его огорчило. Возможно, что причиной этого является нежелание что-то «рассекретить». Не настаивайте. Значит пока он к этому не готов. Успокойте его, скажите, что вам это необязательно показывать. Или предложите ему вместо того, что б писать или рисовать огорчения – сказать их шепотом в сам конверт. А вы отвернетесь или не на долго выйдите из комнаты. В полнее вероятно, что потом ребенок сам захочет поделиться с вами тем, что спрятал в конверт.
Арт-терапевтическая техника телесно-ориентированной терапии «Пластилиновая фигурка»
Тело – зеркало души - это выражение известно многим. Тело является продолжением нашей психики. Обычно проблемы, связанные с психическим здоровьем, начинаются с физического или эмоционального стресса. Все наши мысли и действия запечатлеваются в теле. Взаимосвязь тела и душевного состояния человека установлена давно, поэтому активные исследования в этой области помогают значительно расширять возможности психотерапевтического лечения. Телесно-ориентированная терапия выступает как самостоятельное направление в психологии, обладая при этом четкой концепцией и разнообразными практическими наработками. «Тело помнит все» – так звучит один из законов телесноориентированной психотерапии. Телом сохраняются все воспоминания и пережитые нами эмоции. Чувства и страхи, которые человек игнорирует, выливается в проблемы со здоровьем и если продолжать не обращать на них внимания – таких проблем будет прибавляться все больше. Каждая часть тела отвечает за определенные страхи человека и в зависимости от того, в каком месте возникают неприятные ощущения, можно определить, чего боится человек.
Цель: снижение тревожности, снятие психоэмоционального напряжения, расслабление.
Возраст: 5-7 лет.
Материал: упражнение выполняется на ковре.
Описание метода: Психолог просит ребенка представить, что он фигурка из пластилина, которую очень долго держали в холодильнике, «жесткая и твердая». Затем психолог пытается поменять позу ребенка, напоминая ему, что застывший пластилин (то есть ребенок) должен осложнять его работу, сопротивляться. После этого психолог просит ребенка представить, что в помещении вдруг одновременно включили множество отопительных приборов и фигурка из пластилина начинает «таять». Психолог обращает внимание ребенка на то, что «таяние» это постепенный процесс, а не мгновенное перевоплощение: в первую очередь должны оплывать те части тела куклы, на которые «ушло меньше пластилина»: пальцы, шея, руки, затем ноги. В конце упражнения ребенок должен буквально «стечь» на пол, превратившись в бесформенную пластилиновую массу. Это и будет абсолютным мышечным расслаблением.
Арт-терапевтическая техника работы с песком «Дом умиротворения»
Игра в песочнице как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Ребенок выступает в песочнице как созидатель — один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит. Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо! А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Иными словами, использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательнотерапевтический эффект.
Цель: коррекция страхов, тревожности, развитие воображения, снятие нервно-психического напряжения.
Возраст: 4 – 7 лет .
Материал: песочница, кварцевый песок, коробочка, разноцветные камни (марблс или галька), запись со спокойными классическими музыкальными композициями.
Описание метода: психолог предлагает ребенку окунуться в мир песочной фантазии. Ребенок закрывает глаза и слушает инструкции психолога: медленно опустить ладони на песок, взять в руки песок, пропустить его сквозь пальцы, прислушаться к своим ощущениям, подарите свои чувства песку. Психолог комментирует: все страхи унесет песок, он очистит и излечит, подарит умиротворение. Далее психолог обращает внимание ребенка на шкатулку и просит его открыть ее. В шкатулке лежат камни. Из этих камней можно построить дом, где царит любовь и спокойствие, радость и нежность. Но для начала нужно избавиться от страха. Психолог предлагает ребенку выбрать из камней те камни, которые вызывают страх, злость, печаль, и засыпать их песком, комментируя, что так, ребенок избавитесь от негативных чувств. Затем ребенку нужно выбрать камни, которые вызывают у ребенка чувства умиротворения, спокойствия и радости, любви, их может быть несколько, положить их около себя. После ребенок рисует свой дом, по контуру которого, размещает камни - позитива. Психолог обращает внимание ребенка на то, что нарисовав дом, он избавляется от своих страхов и тревог, так как у него теперь есть безопасное место.
Пример работы со страхом, с использованием данной техники. Инструкция:
∙ Закрой глаза, медленно опустите ладони на песок, возьми его в руки, пропусти сквозь пальцы, почувствуй прохладу и шероховатость песчинок.
∙ Прислушайся к своим ощущениям. Ты чувствуешь себя спокойно и легко. Подари свои чувства «песчаной вечности».
∙ Все страхи унесет песок. Он очистит и излечит. Подарит умиротворение.
∙ Обрати внимание, возле тебя находится волшебная шкатулка, открой ее. В ней таятся волшебные камни. Ты можешь перестать бояться, нарисовав волшебный дом, где царит любовь и спокойствие, радость и нежность.
∙ Но для начала давай избавимся от страха. Выбери из камней те камни, которые вызывают у тебя эмоции страх, злость, печаль, засыпь их песком. Так, ты избавляешься от негативных чувств.
∙ Теперь из множества камней, в которых хранятся тайны, возьми те камни, которые вызывают у тебя чувства умиротворения, спокойствия и радости, любви. Их может быть несколько. Положи их около себя. Нарисуй на песке дом, в котором тебе будет комфортно, уютно и безопасно.
∙ Размести по контуру дома камни позитива, если желаешь, укрась свой дом.
∙ Этот дом надежд и умиротворения - твой. Он полон любви и нежности, спокойствия и добродетели, он излучает свет исцеления. Скажи громко и уверенно – «Это мой дом безопасности».
∙ А теперь закрой глаза и представь себе, что ты входишь в свой дом и положительные чувства и эмоции проникают в каждую клеточку твоего тела. ∙ Нарисовав свой дом ты избавляешься от своих страхов и тревог. Ты не чувствуешь страха, у тебя теперь есть защита, стены твоего дома безопасности.
∙ Открой глазки и возвращайся в наш любимый детский сад. В работе с песком желательно использовать легкую спокойную классическую музыку.
Игра – разминка «Чудесные превращения»
Возраст: 5-7 лет
Цель: развивать воображение, образное восприятие, раскрыть творческий потенциал, снять эмоциональное напряжение, тревожность, формировать коммуникативные навыки.
Материал: цветные карандаши, бумага, музыкальное сопровождение. Методика проведения: Дети садятся напротив друг друга за столы, положив перед собой два карандаша и бумагу. Один ребенок рисует необычную линию, закорючку, зигзаги, беспорядочные значки и просит другого ребенка завершить «чудесное превращение»: превратить его каракули во что-нибудь интересное. Затем дети поочередно дополняют рисунок. По ходу игры участники рассказывают о содержании своих картинок и обо всем, что они думают. Задание выполняется под музыку. В процессе выполнения этого упражнения возникает огромное количество способов общения.
Упражнение «Настроение»
Возраст: 5-7 лет
Цель: снять эмоциональное напряжение, снизить тревожность, учить пониманию своих чувств.
Материал: бумага для акварели, краски
Методика проведения: Детям предлагается на мокром листе бумаги изобразить свое настроение. Этот рисунок имеет диагностическое значение: у тревожных детей обычно много темных тонов, у агрессивных – темных в сочетании с красным цветом. Если много темных красок в рисунке ребенка, с целью коррекции эмоционального состояния предлагается нарисовать еще один рисунок с использованием только трех цветов: голубого, желтого и красного.
Упражнение «Превращение страха»
Возраст: 5-7 лет
Цель: снять эмоциональное напряжение, провести коррекцию страхов и тревожности.
Материал: бумага, ножницы, карандаши или краски, белая гуашь, музыкальное сопровождение
Методика проведения: Под руководством психолога дети вырезают и раскрашивают маски кого-нибудь «страшного». Детям предлагается стать могущественными волшебниками и из страшного сделать веселое. «Страшные» маски закрашиваются белой гуашью и «превращаются» в веселые. Под музыку устраиваются танцы с «веселыми» масками.
Упражнение «Прогулка по лесу»
Цель: развитие воображения, и познания своих внутренних уголков души.
Материалы: бумага, краски, карандаши, кисточки, музыкальный проигрыватель, музыкальные записи.
Процедура: 1. Представьте, что вы в лесу. Небольшим словесным рассказом оживить воображение участников: «Жил-был Зеленый Лес. Это был не просто Зеленый Лес, а Поющий Лес. Березы там пели нежные песни берез, дубы – стародавние песни дубов. Пела речка, пел родничок, но звонче всех пели, конечно, птицы. Синицы пели синие песни, а малиновки – малиновые». Как прекрасно идти тоненькой ленточкой тропинки и, забывая обо всем, растворяться в величественной красоте леса! Он будто бы раскрывает для тебя свое объятие, и ты замираешь в немом удивлении. Тишина восхищает тебя. Ты стоишь неподвижно, словно ждешь чего-то. Но вот налетает ветер, и все сразу оживает. Просыпаются деревья, сбрасывают из себя солнечную листву – письма Осени и Леса. Ты ждал их так долго! Перебирая каждый листок, в конце концов, находишь письмо, адресованное только тебе. О чем думает Лес? О чем мечтает? Вглядываясь в оранжевые прожилки Кленового письма, можно обо всем узнать: Лес пишет тебе о Лете с солнцем, которое смеется, и соловьиных трелях, о весне с ее первыми цветами, журавлями и цветущими деревьями. О волшебнице-зиме, которая в скором времени придет, накроет Лес своим снежным ковром, и он заблестит на солнце. Пока же Лес живет в Осени и радуется каждому мгновенью, не обращая внимания, что плывут дни, месяцы... И Осень изменяется. Она все чаще грустит и плачет осенним дождем. А как чудесно сидеть в лесу под елкой и наблюдать за серебристыми каплями! Дождь наполняет лес неповторимой свежестью. Тебе совсем не грустно, наоборот – ты радуешься, когда вдруг видишь маленькие разноцветные грибы, которые незаметно появились под деревом. Твоя душа взлетает высоко к небесам. И это чувство полета ты прячешь глубоко в сердце, чтобы донести его к следующей Осени, а может, чтобы пронести через всю жизнь...
2. Участникам предлагается нарисовать запомнившейся лес.
3. Обсуждение и интерпретация рисунков.
Вопросы для обсуждения:
1. Как вы себя чувствуете?
2. Как бы вы назвали свой рисунок?
3. Что изображено расскажи?
4. Какие чувства вызывают рисунки других участников?
5. Постарайтесь найти в группе сходный с вашим образ или рисунок?
Упражнение «Моя планета»
Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.
Инструкция: «Закрой глаза и представь себе планету в космосе. Какая планета? Кто населяет эту планету? Легко ли до неѐ добраться? По каким законам на ней живут? чем занимаются жители? Как твою планету зовут? Нарисуй эту планету» Дети выполняют рисунки, после чего проводится обсуждение работ.
Рисования пеной для бритья
Цель: преодоление тревожности
Возраст: дети старшего дошкольного возраста.
Материал: пена для бритья, гуашь, акварельные краски, плоская тарелка для смешивания пены для бритья и красок, бумага, скребок, пипетка, кисточки, клей ПВА. Способ 1 Равномерным толстым слоем нанесите пену для бритья на поднос. Смешать краски разных цветов с небольшим количеством воды, чтобы получился насыщенный раствор. С помощью кисточки или пипетки накапать краску разных цветов на поверхность пены в произвольном порядке Кисточкой или палочкой красиво размазать краску по поверхности, чтобы она образовывала причудливые зигзаги, волнистые линии и т. п. Необходимо лист бумаги аккуратно приложить к поверхности получившейся узорчатой пены. Соскрести всю пену с листа бумаги. Для этих целей можно использовать кусок картона Способ 2 Предварительно лист бумаги намазать клеем ПВА, чтобы пена по мере высыхания приклеилась к листу. Пена накладывается на бумагу и набрызгивается красками. По необходимости перемешать краску и пену. Работа сохнет 30 мин и более.
Упражнение «Скульптура» Возраст детей: 5-7 лет. Цель: коррекция тревожности, развитие воображения. Материал: пена для бритья, гуашь, плотная бумага, кисточки. Методика проведения: Ребенок, выдавливая пену, создает объемную скульптуру на плотной бумаге. Психолог предлагает увидеть, на что или на кого похожа скульптура. Используя краски, ребенок раскрашивает ее. Если ребенок увидел, что-то страшное и не красивое, то можно «долепить» скульптуру, добавив пены и использовать более яркие краски. Психолог предлагает рассказать о получившейся скульптуре.
Упражнение «Разговор с руками» Возраст детей: 5 - 7 лет. Цель: формирование уверенности в себе, развитие позитивного самовосприятия, отреагирование эмоций, развитие коммуникативных навыков. Материал: цветные карандаши, восковые мелки, краски, лист бумаги. Методика проведения: Взрослый предлагает ребенку обвести контур ладошек, а затем «оживить» их: нарисовать им лица (глазки, ротик, носик и т.д.), можно раскрасить пальчики цветными карандашами. Затем взрослый начинает разговор с пальчиками, распрашивая их об их привычках и привязанностях, о том, что они любят и чего не любят. Отвечать может ребенок, но если он молчит, то взрослый сам отвечает за пальчики, рассказывая о том, какие они хорошие, как много они умеют. Потом взрослый говорит: «Но пальчики иногда не слушаются своего хозяина»,- и предлагает заключить с непослушными пальчиками «договор», что они, например, в течение 2-3 дней будут делать только хорошее: здороваться, рисовать, играть, помогать хозяину одеваться и раздеваться. После того, как ребенок вступает в игру, через оговоренный промежуток времени повторяют рисование с ним, похвалив пальчики и их хозяина, а также предложив больший срок действия «договора». Примерный список задаваемых вопросов: 1. Как их зовут? 2. Сколько им лет? 3. Где они находятся? 4. Что они видят вокруг себя? 5. Есть ли кто-нибудь рядом? 6. Кто это? 7. Что они говорят пальчикам? 8. Что они отвечают? 9. Слышат ли они какие-нибудь другие звуки? 10. Может быть, они чувствуют какие-то запахи или ощущают что-то на вкус? 11. Может быть, они испытывают физические ощущения или эмоции? 12. Кто из них главный? 13. Кто из них помогает друг другу? 14. Кто из них борется друг с другом? 15. Кто из них слабее? 16. Кто сильнее? 17. Любят ли они ходить в детский сад? 18. Что их больше всего обижает? (важно «что», а не «кто») 19. За что их ругают? 20. Что они делают, когда им плохо? 21. Какое их любимое блюдо? 22. Чтобы они хотели, чтобы им подарили? 23. Что они больше всего любят? 24. Как они относятся к своей маме, папе? 25. Что им сейчас больше всего хочется? 26. Что им сейчас больше всего хочется сделать? 27. Что пальчики хотят, чтобы сделал взрослый (психолог)?
Упражнение «Рисунок с закрытыми глазами»
Дети: 6-7лет
Цель: развитие воображения, коррекция страха темноты и тревожности.
Используя «Способ 1», на поднос наносится пена. После того как ребенок накапает краску на пену ребенку предлагается завязать глаза шарфом. С закрытыми глазами ребенок непроизвольно водит кисточкой по поверхности, создавая линии. Если ребенок не хочет завязывать шарф, то можно предложить просто прикрыть глаза. После того как ребенок откроет глаза можно спросить: «Что изображено на рисунке? Хочется ли еще добавить краски и дорисовать?». Предложить ребенку дать название своему рисунку.
Упражнение «Мое настроение»
Дети: 6-7лет
Цель: обогащение эмоциональной сферы, коррекция тревожности, развитие воображения. Дети рассказываю о своем настроении. На какие цвета похоже оно. Психолог объясняет, что о настроении можно не только рассказать, но и показать и изобразить его.
Используя Способ 2. Дети изображают свое настроение и внутренне эмоциональное состояние. Если кто – то из детей изобразил плохое настроение, используя мрачные цвета, предлагается подумать, что необходимо для того, чтобы настроение улучшилось. Затем предложить добавить ярких капель в виде конфетти. Либо изобразить настроение на новом листе. Главное, чтобы ребенок получил заряд положительных эмоций.
Упражнение «Ночной город»
Дети: 6-7лет
Цель: коррекция страха темноты. Дети рисуют на выбранном картоне карандашами изображение ночного города. Для того чтобы ночной город стал ярким и красивым психолог предлагает преобразить его, используя цветную соль.
Материал: воздушный шар, гуашь, мыло, кисточки, скотч. Надутый однотонный шарик прикрепляется скотчем к столу. Кисточки для работы надо выбирать максимально мягкие, чтобы дети неосторожным движением не лопнули шарик. Ширина их должна быть от 10 мм – для крупных деталей, 5 мм – для прорисовки контуров и мелочей. Для того чтобы краски хорошо наносились необходимо гуашь смешать с жидким мылом.
Упражнение «Отпускаем страх» (Рисование на воздушном шаре) Возраст: 5-7 лет
Цель: коррекция страхов, тревожности, развитие воображения.
Материал: воздушный шар, гуашь, мыло, кисточки, скотч. Надутый однотонный шарик прикрепляется скотчем к столу. Кисточки для работы надо выбирать максимально мягкие, чтобы дети неосторожным движением не лопнули шарик. Ширина их должна быть от 10 мм – для крупных деталей, 5 мм – для прорисовки контуров и мелочей. Для того чтобы краски хорошо наносились необходимо гуашь смешать с жидким мылом. Психолог рассказывает детям, что свой страх можно изобразить на воздушном шаре. Ребенок выбирает воздушный шар любого оттенка. Надувая его психолог спрашивает у ребенка, какого размера его страх. Если ребенок говорит, что страх его большой, то желательно надуть его максимально. Ребѐнок может надуть шар сам или с помощью насоса, мысленно представляя, что страх останется внутри шара. Нарисовав страх и взяв его в руки, ребенок выходит на улицу и выпускает его со словами: «Шар воздушный, улетай, страх с собой забирай».
Упражнение «Страхи» (Рисование на клеенке)
Возраст: 5-7 лет
Цель: коррекция страхов, тревожности.
Материал: плотная клеенка (прозрачная или цветная), гуашь, жидкое мыло, обойный клей, кисточки, губки. Для того чтобы краски хорошо наносились на клеенку, необходимо гуашь смешать с жидким мылом, либо с клеем ПВА. Под прозрачную клеенку ребенок может подложить бумагу любого оттенка (фон по желанию). Психолог предлагает ребенку изобразить свои страхи, объясняя тем, что если вдруг захочется что – то исправить, то это можно сделать легким касанием губки. Ребенок рассказывает о своем страхе, а затем можно:
• подрисовать что-нибудь, чтобы образ стал смешным;
• угостить вкусным, нарисовав конфеты, печенье, колбасу и т. д. ;
• заштриховать его;
• избавиться от страха, смыв водой (клеенка останется чистой);
• приручить его. У
Упражнение «Отпечатки».
Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.
Возраст: 5 – 7 лет.
А для этого упражнения вам понадобятся акварельные краски. Обмакивайте пальчики крохи поочерѐдно в разные цвета, и пусть он ставит ими отпечатки на бумаге. Дошкольнику можно предложить, когда краска подсохнет, карандашом дорисовать отпечатки. Какие образы можно создать из них?
Упражнение «Страшилище»
Возраст : 6-7 лет.
Цель: формирование внутреннего ощущения силы и гармонии. Материал: не требуется
Методика проведения: Упражнение проводится индивидуально. Ребенка просят закрыть глаза и послушать сказку. Жила – была девочка (мальчик, в зависимости от пола ребенка). И все у нее было хорошо до тех пор, пока в ее жизни не появилось самое настоящее «страшилище». Оно подкралось к ней неожиданно да так, что она не успела даже как следует подготовиться к встрече с ним, растерялась и не нашла сил возразить ему. Девочка очень испугалась и дала себе слово: отныне обходить стороной это «страшилище». Но чем больше она старалась избегать его, тем чаще оно встречалось на ее пути. В конце концов, она так устала от своего страха, что решила сама выйти к нему на встречу и раз и навсегда выяснить их отношения: взглянуть открыто ему в глаза, а дальше будь что будет… Как решила – так и сделала. Вышла из дома и стала звать свое «страшилище», что есть мочи… Но оно молчало и даже носа своего не показывало почему-то! Зато на ее зов откликнулась мудрая Фея, коснулась ее своей рукой (в этот момент обязательно дотроньтесь до ребенка рукой) и сказала: «Вот, чувствуешь, какой ты, можешь быть сильной! А чтобы ты была такой всегда, когда захочешь, я передам тебе часть моей силы и надежности. Отныне всякий раз, встречая на своем пути «страшилище», ты будешь излучать всем своим телом мое невидимое сияние, которое испепелит все замыслы твоих врагов, сделает их слабыми и безвольными. Ступай и помни, что все, что тебе надо, теперь есть внутри тебя!» И девочка пошла. Много ей потом в жизни встречалось плохого и злого, но все это проходило мимо нее видимо, чувствовало, какая теперь у нее есть сила!
Упражнение «Оригами «Птица радости»
Возраст: 6-7 лет.
Цель: развитие у детей позитивной самооценки, веры в свои возможности, творческих способностей.
Материал: бумага, цветные карандаши, фломастеры, ватман. Методика проведения: Психолог беседует с детьми: «Что происходит с нами, когда нам хорошо, здорово, когда мы счастливы и нам говорят хорошие слова? У нас словно вырастают крылья! Так давайте сделаем свою птицу радости, счастья и удачи!» Все делают из бумаги фигурку птицы и раскрашивают ее. Далее детям предлагается подумать и создать на ватмане общий мир под названием «Небо» для своих птиц и придумать небольшой рассказ про свою птицу. Затем все обсуждают, что получилось и как это делалось.
Упражнение «Что я вижу в темноте»
Дети: 6-7лет
Цель: коррекция страха темноты.
Психолог предлагает детям вспомнить свои ощущения, перед тем как они засыпают. Рассказав о своем состоянии, детям предлагается нарисовать гелем то или что они видят в темноте. Используя краски или карандаши, дети подрисовывают необходимые детали. Чтобы пугающий образ стал не страшным можно его изменить, подрисовав улыбку, бантики, подарки. Происходит трансформация страха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция тревожности у дошкольников методом игровой терапии.
Игра является для ребенка тем же, чем речь является для взрослого; она предоставляет в распоряжение ребенка символы, которые заменяют ему слова. Жизненный опыт ребенка гораздо больше, чем то, что он м...
Картотека игр и упражнений по коррекции страхов у дошкольников
Цель – снятие страхов у детей дошкольного возраста.Задачи: 1.Развивать социальное доверие. 2. Развивать внутреннюю свободу и раскованность.3. Помочь в преодолении негативных переживаний...
Презентация на тему: Использование песочной терапии как средство коррекции тревожности у дошкольников"
Материал содержит информацию о понятии "песочная терапия", роли песочной терапии в развитии дошкольника, организации пространственной среды для игр с песком, опыт работы педагога-психолога Д...
Картотека сказок для профилактики и коррекции детской тревожности
Картотека сказок для профилактики и коррекции детской тревожности детей раннего возраста...
Методическая разработка "Картотека игр и арт-упражнений по коррекции тревожности у дошкольников "
Помощь педагогам и родителям...
Сказкотерапия как средство коррекции тревожности у дошкольников
laquo;Самое прекрасное, что мыможем испытать,– это ощущение тайны»Альберт Энштейн.Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает здоровье. Особенно заставляет об...
Памятка для воспитателей и родителей «Игры для коррекции тревожности у дошкольников»
Тревожность - это "индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, и, прежде всего, которые...