Педагогический час "Стили поведения в конфликте"
методическая разработка по психологии

Палинчак Светлана Алексеевна

Педагоги - обычные люди. Зачастую и в конфликтах поступаем автоматически, используя привычные приёмы поведения. Данное мероприятие позволит педагогам расширить представление о стилях поведния в конфликте, увидеть свою стратегию поведения в конфликтных ситуациях и оценить её эффективность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический час «Стили поведения в конфликте»

Цель: расширить поведенческий репертуар при возникновении конфликтных ситуаций

Задачи: определить привычные способы поведения в конфликте;

расширить понимание конфликта, его основные закономерности;

определить личную стратегию поведения в конфликте.

Ход мероприятия.

За неделю до проведения мероприятия предлагаем педагогам пройти «Методику диагностики тактики поведения в конфликтной ситуации» (адаптированный вариант теста К.Н. Томаса). В результате каждый участник получает личную стратегию поведения в конфликте, изображенную в графике (см. Презентацию).

Добрый день, коллеги. Наше время ценно, поэтому начнём.

Упражнение «Кулачок»

Прошу распределиться по парам. Решите между собой, кто будет первым, а кто вторым.

Задание для участника, который выбрал роль первого: сжать кулак. Задача второго – кулак партнёра разжать.

Предоставляется 1-2 минуты.

Теперь прошу поменяться ролями.

Обсуждение результатов упражнения:

  1. Получилось ли разжать кулак?
  2. Если «да», то каким способом Вы воспользовались, чтобы задачку разрешить? Какие стратегии применялись (юмор, запугивание, давление
  3. Что Вы чувствуете сейчас?

Ведущий предлагает один из безопасных приёмов: подходит к одному из участников с протянутой ладонью и предлагает дружбу.

Вывод: в решении мы применяли тот, способ, который чаще всего применяем при возникновении сложных ситуаций.

Основная часть.

Если бы Вы рисовали конфликт, что было бы изображено на рисунке? Какие бы цвета использовали, чтобы изобразить конфликт? Конфликт всегда связан с напряжением, но современное понимание конфликта предлагает нам следующее:

  1. Конфликт неизбежен и неотвратим. Невозможно прожить без конфликта, потому что это естественная часть жизни. Это нормально;
  2. Конфликт не всегда и необязательно приходит к разрешениям. Он необходим для развития и сохранения социального целого. Конфликт – это необязательно плохо;
  3. В конфликте есть положительный творческий конструктивный потенциал. Конфликт может привести к хорошим изменениям;
  4. Конфликт может быть управляем, причём так, что его негативные последствия могут быть минимизированы, а конструктивные – усилены. С конфликтной ситуацией можно работать.

В педагогической практике конфликты могут возникать с разными субъектами: с педагогами, с родителями, с руководством, с детьми, внутриличностный конфликт. И в каждой конфликтной ситуации мы можем применять различные стили. Всего их пять:

  1. Соперничество
  2. Приспособление
  3. Уступка
  4. Избегание
  5. Компромисс
  6. Сотрудничество.

Предлагаю Вам обратиться к результатам теста, который мы с вами проводили. Вы видите Ваш личный стратегический график по результатам проведённой диагностики. Самый высший балл – тот стиль поведения, который вы чаще всего применяете в конфликте. Те стили, которые получили наименьший балл, применяются Вами меньше всего. М. Битянова предлагает определенную характеристику некоторых конкретных графиков и стратегий поведения:

  • «Дипломат»
  • «Хозяин жизни»
  • «Либо мне, либо никому»
  • «Профессионал»

Прошу сейчас обратить внимание на таблицу. Ведущий предлагает таблицу «Характеристики стратегий поведения в конфликте» (https://disk.yandex.ru/i/NLTsehtw_WHj-Q). Если Вы будете продолжать пользоваться стилем поведения, который набрал наивысшее количество баллов, какие результаты в жизни, в отношениях Вы можете получить? Следует ли дальше пользоваться привычным способом или есть необходимость ее изменить?

В нашей жизни бывают ситуации, когда нам необходимо поступать именно так, как предполагает стиль поведения. Например, соперничество, при выполнении определённых правил безопасности. Приспособление – родители слишком тепло одели ребёнка, не соответственно температурному режиму. Ребёнок вспотел и просит снять часть одежды. Предлагаем педагогам привести примеры из практики о применении каждого стиля поведения.

Обсуждение:

  • возможно ли при возникновении конфликтной ситуации применять всегда один стиль поведения?
  • какие бы Вы дали рекомендации друг другу, чтобы помочь определить каким стиль поведения было бы уместно применить?

Упражнение «Язык суахили»

Часто мы как будто говорим на разных языках и это приводит к возникновению конфликта. Сейчас снова объединитесь в пары, но пусть сейчас это будет новый участник. Прошу вас в паре решить задачку. Вам даны фразы на языке суахили. В паре переведите на язык суахили фразу: я люблю их.

AKUPENDA-ОН любит тебя

AWAPIGA – он бьёт их

NIKUPIGA-я бью тебя

ATUPENDA – он любит нас

Правильный ответ: NIVAPENDA

Завершение встречи.

Что из услышанного сегодня пригодится вам в практике?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагог-психолог ДОУ детский сад № 105 Палинчак с.А. Стратегия поведения в конфликтах Ижевск 2024

Слайд 2

Современное понимание конфликта Конфликт – это нормально, это естесственный фрагмент человеческой жизни Конфликт – это необязательно плохо. Его функция – сохранение и развитие социального целого Конфликт содержит положительный творческий конструктивный потенциал Конфликт может быть управляем, причём так, что его негативные последствия могут быть минимизированы, а конструктивные- усилены. Конфликт – это то, с чем можно работать Выбор стратегии конфликта зависит от восприятия ситуации субъектом

Слайд 3

Стратегический график ДИПЛОМАТ- ему свойственно всегда искать золотую середину «привычно отказываясь от некоторой доли своих интересов и целей. Но какой ценой? ХОЗЯИН ЖИЗНИ – «если смогу – возьму себе; если партнёр окажется сильнее – уступлю. Но никаких компромиссов ЛИБО МНЕ, ЛИБО НИКОМУ – без комментариев ПРОФЕССИОНАЛ – в тактических целях может использоваться противоборство или избегание

Слайд 4

Перевести на русский язык предложение «я люблю их» Упражнение «Перевод на суахили» AKUPENDA-ОН любит тебя AWAPIGA – он бьёт их NIKUPIGA-я бью тебя ATUPENDA – он любит нас



Предварительный просмотр:

ХАРАКТЕРИСТИКИ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ

Название стратегии, девиз

Сущность стратегии

Поведенческие проявления

Как стратегия жизни

Последствия использования стратегии

Как частный случай

конструктивные

деструктивные

Соперничество

«выигрыш/проигрыш», «Цель оправдывает средства», «чтобы я победил, ты должен проиграть»

Максимальный учёт собственных интересов и минимальный интересов другой стороны (стремление доказать что-либо, добиться удовлетворения своих интересов в ущерб интересов другого)

Настоять на своём во что бы то ни стало, доказать что-то кому-то, выиграть

Не эффективна, т.к. в результате приводит к одиночеству и свержению в случае ослабления позиций

Достижение собственных интересов

У проигравшего может остаться обида; возможно ухудшение, разрыв отношений с друзьями

Применима в любого рода соревнованиях, где побеждает сильнейший (спорт, конкурсы)

Приспособление, уступка

«проигрыш/выигрыш», «уступишь в малом – выиграешь в большом», «чтобы ты выиграл, я должен проиграть»

Минимальный учёт собственных интересов и максимальный – интересов другой стороны

Согласиться с предложением другого, даже если вы внутренне не согласны; поступать так, как говорят другие

Не эффективна, т.к. приводит к неудовлетворению собственных интересов, возникновению внутриличностных конфликтов и внутренней агрессии

Сохранение отношений, экономия времени

Оппонент привыкает к уступкам и начинает игнорировать ваши интересы

Применима, если интересы не имеют принципиального значения для человека, и он не будет впоследствии жалеть о поступке

Избегание

«проигрыш/проигрыш», «ни мне, ни тебе», «мне всё равно, выиграешь ты или проиграешь, ноя знаю, что в этом участия не принимаю»

Минимальный учёт собственных интересов сторон

Делать вид, что ничего не происходит.в ответ на поведение, нарушающее ваши интересы

Не эффективна, т.к. проблемы имеют тенденцию накапливаться и рано или поздно приводят к эмоциональному взрыву

Экономия времени, сохранение отношений, «сохранение лица»

Конфликт не разрешается; накапливается взаимная неприязнь, которая может привести к разрыву отношений, эмоциональному срыву, депрессии

Применима, если стороны находятся в эффективном состоянии или незнакомы, или при временном отступлении для поиска наилучшего варианта решения

Компромисс

«проигрыш/проигрыш», «ты мне,я тебе», «чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть»

Частичное удовлетворение интересов сторон чаще всего за счёт взаимных уступок. Решение принимается на уровне внешних, поверхностных интересов, а скрытые интересы сторон не учитываются

Уступить, только если вам что-то предложат взамен

Не эффективна, т.к. накапливается неудволетворённость, поскольку потребности удовлетворяются не полностью

Конфликт разрешается окончательно, нет угрозы возникновения конфликта в последующем

Для осуществления сотрудничества требуется время и готовность сторон к открытому обсуждению своих интересов, умение слушать и понимать другого

Применима, если вторая сторона не хочет идти на сотрудничество или как временное отступление для перегруппировки сил

Сотрудничество

«выигрыш/выигрыш», «мы вместе против проблемы», «чтобы выиграл я, ты тоже должен выиграть»

Максимально возможное удовлетворение интересов сторон; объединение усилий по поиску решения проблемы

Спросить другого, почему он так поступает; сказать о своих интересах; предложить вместе подумать над решением проблемы

Самая эфективная стратегия, т.к. выигрывают оба партнёра

Конфликт разрешается окончательно, нет угрозы возникновения конфликта в последующем

Для осуществления сотрудничества требуется время и готовность сторон к открытому обсуждению своих интересов, умение слушать и понимать другого

Эффективна, но не применима в ситуациях, в которых целесообразнее использовать другие стратегии поведения в конфликте


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей в рамках мероприятий ко дню открытых дверей в детском саду на тему: «Стратегии поведения в конфликте»

Консультация проходила в режиме "мозгового штурма", и родители являлись полноправными участниками нашего мероприятия. Они задавали интересующие вопросы, высказывали свое мнение по проблеме. Говорили м...

Семинар-практикум для педагогов "Конструктивное поведение в конфликте"

Цель: предоставление возможности участникам тренинга получить опыт конструктивного решения конфликтных ситуаций.Задачи: обучить методам нахождения решения в конфликтных ситуациях; помочь уча...

«Диагностика поведения в конфликте с использованием теста К. Томаса»

Глубинные преобразования современного общества, возникший в их процессе системный кризис затронул не только важнейшие сферы жизнедеятельности людей: политику, экономику, культуру, но и глубоко проник ...

Конфликты в педагогической практике. Способы регулирования конфликтов.

Конфликты в педагогической практике.Способы регулирования конфликтов....

Кодекс поведения в конфликте

15 правил поведения в конфликтной ситуации...

сценарий тематического семинара-практикума для педагогического коллектива на тему «Конфликты. Стратегии поведения»

Цель: расширение круга теоретических знаний и практических умений и навыков педагогов по предупреждению и управлению конфликтами, возникающими в процессе педагогического взаимодействия между колл...