Дополнительная образовательная программа Дошкольного образования "Я сам"
рабочая программа по психологии (младшая группа)

Цепляева Ирина Владимировна

Программ «Группы занятий по сенсомоторному развитию «Я сам» (далее Программа) обусловлена изучением потребностей родителей и возможностью ДОУ. Данная Программа разработана на основе педагогической системы Марии Монтессори и предназначена для реализации в МБДОУ д/с № 34 с детьми от 2 до 5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ya_sam.doc251.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №34 «Красная шапочка»

«Принято»

педагогическим советом № ___

от «___» 2023г.                                                          

«Утверждаю»

Приказ №____от «___» 2023г.

Заведующий МБДОУ                                                                      Детского сада № 34

Л.В. Белоусова________

 

                                                                   

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования

Группы занятий по сенсомоторному развитию для детей от 2 до 5 лет «Я Сам»

Срок реализации: 1-3 года

                       Автор-составитель:

 старший воспитатель Е.С. Андреева                                              

                                              педагог-психолог И.В. Цепляева

                                                                                                   

                                       

Осинниковский городской округ 2023 г.

Содержание

1. Паспорт Программы…………………………………………………………….3

2. Пояснительная записка………………………………………………………….5

3. Содержание программы…………………………………………………………8

4. Условия реализации Программы……………………………………………..20

5. Результат освоения детьми Программы……………………………………...25

6. Список литературы……………………………………………………………27

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование

Программа дошкольного образования «Группы занятий по сенсомоторному развитию для детей от 2 до 5 лет «Я сам» (платная услуга).

Заказчики

 Программы

Родители (законные представители) воспитанников МБДОУ д/с № 34

Основные

разработчики Программы

-Старший воспитатель Е.С. Андреева, высшая квалификационная категория.

-Педагог-психолог И.В. Цепляева, высшая квалификационная категория.

Сроки реализации Программы

1-3 года

Цель Программы

Создание наилучших условий, позволяющих детям раскрыть свой природный  потенциал  и  адаптироваться  к  условиям  жизни  в современном обществе.

Задачи Программы

- Развивать устойчивый познавательный интерес детей.

- Предоставлять   равные   возможности   для   полноценного развития каждого ребёнка.

- Развивать основные когнитивные процессы, различные формы мышления детей, их стремление к саморазвитию.

- Поддерживать и развивать детскую инициативность и самостоятельность в познавательной, коммуникативной и творческой деятельности.

- Формировать общую культуры воспитанников, прежде всего, культуру доброжелательных и уважительных отношений между людьми.

Ожидаемые результаты реализации Программы

- сформирован устойчивый познавательный интерес;

- развиты   основные   когнитивные   процессы (восприятие, внимание, память), различные формы мышления;

- сформировано  умение  самостоятельно  принимать решения, делать выбор, организовывать свое время и завершать начатое дело;

- сформированы коммуникативные навыки;

- дети обладают культурой поведения в коллективе;

- развиты   любознательность,   инициативность, активность в исследовании окружающей жизни;

- развито   чувство   собственного   достоинства, сформирован благоприятный  «образ  Я»  и  уверенность  собственных силах.

  1. Пояснительная записка

Разработка программы «Группы занятий по сенсомоторному развитию «Я сам» (далее Программа) обусловлена изучением потребностей родителей и возможностью ДОУ. Данная Программа разработана на основе педагогической системы Марии Монтессори и предназначена для реализации в МБДОУ д/с № 34 с детьми от 2 до 5 лет.

Свою педагогическую систему Мария Монтессори называла «системой саморазвития детей в дидактически подготовленной среде». Она рассматривала процесс развития и образования ребенка с точки зрения антропологии, выделяя основные сенситивные периоды его роста и создавая максимально комфортные условия для их протекания. Средством становления личности ребенка является его собственная активная деятельность по освоению окружающей среды, основанная на свободном выборе предмета деятельности, партнера, места и темпа своей работы. Мария Монтессори считала, что ребенку изначально дано быть умным и успешным. Задача взрослого – помочь раскрыть потенциал малыша, научить его самостоятельно постигать мир. Для этого Монтессори предложила создать специальную среду. В уникальной системе самовоспитания и саморазвития

маленьких детей основное внимание уделяется воспитанию самостоятельности, развитию чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и т.д.) и мелкой моторики. В этой системе нет единых требований и программ обучения. Каждый ребенок работает в собственном темпе и занимается только тем, что ему интересно. «Соревнуясь» только с самим собой, ребенок приобретает уверенность в собственных силах и полностью усваивает изученное.

Главный принцип системы Монтессори - «Помоги мне сделать это самому!». Это значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша

  • данный момент, создать ему оптимальную среду для занятий и ненавязчиво научить пользоваться этой средой. Таким образом, взрослый помогает каждому ребенку найти свой индивидуальный путь развития и раскрыть свои природные способности. Дети, занимающиеся по системе М. Монтессори, растут любознательными и открытыми для получения глубоких и разносторонних знаний. Они проявляют себя как свободные, независимые

личности,        умеющие        найти        свое        место        в        обществе.

Система Марии Монтессори основана на следующих положениях:

  • Ребенок активный.

  • Роль взрослого непосредственно в акции обучения вторична. Он помощник, а не наставник.

  • Ребенок - сам себе учитель. Он имеет полную свободу выбора и действий.
  • Дети учат детей. Поскольку в группах занимаются дети разного возраста, старшие дети становятся учителями, при этом они учатся заботиться о других, а младшие тянутся за старшими.

  • Дети принимают  самостоятельные решения.

  • Занятия проходят в специально подготовленной среде.

  • Ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам.

  • Полноценное саморазвитие - это следствие свободы в действиях, мышлении, чувствах.

  • Ребенок становится самим собой, когда мы следуем указаниям природы, а не идем против них.

  • Уважение к детям — отсутствие запретов, критики и указаний.

  • Ребенок вправе ошибаться и доходить до всего сам.

Таким образом, основные составляющие системы Монтессори, позволяющие реализовать индивидуальный путь развития ребенка: взрослые, развивающая среда, дидактический материал.

В основу Программы легли основные элементы системы Монтессори:

- педагог, умеющий реализовать особую модель взаимоотношений с детьми;

- особым образом организованная предметно-развивающая среда;

- автодидактический материал.

        Ценность данной системы заключается в том, что она апробирована годами, профессионально отлажена, отработана и обязательно дает результат. Свободная деятельность детей с дидактическим материалом Монтессори помогает наилучшим образом развитию нейрофизиологических процессов коры головного мозга. У детей есть огромная внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Каждый ребенок обладает естественным стремлением все пощупать, понюхать, попробовать на вкус, поскольку путь к его интеллекту ведет через органы чувств. Ощущать и познавать для детей - единое целое. Благодаря особому, разноуровневому автодидактическому материалу, дети получают дополнительную возможность развивать все когнитивные навыки (восприятие, внимание, память), тренировать все стороны мышления, опираясь на мотивационную составляющую. Когнитивные (познавательные) навыки, которыми ребенок овладевает в дошкольном возрасте, в дальнейшем определяют его способность к чтению, письму, счету, а также к абстрактному и логическому мышлению. Можно сказать, что реализация Программы – это своеобразная дополнительная «тренировка, гимнастика для ума», в ходе которой каждый ребенок углубляет, тренирует что-то свое.

Особенности и преимущества Программы:

- ребенок с малых лет получает опыт организованной индивидуальной и коллективной работы в группе;

-индивидуализация образовательного процесса; 

- уважение, проявляемое со стороны взрослых  к желаниям ребенка, поддержка его собственной инициативы и предоставление возможности выбора предмета познавательной деятельности;

- в Программе предусматривается принцип разновозрастной организации групп, который способствует естественному получению детьми разнообразного социального опыта благодаря взаимодействию и взаимообучению детей разного возраста. Группа организуются по принципу объединения детей дошкольного возраста от 2 до 5 лет;

- в Монтессори-материалах заложен контроль ошибок, что позволяет ребенку самостоятельно увидеть ошибку и исправить её без помощи взрослого.

        Основная цель работы по Программе — создание наилучших условий, позволяющих детям раскрыть свой природный потенциал и адаптироваться к условиям жизни в современном обществе.

При реализации Программы решаются следующие задачи:

  1. Развивать устойчивый познавательный интерес детей.

  1. Предоставлять равные возможности для полноценного развития каждого ребенка.

  1. Развивать основные когнитивные процессы, различные формы мышления детей, их стремление к саморазвитию.

  1. Поддерживать и развивать детскую инициативность и самостоятельность в познавательной, коммуникативной и творческой деятельности.

  1. Формировать общую культуру воспитанников, прежде всего, культуру доброжелательных и уважительных отношений между людьми.

  • МБДОУ д/с № 34 разработана основная образовательная программа дошкольного образования, которая реализуется в течение всего времени пребывания детей в Учреждении. Реализация ООП ДО не подразумевает ограничений на оказание дополнительных платных образовательных услуг воспитанникам (Письмо Минобрнауки РФ от 28.02.2014 г. № 08-249). Получение дополнительной платной образовательной услуги может осуществляться одновременно с реализацией ООП ДО.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования провозглашает основные принципы современного российского дошкольного образования, которые, по мнению авторов Программы, полностью совпадают с принципами педагогической системы Марии Монтессори:

  • полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;

  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования (индивидуализация образовательного процесса);

  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

  • сотрудничество организации с семьей;

  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,

общества и государства;

  • формирование познавательных интересов ребенка в различных видах деятельности;

  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития ребенка).

Таким образом, это позволяет нам сделать вывод о том, что возможно сочетание ООП ДО с элементами системы Марии Монтессори в рамках оказания дополнительной образовательной услуги.

Проведенные исследования показали заинтересованность родителей воспитанников в реализации педагогической системы Марии Монтессори. Однако для реализации этой системы в каждой группе в рамках образовательного процесса невозможно создать необходимые пространственно-средовые условия, так как данная педагогическая система является целостной, и использовать её фрагментарно не целесообразно (например, привнести в группы некоторые элементы автодидактического материала). Было принято решение о создании специального кабинета для занятий по системе Марии Монтессори в рамках оказания дополнительной образовательной услуги, где  будут актуализированы основные составляющие системы Монтессори.

  • результате реализации Программы, дети, развивающиеся в собственном ритме и в соответствии с собственными интересами, приобретают уверенность в собственных силах; развивается познавательный интерес, когнитивные навыки, самостоятельность, внутренняя дисциплина, которая выражается в умении рационально спланировать свою деятельность, а также умение принимать правила группы, уважение к чужой деятельности и чужому рабочему пространству.

Программа рассчитана на детей от 2 до 5 лет.

Срок реализации программы 1 – 3 года.

Набор детей в группы занятий по сенсомоторному развитию «Я сам» осуществляется в соответствии с запросом родителей (законных представителей) воспитанников.

  1. Содержание Программы

Занятия по сенсомоторному развитию «Я сам» проводятся один раз в неделю с сентября по май. Время пребывания детей в специально организованной среде предполагает смену различных видов деятельности и составляет 50 минут.

Учебный план

Количество часов на группу

Кол-во групп

Кол-во

детей в группе

в неделю

в месяц

в год

3

14

1 час

4 часа

36 часов

Основные правила проведения занятий в группе по сенсомоторному развитию «Я сам»:

  1. Создание специальной развивающей предметно-пространственной среды с дидактическим материалом.

  1. Возможность самостоятельного выбора. Дети сами выбирают зону и продолжительность занятий.

  1. Самоконтроль и выявление ошибок самим ребенком.

  1. Выработка и соблюдение определенных правил (убирать за собой, тихо передвигаться по помещению и т.д.) помогает постепенной адаптации к правилам общества и приучает к порядку.

  1. Разный возраст детей группы помогает выработать чувство взаимопомощи, сотрудничества и ответственности.

  1. Отсутствие классно-урочной системы. Нет парт – только коврики или легкие стулья и столики.

  1. Ребенок – активный участник процесса. Не педагог, а дети помогают и обучают друг друга. Это помогает развивать в детях самостоятельность и уверенность.

Содержание Программы определяется игровыми занятиями и организацией детской деятельности в Монтессори - среде.

Структура занятия включает:

1. Совместная деятельность: встреча, ритуал приветствия - «эмоциональное» начало работы, дети здороваются со своими друзьями и педагогом, проводятся пальчиковые игры, потешки, подвижные игры – 10 минут.

  1. Совместная деятельность: в игровой форме обсуждается определенная тема (знакомство с окружающим миром, формирование представлений о

природе, о животном и растительном мире, знакомство с сезонными изменениями, знакомство с социальной действительностью) – 10 минут. Обсуждаемая тема заранее продумывается педагогом в соответствии с примерным тематическим планированием, но ход обсуждения всегда зависит от непосредственной реакции детей, их интереса, настроения. Педагог должен быть готов к неожиданному повороту в ходе беседы или к тому, чтобы провести обсуждение на совершенно другую тему, которая сегодня интересует детей: выпал первый снег, у кого-то появилась собака, кто-то принёс совершенно удивительную книгу. Примерное тематическое строится по блочному принципу: тема, начатая при обсуждении в совместной деятельности, прослеживается во всех остальных видах деятельности детей (музыкальной, творческой), что соответствует цельности детского восприятия мира, создает полную и разностороннюю его картину. Последовательность рассмотрения отдельных тематических блоков исходит из направления познания мира ребенком - от себя.

  1. Самостоятельная деятельность детей с Монтессори-материалами – 20 минут.
  2. Совместная деятельность: завершение работы, ритуал прощания, дети прощаются со своими друзьями и педагогом, проводятся обратная связь и анализ самостоятельной деятельности (что удалось сделать самому, а с чем пришлось обращаться за помощью) – 10 минут. 

Календарно-тематическое планирование

Месяц

Тема занятия

Цели и задачи

Методы и приемы

Предполагаемый результат

Сентябрь

Знакомство с сенсомоторной комнатой

1-4 неделя

1 группа

(2-3 года)

Тема: «Волшебная комната»

Цель: знакомство с дидактическими играми и правилами работы в сенсорной комнате.

Задачи:

-формировать интерес к дидактическим играм;

-побуждать к игровой деятельности с автодидактическим материалом;

-формировать бережное и внимательное отношение к предметам игры и участникам группы.

Рассматривание, манипуляции с игрушками и дидактическим материалом.

Умение  детьми пользоваться самостоятельно дидактическим материалом по методике М. Монтессори.

1-4 неделя

2 группа

(3-4 года)

Тема: «Волшебная комната»

Цель: знакомство с дидактическими играми и правилами работы в сенсорной комнате.

Задачи:

-формировать интерес к дидактическим играм;

-побуждать к игровой деятельности с автодидактическим материалом;

-формировать бережное и внимательное отношение к предметам игры и участникам группы.

Рассматривание, манипуляции с игрушками и дидактическим материалом.

Умение  детьми пользоваться самостоятельно дидактическим материалом по методике М. Монтессори.

Октябрь

Зона игр с водой

1 неделя

1 группа

(2-3 года)

Тема: «Переливание воды»

Цель: развитие координации движений. Задачи:

-развивать умение ориентироваться в окружающем пространстве;

-формировать навыки самообслуживания.

Переливание воды с помощью лейки из прозрачного материала, из сосуда с большим отверстием.

Освоение детьми алгоритма деятельности.

1 неделя

2 группа

(3-4 года)

Тема: «Переливание воды»

Цель: знакомство детей с объемами сосудов.

Задачи:

- знакомить с правилами игр с водой;

-закреплять навыки самообслуживания.

Переливание воды с помощью сосудов различного объема, мерного стакана.

Освоение детьми алгоритма деятельности.

2 неделя

1 группа

(2-3 года)

Тема: «Надувайся, пузырь!»

Цель: развитие органов дыхательной системы.

Задачи:

- знакомить с правилами игр с водой;

- формировать умение  использования воды в игровой деятельности.

Образование больших и малых водяных пузырей при помощи тонкой трубочки: опустить трубочку в воду и дуть в неё до образования пузырей.

Умение детьми дуть на воду, не разбрызгивая её.

2 неделя

2 группа

(3-4 года)

Тема: «Взбивание пены»

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Задачи:

- формировать умение соединять движение руки с работой интеллекта.

Взбивание мыльной воды до образования пены: с помощью пипетки набрать немного жидкого мыла и выпустить его в миску с водой.

Умение детьми выполнять движения правой и левой рукой по разным траекториям.

3 неделя

1 группа

(2-3 года)

2 группа

(3-4 года)

Тема: «Плавающие шарики».

Цель: усвоение понятий «количество» и «счет».

Задачи: 

-формировать ЭМП;

-развивать координацию движений рук.

Вылавливание шариков из воды и перекладывание их в пустую миску с помощью ложки и мелкого (крупного) сито.

Получение знаний о свойствах предметов через непосредственную деятельность и практический опыт.

4 неделя

1 группа

(2-3 года)

2 группа

(3-4 года)

Тема: «Форма воды».

Цель: координированная работа руки и глаза.

Задачи: 

- развивать умение делать выводы из полученного опыта;

-формировать представление о форме предметов;

-способствовать развитию внимания и воображения.

Наблюдение за тем, как вода принимает круглую форму: из кувшина с водой осторожно вылить воду в надувной шарик.

Получение знаний о свойствах предметов через непосредственную деятельность и практический опыт.

Ноябрь

Зона игр с песком

1 неделя

1 группа

(2-3 года)

2 группа

(3-4 года)

Тема: «Здравствуй, песочек!».

Цель: создание условий для расслабления мышечного тонуса детей.

Задачи: 

-формировать представление об особенностях и свойствах песка;

-развивать координацию движений рук;

-способствовать развитию внимания и наглядно-действенного мышления.

Знакомство с песком пальцами рук поочередно, затем всей ладонью. Игровые действия с песком: шаги, кулачок, ладонь, мелкий и крупный дождь, гора.

Освоение детьми представлений и знаний о свойствах песка. Умение выполнять элементарные действия на песочном столе.

2 неделя

1 группа

(2-3 года)

2 группа

(3-4 года)

Тема: «Рисуем на песке».

Цель: развитие зрительно-моторной координации.

Задачи:

-формировать умение рисовать на песке;

-обогащать зрительно-осязательный опыт;

-способствовать развитию наглядно-действенного мышления.

Рисование детьми на песке с помощью пальцев рук геометрические фигуры и образы, на них  похожие (солнце, дом, крыша и т.д.).

Умение детьми сосредоточенно и внимательно следовать инструкции педагога.

3 неделя

1 группа

(2-3 года)

2 группа

(3-4 года)

Тема: «Прятки».

Цель: обогащение зрительно-осязательного опыта.

Задачи: 

-развивать мелкую моторику рук;

-формировать умение следовать инструкции педагога.

Закапывание детьми в песок пальцев рук, и всей ладони. Закапывание в песок и поиск мелких игрушек и предметов.

Умение детьми прятать ладони в песок и медленно их вынимать. Умение детьми различать на ощупь мелкие предметы.

4 неделя

1 группа

(2-3 года)

2 группа

(3-4 года)

Тема: «Замок на песке».

Цель: развитие творческого воображения.

Задачи:

-способствовать развитию креативного мышления;

- формировать умение осознавать детьми собственные желания и потребности;

-развивать мелкую моторику пальцев рук;

-развивать навыки конструирования.

Выстраивание замка (дома, гаража, здания, дворца и т.д.) на песке с помощью цветных камней и мелких игрушек.

Умение детьми воплощать воображаемые образы в действительность с помощью игрового материала.

Декабрь

Зона игр и упражнений с сыпучими предметами

1 неделя

1 группа

(2-3 года)

2 группа

(3-4 года)

Тема: «Порисуем!»

Цель: знакомство с новым материалом.

Задачи:

-развивать мелкую моторику пальцев рук;

-способствовать развитию мыслительных процессов;

-формировать опыт тактильного восприятия.

Рисование по

манной крупе

пальчиком и тонкой

трубочкой.

Умение детьми воспроизводить воображаемый рисунок.

2 неделя

1 группа

(2-3 года)

2 группа

(3-4 года)

Тема: «Просеивание крупы»

Цель: ознакомление со

свойствами крупы.

Задачи:

-формировать представление о понятиях: крупная и мелкая крупа;

-развивать умение узнавать предметы на ощупь.

Просеивание крупы (гречневая, манная, рисовая) через крупное и мелкое сито.

Сформированное представление у детей о видах и свойствах крупы, их назначении в бытовых условиях.

3 неделя

1 группа

(2-3 года)

2 группа

(3-4 года)

Тема: «Спрячь игрушку»

Цель: развитие

чувственного

восприятия.

Задачи:

-развивать

мелкую моторику

рук;

-способствовать формированию усидчивости и концентрации внимания;

-содействовать развитию умения

выполнять детьми точные

указания педагога.

В миске с разной крупой найти мелкий предмет и назвать его.

Умение детьми распознавать предметы на ощупь.

4 неделя

1 группа

(2-3 года)

2 группа

(3-4 года)

Тема: «Золушка»

Цель: развитие зрительно-моторной координации.

Задачи:

-развивать

мелкую моторику

рук;

-способствовать формированию усидчивости и концентрации внимания.

Отделение одной крупы от другой (можно закрытыми глазами)

Умение детьми различать крупу по внешним признакам и свойствам.

Январь

Зона развития  мускулатуры рук и мелкой моторики

1 неделя

1 группа

(2-3 года)

2 группа

(3-4 года)

Тема: «Собираем ягоды, грибы, камешки»

Цель: развитие мелкой моторики трех основных пальцев руки: большого, указательного, среднего.

Задачи:

-развивать

мелкую моторику

рук;

-способствовать формированию усидчивости и концентрации внимания;

-развивать умение дифференцировать предметы.

Раскладывание и собирание на ковре материал по группам (ягоды, грибы, камешки). Показ и действие: как брать предмет  тремя пальцами правой и левой рук.

Умение детьми осуществлять координированные движения руки и глаз.

2 неделя

1 группа

(2-3 года)

2 группа

(3-4 года)

Тема: «Играем с прищепками»

Цель: развитие зрительно-моторной координации.

Задачи:

-развивать мелкую мускулатуру рук;

-закреплять

названия цвета.

Цветовое соотнесение прищепок-«лучиков» с шаблоном-«солнышком».

Умение соотносить предметы и части предметов по цвету.

3 неделя

1 группа

(2-3 года)

2 группа

(3-4 года)

Тема: «Щипчики-прищепки»

Цель: развитие зрительно-моторной координации,

Задачи:

-формировать умение регулировать мышечный тонус кистей рук;

-закреплять названия цвета и формы;

-закреплять счёт до 5 (до 10).

Перекладывание мелких предметов прищепками, щипцами; распределение предметов по  цвету, по форме; счёт до 5 (до 10).

Умение регулировать мышечный тонус кистей рук: расслабление, напряжение.

4 неделя

1 группа

(2-3 года)

2 группа

(3-4 года)

Тема: «Разложи по порядку»

Цель: закрепление знаний основных цветов.

Задачи:

- развивать речевые способности;

- формировать умение регулировать мышечный тонус кистей рук;

-закреплять умение дифференцировать предметы по цвету.

Раскладывание бусин по тарелкам, стаканчикам, баночкам в соответствии с цветом.

Умение дифференцировать предметы и части предметов по цвету.

Февраль

Зона для упражнений в установлении причинно-следственных связей

1 неделя

1 группа

(2-3 года)

2 группа

(3-4 года)

Тема:

«Игры по

желанию детей»

Цель: определение

предпочтений

игровой

деятельности

детей.

Задачи:

-закреплять навыки

самообслуживания;

-формировать умение следовать инструкции педагога.

Выбор детьми дидактического материала по собственному желанию.

Умение раскладывать игрушек

по своим местам,

приводить в порядок своё рабочее место

место,

выполнять

поручения педагога.

2 неделя

1 группа

(2-3 года)

2 группа

(3-4 года)

Тема:

«Найди такой же»

Цель: развитие зрительного и слухового восприятия.

Задачи:

-способствовать развитию  зрительного сравнения;

-расширять и активизировать словарный запас детей.

Распределение парных картинок и предметов в соответствии друг с другом. Классификация предметного словаря.

Умение классифицировать картинки и предметы, употреблять обобщающие слова.

3 неделя

1 группа

(2-3 года)

2 группа

(3-4 года)

Тема:

«Винтик, еще винтик».

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук.

Задачи:

- развивать концентрацию внимания;

- способствовать развитию координации движений рук.

Подборка винтика и гайки  в соответствии с парой по размеру.

Умение навинчивать гайку на винт по размеру.

4 неделя

1 группа

(2-3 года)

2 группа

(3-4 года)

Тема:

«Вкладыши»

Цель: накопление сенсорно-двигательного опыта.

Задачи:

-развивать мелкую моторику пальцев рук;

-способствовать развитию логического мышления.

Размещение вкладышей в определенные гнезда в соответствии с формой.

Умение зрительно соотносить по величине и свойствам картинки-вкладыши и размещать их в гнёзда.  

Март

Зона сенсорного развития

1 неделя

1 группа

(2-3 года)

2 группа

(3-4 года)

Тема: «Геометрические фигуры».

Цель: формирование представлений о форме и величине предметов.

Задачи: 

-развивать координацию движений рук;

-способствовать развитию внимания и наглядно-действенного мышления.

Поочередное опускание шариков разных по величине в соответствующее отверстие.

Умение детьми методом проб и зрительно соотносить форму предметов при выполнении элементарных математических действий.

2 неделя

1 группа

(2-3 года)

2 группа

(3-4 года)

Тема: «Пирамидка».

Цель: формирование представлений о цвете и величине предметов.

Задачи:

-формировать умение снимать и нанизывать кольца;

-обогащать зрительно-осязательный опыт;

-способствовать развитию наглядно-действенного мышления.

Собирание пирамидки в правильном соотношении колец по цвету и по величине.

Освоение детьми алгоритма деятельности.

3 неделя

1 группа

(2-3 года)

2 группа

(3-4 года)

Тема: «Нескучная игра «Бизиборд».

Цель: развитие зрительно-моторной координации.

Задачи: 

-развивать мелкую моторику рук;

-обогащать зрительно-осязательный опыт.

Развязывание, завязывание шнурков; застегивание, расстегивание замков разного направления; манипуляции с выключателями, розетками, прищепками, крючками.

Умение детьми использовать полученные навыки в повседневной жизни.

4 неделя

1 группа

(2-3 года)

2 группа

(3-4 года)

Тема: «Игры по желанию»

Цель: определение предпочтений в игровой деятельности. Задачи:

- закреплять навыки самообслуживания;

- формировать умение осознавать детьми собственные желания и потребности.

Выбор детьми игр по собственному желанию, выполнение поручений и заданий педагога:

разложить игрушки на свои места, убрать рабочее место, запомнить местонахождение игрового материала

Умение детьми выбирать игровой материал для самостоятельной деятельности.

Апрель

Зона развития практических навыков

1 неделя

1 группа

(2-3 года)

2 группа

(3-4 года)

Тема: «Выловим из воды».

Цель: закрепление навыков практической жизни.

Задачи:

-развитие мелкой моторики пальцев рук;

- способствовать развитию координации движений рук.

С помощью ситечка (ложки) выловить  из воды все предметы и сложить их в тарелку.

Умение самостоятельно взаимодействовать с окружающими предметами

2 неделя

1 группа

(2-3 года)

2 группа

(3-4 года)

Тема:

«Пересы-пание ложкой»

Цель: закрепление навыков практической жизни.

Задачи:

-развитие мелкой моторики пальцев рук;

- способствовать развитию координации движений рук.

 

Пересыпание ложкой мелкой и крупной крупы в пустую чашку.

Умение правильно держать ложку.

3 неделя

1 группа

(2-3 года)

2 группа

(3-4 года)

Тема:

«На своих местах»

Цель: закрепление у детей навыков самообслуживания.

Задачи:

-развивать умение выполнять поручения педагога;

-формировать бережное отношение детей  к игровому пособию.

Раскладывание игрушек по своим местам, уборка рабочего места, запоминание местонахождения предметов и игрушек, выполнение поручений педагога.

Освоение детьми алгоритма действий, умение бережно относиться к игровому материалу.

4 неделя

1 группа

(2-3 года)

2 группа

(3-4 года)

Тема: «Мытье посуды»

Цель: развитие самостоятельности и независимости ребенка от взрослого.

Задачи:

-формировать умение устанавливать причинно-следственные связи;

-развивать умение соблюдать последовательность действий.

Мытье посуды с помощью губки и жидкого мыла в теплой воде, вытирание посуды полотенцем.

Умение детьми соблюдать последовательность действий.

Май

Зона речевого и слухового развития

1 неделя

1 группа

(2-3 года)

2 группа

(3-4 года)

Тема: «Приходит гость»

Цель: формирование знаний разных способах приветствия и прощания.

Задачи:

-обратить внимание детей на формы приветствия и прощания для осмысленного их применения.

Беседа по книге Т.А. Шорыгина «Общительные сказки», игра по ролям, чтение сказки «Волшебные слова».

Умение детей выстраивать беседу в вежливой и культурной форме.

2 неделя

1 группа

(2-3 года)

2 группа

(3-4 года)

Тема: «Отгадай звук»

Цель: дифференциация детьми шумовых различий.

Задачи:

-развивать слуховое восприятие;

-способствовать развитию умению детей называть и различать звуки, определять названия музыкальных инструментов.

Выбор детьми звуковых инструментов и шумовых коробочек с разными звуками, определение и различие звуковых представлений.

Умение различать шумы и звуки, узнавать их и называть.

3 неделя

1 группа

(2-3 года)

2 группа

(3-4 года)

Тема:

«Коробочки с запахами»

Цель: дифференциация детьми с помощью обоняния.

Задачи:

-развивать чувство обоняния;

-формировать представление детей о запахах, их свойствах и различиях.

Сравнение и различие детьми запахов кофе, какао, корицы, ванили, чая, фруктов и др.

Умение детьми различать и называть разные запахи.

4 неделя

1 группа

(2-3 года)

2 группа

(3-4 года)

Тема:

«Игры по

желанию детей»

Цель: определение

предпочтений

игровой

деятельности

детей.

Задачи:

-закреплять навыки

самообслуживания;

-формировать умение следовать инструкции педагога.

Выбор детьми дидактического материала по собственному желанию.

Умение раскладывать игрушек

по своим местам,

приводить в порядок своё рабочее место

место,

выполнять

поручения педагога.

Индивидуальные занятия педагога с ребенком

Индивидуальные занятия планируются на основе наблюдений за работой детей, оценки динамики развития каждого ребенка. Задача педагога — работать с каждым ребенком в зоне его ближайшего развития. Индивидуальные занятия бывают следующих видов:

Презентация  работы  с  материалом  длительностью  не  более  5  минут.

Презентация — это предъявление ребенку наикратчайшего способа достижения цели, отвечающей внутреннему смыслу материала. Например: педагог показывает, как безошибочно построить розовую башню из 10 кубов разной величины. Но из этого не следует, что в дальнейшем ребенок будет работать с материалом только по алгоритму презентации. Наступает время упражнений с ним.

Упражнения с материалами.

После освоения основного алгоритма презентации материала ребенок переходит к разнообразным упражнениям с ним. Некоторые из них ему предлагает педагог, другие он придумывает сам. Упражнения с материалами способствуют развитию творческого мышления и воображения детей. Именно разнообразные упражнения с материалами помогают ребенку в целенаправленной деятельности незаметно для него самого сформировать базовые понятия о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, их форме, цвете, размере, материале, звучании, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствии и других свойствах.

«Трехступенчатый урок» (термин Марии Монтессори). 

Во время него ребенок осваивает новые понятия (урок длится не более 3–5 минут).

1 ступень:

педагог устанавливает связь между предметом и названием: он указывает на

предмет и при этом четко и ясно произносит его название: «Это — ...».

2 ступень:

фаза закрепления представления о предмете, формирование пассивного словаря. Она может занять разное время у разных детей. Педагог называет предмет и дает ребенку поручения: «Дай мне ...», «Положи ...», «Принеси ...» и т. п.

  1. ступень:

педагог указывает на предмет и предлагает ребенку назвать его: «Что это?» Теперь название предмета становится частью активного словаря ребенка.

  • Индивидуальная работа педагога с детьми проводится с соблюдением определенных правил: 
  • как только ребенок будет готов к выполнению задачи, нужно правильно выбрать момент для индивидуальной работы;

  • во время индивидуальной работы решающими являются атмосфера и личный контакт с ребенком;

-на столе или на ковре должен лежать только материал для индивидуальной работы и никакой другой;

  • индивидуальная работа по использованию того или иного материала должна носить конкретный характер. Медленные и понятные действия играют решающую роль. При этом следует как можно меньше говорить. Важно не мешать контакту ребенка с материалом;

  • педагог показывает всю последовательность действий при работе с материалом, так чтобы ребенок смог узнать и запомнить ее.

При реализации Программы царит определенное сочетание свободы и дисциплины. Каждый ребенок сам определяет, чем ему заниматься. Но существуют и четкие правила. Правила группы — часть социальной среды — их формулировки обязательно обсуждаются, находится наиболее приемлемый вариант для данной группы. Каждое правило обсуждается в кругу; правила можно проиграть в ролях. Например, обсуждая, что значит быть вежливым, проигрываются вежливые формы приветствий, просьбы, прощания, предложения помощи другим и т. п.

Одно из основных правил – «взял, поработал – положи на место». Также недопустимо вмешательство в «работу» малыша, а детям возбраняется отнимать друг у друга приглянувшиеся пособия.

Примерные правила группы:

  • Мы вежливы и внимательны друг к другу.

  • По кабинету ходим спокойно.

  • В группе разговариваем негромко.

  • Убираем каждый материал или игру на место.
  • Бережно относимся к материалам, игрушкам, вещам в группе.

  1. Условия реализации Программы

Одним из основных условий реализации Программы является создание для детей специально подготовленной развивающей предметно-пространственной среды, где они могут самостоятельно развиваться и максимально полно раскрывать свой потенциал. У детей есть огромная внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Каждый малыш обладает естественным стремлением все пощупать, понюхать, попробовать на вкус, поскольку путь к его интеллекту ведет не через абстракцию, а через органы чувств. Ощущать и познавать становится единым целым.

Специально подготовленная развивающая предметно-пространственная среда группы оборудована столами и стульями по росту детей, ковриками для индивидуальной работы. Низкие открытые полки для размещения дидактических материалов — не выше уровня глаз ребенка. Количество столов и рабочих ковриков соответствует числу детей. Каждый дидактический материал лежит на отдельном подносе, в коробке или корзинке. Все материалы сгруппированы в строгой последовательности и расположены на соответствующих полках для ориентации детей. Они полностью скомплектованы, вымыты и готовы к работе. Каждый материал имеется в единственном числе. Все материалы лежат в свободном доступе, чтобы ребёнок в любой момент мог ими воспользоваться. Ребёнок сам выбирает, чем и в какое время он будет заниматься. Также он самостоятельно решает, будет ли он действовать один или вместе с кем-то. Педагог всячески стимулируют интерес детей к окружающим предметам. Заметив, что ребёнок впервые взял материал для работы, педагог предлагает ему схему действий с этим предметом. Роль педагога в этом процессе заключается в том, что он не ведёт ребенка, а сам идет за ним. Педагог, работающий по системе М.Монтессори,         признаёт        за каждым        ребёнком        стремление к самостоятельности и позволяет ему самому искать ответы на вопросы.

«Чем раньше мы начнем воспитывать в детях стремление самим добиваться своих целей, тем скорее создадим сильных, а, следовательно, самостоятельных и свободных людей», — писала Мария Монтессори.

Монтессори-материалы призваны стимулировать все чувства: обоняния, слуха, зрения, осязания и т.д. Поэтому они, как правило, очень яркие, красивые, оригинальной формы, а так же экологически чистые, сделаны преимущественно из дерева, металла, лозы и ткани. По уровню ясности, структуре и логической последовательности материалы соответствуют периодам наибольшей восприимчивости развития детей и позволяют им самостоятельно приобретать знания в следующих тематических зонах:

1. Зона игр с водой, где ребёнок знакомиться с особенностями и  свойствами воды, приобретает практический опыт в игровых действиях с водой.

2. Зона игр с песком, где ребёнок знакомиться с особенностями и свойствами песка, приобретает практический опыт в игровых действиях с песком.

3. Зона игр и упражнений с сыпучими предметами, которая помогает ребёнку успешно осваивать предметы домашнего обихода и ориентироваться в бытовых условиях.

4. Зона развития  мускулатуры рук и мелкой моторики способствует успешному развитию психических процессов.

5. Зона развития практических навыков, где ребёнок приобретает практические бытовые навыки.

6. Зона сенсорного развития, где ребёнок учится отличать предметы по характерным признакам, развивает своё восприятие окружающего мира при помощи зрения, обоняния, слуха, тактильных ощущений.

7. Зона для упражнений в установлении причинно-следственных связей способствует эффективному развитию рече-логического мышления.

8. Зона слухового и речевого развития способствует успешному усвоению речевых навыков.

Материалы для развития навыков самообслуживания и ухода за окружающей средой (базовый набор)

  1. Набор для переливания из кувшина в кувшин.

  1. Набор для перекладывания (пересыпания) с помощью ложки.

  1. Набор рамок с застежками.

  1. Набор для мытья рук.

5. Набор для уборки пыли/мусора со стола.

6. Набор для мытья посуды.

7. Набор для мытья зеркал и стекол.

8. Набор для ухода за растениями.

9. Набор для приготовления салата.

Материалы для упражнений в развитии чувств (базовый набор)

  1. Материалы для развития зрительного восприятия:

• блоки с цилиндрами;

• блок вкладок с предметами разной формы;

• розовая башня с подставкой;

• коричневая лестница;

• красные штанги;

• цветные таблички.

  1. Материалы для развития осязания:

  • доски для ощупывания (тактильные дощечки);

  • шероховатые (тактильные) таблички;

  • ящик с тканью.

  1. Материалы для развития слуха:

• шумовые цилиндры;

• колокольчики А. Маккерони.

  1. Материалы для развития чувства тяжести — весовые (барические) таблички.
  2.  Материалы для развития чувства тепла — тепловые (термические) бутылочки и таблички.

  1. Материалы для развития обоняния — цилиндры с запахом.

  1. Материалы для развития стереогностического чувства и развития представлений о форме предметов:

• набор разновысоких цветных цилиндров;

• геометрические тела (окрашенные и неокрашенные);

• коробка или мешочек с предметами для сортировки.

Материалы для упражнений в развитии математических представлений (базовый набор)

  1. Первая группа математических материалов:

• настольные числовые красно-синие штанги;

• «математическая шкатулка»;

• шероховатые (тактильные) цифры;

• веретена (счетные палочки);

• цифры и числа.

  1. Вторая группа математических материалов:

• материал и карточки для введения в десятичную систему счисления;

• поднос для построения на ковре десятичной системы;

• игра «Марки»;

• малые счеты.

  1. Третья группа математических материалов:

  • набор цветных и золотых стержней с бусинами;

  • доски Сегена;

  • цепочки «Сотня» и «Тысяча»;

  • цветные цепочки;

  • доска «Сотня» с контрольной картой;

  1. Четвертая группа математических материалов:

• игры с полосками на сложение и вычитание;

  • танграм.

Материалы для упражнений в развитии речи (базовый набор)

  1. Материалы для пополнения словарного запаса, речевой деятельности и классификации слов языка:

• слова в трех коробочках;

• карточки «Классификация слов языка (мир растений, животных, человека)».

  1. Материалы для развития фонетического и фонематического слуха, а также выделения отдельных письменных знаков в словах:

• ящичек с тремя отделениями для сортировки предметов; коробочки с мелкими предметами, в названии которых есть определенный звук;

• коробки с карточками «Интуитивное чтение».

  1. Материалы для подготовки руки к письму:

  • рамки-вкладыши;

  • цветные карандаши; подставки для карандашей;

  • контурные рисунки.

4. Уголок для чтения и рассматривания книг «Библиотека».

Материалы для знакомства с основами знаний о природе и культуре

(базовый набор)

  1. Группа материалов «Земля и Вселенная»:

• набор «Земные стихии»;

• коврик «Планеты Солнечной системы».

  1. Группа материалов «Биология и анатомия»:

• ботанические рамки-вкладыши с контуром: части цветка, части листа, части яблока, части дерева;

• модель «Тело человека»;

• набор «Классификация животного мира»;

• набор «Классификация растений»;

• набор «Классификация: овощи и фрукты».

  1. Группа материалов «Время»:

  • календарь;

  • часы;

  • набор «Дни недели»;

  • набор «Времена года».

  1. Группа материалов «Человек и культура»:

• лента «История моей жизни»;

• лента «От рождения до старости»;

• лента времени «История мировой культуры»;

• набор «Государственная атрибутика России»;

• набор «Профессии».

Следующее важное условие, необходимое для реализации Программы – педагог, умеющий реализовать особую модель взаимодействия с детьми. Монтессори-педагог в ребенке видит равноправного партнера, уважает его стремления и индивидуальность.

Главная задача Монтессори-педагога:

 пробудить у ребёнка интерес к окружающему миру, к желанию и умению его исследовать, задавать вопросы и самостоятельно находить ответы, к стремлению сделать ребёнка активным участником обучения;

  • помочь ребенку организовать свою деятельность в Монтессори-среде, следуя его внутренним побуждениям;

  • вмешиваться в работу ребенка очень тактично и лишь при острой необходимости. Только в таких условиях у ребенка есть возможность самостоятельной деятельности, развития пытливости ума, терпения, уверенности в себе, удовлетворения от самой деятельности
  • расширять Монтессори-среду. Суть расширения среды – дополнить её всем тем, что в полной мере реализовало бы потребности и потенциал каждого ребёнка, работающего в среде;

  • разбудить мысль ребенка, научить его думать, рассуждать, анализировать, делать выводы. Любая мысль малыша имеет право на существование! Задача педагога – помочь ребёнку путем его собственных размышлений найти верный ответ. Только в этом случае этот ответ будет по

– настоящему ему понятен;

  • добиться того, чтобы ребенок отошел от работы с материалом с чувством успеха и уверенности в том, что он решил задачу самостоятельно, что, безусловно, формирует в ребенке инициативность и уверенность в своих силах;

  • помочь детям находить оптимальные решения в конфликтных ситуациях, научить уважительному общению друг с другом, способам взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми;

  • выстроить взаимодействие детей друг с другом так, чтобы у старших развивалось чувство ответственности за младших, наряду с этим реализовывались потребности в чувстве собственной значимости, уверенности в собственных силах.

  1. Результаты освоения Программы

Основное понятие Программы – "свобода". Свобода мыслящего, образованного человека, умеющего отвечать за себя и свои поступки, человека, уважающего также право других людей на такую же степень свободы. Задача мудрых педагогов и любящих родителей — уважать право маленького человека быть самим собой, создавая для него среду, в которой он мог бы удовлетворить свою любознательность, и мягко направляя его на пути познания и удивительных открытий.

Как раз этому и учатся дети в Монтессори - группах: свободно, без принуждения, без внешнего вмешательства и критики. Мария Монтессори была убеждена в том, что как поощрения, так и наказания вредны для внутренней ориентации человека, и что люди должны учиться, следуя собственной мотивации. Педагогика Монтессори сосредотачивается на потребностях, способностях и одаренности каждого отдельного ребенка. Лейтмотив метода Монтессори состоит в поддержании естественной радости ребенка от учения.

  • результате реализации Программы:

  • у детей сформирован устойчивый познавательный интерес;

  • развиты основные когнитивные процессы (восприятие, внимание, память), различные формы мышления;

  • сформировано умение самостоятельно принимать решения, делать выбор, организовывать свое время и завершать начатое дело;

  • сформированы коммуникативные навыки;

  • дети обладают культурой поведения в коллективе;

  • развиты любознательность, инициативность, активность в исследовании окружающей жизни;

  • у детей развито чувство собственного достоинства, сформирован благоприятный «образ Я» и уверенность в собственных силах.

Система  оценки  индивидуального  развития  детей  основана  на  методе

педагогического  наблюдения  и  включает  в  себя

заполнение  карты

индивидуальных достижений ребенка.

Контроль за реализацией программы осуществляют заведующий МБДОУ д/с № 34, старший воспитатель.

Мероприятия контроля

Сроки

Ответственные

1

Контроль качества предоставления дополнительных услуг (оценка удовлетворенности родителей)

Ноябрь, март

Старший воспитатель

2

Контроль за соблюдением требований к организации образовательного процесса, соответствие учебного плана требованиям СанПиНа

Февраль

Заведующий,

Старший воспитатель

3

Оценка результатов реализации Программы

Сентябрь, май

Заведующий

4

Контроль за созданием занятий по системе Марии Монтессори «Крепыш» (дополнительной образовательной платной услуги)

Сентябрь

Заведующий,

Старший воспитатель

Список литературы

  1. Андрущенко Н. В. Монтессори-педагогика и монтессори-терапия. - СПб.:

Речь, 2010.

  1. Монтессори М. Дети - другие. - М.: Карапуз, 2004.

3.        Сорокова        М.        Г.        Система        М.        Монтессори:        Теория        и        практика.        -        М.:

Academia, 2007.

4. Фаусек Ю. И. Детский сад Монтессори. - М.: Издательский дом «КАРАПУЗ», 2007.

5. Фаусек Ю. И. Педагогика Марии Монтессори. - М.: Генезис, 2007.

6.        Фаусек        Ю.        И.        Русская        грамматика        по        методу        Монтессори.        -        СПб.:

Образовательные проекты, 2011.

  1. Хилтунен Е. А. Практическая Монтессори-педагогика. - М.: АСТ, 2010.

  1. Хилтунен Е.А. и др. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад по системе Монтессори». – М.: Издательство «Национальное образование», 2014.
  2. Интернет-источники. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа дошкольного образования музыкально – ритмического кружка «Мозаика»

Данная программа содержит в себе календарно - тематический план с разработанными занятиями. А также описание танцевального материала, используемого в течении года и карту диагностики уровня музыкально...

Дополнительная образовательная программа дошкольного образования

Дошкольникам доставляет удовольствие делать поделки, игрушки своими руками. И хотя выполнение поделок часто сопряжено со сложностями, в преодолении трудностей ребенок получает эмоциональное удовлетвор...

Дополнительная образовательная программа дошкольного образования «Волшебный мир аппликации» (для детей 3-4 лет)

Программа дополнительного образования «Волшебный мир аппликации» разработана для детей 3-4 лет. Программа имеет художественную направленность, то есть включает в себя такой вид деятельност...

Дополнительная образовательная программа дошкольного образования по развитию у детей художественных способностей "Капелька" (для детей от 5 до 6 лет)

Дополнительная образовательная программа дошкольного образования по развитию у детей художественных способностей "Капелька"  (для детей от 5 до 6 лет)...

Рабочая программа Музыкального руководителя по реализации дополнительной образовательной программы дошкольного образования «Танцуем вместе»

Танцы в детском саду – это одно из любимейших детских занятий. Малыши настолько переполнены жизненной энергией, что абсолютно не могут усидеть на месте и обязательно всем видам деятельности пред...

Дополнительная образовательная программа Дошкольного образования "Позитивная социализация детей дошкольного возраста"

Позитивную социализацию детей дошкольного возраста обеспечивает, в первую очередь, социальный опыт ребёнка, приобретённый с радостью и удовольствием, благодаря положительным подкреплениям, поощрениям ...