Конспект занятия "Космическое путешествие"
материал по психологии (старшая группа)
Ход занятия
1. Организационный момент
Педагог-психолог приветствует ребенка и говорит: "Сегодня к нам на занятие пришел загадочный гость, герой одного мультфильма". Педагог-психолог достает и показывает игрушку Лунтика, затем спрашивает: "Ты узнал, кто это? (ответ ребенка). Лунтик рассказал мне такую историю. Однажды он с друзьями решил отправиться в путешествие на Луну. Как ты думаешь на чем можно долететь до Луны? (ответы ребенка). И вот они смастерили космическую ракету на полянке, собрали все необходимое, и уже были готовы к полету. В самый последний момент Лунтик вспомнил, что забыл что-то очень важное дома, и решил вернуться. А когда прибежал на поляну, увидел, что ракеты уже нет. Его друзья, наверное не заметили, что Лунтика нет, и забыли его на Земле. Лунтик очень хочет поскорее полететь на Луну и найти своих друзей, но ему не на чем туда долететь. Давай поможем Лунтику смастерить новую ракету, на которой он сможет отправиться в космическое путешествие! Для этого нам нужно выполнить несколько заданий".
2.Упражнение "Собери ракету" (3-5 мин)
Педагог-психолог вместе с ребенком рассматривает картинку-образец с изображением ракеты: "Вот такая у нас будет ракета. Посмотри, у нее есть носовая часть, борт, иллюминаторы и хвостовые крылья. Из каких геометрических фигур состоит ракета? Давай построим с тобой точно такую же ракету для Лунтика. Из чего мы будем строить нашу ракету? Из кубиков, конструктора или бумаги?". Ребенку предлагается выбрать материал для выполнения задания. Ребенок по образцу собирает ракету из геометрических фигур.
3. Рисование пальчиками по методу "Sand-art" (7 мин)
Педагог-психолог говорит: "Теперь, когда наша ракета готова самое время Лунтику отправиться на поиски своих друзей" и вместе с ребенком рассматривает картинку с изображением различных космических объектов. Затем говорит: "В космосе есть большие и маленькие планеты (покажи на картинке планеты), звезды (покажи звезды), космические корабли, спутники и ракеты (покажи космический корабль, ракету, спутник)".
Педагог-психолог достает поднос с насыпанной заранее манкой и предлагает ребенку немного порисовать: "Давай мы с тобой нарисуем планеты, они могут быть большими и маленькими. Большим пальчиком нарисуем большую планету, указательным - планету чуть поменьше, средним - еще меньше, безымянным - маленькую, а мизинчиком - самую маленькую планету (педагог -психолог показывает, ребенок рисует по образцу планеты-круги разного размера, каждым пальчиком по очереди ). А еще нарисуем много-много звезд двумя руками всеми пальчиками вместе (педагог-психолог показывает, ребенок повторяет). На нашем рисунке не хватает только ракеты, давай нарисуем ее вместе (педагог-психолог рисует корпус ракеты, ребенок дорисовывает иллюминаторы и хвост). Что еще ты хочешь нарисовать?". Рисование происходит под спокойное музыкальное сопровождение.
4. Динамическая пауза (2 мин)
Педагог-психолог предлагает ребенку немного отдохнуть и самому "полетать на ракете":
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razluka.docx | 28.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Как помочь ребенку овладеть наукой расставания
Начало посещения детского сада и неизбежное при этом расставание с мамой и со всеми близким, родным и домашним может пугать и расстраивать детей. Некоторое время они чувствуют себя одинокими, заброшенными и забытыми. Взрослые должны помочь малышу восстановить радостное ощущение жизни в новых условиях, а для этого необходимо, чтобы они и сами были спокойны, тверды и уверенны. Ребенок взрослеет, и преодоление страха расставания с мамой на пороге детского сада – очередная ступень его личностного роста.
Временная разлука с привычной домашней обстановкой – неизбежный этап взросления детей. Для нормального развития им нужно научиться расставаться с близкими, и прежде всего с матерью. Однако часто поступление ребенка в детский сад сопровождается страхом. Почему?
Результатом тесного взаимодействия ребенка с матерью в младенчестве становится эмоциональная привязанность к ней и доверие к близким. Чем крепче эта связь, тем сильнее страдания ребенка, если мать исчезает, пусть даже временно – уходит в магазин, на работу или в гости. Ранней профилактикой страхов разлуки становятся игры в прятки, когда взрослый (мать, бабушка, отец) исчезает ненадолго и быстро появляется. Сколько радости вызывает возвращение матери! Понимание, что она или другие близкие могут то пропадать, то появляться, приходит к ребенку медленно и трудно.
Пока ребенок не посещал дошкольное учреждение, он был в родных стенах, домашнем уюте и тесном контакте с родителями и близкими. Все было просто и понятно, его любили и принимали таким, какой он есть, угадывали его желания, считали центром «семейной Вселенной». И когда он лишается привычного эмоционального комфорта, ему надо приспосабливаться к незнакомым стенам, людям и новым требованиям, иными словами адаптироваться.
До 2 – 3 лет ребенок полностью удовлетворяет свои потребности во взаимодействии с близкими, обретая при этом безопасность и уверенность. С приходом его в детский сад нарушаются привычные для него формы общения, построенные на участии, безусловной любви и заботе. Никто не спешит по первому зову, не бросается помочь ему, не откликается мгновенно на его нужды и желания. Ребенку трудно это понять, он ждет маму, а не чужого взрослого, ее заменяющего. Это уже не игры в прятки. Мама уходит надолго, оставляя его в незнакомом месте, - а вдруг навсегда?! Возникает острое интенсивное ощущение страха. В таком состоянии сплетаются воедино страх одиночества, страх потери самого близкого человека – матери, страх лишения родительской любви, защиты и внимания.
Страх разлуки с мамой – яркая эмоциональная реакция. Она возникает у ребенка, при поступлении в группу детского сада в ответ на появление новых условий, пугающей незнакомой обстановки, чужих для него взрослых и детей. На третьем году жизни у ребенка еще сохраняется повышенная возбудимость, эмоциональная чувствительность и впечатлительность. Вот почему дети испытывают такие глубокие переживания от разлуки с матерью, и никакие увещевания о том, что в саду хорошо, а мама скоро вернется, почти не действуют на ребенка.
Разлука тяжела не только для детей, но и для их родителей, особенно для матери. Многие из них так же, как их малыши, испытывают трудности и нуждаются в психологической помощи и поддержке. Обычно родителям в этот период свойственны смешанные чувства вины, тревоги, обиды, иногда даже злости и собственного страха. Матери и сами могут создавать обстановку тревожности, необдуманно выражая свои чувства и болезненно расставаясь с малышом, они недоверчиво относятся к педагогам и их требованиям. Демонстрируя своим поведением испуг, они тем самым эмоционально воздействуют на него. Надо помнить, что взрослый «обучает» ребенка своим примером в любой конкретной ситуации.
Чтобы не провоцировать страхи, родители должны сохранять спокойствие, уравновешенность и доброжелательность во взаимоотношениях с малышом, быть позитивно настроенными и к воспитателям, и к детскому саду. И тогда ребенку будут передаваться эти позитивные чувства.
Причины возникновения страха разлуки
Почему может возникнуть страх разлуки?
Потому что дети:
∙ Эмоционально привязаны с рождения к матери и привычным домашним условиям, это возрастная особенность ребенка в младенческом и раннем возрасте, позволяющая ему расти и полноценно развиваться в атмосфере безопасности и защиты;
∙ Различны по своему способу освоения нового жизненного пространства – одни идут навстречу всему новому, незнакомому и поэтому адаптируются легко и радостно, другие от природы имеют слабую нервную систему, тяжело переживают смену привычной обстановки, что провоцирует повышенную тревожность и страхи;
∙ Имеют такой уровень сознания, который создает основу для аффективно-чувственного проживания событий;
∙ Подходят к концу третьего года жизни к возрастному кризису, что ослабляет их защитные силы и способствует повышенной возбудимости, неуравновешенности, негативизму и протестному поведению.
Потому что родители:
∙ Вели обособленный образ жизни с ребенком, ограждали его от людей, мало посещали с ним общественные места и места, где он может встретить других детей и взрослых;
∙ Редко давали ребенку возможность играть со сверстниками в песочнице, на качелях, в парке;
∙ Не готовили детей к посещению детского сада, не знакомились с пространством детского сада заранее;
∙ В первые дни оставляли ребенка на слишком долгое время;
∙ Выбирали неправильные слова утешения: «Вот поспишь – и я сразу приду», «Если не останешься в детском саду, не приду за тобой», «Не бойся, ничего страшного в детском саду нет», «В детском саду плачут только нехорошие дети».
Какие дети подвержены страху отрыва от матери
Острый страх разлуки с близкими у детей, как правило, свидетельствует о повышенном риске невротизации, слабости нервной системы, склонности ребенка к высокой тревожности. Иногда такой страх говорит о просчетах в родительском воспитании, которое либо строилось по типу «кумир семьи», когда ребенок подчиняет себе взрослых, либо отличалось гиперопекой – и то и другое провоцирует острую психическую зависимость от близких, прежде всего от матери.
Более всего подвержены страху отрыва от матери дети:
∙ С повышенной эмоциональной зависимостью от мамы;
∙ Эмоционально чувствительные и впечатлительные – они ярко, образно запоминают те или иные события жизни;
∙ Имеющие уже в младенчестве ярко выраженный инстинкт самосохранения;
∙ Подверженные другим сильным страхам – боятся животных, сказочных персонажей, темноты, воды или высоты, имеют страхи, не свойственные их возрасту;
∙ Пережившие психотравмирующие ситуации (пребывание в стационаре без матери, развод родителей, смерть близких, перемена места жительства и т.п.);
∙ Соматически ослабленные.
Кроме того следует помнить, что мальчики чаще, чем девочки подвержены страху отрыва от матери.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект игры – путешествия на тему: «Путешествие по городу Санкт-Петербург» (совместная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет) с использованием ЭОР - презентация "Символы города"
пропаганда и возрождение семейных традиций на основе знакомства с историей и культурными традициями города - Санкт – Петербурга....
Конспект занятия - путешествия " Путешествие в страну знаний"
Муниципальное дошкольное образовательное учреж...
Конспект игры-путешествия Тема: "Путешествие в волшебный лес". Подготовительная к школе группа
Представлен конспект игры путешествия Тема:"Путешествие в волшебный лес. Направление социально-личностное. В конспекте показана связь соцального и эмоционального развития детей. Включена сценка ...
Конспект игры-путешествия "Путешествие в Рим"
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы "Путешествие в Рим", интеграция образовательных областей "Познание" и "Музыка"....
Конспект НОД - путешествия "Путешествие в осенний лес"
Систематизируем знания детей об осениСистематизируем знания детей про жизнь лесных зверей осеньюГоворим о том, что растет осенью в лесуРазвиваем сообразительность, воображениеРазвиваем зрительное вним...
План-конспект игры-путешествие «Путешествие в мир исчезающих растений и животных»
Игра – путешествие «Путешествие в мир исчезающих растений и животных»Цель: Учить бережному отношению к природе, познакомить детей со значимостью ядовитых растений, и познакомить с «Красной книгой»...
Конспект игры-путешествия «Путешествие в волшебную страну» в 1 младшей группе
Cпособствовать усвоению нравственных понятий через игровую совместную деятельность....