Памятка для воспитателей и родителей «Игры для коррекции тревожности у дошкольников»
материал по коррекционной педагогике

  Тревожность - это "индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, и, прежде всего, которые к этому не предрасполагают".               Психологический словарь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_dlya_pedagogov-_trevozhnye_deti.docx21.6 КБ

Предварительный просмотр:


Памятка для педагогов и родителей.

«Игры для коррекции тревожности у дошкольников»

Рекомендуется проводить работу с тревожными  детьми в трех направлениях:

1. Повышение самооценки.

2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.

3. Снятие мышечного напряжения.

При их организации важно соблюдать некоторые правила, которые позволят создать комфортную игровую обстановку для тревожного ребенка.

Правило 1. Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми, не приводите их в пример.

Правило 2. Избегайте соревновательных моментов в играх.

Правило 3. Вводите ребенка в новую игру осторожно, давая ему возможность спокойно ознакомиться с ней

Игры на повышение самооценки.

«Копилка достижений»

Возьмите картонную коробку и оформите ее вместе с ребенком так, как ему хотелось бы, чтобы выглядела копилка его главных ценностей – маленьких и больших собственных успехов в жизни. Отдельно приготовьте небольшие листочки бумаги или бусины, которые вы будете опускать в копилку достижений за какие – либо успехи.

А теперь введите правило: когда ребенок возвращается домой, он обязательно должен вспомнить и вместе с вами записать на этом листочке какое- то свидетельство успеха, которого он достиг за сегодняшний день. Важно, чтобы даже в самом неблагополучном дне ребенок смог найти что-то, что ему удалось.

«Утяжеление» копилки со временем само по себе наполняет детей гордостью и большей уверенностью в своих силах, особенно если родители и другие члены семьи относятся к его маленьким победам с уважением.

«Солнышко»

Игра проводится в обстановке доброжелательности, в окружении важных для ребенка людей.

Все встают в круг. Каждому раздается какой - то предмет, символизирующий лучик солнца, например, атласная ленточка, цветной карандаш, цветок и т. п. В середину круга встает ребенок, которого будет греть «Солнышко».

Далее объясняется, что свой предмет (лучик солнца) можно подарить ребенку, стоящему в центре круга, только с добрыми словами, сказав о том, что тебе нравится в этом человеке. Все, стоящие в круге, по очереди говорят что- то хорошее и отдают свой «лучик».

«Закончи предложение» Игра с мячом.

Все встают в круг. Мяч в руках у ведущего. Играющим объясняются правила игры : я буду кидать вам мяч по очереди и начинать предложение, а вы должны бросить мяч обратно, назвав окончание предложения»

Например, можно ребенку бросать мяч со словами«Я умею…»«Я научился…»«Я могу…»«Я хочу научиться…».

Если ребенок затрудняется с ответом, то остальные участники игры должны прийти на помощь и подсказать продолжение фразы.

«Волшебный стул»

Один из детей садится в центр круга на «волшебный стул», остальные говорят ему ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.

«Комплимент»

Дети встают в круг. В руках у ведущего мяч. Он кидает мяч кому – то из детей, стоящих в круге, и говорит ему комплимент. Тот, кто получил мяч, в ответ должен сказать«Спасибо». Далее передать мяч с комплиментом следующему игроку.

Важно, чтобы комплименты получили все участники игры.

Игры на снятие мышечного и эмоционального напряжения.

«Снеговик» 

Исходное положение – свободное.

Выпал снег, давайте строить снеговика – легкими хлопками «лепят» себе толстые ноги, руки, бока, голову, глаза, нос и улыбку.  Вот он какой получился! – ставят ноги на ширине плеч, руки немного разводят в стороны, пальцы растопыривают и улыбаются. При этом тело должно быть напряжено.

Солнышко пригрело, и снег начал таять – происходит постепенное расслабление всего тела: повисают руки, голова, спина, одновременно с ними медленно сгибаются колени. Растаял снеговик, осталась одна лужа – ложатся на пол, все мышцы расслаблены.

«Психологическая лепка»

Ведущий выбирает одного из детей, предлагает ему представить, что он кусочек пластилина и из него можно что – либо вылепить. Но сначала пластилин нужно размять. Ведущий разминает, растирает ребенка и «лепит» из него что- то. Например, какое – либо животное. Остальные участники угадывают, что это.

«Зеркало»

Что делает зеркало? Повторяет ваши движения. Пусть один человек будет зеркалом, а другие повторяют за ним все, что он делает. Встаньте друг против друга и копируйте мимику, позы, жесты, то есть полностью подражайте образцу. Через некоторое время поменяйтесь с ребенком местами. Или определите водящего с помощью считалки.

«Торт»

Выбирается ребенок и ложится на ковер. Это будущий торт. Остальные участники игры начинают его «готовить». Сначала просеивают муку, замешивают тесто, раскатывают, кладут изюм, обмазывают вареньем. Затем «пирог» переворачивают и украшают. «Пирог» сам скажет, когда он готов. Упражнение проделывают с теми, кто захочет.

«Огонь – лед»

Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. Участники выполняют упражнение, стоя в кругу. По команде ведущего “Огонь” участники начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений выбираются каждым участником произвольно. По команде “Лед” участники застывают в позе, в которой застигла их команда, напрягая до предела все тело. Ведущий несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.

«Волшебный мелок»

Существует хорошее развлечение – рисовать или писать на спине друг друга разные картинки или буквы, а затем отгадывать, что было изображено.

После окончания игры «художник» нежными движениями «стирает» все, что нарисовал, при этом слегка массируя спину.

Игры на саморегуляцию.

«Кораблик»

Материал: одеяло, любимая игрушка.

Ход игры : взрослые раскачивают за углы одеяло – это кораблик. В кораблике находится «капитан»- ребенок. При словах «тихая, спокойная погода, светит солнышко» все дети изображают пантомимой хорошую погоду. При слове «Буря» они начинают шуметь, кораблик качается все сильнее. Ребенок, находящийся в кораблике, должен перекричать бурю«Я не боюсь бури! Я самый сильный матрос!»

Для объяснения этой игры в первое «плавание» можно отправить игрушку.

«Рыбаки и рыбки»

Выбирается «рыбка», остальные участники становятся парами лицом друг к другу в две линии и берут друг друга за руки, образуя таким образом «сеть». Рыбка должна проползти под сетью, которая задевает спину, щекочет, постукивает по ней.

Естественно, что работа с родителями, тем более в такой области – задача сложная, но добиться даже небольшой положительной динамики в этом направлении вполне по силам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция тревожности у дошкольников методом игровой терапии.

Игра является для ребенка тем же, чем речь является для взрослого; она предоставляет в распоряжение ребенка символы, которые заменяют ему слова. Жизненный опыт ребенка гораздо больше, чем то, что он м...

Презентация на тему: Использование песочной терапии как средство коррекции тревожности у дошкольников"

Материал содержит информацию о понятии "песочная терапия", роли песочной терапии в развитии дошкольника, организации пространственной среды для игр с песком, опыт работы педагога-психолога Д...

консультация для воспитателей и родителей "Игры с мячом для развития дошкольников с нарушением зрения"

Представленный материал будет интересен как педагогам, так и родителям детей с нарушением зрения. Игровоые упражнения предназначены для детей от 4 до 8 лет....

Памятка для воспитателей и родителей «Игры нашего детства»

Памятка для воспитателей и родителей «Игры нашего детства»Список игр: Камень, ножницы, бумага.Крестики-нолики.Игры со скакалкой.Светофор.Море волнуется раз.Классики.Городки.Рези...

Сказкотерапия как средство коррекции тревожности у дошкольников

laquo;Самое прекрасное, что мыможем испытать,– это ощущение тайны»Альберт Энштейн.Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает здоровье. Особенно заставляет об...

Картотека игр и арт-упражнений по коррекции тревожности у дошкольников

Игры и упражнения с использованием элементов арт-терапевтического метода...