Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру
методическая разработка
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одним из принципов дошкольного образования называет формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Каждый ребенок - творец и исследователь, ему интересно все на свете, и задача педагога развивать ребенка, не дав угаснуть этому стремлению к активному познанию. Как это сделать? Конечно, в игре. Общеизвестно, что игра является основным видом деятельности дошкольников. В своей педагогической деятельности использую разнообразные игры: дидактические, музыкальные, театральные, подвижные. Сегодня мне хотелось бы подробнее остановиться на сюжетно-ролевых играх. Они имеют особую ценность, поскольку в них усваиваются культурные нормы и образцы поведения, дети учатся взаимодействовать с другими участниками процесса. Кроме этого, сюжетно- ролевые игры, при правильной и умелой их организации педагогом, могут стать эффективным средством познавательного развития дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
syuzhetno-rolevaya_igra.docx | 21.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру
Жеребкова Алла Николаевна
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одним из принципов дошкольного образования называет формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Каждый ребенок - творец и исследователь, ему интересно все на свете, и задача педагога развивать ребенка, не дав угаснуть этому стремлению к активному познанию. Как это сделать? Конечно, в игре. Общеизвестно, что игра является основным видом деятельности дошкольников. В своей педагогической деятельности использую разнообразные игры: дидактические, музыкальные, театральные, подвижные. Сегодня мне хотелось бы подробнее остановиться на сюжетно-ролевых играх. Они имеют особую ценность, поскольку в них усваиваются культурные нормы и образцы поведения, дети учатся взаимодействовать с другими участниками процесса. Кроме этого, сюжетно- ролевые игры, при правильной и умелой их организации педагогом, могут стать эффективным средством познавательного развития дошкольников.
Уже в 3 - 4 года дети используют сюжетно-ролевые игры. В этот период они играют в одиночку, сюжеты достаточно скудны, речь практически не используется.
К старшему дошкольному возрасту сюжетно-ролевые игры претерпевают существенные изменения. Ребята используют разнообразные сюжеты из повседневной окружающей жизни, из книг, мультфильмов, сказок. Появляются роли, используются развернутые диалоги. Количество участников игры возрастает до 7 - 8 человек. Игры становятся продолжительными по времени, интересными по сюжету. Важно отметить несколько моментов.
Во-первых, дети учатся взаимодействовать друг с другом, договариваться, без этого никакая сюжетно-ролевая игра не получится.
Во-вторых, они примеряют на себя различные социальные роли (например, роль воспитателя, врача, и т.д.), учатся ориентироваться в системе межличностных взаимоотношений.
В третьих, в игре дети создают воображаемую ситуацию. Необходимость действовать в воображаемом плане, ведет к развитию у детей символической функции мышления, формирования плана представлений, построению воображаемой ситуации.
В сюжетно-ролевой игре развиваются все мыслительные процессы: внимание, мышление, память, воображение.
Происходит важный процесс получения и освоения знаний, преобразования их, установления связи между различными явлениями. Дети учатся применять свои знания, полученные в жизни, ищут лучшие способы для осуществления задуманного, самостоятельно решают поставленные перед ними задачи и возникающие в ходе игры проблемы. В процессе этого активизируются все умственные процессы. Запоминая различные правила игр, их сюжеты, дети развивают свою память, не замечая этого. Уже давно отмечено, что в игре дошкольники запоминают легче, поскольку увиденное и услышанное вызывает у них интерес. Кроме того, в игре учатся видеть взаимосвязь между предметами и явлениями, учатся замещать предметы образами и к старшему дошкольному возрасту дети могут играть и без необходимых предметов, замещая их воображаемыми образами.
Каждая игра, казалось бы, с одинаковым сюжетом, будет каждый раз новой, потому что любой ребенок вносит в нее свои фантазии и замыслы. Он не копирует реальность, а каждый раз творчески преобразовывает ее. Создавая свой образ, ребенок развивает свое воображение, фантазию и творческие способности. Первостепенную роль в создании образа играет и речь. Правильно подобранные слова, фразы, помогают участникам игры строить сюжет, развивать диалоги, решать задачи, поставленные перед участниками.
Важна роль педагога, который направляет действия воспитанников, тем самым развивая их. На этапе младшего дошкольного возраста важно вовлекать детей в процесс игры, учить действовать игрушками и предметами. В возрасте четырех лет важно научить ребят освоению различных ролей и взаимодействию между ними. В старшем дошкольном возрасте задачей педагога становится научить развивать сюжет, а предметы заменять образами. Таким образом, происходит развитие образной произвольной памяти, воображения.
При планировании игровой деятельности детей предусматривается обширная предварительная работа по обогащению представлений детей по теме игры. Совместная подготовка с воспитателем вызывает у дошкольников большой интерес к теме игры. Педагог должен опираться на интересы и запросы воспитанников, а также направлять их.
При подготовке к сюжетно-ролевым играм можно использовать следующий алгоритм:
- Выбор тематики, отвечающей интересам и запросам воспитанников.
Мы опираемся на актуальный опыт дошкольников. После интересного события, например, после похода в театр, музей, экскурсии библиотеку дошкольники, с большой вероятностью, захотят проиграть эти моменты в пространстве детского сада. Также дети выбирают темы, которые отвечают их потребностям и интересам. Девочки обычно любят парикмахерские, салоны красоты, мальчики – мастерские.
- Актуализация и пополнение знаний по заявленной тематике.
С помощью вопросов, мы выясняем, что ребята знают по заявленной теме. Дополняем их знания при помощи бесед, просмотров наглядных пособий, видеофильмов, презентаций. Изучаем новые слова – термины, связанные с этим явлением.
- Определение необходимого инвентаря, предметов, необходимых для создания игры.
Обсуждаем с детьми, какие атрибуты нужны для игры по определенной тематике. Например, для создания поликлиники нам понадобятся стол доктора, кушетка, ростомер, медицинский халат и шапочка, фонендоскоп, медицинские инструменты, лекарства, бланки рецептов, карточки.
- Совместная подготовка атрибутов с воспитанниками.
Далее мы приступаем к подготовке атрибутов. Некоторые мы изготавливаем совместно с детьми, некоторые просим подготовить дома с родителями, тем самым привлекая их к образовательному процессу.
- Разыгрывание сюжетов определенной тематики совместно с воспитателем.
После такой длительной подготовки, дети уже глубоко вникли в тему, их интерес очень высок. Они хотят продемонстрировать свои полученные знания в разных ролях. Воспитателю остается лишь направить и напомнить о правилах игры по той или иной теме.
- Самостоятельные игры воспитанников с последующим развитием и усложнением сюжетов и ситуаций.
Воспитанники, глубоко вникнув в тему, с большим удовольствием, играют в сюжетно-ролевую игру по заявленной теме. При этом происходит постепенное усложнение и развитие сюжета. Продолжительное пребывание в роли заставляет ребенка глубже понимать и анализировать изображаемое.
Результат нашей деятельности - активная и содержательная игровая и познавательная деятельность детей.
Таким образом, педагог, проводя качественную подготовку к игре, актуализирует личный опыт детей, побуждая их при этом к самостоятельному поиску ответов на возникшие вопросы, стимулирует интерес к различным профессиям, видам труда, многообразию явлений окружающей жизни. Как результат, замыслы игр становятся более стойкими, иногда на длительное время овладевают их воображением.
Подводя итог, можно подтвердить, что сюжетно-ролевая игра, при умелом руководстве педагога, является эффективным средством развития познавательного интереса детей дошкольного возраста. Грамотно и активно пользоваться этим инструментом – задача современного педагога.
Источники:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 г. № 30384);
2. Болотина Л. Р. Комарова Т. С. Баранов С. Б. Дошкольная педагогика – М.: Академия, 1998.
2. Михайленко Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя. — 3-е изд., испр. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС – 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы «Развитие познавательных интересов у детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх».
Опыт работы...
Индивидуальный план профессионального развития «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через экспериментирование» Саляевой Татьяны Николаевны на 2019 – 2024 уч.г.
Индивидуальный план профессионального развития«Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через экспериментирование»воспитателя Саляевой Татьяны Николаевнына 2019 &nda...
Консультация для родителей "Развитие нравственных качеств у детей дошкольного возраста, через сюжетно-ролевые игры на бытовые темы."
Человека высокой культуры поведения отличает вежливость, скромность, отзывчивость, тактичность, доброжелательность. Эти качества формируются с самого раннего возраста....
План по самообразованию «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру».
План по самообразованию «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возрастачерез сюжетно-ролевую игру».Воспитатель – Тетюцкая Илюза ЛиеровнаОбразование: высшееТема са...
Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одним из принципов дошкольного образования называет формирование познавательных интересов и познавательны...
Развитие познавательных психических процессов в дошкольном возрасте через сюжетно-ролевую игру
В период дошкольного детства перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникает внутренняя п...
Индивидуальный план профессионального развития «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через экспериментирование» воспитателя Саляевой Татьяны Николаевны на 2024 – 2029 уч.г.
Повышение профессиональной компетентности и совершенствование педагогического мастерства....