Коррекционно-развивающее занятие "Словарик эмоций"
план-конспект занятия по психологии (старшая группа)

Малик Надежда Михайловна

Обобщающее занятие по теме "Эмоции" для воспитанников старшего дошкольного возраста способствует развитию эмоционального интеллекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_slovarik_emotsiy.docx35.01 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 комбинированного вида Петродворцового района                       Санкт-Петербурга

Конспект коррекционно-развивающего занятия

Тема: «Словарик эмоций»

педагог -психолог ГБДОУ №2

 Малик Надежда Михайловна

г. Санкт-Петербург

2023г.

Программа, по которой осуществляется коррекционно-развивающая деятельность:

Коррекционно-развивающая деятельность осуществляется по программе «Психолого-педагогические занятия для дошкольников 5-6 лет» под ред. Куражевой Н. Ю.

Индивидуальные и возрастные особенности воспитанников:

Воспитанники старшей  группы компенсирующей направленности   (амблиопия, косоглазие) «Кузнечики». Ведущий психический процесс- эмоциональная и коммуникативная сфера, ведущая функция-воображение, ведущая потребность детей данного возраста- общение. Ведущая деятельность - сюжетно-ролевая игра.

Дети группы имеют индивидуальные особенности - импульсивность, которая у одних воспитанников является симптомом гиперактивности, у других желанием привлечь к себе внимание. Замедленный темп деятельности, связанный с типом нервной системы у одних детей и дефицитом внимания у других. Трудности в сосредоточении испытывают дети с окклюзией.

Тема: «Словарик эмоций»

Методы, приемы, технологии, используемые в ходе мероприятия: сказкотерапия, элементы ТОР, психогимнастика, нейроупражнения, мнемотехника, коммуникативная игра, пальчиковая игра, релаксация, рефлексия.

Планируемый результат (рефлексия): изменение  взгляда ребенка на мир эмоций, осознанное их восприятие у себя и у других, саморегуляция своих состояний социально-принятыми способами.

Рекомендации по использованию данного конспекта в других ОУ:

Данное занятие может быть использовано с детьми старшего дошкольного возраста как обобщающее по теме «Эмоции».

Цель: Способствовать развитию эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Развитие способности определять и выражать свое эмоциональное состояние.
  2. Развитие умения определять у других чувства радости, грусти, гнева, удивления, испуга, спокойствия по мимике, жестам, интонации.
  3. Способствовать развитию навыков сотрудничества у детей при решении познавательных, творческих задач.
  4. Развитие навыков саморегуляции.
  5. Развитие внимания, памяти, мышления, воображения.
  6. Развитие мелкой моторики.

Оборудование для педагога:

Картина «Страна Настроений», картина «Замороженная страна», сундук, цветные замки с ключами (5 шт.), цветные ладошки, письмо человечков Страны Настроений, Картина «Испуг», магнитофон, мяч, пиктограмма с формулой эмоции «Удивление», «тропинка эмоций».

Оборудование для воспитанников:

Набор карточек с эмоциями, бланки с заданиями («Найди и зачеркни», «Вспомни какого цвета»), карточки с эмоциями.

Содержание

I. Вводная часть – мотивация, постановка проблемы

  1. Проход в Страну Настроений.

Дети встают, прижавшись друг к другу плечом, взявшись за руки. Мелкими, приставными шагами боком идут по желтой «дорожке» в виде петли на полу, проговаривая слова:

- Кто друга в пути не потеряет, тот в Страну Настроений  попадает.

  1. Приветствие «В страну Настроений»

Дети с психологом стоят в кругу,

- В Страну Настроений отправимся мы

Где будем смеяться, грустить, улыбаться.

С героями нашей волшебной страны

На каждом занятии будем встречаться

Нас ждут приключения, сказки, игра,

История нашего друга.

Ну что, вы готовы?

Тогда нам пора:

Друг другу приветствие скажем по кругу!

- Я очень рада тебя видеть!

  1. Сказка «Замороженная страна» (звучит музыка «Метель»)

- Ой, а что это? Где страна Настроений? Это письмо, интересно от кого?

«Ребята, мы- жители страны Настроений попали в беду!  В Замороженную страну! Это страна не из снега. Здесь  живут люди, у которых заморожены чувства! Они не радуются, не грустят, не удивляются, не обижаются. Здесь мальчик сделал больно кошке, она визжала, но на помощь никто не пришел, жалости не чувствуют. Девочка из книги листы вырывает на землю бросает, Зачем? – мне читать не интересно, говорит. На детских площадках пусто. Зачем играть, если радости нет?

Ребята, помогите вернуться в нашу страну Настроений. Злая волшебница спрятала нас в ларец и закрыла на 5 замков, найдите ключи. Мы верим, что вы помните все чувства и справитесь с заданиями! Мы оставили отпечатки своих ладошек, найдите их в том порядке, в котором они отмечены в письме.

- Что вы чувствуете? Нам надо не заморозиться, чтобы не попасть в эту страну и помочь нашим человечкам.

- Готовы помочь?

- сделаем вдох-выдох, стяхнем неприятные ощущения (похлопывают себя сверху -вниз).

II. Основная часть.

Беседа о чувствах.

- Ребята, что мы знаем о чувствах?

- Как можно определить настроение человека, по каким признакам? (жесты, мимика, интонация).

Игра «Когда…., я чувствую…»

- Не заморозила ли вас Злая Волшебница, чувствуете ли вы?

Психолог кидает мяч ребенку и задает вопрос, ребенок отвечает:

- Когда тебя мама хвалит, ты чувствуешь…

- Когда тебя ругают….

-Когда у тебя что-то хорошо получается…

- Когда у тебя что-то не получается…

- Когда тебе дарят подарки…

- Когда ты болеешь…

- Когда темно в комнате…

- Когда видишь паука…

- Когда  играешь в снежки…

- Давайте возьмемся за руки и выпрыгнем из замороженной страны.

- Где сундучок? Какой первый замочек?

Мини-квест «В поиске человечков Страны Настроений»

«Удивление»

Упражнение «Сложи и скажи»

На столе три круга, на одном нарисован рот, на другом глаза и брови,

- Ребята, как вы думаете, что надо сделать? – Какое настроение? (Удивление).

- Покажите, как выглядит удивленный человек покажите.

- Вот первый ключ, давайте откроем замок.

Игра «Эмоциональные пальчики»

Дети сидят за столами, на столе у каждого ребенка  индивидуальные карточки «Эмоциональные пальчики».

- Давайте подготовимся, приготовим пальчики и ушки. Поднимаем тот пальчик, мелодию какого настроения услышим.

Звучит музыка, дети поднимают тот пальчик, который соответствует

настроению мелодии. (последнее - злость)

«Злость»

Пальчиковая гимнастика «Спор»

- Два больших пальцев спорят: (сжимают кулаки перед грудью)

Кто важней из них двоих (вытягивают вверх два больших пальца, сгибают - разгибают)

Не дадим случится ссоре (сцепляют большие пальцы друг с другом)

И помирим тут же их.

Упражнение «Найди и вычеркни»

У детей бланки с корректурной пробой, фломастеры.

-Зачеркнем Злючки-колючки.

- Что можно делать, когда злишься?

Выдается ключик, дети открывают замок.

«Страх»

Упражнение «Запоминкай -ка»

Психолог показывает картину «Испуг», лицо у мальчика закрыто.

- Ребята, как вы думаете, какое настроение у мальчика? Почему? (Он испугался)

- Давайте проверим. Психолог показывает картину. Посмотрите и запомните, что нарисовано. А теперь на карточках в пустые клетки положите квадраты положите цветные карточки такого цвета, которого был нарисован предмет. Проверяем.

- Что можно сделать, когда страшно?

Выдается ключик, дети открывают замок.

«Радость-грусть»

Упражнение «Дорожка»

Дорожка, на которой в последовательности чередования выложены эмоции: грусть-радость-радость-грусть

- Что вы видите? (тропинка)

-Что это за тропинка? Какие эмоции вы видите на ней? (радость, грусть)

- Она прерывается, что надо сделать? (продолжить путь

в той же последовательности).

Выдается 2 ключика, дети открывают замок.

Дети открывают сундучок, в котором находятся человечки из Страны На строений. Дети прикрепляют их на карту Страны Настроений.

- А какого человечка нет? (Спокунчика)

- Как вы думаете, где он? (В конце тропинки корзина с мячиками и Спокунчиком). – Он приглашает нас в волшебную комнату.

«Спокойствие»

Ритуал вхождения в Волшебную комнату.

Релаксация с мячиками спокойствия.

 III. Заключительная часть. Рефлексия.

- погладьте ручки те, кому было интересно искать человечков из страны Настроений

 - кивните те, кто знает, что делать, когда страшно

- дотроньтесь до своего кончика носа, кому было интересно вспоминать, какого цвета были нарисованы предметы на картинке.

- погладьте себя по голове те, у кого сейчас спокойное настроение

Список литературы:

  1.  «Цветик-Семицветик» «Программа психологических занятий для дошкольников  5-6 лет под ред. Куражева Н.Ю. Вараева Н.В. и др.- СПб.: Речь, 2016
  2. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под общей ред. В.Л. Жевнерова, Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой. – СПб. : ХОКА, 2007 – ч. 1 : Темная сенсорная комната                                                                                                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа коррекционно-развивающих занятий "Мир эмоций"

лента   занятий  по развитию эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста ...

Коррекционно-развивающее занятие для детей 5-7 летнего возраста на различение эмоций "Когда ты боишься и что с этим делать?"

Занятие направлено на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, в частности на распознавание эмоциональных состояний человека, развитие эмпатии, рефлексии, умения находить способы регул...

Конспект коррекционно – развивающего занятия «Мир эмоций»

Тема: «Мир эмоций»Возрастная группа:  дети 5-6 лет.Время проведения: 25 минут.Цель: создание условий для развития  эмоциональной сферы старших дошкольников.Задачи Развивающие:·...

Конспект коррекционно-развивающего занятия: « Наши эмоции»

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Наши эмоции» направлен на развитие эмоциональной, эмоционально-волевой  сферы ребёнка....

дидактическое пособие Лэпбук коррекционно-развивающей направленности «Мир эмоций»

Обобщение представлений и систематизация знаний об основных эмоциональных состояниях у детей старшего дошкольного возраста. ...

Коррекционно-развивающее занятие Развитие эмоций у детей старшего дошкольного возраста.

Коррекционо-развивающее занятие направлено на развитие эмоциональной сферы. Направлено на создание доброжелательной атмосферы  в группе....