Консультация для педагогов "Профессиональное выгорание"
консультация по психологии

Баранова Юлия Александровна

Консультация Профессиональное выгорание

Профессиональное выгорание – одна из самых актуальных проблем современного мира с его ритмом жизни и зачастую повышенным ожиданием работодателей от персонала. Между тем человек – вовсе не робот, он не может трудиться как заведенный, это непременно скажется на его физическом и психологическом самочувствии.

К счастью, методы борьбы с профессиональным выгоранием сотрудников лошкольных учреждений существуют и их не так уж и мало. Только, прежде чем применять конкретные способы лечения или профилактики, нужно понять, когда человек реально «на грани» и в любой момент может «сорваться», а когда просто решил немного полениться на работе.

Суть профессионального выгорания

Самым первым о синдроме профессионального выгорания заговорил в 1974 году американский специалист по психиатрии Г. Фреденберг в ходе своих исследований сотрудников крупной компании. Они жаловались, что потеряли интерес к работе, что им трудно выполнять ее в том же объеме, что и раньше, что их рвение к труду угасло. Фреденберг обнаружил, что эти люди истощены в психологическом плане, и дело не в обычной усталости от труда, хотя истощение и было связано с ним. Но оно не проходило даже после того, как человек отдыхал. Тогда психиатр и ввел термин «профессиональное выгорание». Так он охарактеризовал негативное состояние, которое появляется у человека, испытывающего хронический стресс на работе. Его результатом становится истощение психических и эмоциональных ресурсов личности.

Таким образом, выгорание грозит тому, у кого на работе царит атмосфера стресса и напряжения. У человека, вынужденного в ней находиться, копится внутренний негатив и в любой момент человек, может сорваться. Так как «выгорание» нарастает постепенно, человек часто продолжает работать в том же режиме с тяжелыми психологическими перегрузками до тех пор, пока не наступят критические его проявления: физические, психологические и поведенческие. Чем больше признаков и чем ярче они выражены, тем серьезнеее ситуация. Таким образом, синдром выгорания не только негативно сказывается на профессиональной деятельности, но и в целом снижает качество жизни человека.

Специфика работы и трудности, с которыми приходится сталкиваться дошкольным педагогам. Дошкольные педагоги встречаются с обесцениванием своего профессионального вклада не только со стороны “трудных” родителей, администрации ДОУ, или чиновников образования, но и со стороны общества в целом. Отсюда может рождаться чувство стыда и внутренней неуверенности в себе и своих профессиональных достижениях. Частое изменение нормативов, условий труда и методических предписаний в сфере дошкольного образования создает у педагогов ощущение нестабильности и дополнительные трудности, например такие, как написание бесконечного количества бессмысленных отчетов и бумаг, заполнение таблиц, вопрос, а когда же работать с детьми....

Другой особенностью является высокое эмоциональное напряжение и внутренний контроль, необходимость удерживать свои негативные эмоциональные реакции (раздражение, злость, страх, тревога и т.д.) во время сложных или конфликтных ситуаций в общении с детьми или их родителями. Постоянное эмоциональное погружение в рабочий процесс в течении всего дня и невозможность "переключиться", "выйти" из него на время, побыть в одиночестве или еще как-то отдохнуть. Необходимость постоянно быть в контакте с детьми и коллегами, общаться с ними.

Существует профилактика и способы практической психологической помощи дошкольным педагогам в решении проблемы профессионального выгорания. В настоящее время существует множество психологических тренингов по работе с педагогами в этом направлении.

Важное условие работы с дошкольными педагогами заключается в комплексном и системном подходе, когда запрос к психологу поступает непосредственно от администрации ДОУ, готовой к открытому сотрудничеству. Такая помощь не может быть разовой, поэтому требуется проводить длительные и регулярные встречи с педагогами, так сказать держать руку на пульсе.

Также есть разница в том, является ли психолог приглашенным со стороны специалистом или внутренним сотрудником учреждения. В последнем случае может происходить смешение ролей, нарушение или даже потеря профессиональных границ, что потребует большей внимательности, осторожности и грамотности от психолога. Однако приглашенный специалист затратит гораздо больше времени и ресурсов для погружения в ситуацию, знакомство с организацией и установление доверительных отношений с педагогами. Поэтому желательно заключить контракт как с администрацией ДОУ так и педагогами, который защищал бы интересы всех сторон и соответствовал профессиональным этическим принципам, особенно сохранению конфиденциальности личной информации, полученной психологом от педагогов.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professionalnoe_vygoranie.docx12.92 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация Профессиональное выгорание

Профессиональное выгорание – одна из самых актуальных проблем современного мира с его ритмом жизни и зачастую повышенным ожиданием работодателей от персонала. Между тем человек – вовсе не робот, он не может трудиться как заведенный, это непременно скажется на его физическом и психологическом самочувствии.

К счастью, методы борьбы с профессиональным выгоранием сотрудников лошкольных учреждений существуют и их не так уж и мало. Только, прежде чем применять конкретные способы лечения или профилактики, нужно понять, когда человек реально «на грани» и в любой момент может «сорваться», а когда просто решил немного полениться на работе.

Суть профессионального выгорания

Самым первым о синдроме профессионального выгорания заговорил в 1974 году американский специалист по психиатрии Г. Фреденберг в ходе своих исследований сотрудников крупной компании. Они жаловались, что потеряли интерес к работе, что им трудно выполнять ее в том же объеме, что и раньше, что их рвение к труду угасло. Фреденберг обнаружил, что эти люди истощены в психологическом плане, и дело не в обычной усталости от труда, хотя истощение и было связано с ним. Но оно не проходило даже после того, как человек отдыхал. Тогда психиатр и ввел термин «профессиональное выгорание». Так он охарактеризовал негативное состояние, которое появляется у человека, испытывающего хронический стресс на работе. Его результатом становится истощение психических и эмоциональных ресурсов личности.

Таким образом, выгорание грозит тому, у кого на работе царит атмосфера стресса и напряжения. У человека, вынужденного в ней находиться, копится внутренний негатив и в любой момент человек, может сорваться. Так как «выгорание» нарастает постепенно, человек  часто продолжает работать в том же режиме с тяжелыми психологическими перегрузками до тех пор, пока не наступят критические его проявления: физические, психологические и поведенческие. Чем больше признаков и чем ярче они выражены, тем серьезнеее ситуация.  Таким образом, синдром выгорания не только негативно сказывается на профессиональной деятельности, но и в целом снижает качество жизни человека. 

Специфика работы и трудности, с которыми приходится сталкиваться дошкольным педагогам. Дошкольные педагоги встречаются с обесцениванием своего профессионального вклада не только со стороны “трудных” родителей, администрации ДОУ, или чиновников образования, но и со стороны общества в целом.  Отсюда может рождаться чувство стыда и внутренней неуверенности в себе и своих профессиональных достижениях. Частое изменение нормативов, условий труда и методических предписаний в сфере дошкольного образования создает у педагогов ощущение нестабильности и дополнительные трудности, например такие, как написание бесконечного количества бессмысленных отчетов и бумаг, заполнение таблиц, вопрос, а когда же работать с детьми....

Другой особенностью является высокое эмоциональное напряжение и внутренний контроль, необходимость удерживать свои негативные эмоциональные реакции (раздражение, злость, страх, тревога и т.д.) во время сложных или конфликтных ситуаций в общении с детьми или  их родителями. Постоянное эмоциональное погружение в рабочий процесс в течении всего дня и невозможность "переключиться", "выйти" из него на время, побыть в одиночестве или еще как-то отдохнуть. Необходимость постоянно быть в контакте с детьми и коллегами, общаться с ними.

Существует профилактика и способы практической психологической помощи дошкольным педагогам в решении проблемы профессионального выгорания.
        В настоящее время существует множество психологических тренингов по работе с педагогами в этом направлении.

Важное условие работы с дошкольными педагогами заключается в комплексном и системном подходе, когда запрос к психологу поступает непосредственно от администрации ДОУ, готовой к открытому сотрудничеству. Такая помощь не может быть разовой, поэтому требуется проводить длительные и регулярные встречи с педагогами, так сказать держать руку на пульсе.

 Также есть разница в том, является ли психолог приглашенным со стороны специалистом или внутренним сотрудником учреждения. В последнем случае может происходить смешение ролей, нарушение или даже потеря профессиональных границ, что потребует большей внимательности, осторожности и грамотности от психолога.
        Однако приглашенный специалист затратит гораздо больше времени и ресурсов для погружения в ситуацию, знакомство с организацией и установление доверительных отношений с педагогами. Поэтому желательно заключить контракт как с администрацией ДОУ так и педагогами, который защищал бы интересы всех сторон и соответствовал профессиональным этическим принципам, особенно сохранению конфиденциальности личной информации, полученной психологом от педагогов.


  



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация синдром эмоционального выгорания

Цель: - Ознакомление присутствующих с понятием профессионального   выгорания,  причинами возникновения, способами   профилактики,  освоение методов и приемов помощи колле...

Буклет к консультации синдром эмоционального выгорания

Этот материал поможет педагогам в любую минуту найти для себя способ преодоления  стресса....

Модифицированная методика диагностики уровня эмоционального выгорания. Проверьте свой уровень эмоционального выгорания!

Модифицированная методика диагностики уровня эмоционального выгорания. Проверьте свой уровень эмоционального выгорания! Для педагогов и воспитателей....

Синдром эмоционального выгорания. Занятие с педагогами ДОУ в рамках семинара - практикума "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

В ходе занятия раскрываются понятия "эмоциональное выгорание", пичины его возникновения, стадии протекания. Особое внимание уделяется важному компоненту профилактики возникновения СЭВ - разв...