Консультация для родителей в рамках мероприятий ко дню открытых дверей в детском саду на тему: «Стратегии поведения в конфликте»
консультация на тему
Консультация проходила в режиме "мозгового штурма", и родители являлись полноправными участниками нашего мероприятия. Они задавали интересующие вопросы, высказывали свое мнение по проблеме. Говорили мы о конфликтах, какие они бывают и как их разрешать. Разобрали стратегии поведения в конфликте, на примерах увидели яркое применение каждой. Каждый родитель заполнил тест К. Томаса и выявил свою стратегию поведения в конфликтных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_v_ramkah_meropriyatiy_ko_dnyu_otkrytyh_dverey.docx | 31.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей в рамках мероприятий ко дню открытых дверей. Тема: «Стратегии поведения в конфликте»
- Использование метода «мозговой штурм» при ответе родителей на вопросы:
- Что такое конфликт? (конфликт – это…. Скандал, ссора, противодействие, борьба, соперничество и т.д.)
- Какие чувства у Вас возникают при слове «конфликт»?
- Как Вы считаете, конфликт – это хорошее или плохое явление?
- Какие могут быть плохие последствия от конфликта, а какие хорошие? (записать все ответы родителей на листок)
- Теоретическая часть.
Конфликты есть и будут в жизни каждого человека. Американский психолог Ч. Диксон писал: «Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте ваш пульс».
Конфликт – это явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов разных людей.
Причинами конфликтов могут стать материальные и духовные ценности. Материальные (вещи, деньги, собственность, одежда и т.д.) Духовные (статус в обществе, занимаемая должность, уважение, любовь и т.д.)
Конфликты бывают внутриличностные (разворачиваются «в голове» одного человека), межличностные (противоречия между двумя людьми), межгрупповые (имеет место между двумя группировками, к примеру, два молодежных направления конфликтуют между собой, эмо и готы), межнациональные (между представителями разных национальностей), межгосударственные.
Жизнь невозможна без конфликтов и поэтому нам необходимо правильно выбирать стратегию поведения в конфликтной ситуации для того, чтобы нанести себе меньший вред.
Существует 5 стилей поведения в конфликте: соперничество, приспособление, избегание, компромисс и сотрудничество.
- Проведение тестирования Томаса-Килмана «Выбор стратегии поведения в конфликте»
- Стили поведения в конфликте на примере сказочных героев.
Сюжет любой сказки всегда состоит из какого-либо конфликта, его развития и разрешения. В волшебной сказке — это всегда конфликт народного героя со злыми силами. Давайте рассмотрим на примере героев сказок способы поведения в конфликтной ситуации.
Существует пять стилей поведения в конфликте:
1. Соревнование (конкуренция).
Стиль поведения | Описание стиля | Недостатки |
Соревнование | Стремление добиться своего в ущерб другому; предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера. | При поражении - неудовлетворенность; при победе - чувство вины; испорченные отношения |
Яркий пример такого поведения в конфликте можно увидеть в басне И.А.Крылова «Лебедь, Щука и Рак».
«Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука».
Мы считаем, что данный стиль поведения в конфликте является неэффективным.
2. Уклонение (избегание)
Стиль поведения | Описание стиля | Недостатки |
Уклонение (избегание) | Уход от ответственности за решения | Переход конфликта в скрытую форму |
Такой стиль поведения в конфликте мы можем увидеть в известной русской народной сказке «Колобок».
«Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел…»
Конец этой сказки всем известен, колобку удалось уйти от зайца, от волка, от медведя, а «Лиса его, ам и съела!»
3. Приспособление
Стиль поведения | Описание стиля | Недостатки |
Приспособление | Сглаживание разногласий за счет собственных интересов | Вы уступили, решение откладывается. |
Данный стиль поведения в конфликте описан в русской народной сказке «Заюшкина избушка». Заяц не смог отказать лисе и пустил ее переночевать, за что и поплатился. Только благодаря отважному петуху, заяц не остался без крыши над головой.
4. Компромисс
Стиль поведения | Описание стиля | Недостатки |
Компромисс | Поиск решений за счет взаимных уступок; представляет собой достижения «половинчатой» выгоды каждой стороной. | Получение только половины ожидаемого. Причины конфликта полностью не устранены |
Такой способ поведения в конфликте мы увидели в русской народной сказке «Мужик и медведь». Исход ситуации, в которой оказались мужик и медведь, ни одного из этих героев не обрадовал. Медведь остался без пищи, а мужик без поля. «И с тех пор у медведя с мужиком вражда пошла».
5.Сотрудничество
Стиль поведения | Описание стиля | Недостатки |
Сотрудничество | Поиск решения, удовлетворяющего всех участников; является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон. | Временные и энергетические затраты. |
На примере русских народных сказок «Сивка-бурка», «По щучьему велению» мы можем пронаблюдать самый на наш взгляд эффективный способ поведения в конфликте. Судите сами, обе конфликтующие стороны получили взаимную выгоду: Емеля отпустил щуку, а та в благодарность исполнила все его желания, также и Иванушка-дурачок обрел друга в лице Сивки-Бурки, который помог ему в трудной ситуации.
Вывод: наиболее эффективным способом поведения в конфликте является сотрудничество.
Терпимость к другому человеку, культуре, традициям является основой хороших отношений между людьми во всем мире. Нужно учиться самим и учить своих детей навыкам правильного общения, быть терпимым, находить общее, строить доверительные отношения, сотрудничать, принимать других такими, какие они есть, тогда и конфликтов вашей жизни будет меньше.
СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
(ТЕСТ К.ТОМАСА)
Инструкция: Перед Вами тридцать пар суждений. В каждой паре выберите то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики вашего поведения.
- А) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
Б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны. - А) Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б) Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных. - А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б) Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения. - А) Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека. - А) Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
Б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности. - А) Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.
Б) Я стараюсь добиться своего. - А) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
Б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться своего. - А) Обычно я настойчиво пытаюсь добиться своего.
Б) Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы. - А) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
Б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего. - А) Я твердо стремлюсь достичь своего.
Б) Я пытаюсь найти компромиссные решения. - А) Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
Б) Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения. - А) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу. - А) Я предлагаю среднюю позицию.
Б) Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему. - А) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
Б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов. - А) Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
Б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности. - А) Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б) Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции. - А) Обычно я настойчиво пытаюсь добиться своего.
Б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности. - А) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
Б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу. - А) Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
Б) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно. - А) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
Б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих. - А) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
Б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы. - А) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека.
Б) Я отстаиваю свои желания. - А) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
Б) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. - А) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь пойти навстречу его желаниям.
Б) Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу. - А) Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
Б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого. - А) Я предлагаю среднюю позицию.
Б) Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас. - А) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. - А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б) Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого. - А) Я предлагаю среднюю позицию.
Б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий. - А) Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б) Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.
Ключ к тесту
№ | соперничество | сотрудничество | компромисс | избегание | приспособление |
1 | A | Б | |||
2 | Б | A | |||
3 | A | Б | |||
4 | А | Б | |||
5 | A | Б | |||
6 | Б | А | |||
7 | Б | А | |||
8 | А | Б | |||
9 | Б | А | |||
10 | А | Б | |||
11 | А | Б | |||
12 | Б | А | |||
13 | Б | А | |||
14 | Б | А | |||
15 | Б | А | |||
16 | Б | А | |||
17 | А | Б | |||
18 | Б | А | |||
19 | А | Б | |||
20 | А | Б | |||
21 | Б | А | |||
22 | Б | А | |||
23 | А | Б | |||
24 | Б | А | |||
25 | А | Б | |||
26 | Б | А | |||
27 | А | Б | |||
28 | А | Б | |||
29 | А | Б | |||
30 | Б | А |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие посвященное "Дню Матери" совместно с родителями "День открытых дверей в детском саду" Тема: "С чего начинается Родина".
Цель: Формировать чувство патриотизма путём осмысления таких понятий как « Род, Родители, Родина». Воспитание чувства долга, любви к ближним. Пробуждение интереса к истории своего рода и желания...
Сценарий концертной программы "День открытых дверей" в детском саду
Сценарий концертной программы "День открытых дверей" в детском саду...
День открытых дверей в детском саду по теме "Организация витаминных столов для дошкольников"
презентация витаминного стола в детском саду в стихах...
День открытых дверей в детском саду на тему: Разговор о правильном и здоровом питании
День открытых дверей в детском садуТема: Разговор о правильном и здоровом питании...
День открытых дверей в детском саду. Тема : « Путешествие в сказочный зимний лес».
Цель. Воспитывать интерес к музыкально- художественной деятельности; взаимодействие со взрослыми....
Конспект открытого мероприятия "День открытых дверей в детском саду".
День открытых дверей в детском саду для детей и родителей с мастер-классом....
Семинар - практикум для родителей на день открытых дверей в детском саду
Тема: «Нейроигры - залог успешного развития ребенка!»Цель: психолого-педагогическое просвещение родителей в развитии детей дошкольного возраста, применение в домашних условиях комплексов н...