Коррекционно-развивающее занятие "Знакомство с эмоциями"
план-конспект занятия по психологии (старшая группа)

Пятунина Анастасия Олеговна

Цель занятия: развитие эмоционально-личностной сферы у детей старшего дошкольного возраста 

Материалы и оборудование: письмо инопланетного жителя (2 шт), жетоны космонавтов, телевизор, видеоролик, Обучающие карточки по методике Глена Домана «Эмоции, стенд для закрепления эмоций, прищепки, кубик с эмоциями, магнитная доска, игра «Эмоции на лице», стенд со смайликами, следы, метафорические карточки «МультЭмоции»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx52.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ивановская СОШ Оренбургского района» Оренбургской области

 

Конспект коррекционно-развивающего занятия на тему: «Знакомство с эмоциями»

                                                                                                                                                         

C:\Users\Анастасия\Downloads\istockphoto-1326639660-612x612.jpg

Выполнила:

Пятунина Анастасия Олеговна

педагог-психолог МБОУ «Ивановская СОШ»

Оренбургский район, с. Ивановка

Конспект психологического занятия

Организационно-методическая

информация

Содержание

Примечание

1.

Тема образовательной

деятельности

«Знакомство с эмоциями»  

2.

Доминирующая

образовательная область

Эмоционально-личностная сфера

3.

Виды деятельности детей

Игровая деятельность (создание проблемной ситуации, дидактические игры: «Эмоции на лице», «Кубик эмоций»)

Коммуникативная деятельность (ритуал приветствия, общение со взрослыми и детьми в процессе выявления и решения проблемной ситуации)

Познавательная деятельность (получение нового знания об эмоциях)

Исследовательская деятельность (изучение проявлений эмоций с помощью мимики)

Двигательная деятельность (путешествие к космической станции по изучению эмоций, «мимическая разминка разминка»)

4.

Методы и приемы реализации содержания занятия

Наглядный метод: демонстрация наглядных пособий (видеоролик, презентация), наблюдение

Словесный метод: беседа, уточняющие и проблемные вопросы педагога, пояснение

Методы стимулирования и мотивации деятельности: письмо от инопланетного друга с просьбой о помощи, вручение космического жетона, решение проблемной ситуации.

 Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: определение проблемной ситуации (необходимо помочь инопланетному жителю изучить эмоции людей)

Приемы активации деятельности детей в процессе занятия: дидактические игры: «Эмоции на лице», «Кубик эмоций»

Приемы поддержания интереса у детей: чередование видов детской деятельности, игровая деятельность.

 Приемы оценки и самооценки: поощрение и стимулирование деятельности детей (письмо с благодарностью от инопланетного жителя) совместное с педагогом и детьми определение качества детской деятельности на занятии.

5.

Интеграция образовательных областей

Эмоционально-личностное развитие (снятие эмоционального напряжение с помощью мимической разминки)

Социально-коммуникативное развитие (свободное общение с взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, введение правил поведения в ходе работы);

Познавательно-речевое развитие: (получение нового знания об эмоциях, умение сформулировать ответы на вопросы)

Физическое развитие (передвижение по группе, смена видов деятельности)

Художественно – эстетическое развитие – создание своих эмоций через упражнение «Эмоции на лице»

6.

Возрастная группа

Старшая группа (5-6 лет)

7.

Цель

развитие эмоционально-личностной сферы у детей старшего дошкольного возраста

8.

Задачи

Планируемые результаты 

8.1

Образовательные: 

Развить умение узнавать и выражать эмоции (радости, печали, злости, страха), эмоциональные состояния в мимике

Знают о том, какие бывают эмоции. Умеет их вербально и невербально выражать. Могут определить эмоции другого человека.  

8.2

Развивающие:

Развивать умения детей в выражении заданных эмоциональных состояний;

Снизить психофизическое напряжение, стабилизировать эмоционального состояния;

Развивать фантазию и воображение, творческие способности воспитанников.

Умеют выражать заданные эмоциональные состояния. Имеют благоприятный психологический фон, устойчивое настроение. Активно участвуют в творческой деятельности, проявляют креативность, творческое воображение.

8.3

Воспитательные:

Воспитывать инициативу и творческие способности у детей;

Воспитывать уважение друг друга, работая в команде.

Активно участвуют в выходе из проблемной ситуации.

С удовольствием выполняет предложенные задания, для достижения цели.

 С удовольствием принимают участие в  беседе по содержанию темы.

9.

Возможные затруднения детей и способы их преодоления

Затруднения

Способы преодоления

Беседа об эмоциях (незнание видов эмоций и неумение их дифференцировать, нет опыта знакомства с этой эмоцией в жизни)

Упражнение «Кубик эмоций» (неумение мимически показать эмоцию)

Актуализировать педагогом знания об эмоциях и их вербальных и невербальных проявлениях

10.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Материалы и оборудование: письмо инопланетного жителя (2 шт), жетоны космонавтов, телевизор, видеоролик, Обучающие карточки по методике Глена Домана «Эмоции, стенд для закрепления эмоций, прищепки, кубик с эмоциями, магнитная доска, игра «Эмоции на лице», стенд со смайликами, следы, метафорические карточки «МультЭмоции»

11

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

Ритуал приветствия;

Выполнение физической разминки

ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

Этап

Содержание

Примечание

I.

Вводная часть

1.1

Начало занятия

Дети заходят в комнату, здороваются с педагогом. Психолог (П): «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы снова с вами пришли в нашу лабораторию по изучению разных состояний и эмоций человека. Скажите, пожалуйста, какое у вас сегодня настроение?» (ритуал приветствия)

1 мин

1.2

Мотивация деятельности детей

Далее видят следы. Сами или с помощью педагога начинают идти по следам и находят письмо. П: «Ой, кто-то оставил нам послание, давайте его прочтем: «Уважаемые жители планеты Земля! Я житель планеты Плутон, и мы со своей научной экспедицией исследуем различные настроения и состояния обитателей Вселенной. Мы со своей научной группой выяснили, что на вашей планете вы называете это «Эмоции». Но наш космический корабль сломался, и мы были вынуждены приостановить исследования, но ведь наука не ждет! Дорогие земляне, помогите нам изучить этот интересный феномен. Мы отправляем вам видео-послание того, что мы успели узнать. Дальше дело за вами! Удачи!»

1 мин

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

П: «Ребята, о чем он нас попросил житель Плутона? Что он исследует? Поможем ему (ответы детей)

Я предлагаю вам тоже стать исследователями эмоций и отправиться в нашу лабораторию по изучению эмоций! Для этого нам нужно надеть жетоны исследователей. Надевают жетоны с изображением космонавта-исследователя

1 мин

II.

Основная часть:

2.1

Сообщение и приятие нового знания

П: «Ребята, давайте с вами посмотрим видеоролик, который нам оставил житель Плутона об эмоциях, которые они уже успели изучить».

На экране включают отрывок из анимационного сериала «Пин-код. А теперь улыбнитесь!» с 3:23 минуты до 4:16  

П: «Что уже успели изучить жители Плутона? Какие эмоции им известны? (ответы детей). Давайте теперь пройдем к нашей станции по изучению эмоций и продолжим знакомиться с ними дальше»

2 мин

2.2

Актуализация ранее приобретенных знаний, самоактуализация

Дети садятся на стульчики вокруг стола, на котором разложения метафорические карты «МультЭмоции». П: «Перед вами карточки с изображениями любимых героев из мультфильмов, найдите ту карточку, которая соответствует вашему настроению сейчас. Расскажите. Почему вы выбрали именно эти карточки? Это все ваши эмоции, то, что вы чувствуете прямо сейчас. Давайте вспомним какие эмоции бывают?»

2 мин

2.3

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

П: «Ребята, у меня здесь на нашей космической станции есть карточки с различными эмоциями. Сейчас мы с вами будем с ними знакомиться, обсуждать, и рассказывать знакомы ли они вам, встречали ли вы в своей жизни такие эмоции?»

Обучающие карточки по методике Глена Домана «Эмоции». С детьми обсуждаются такие эмоции как обида, радость, злость, грусть, стыд, удивление и испуг. Каждая карточка крепится на стенд с помощью прищепок и остается перед детьми до конца занятия.

5 мин

2.4

Смена деятельности, активности, переключение внимания

Мимическая разминка «Кубик эмоций»

П: «Я сейчас дам вам кубик, на гранях которого изображены различные эмоции.  Вы по очереди кидаете, и какая эмоция выпадет, ту и показываете» 

2 мин

2.5

Творческая активность, самостоятельная деятельность

П: «Молодцы! А теперь я предлагаю поиграть в игру «Эмоция на лице». Перед вами стоит магнитная доска, на которой нарисован контур головы и представлены разные части лица с различными эмоциональными выражениями. Вы по очереди подходите к доске и берете одну часть лица и прикрепляете ее к голове.»

После того, как собрали лицо с мимикой, происходит обсуждение получившейся эмоции.

3 мин

2.6

Закрепление полученных знаний. Поисковая активность

П: «Ребята, посмотрите, пожалуйста, вокруг. Где еще у нас в комнате есть эмоции?» Дети находят стенд со смайликами с различными эмоциями. П: «Какие это эмоции? Как вы их узнали? Сможете ли вы их повторить?»

1 мин

III.

Заключительная часть

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

П: «Ой, смотрите, тут какая-то записка. Давайте прочитаем. Так это же письмо жителя Плутона. «Спасибо вам, маленькие жители планеты Земля! Сегодня вы помогли нам чуть больше узнать о ваших эмоциях и чувствах, изучили какие бывают эмоции, научились их выражать и как их определить по выражению лица другого человека. Надеюсь, эти знания будут вам полезны также, как и нам. Спасибо вам за работу! До скорых встреч!»

Рефлексия: Как вы думаете, мы смогли помочь жителям Плутона? А как?  Что мы сегодня изучили? Какие бывают эмоции? Как определить эмоции, когда смотрим на другого человека? Вам было интересно?

2 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно – развивающая программа «В мире эмоций» для развития эмоционально – волевой сферы посредством арт-терапии дошкольников.

Занятия для развития эмоционально – волевой сферы посредством арт-терапии в сенсорной комнате дают возможность смягчить, либо устранить эти проблемы. С помощью различных элементов в сенсорной ко...

Коррекционно – развивающая программа «В мире эмоций»

В последние годы одной из самых серьёзных социальных проблем является нарушение эмоционально-волевой сферы детей и недостаточное развитие коммуникативных навыков. Ребенок дошкольного возраста мало осо...

Практика1" Эмоциональное взаимодействие через коррекционно-развивающие занятия «Удивительный мир эмоций и чувств» как средство развития эмоциональной устойчивости детей старшего дошкольного возраста"

 В основе практики лежат самостоятельно разработанные коррекционно-развивающие занятия «Удивительный мир эмоций и чувств» с использованием технологий сказко-терапии, психогимна...

Коррекционно-развивающие занятия "Где живут эмоции?"

Задачи: Создать условия для:- более глубокого знакомства дошкольника с эмоциями; - развития умения выражать и распознавать основные эмоции у себя и другихлюдей;- обогащения эмоционального сл...

Коррекционно - развивающие занятие педагога - психолого "Эмоция Злости"

Знакомство с эмоцией "Злость", развивать умение адекватно выражать свои эмоции с помощью мимики, жестов, поведения, интонации....

Коррекционно-развивающая программа "Волшебный мир эмоций и чувств"

В настоящее время увеличилось количество детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема эмоциональных нарушений и своевременная её коррек...

Конспект коррекционно-развивающего занятия "Развитие базовых эмоций и воли"

Конспект коррекционно-развивающего занятия "Развитие базовых эмоций и воли"...