Игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста
статья по психологии (младшая группа)
Игровая деятельность как особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста | 26.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста
Организация игровой деятельности в образовательном процессе является требованием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
О.С. Газман рассматривает игровую деятельность как особую сферу человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил.
По мнению Д.Б. Эльконина, игровая деятельность – это эмоциональные, интеллектуальные и физические усилия, направленные на реализацию правил и условий игры, достижение игровой задачи.
Игровая деятельность выступает в качестве самостоятельного вида развивающей деятельности ребенка, принципом и способом его жизнедеятельности, методом познания для детей и методом организации их жизни и деятельности. К признакам игровой деятельности ученые относят: добровольный характер, непродуктивность, наличие регламентирующих правил, связь с эмоциональным, интеллектуальным и физическим напряжением.
Ведущее положение игровой деятельности в дошкольном возрасте определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности. Являясь ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста, она в наибольшей степени способствует его развитию (А.Н. Леонтьев).
Согласно Д.Б. Эльконину, игровой деятельности присущи все компоненты деятельности: мотив, цель, планирование, средства реализации, игровые действия, результат. Дадим краткую характеристику структурным элементам игровой деятельности.
Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворением потребностей детей в активности, одобрении, самоутверждении, самореализации. Игровая деятельность имеет цель. Она конкретна, осмыслена ребенком (накормить куклу, полететь в космос, найти прячущихся, выложить карточки по цвету и др.).
Планирование игровой деятельности представляет собой предварительное или протекающее по ходу игровой деятельности обдумывание ее процессуальной стороны (последовательность действий, разворачивание сюжета, комплект ролей, их соотношение, правила взаимодействия). В полной мере этот компонент проявляется к старшему дошкольному возрасту.
Игровые действия – это действия, с помощью которых воплощается сюжет, исполняются роли. Каждой из ролей присущ свой комплект основных игровых действий.
Результат игровой деятельности выражается, в отличие от продуктивных видов деятельности, в положительных эмоциях, удовлетворении основных потребностей ребенка в активности, одобрении, защищенности, общении.
В жизни ребенка существуют различные виды игр, поэтому во всей совокупности ее разновидностей игра является преобладающей деятельностью и становится формой организации жизни детей.
По мнению Л.С. Выготского, игра является условием развития и выстраивает зону соответствующего развития. Совершенствование ребенка происходит через игровую деятельность. Только в этом смысле игру можно охарактеризовать ведущей деятельностью, т.е. определяющей саморазвитие детей.
А.Н. Леонтьев определяет игру как вид деятельности, возникающий на определенном этапе онтогенеза и направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования игра является основным механизмом развития ребенка, посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Конкретное содержание игр зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется задачами и целями программы, что отражено в ФГОС дошкольного образования. Детские игры многообразны по содержанию, характеру организации, но все они сводятся к самостоятельным играм или к играм с взрослым.
Существуют различные подходы к систематизации детских игр. Основными параметрами для их классификации являются: центральный элемент структуры игры (сюжетно-ролевые и игры с правилами); форма организации (игры, регламентируемые педагогом, и самостоятельные игры детей).
В работах Р. И. Жуковской [15], Д. В. Менджерицкой обосновываются две основные группы игр:
- творческие игры: сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, театрализованные (игры-драматизации, игры-инсценировки);
- и игры с правилами: дидактические, подвижные, музыкально-дидактические.
Такое деление стало классическим и считалось единственным вплоть до 1980-х гг.
В 1980-1990-е гг. в работах С.Л. Новоселовой представлен альтернативный подход к классификации игр, в основу которой положен принцип инициативы, исходящей от детей или взрослых. Автором выделены три группы игр:
- игры, возникающие по инициативе самих детей как практическая форма размышления об окружающем: игры-экспериментирования с природными объектами, животными, людьми и т.д.; сюжетные игры (сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные):
- игры, возникающие по инициативе взрослого: обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные, музыкальные, учебно-предметные); досуговые (забавы, развлечения, театральные, празднично-карнавальные, компьютерные, интеллектуальные):
- традиционные, или народные, игры: обрядовые (культовые, семейные, сезонные); тренинговые (сенсомоторные, интеллектуальные и т.д.); в) досуговые (развлекающие, тихие, забавляющие).
Ведущей группой, по мнению С.Л. Новоселовой, являются игры, возникающие по инициативе детей.
Развитие игровой деятельности ребенка в настоящее время изучают как в русле педагогики, так и в детской психологии. Психологи (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.) исследуют игру как ведущую деятельность детей с точки зрения ее структуры и динамики развития от первичных форм и до развития сюжетно-ролевой игры.
В педагогике (Р.И. Жуковская, Н.Я. Михайленко,
С.Л. Новоселова, А.П. Усова), рассматриваются возможности использования игровой деятельности для формирования у ребенка различных знаний, навыков и умений, формы организации игры в группе детского сада с тем, чтобы выработать практические рекомендации для воспитателей и родителей с учетом возрастных особенностей.
Игровая деятельность ребенка зарождается и развивается на фоне предметно-практической деятельности, которая занимает ведущее положение в раннем возрасте (второй-третий год жизни). Познание свойств и качеств окружающих предметов, усвоение способов действий с ними определяют на этом этапе развития действий с игрушками, т.е. характерные действия – начальные игровые умения, предметная и ориентировочная деятельность с игрушками вне какого-либо сюжета в свободной последовательности.
Младший дошкольный возраст (3-4 года) характеризуется активным расширением социального окружения ребенка: семья, улица город. Ребенок открывает для себя окружающий мир, наполненный человеческими отношениями, общественными функциями, разнообразными видами деятельности. На данном возрастном этапе происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками.
Как отмечает Л.Ф. Обухова, ребенок испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней поучаствовать. Кроме этого, так же сильно он стремится и к самостоятельности.
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игровой деятельности, которая становится ведущим видом деятельности.
Наиболее значимые новообразования детей младшего дошкольного возраста связаны с изменением психологической составляющей содержания игровой деятельности, постепенным формированием базы для совместных игровых действий со сверстниками.
Игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста выступает формой общения. Дети впервые вступают в общение со сверстниками в различных играх и в самостоятельной деятельности, в которой ребенок воображает себя кем угодно и действует в соответствии с этим образом. Обязательное условие для развертывания игры – яркое, запоминающееся впечатление, которое вызвало сильный эмоциональный отклик. Ребенок вживается в образ, чувствует его и душой и телом. Желает привлечь к себе внимание взрослых, получить от них оценку своей деятельности.
Как пишет А.В. Калинченко, детей очень увлекают игры, которые носят характер закрепления правил этикета в общении с окружающими взрослыми и детьми. В них используются кукольные театры, развивающие игрушки, юмористические картинки, иллюстрации, беседы на нравственные темы: «Наши мамы», «Урок доброты», «Правила дружной игры», «Наши хорошие поступки», «Кукла Таня собирается в гости», «Как вести себя во время разговора с взрослыми», «Чем можно порадовать маму», «У нас в гостях бабушка.
Игра детей трех лет еще носит предметно-манипулятивный и конструкторский характер. Такую игру правильно называть не сюжетно-ролевой, а сюжетно-отобразительной, – считает В.П. Арсентьева. В ней воспроизводятся действия взрослых, за которыми наблюдает ребенок. Примером для подражания служат родители и близкие знакомые. Сюжеты таких игр не слишком разнообразны, основаны на многократном повторении же игровых действий, которые полностью имитируют реальные. Игры непродолжительны (3-6 минут), но при условии правильного педагогического руководства становятся более длительными (8-10 минут).
По мере развития игровых умений становятся более разнообразными игровые действия и способы употребления предметов, ребенок охотно использует предметы-заместители, передает в игре поведение окружающих его людей. Отдельные игровые действия (например, кормление куклы, укладывание спать) объединяются в единую сюжетную линию (кормить – укладывать спать). Поначалу цепочки игровых действий осуществляются довольно хаотично: ребенок может укладывать куклу спать, потом снова кормить ее.
С приобретением жизненного опыта в этих цепочках появляется определенная логика (кормить – укладывать спать), затем цепочки становятся более продолжительными (готовить обед – кормить – укладывать спать), обогащается содержание игры (готовить обед для куклы и ее подружек – самостоятельно сервировать стол – кормить всех кукол – укладывать их спать под колыбельную).
Н.Ф. Губанова пишет, что «к трем годам дети не просто берут на себя роль, но и выполняют ее. Явное общение и взаимодействие со сверстниками еще отсутствуют, ребенок играет один, но его действия наполнены «воображаемым» общением, что в дальнейшем предопределяет постепенный переход от сюжетно-отобразительной, предметной игры к сюжетно-ролевой».
Сюжет игры – это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Д.Б. Эльконин определяет сюжет как отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом игровые действия ребенка (крутит руль машины, готовит обед и т.д.) – одно из основных средств реализации сюжета.
На четвертом году жизни у детей начинает развиваться сюжетно-ролевая игра. Педагог создает игровую ситуацию, при этом воплощая ее в контексте какого-либо сюжета или образа, что будет способствовать ее целостному восприятию (это чрезвычайно важно для развития у ребенка умения строить сюжет игры и создавать замысел). В сценариях для таких игр расширен диапазон ролей, которые могут брать на себя дети. В данной возрастной группе из сюжетов также наиболее востребованными остаются игры с куклами, однако наиболее ценным в этом возрасте становится общение с партнером по игре — сверстником.
В младшем дошкольном возрасте преобладают бытовые сюжеты (игры в семью, детский сад). Характерным признаком игр детей младшего дошкольного возраста является ограниченность содержания, бедность сюжета. Содержание детских игр прямо связано со знаниями об окружающей действительности. Можно часто наблюдать, как дети быстро теряют интерес к сюжету игры и переходят к другому, т.к. игра их не захватывает.
Т.Н. Доронова отмечает, что в младшем дошкольном возрасте изменяется тематика игр: от игр на бытовые темы к играм с трудовым, производственным сюжетом, затем — к играм, которые отображают в себе какие-либо общественные явления.
Так, детей привлекает в играх домашняя работа взрослых (например, мама моет посуду), лечение кукол и зверей, поездка на транспорте. В дидактической игре у детей закрепляется умение подбирать предметы по цвету и величине (большие, средние, маленькие шарики двух-трех цветов), умение собирать пирамиду из колец (уменьшающихся в размерах), чередуя в определенной последовательности 2–3 цвета. Дети учатся собирать изображение (картинку из 4–6 частей).
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек.
А.П. Усовой выделены уровни игровой деятельности на протяжении всего дошкольного детства:
- уровень не организованного поведения, которое ведет к разрушению игр других детей;
- уровень одиночных игр. Ребенок не вступает во взаимодействие с другими детьми, но и не мешает им играть;
- уровень игр рядом. Дети могут играть вместе, но каждый действует в соответствии своей игровой целью;
- уровень кратковременного общения. Ребенок какое-то время подчиняет свои действия общему замыслу;
- уровень длительного общения – взаимодействия на основе интереса к содержанию игры;
- уровень постоянного взаимодействия на основе общих интересов, избирательных симпатий.
Принимая во внимания то, что у детей 3-4 лет преобладает непроизвольное внимание, неспособность длительного сосредоточения на объекте, быстрая переключаются на другие предметы, неумение поставить цель и приложить волевое усилие для ее достижения, то из вышеперечисленных уровней младшего дошкольному возрасту соответствует уровень кратковременного общения и непродолжительного подчинения своих действий общему замыслу.
В исследованиях ученых отмечается, что в младшем дошкольном возрасте дети способны развертывать в самостоятельной деятельности специфические ролевые действия и ролевую речь, направленную на кукольных персонажей, вступать в парное ролевое взаимодействие со сверстником, включающее называние своей роли, ролевое обращение, короткий диалог.
Самостоятельная игровая деятельность детей во многом зависит от организации предметно-игровой среды и подбора соответствующего игрового материала. Дети начинают интересоваться не только назначениями предметов, но и способностью выполнения определенных функций окружающими людьми, взаимодействиями и отношениями.
Стимулом возникновения игры является игрушка или предмет-заместитель, который ранее использовался в игре. Одна и та же игра может многократно повторяться. Игрушки заранее не подбираются, но дети чаще используют одни и те же – любимые.
Под предметами-заместителями понимается любая вещь (предмет), не имеющая игрового назначения, которая используется в игровой деятельности и выступает в роли различных игровых предметов в зависимости от игровой ситуации. По мнению Д.Б. Эльконина, замещение одного предмета другим впервые возникает при необходимости дополнить привычную ситуацию действия недостающим предметом, отсутствующим в данный момент. При этом, по мнению исследователя, к предмету-заместителю предъявляются минимальные требования к сходству с изображаемым предметом.
Дети младшего дошкольного возраста имеют различный опыт игрового взаимодействия, включения в игровые отношения с детьми и взрослыми, возможность использования предметов-заместителей в игре. Игра с подобными предметами может возникать спонтанно: на улице, дома, в образовательном учреждении.
В младшем дошкольном возрасте происходит формирование ролевого поведения, ориентированного на партнера: сначала на игрушку, а уже затем на взрослого и сверстника. В сценариях сюжетно-ролевых игр расширен диапазон ролей, которые могут брать на себя дети. Наиболее востребованными являются игры на бытовые темы, игры с куклами. Дети способны развертывать специфические ролевые действия, ролевую речь, направленную на персонажей, включаться в парное ролевое взаимодействие со сверстником, называть свою роль, использовать ролевое обращение, участвовать в коротком диалоге.
Несмотря на то, что у детей младшего дошкольного возраста еще нет опыта строительства, они не могут сами строить, строительная игра может возникать и как самостоятельная, и уже на ее основе развивается та или иная сюжетно-ролевая. В процессе строительных игр педагог учит детей наблюдать, различать, сравнивать, соотносить одни части построек с другими, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредоточивать внимание на последовательности действий.
Учитывая, что дети младшего дошкольного возраста уже начинают стремиться играть вместе, а не рядом, наиболее полно и гармонично решить эту задачу позволяет театрализованная игра, в основу которой положены импровизация и оживление разных объектов с помощью речи, мимики, жестов (Л.С. Фурмина).
Во второй младшей группе с детьми проводится игра-драматизация: имитация (дети показывают, как двигаются животные, птицы, какие звуки издают), инсценировка (используются для утренников и представляют собой выученные наизусть стихотворения, вписанные в контекст единого сценария). Особое внимание уделяется режиссерской игре. Деление этой группы игр основывается на видах театра: стендового (дети представляют игровые действия с помощью перестановки картинок на стенде, магнитной доске или фланелеграфе, придумывают персонажей), кукольного (демонстрация сюжета от лица пальчиковых, перчаточных кукол или обычных игрушек).
По мнению В.П. Арсентьевой, в личностном развитии детей младшего дошкольного возраста не менее важное значение имеют и игры другой направленности − игры с правилами, предназначенные для формирования и развития определенных качеств личности ребенка: для музыкального, физического, речевого, сенсорного развития и др.
По своему содержанию игры с правилами имеют отличительные особенности (Н. Я. Михайленко): достаточно жесткая, формализованная деятельность; всегда совместная деятельность, предполагающая наличие хотя бы двух играющих; всегда есть четко определенные и обязательные для всех участников правила; повторяемость законченных, неизменных по форме циклов (или конов); состязательные отношения между участниками; наличие особого результата, выигрыша.
Игра с правилами во всей полноте ее специфических характеристик складывается лишь к концу дошкольного возраста. Однако уже в младшем дошкольном возрасте дети могут овладеть схемой поочередного взаимодействия как основой совместной игры и выполнять одно-два простых действия по правилу, обязательному для участников. Это могут быть подвижные игры с мячом (бросать друг другу и ловить мяч, катать мяч друг другу, сбивать мячом по очереди кегли и т. п.), различные дидактические игры (с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные) для решения сенсорных и умственных задач. Важно учитывать, что до четырех лет детям недоступно отчетливое использование критериев выигрыша как сопоставления результатов всех участников, хотя они начинают понимать, что кто-то достиг результата раньше.
Обратившись к инновационной программе дошкольного образования «От рождения до школы». Н.Е. Вераксы, мы выделили целевые ориентиры развития игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста:
- интерес к различным видам игр;
- бодрое и радостное настроение во время игровой деятельности;
- умение выбирать роль, выполнять в игре с игрушками несколько взаимосвязанных действий (готовить обед, накрывать на стол, кормить);
- умение взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами (шофер – пассажир, мама – дочка, врач – больной); в индивидуальных играх с игрушками-заместителями исполнять роль за себя и за игрушку;
- обогащение игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию;
- попытки самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли;
- дополнение игровой обстановки недостающими предметами, игрушками.
Таким образом, в результате анализа психолого-педагогических исследований мы пришли к выводу, что игровая деятельность возникает на определенном этапе онтогенеза, являясь естественной потребностью ребенка, в основе которой лежит интуитивное подражание взрослым.
Потребность в игре у детей младшего дошкольного возраста еще невысока и определяется настроением ребенка, местом игры в режиме дня, особенностями взаимодействия со сверстниками. Они могут самостоятельно ставить игровые задачи, но не всегда способны понять друг друга, нуждаются в помощи взрослого.
Сюжетно-отобразительная игра переходит в сюжетно-ролевую, отражает не только назначение предметов, но и взаимоотношения; преобладают бытовые сюжеты, используются эпизоды из хорошо знакомых сказок. Сюжеты игр неразвернутые, однообразные. Отдельные игровые действия носят условный характер
Дети берут на себя роль, но не называют себя соответственно роли, эмоционально передают ролевое поведение, развивается ролевой диалог, тяготеют к совместным играм, которые становятся более длительными, используют разнообразные предметные способы воспроизведения действительности, придумывают разнообразные замещения, владеют сюжетно-образными игрушками, воображаемыми предметами, предметами-заместителями. Игровая деятельность большинства детей характеризуется не регулярным соблюдением правил игры. Находясь в одном коллективе, они имеют разный уровень игровой деятельности.
В детском саду с детьми младшего дошкольного возраста проводятся не только сюжетно-отобразительные игры, но и игры с правилами, специально создаваемые взрослым в обучающих целях. В подвижных играх развиваются основные виды движений, физические качества, дети учатся выполнять правила, действовать по сигналу. Дидактические игры используются для обогащения представлений детей об окружающем мире, для речевого, познавательного, музыкального, сенсорного развития.
В младшем дошкольном возрасте игровая деятельность развивается при непосредственном воздействии взрослого, в условиях грамотного педагогического руководства с использованием всех видов игр, сочетание которых способствуют их обогащению, большей содержательности жизни ребенка, своевременному становлению личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста
Игра – один из видов активности человека и животных. Игра – форма жизни деятельности молодых животных, возникающая на определённой ступени эволюции животного мира....
Игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста
Игра – один из видов активности человека и животных. Игра – форма жизни деятельности молодых животных, возникающая на определённой ступени эволюции животного мира....
Методические рекомендации по организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста (сюжетно-ролевые игры)
Рекомендации и методические приемы при организации сюжетно-ролевых игр в младшей группе детского сада....
Игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста
Презентация "Игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста"...
педагогический опыт на тему: «Роль дидактической игры в формировании игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста»
как удалось установить, введение в процесс обучения дидактические игры способствуют углублению познавательного процесса, повышению мотивации учебной деятельности, развитию коммуникативных умений, форм...
консультация для педагогов «Деятельностный подход педагога к организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации»
Деятельностный подход - Субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. ...