Конспект коррекционно – развивающего занятия «Мир эмоций»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Сорока Любовь Вячеславовна

Тема: «Мир эмоций»

Возрастная группа:  дети 5-6 лет.

Время проведения: 25 минут.

Цель: создание условий для развития  эмоциональной сферы старших дошкольников.

Задачи

Развивающие:

·         Формировать внимательное отношение к своим товарищам, умение понимать и прощать,  интерес к сверстнику, как к самоценной личности;

·         Развивать слуховое восприятие, воображение, диалогическую речь, целостное восприятие, мыслительные операции (анализ, синтез);

·         Обогащать словарь эмоций (настроение, эмоции, пиктограмма: грусть, радость, удивление, гнев);

Коррекционные:

·         Содействовать в умении выражать эмоциональное состояние с помощью мимики, пантомимики, повышать  активность воспитанников в общении и уверенности в себе;

Воспитательные:

·         Стимулировать, поддерживать стремления проявлять доброту, сочувствие, принятие к окружающим осознанно, по собственному убеждению;

·         Развивать чувство уверенности в себе, в своих силах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект коррекционно – развивающего занятия

Тема: «Мир эмоций»

Возрастная группа:  дети 5-6 лет.

Время проведения: 25 минут.

Цель: создание условий для развития  эмоциональной сферы старших дошкольников.

Задачи

Развивающие: 

  • Формировать внимательное отношение к своим товарищам, умение понимать и прощать,  интерес к сверстнику, как к самоценной личности;
  • Развивать слуховое восприятие, воображение, диалогическую речь, целостное восприятие, мыслительные операции (анализ, синтез);
  • Обогащать словарь эмоций (настроение, эмоции, пиктограмма: грусть, радость, удивление, гнев);

Коррекционные:

  • Содействовать в умении выражать эмоциональное состояние с помощью мимики, пантомимики, повышать  активность воспитанников в общении и уверенности в себе;

Воспитательные: 

  • Стимулировать, поддерживать стремления проявлять доброту, сочувствие, принятие к окружающим осознанно, по собственному убеждению;
  • Развивать чувство уверенности в себе, в своих силах.

Интеграция образовательных областей согласно ФГОС:

Социально-коммуникативное развитие:

        -   развитие общения и взаимодействия воспитанника со взрослыми и сверстниками;

        -   развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,  

                   сопереживания,

        -  формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

 Познавательное развитие:

         -  развитие любознательности и познавательной мотивации;

         -  развитие воображения.

Речевое развитие:

         -  обогащение активного словаря;

         -  развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

 Художественно-эстетическое развитие:

         -   стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

  Физическое развитие:

         -   развитие координации движений.

Предварительная работа:

Проведение цикла занятий по изучению таких эмоциональных состояний как:  радость, гнев, удивление, обида, вина, страх, стыд, робость, спокойствие; через зрительные и слуховые представления, осязание, обоняние, вкус, через свое отношение и ассоциативное мышление.

В занятия были включены коррекционные игры и упражнения на формирование навыков адекватного эмоционального отреагирования на совершенное действие или поступок.

Оборудование:

Магнитная доска, шкатулка, ключи, карандаши, восковые мелки, цветные ручки, фломастеры, бланки с заданиями, карточки с изображением пиктограмм: «радость», «грусть», «гнев», «удивление», «обида», разрезанная на 4 части пиктограмма «радость» (для каждого ребенка), медали, мультимедийная установка, видео запись «Фея страны Настроение», фонограмма массажной игры Железновых «У жирафа пятна, пятна».

Ход занятия

1 этап. Организационный

Приветствие «Страна Настроений»

Педагог-психолог

В страну Настроений отправимся мы,

Где будем смеяться, грустить, удивляться.

С героями этой волшебной страны

Мы в жизни  будем часто встречаться.

Нас ждут приключения, сказки, игра,

Задания разные, поиск  нового друга.

Ну что, вы готовы? Тогда нам пора!

Друг другу приветствие скажем по кругу.

(Дети передают по кругу приветствие: мимикой, жестом)

2 этап. Мотивационный

Педагог-психолог. Ребята Фея страны Настроения подарила нам чудесный ларец, который закрыт на 5 волшебных замков. Сейчас я попробую их открыть (пробую открыть, кручу, верчу, ни чего не получается).

- Ой, ребята, что же делать, ни одного замка не смогла открыть! (дети предлагают варианты ответов).  

Звучит таинственная музыка, на экране мультимедийной установки появляется изображении Феи, которая говорит, что замки откроются лишь тогда, когда дети выполнят ее задания - вспомнят все чувства и эмоции, о которых  узнали раньше. После каждого  правильно выполненного задания будет  звуковой сигнал и  появляться  ключик (педагог – психолог незаметно для детей включает игрушку, издающую определенный звук, ключи на веревочке за экраном мультимедийной установкой на скотче).  А когда откроете все замки, в ларце вас будет  ждать подарок от меня, Феи страны Настроения.

Ну что,  ребята, будем задания выполнять? (Да).

А перед тем, как начать выполнять задания, может сделаем разминку (по выбору детей), как вариант  «Прогулка»

Выполняется стоя

Как пойдем гулять ТОП_ТОП. Как мы дверь закроем ХЛОП.

Кошка к нам с крылечка ПРЫГ. Воробьишки ЧИК-ЧИРИК.

Кошка рада птичкам МУРРР. Воробьи взлетели ФУРРР.

Дальше ножками ТОП_ТОП. И теперь калиткой ХЛОП.

Как трава шумит Ш Ш Ш. Кто в траве играе МЫШЬ.

На цветке пчела ЖУ-ЖУ. Ветер листьми ШУ-ШУ.

Речка струйками ТРЕНЬ – БРЕНЬ. Здравствуй, здравствуй. ДОБРЫЙ ДЕНЬ!

(движения выполняются в соответствии с текстом)

3 этап. Практический        

1. Выполнение первого задания Феи  (фея произносит свое задание и говорит, где лежат предметы, для его выполнения, так происходит с каждым заданием, предметы: конверт с разрезной картинкой радости,  карточка с текстом пальчиковой гимнастики,   книга с рассказом,    мольберты с прикрепленными листами,    магнитная доска с пиктограммами, которые находятся в разных местах группы)

Упражнение «Разрезная картинка - радость»

Выполняется стоя, возле стола

Цель: развитие целостного восприятия, мыслительных операций (анализ, синтез).

Дети собирают картинку с изображением чувства радости, разрезанную на 4 части  и называют чувство, которое на картинке изображено.

Педагог-психолог. Вот мы и справились с первым заданием Феи и получили волшебный ключик (прикрепляется на шкатулку).

2. Выполнение второго задания Феи

Задание «Сказочные герои»

Выполняется сидя за столами.

Цель: развивать свойства произвольного внимания (концентрации).

Каждому выдается бланк с заданием.

Фея. Я знаю, что на своих занятиях вы для каждой эмоции рисовали цветок определенного цвета. Покажите пожалуйста, какие цвета для каких эмоций вы используете.

Педагог – психолог. Обсуждаем с детьми, вспоминаем кто из изображенных героев с какой эмоцией грустный, веселый, добрый, злой? Затем грустных героев обводим синим цветом, веселых – желтым, сердитых – черным, добрых героев  зеленым цветом.

Педагог-психолог. Вы справились и со вторым заданием Феи и получили еще один волшебный ключик (прикрепляется на шкатулку) .

3. Выполнение третьего задания Феи

Рассказ - задание «Новая игрушка»

Выполняется сидя на ковре

Цель: развивать целенаправленное внимание, слуховое восприятие, воображение, диалогическую речь.

Дети рассаживаются полукругом.

Фея.  Родители и близкие часто делают вам разные подарки. Некоторые из вас приносят их в детский сад, чтобы поделиться с товарищами, вместе с ними поиграть. Одним детям это нравится, а другие играют одни.  

Прочитайте  рассказ о девочке, которая решила поделиться своей радостью с ребятами из группы детского сада. Что из этого вышло, вы сейчас узнаете. Когда будете слушать, постарайтесь представить себя на месте разных детей, о которых говориться в рассказе. А также постарайтесь запомнить все эмоции и чувства героев рассказа.

Педагог – психолог читает рассказ. На день рождения Маше подарили куклу. Кукла была такой красивой, что девочка не могла на нее наглядеться. Как-то принесла она свою новую игрушку в детский сад, чтобы показать девочкам. Девочки наперебой расхвалили куклу. Маше это было приятно. Она испытывала удовольствие от того, что хвалят ее любимую куклу. Только Наташа куклу не хвалила. Она недовольно поджала губки и сердито сказала:

- Подумаешь, обыкновенная кукла. Нечего тут хвалиться. У меня сто таких дома!

Маша возмущенно спросила:

- Почему тебе не нравится кукла, которая нравится всем!

А потом с обидой добавила:

- Ты просто мне завидуешь! Ну и уходи от нас. Ты не будешь играть с моей куклой!

Девочки стали играть в «Дочки-матери» с новой куклой Маши, а Наташа осталась одна. Ей было грустно и одиноко. Некоторое время она сторонилась девочек, но чувство любопытства заставило подойти и встать возле девочек. Наташа стала смотреть, как они играют.

- Можно я буду с вами играть? – виновато спросило она.

- А у тебя же есть сто таких кукол, - с иронией ответила Маша.

- Я соврала, - грустно промолвила Наташа, - у меня никогда не было такой куклы.

Маша посмотрела на грустное лицо Наташи и уже по - доброму сказала:

- Ну ладно, иди к нам, будешь родной тетей моей дочки.

Вопросы

1. Чему Маша радовалась? Какие чувства она испытывала, когда в детском саду девочки хвалили ее куклу?

2. С какими эмоциями Наташа оценила куклу? Как вы думаете почему?

3. Какие эмоции это вызвало у Маши? Как она среагировала на оценку Наташи?

4. Какие эмоции испытывала Наташа, оставшись одна? Почему она все же подошла к девочкам?

5. Какое чувство испытывала Наташа, когда попросилась к девочкам в игру? С какой эмоцией ей ответила Маша? Что такое ирония? Чем закончилась история?

Педагог-психолог.  Мы получили еще один волшебный ключик (прикрепляется на шкатулку), какие чувства вы, ребята сейчас испытываете? (радость, веселье, гордость)

Физкультминутка

Проводится под фонограмму «У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде».

 4. Выполнение четвертого задания Феи

Задание «Дорисуй эмоции»

Выполняется стоя у мольбертов

Цель: развитие концентрации и переключения внимания.

Фея. Я пишу книгу о разных эмоциях и чувствах, и хочу, что бы вы помогли мне и нарисовали некоторые иллюстрации к моей книге. Дорисуй эмоции у котика (играет с клубком), мишке прилетела шишка в лоб, мальчик увидел грозу. Способ рисования, листок с эмоцией,  которую необходимо дорисовать,  и чем рисовать дети выбирают самостоятельно.  После выполнения задания  дети получают волшебный ключик (прикрепляется на шкатулку)

5. Выполнение пятого задания Феи

Игра «Что изменилось»

Выполняется сидя на стульчиках, перед магнитной доской

Цель: развитие зрительной памяти

Пиктограммы  прикреплены на доске. Дети запоминают последовательность. Закрывают глаза, а психолог меняет местами 2 карточки. Дети открывают глаза и угадывают, что изменилось. (Игра повторяется несколько раз).  Дети проговаривают названия всех  эмоций. Я вижу, вы многое знаете об эмоциях, справились со всеми заданиями.  А хотите, я научу вас играть в свою любимую игру?  

Игра «На цветочной поляне»

Цель: развивать способности выражать эмоциональное состояние.

Дети присаживаются на корточки, опускают голову вниз.

Фея. На цветочной полянке растут цветы. Цветы красивые и очень эмоциональные. Светит яркое солнышко, и они ему радуются. (Дети с помощью мимики изображают радость.)

Налетел ветер, и цветочки сердятся. (Дети показывают.)

Ветер стал сильный, и цветочки испугались, что он сломает их. (Дети показывают.)

Ветер прекратился и цветочки успокоились. (Дети показывают.)

Дождик, ну где же дождик? Цветочки обиделись на него, что он забыл про них. (Дети показывают.)

Ой, какая красивая бабочка пролетела! Цветы удивились, и внимательно проследили за ее полетом. (Дети показывают.)

Педагог – психолог. Вот последний ключик!

4 этап. Рефлексивный

Педагог – психолог. Открылись все замки. А в ларце лежит подарок от феи – медали с надписью «Знаток эмоций и настроений».

Фея.  И с удовольствием вручаю вам медали, как  лучшим знатокам  эмоций и настроений!

Подведение итогов.

Педагог - психолог спрашивает детей, какое задание больше понравилось, запомнилось и почему,  какое было самым легким, какое самым сложным.

Ритуал прощания.

Упражнение «Молодцы»

Все дети встают в круг, вытягивают ладошки к центру так, чтобы они легли друг на друга, и ритмично произносят: «Раз, два, три, мы сегодня молодцы! »

На этом наше занятие завершается, до свидания Фея, ждем тебя еще в гости!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Детский мир эмоций» (с использованием инновационных технологий)

Февраль 2018 Цель: Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.Задачи:Закрепить умение узнавать и выражать эмоциональные состояний в мимике.Развивать саморегуляцию вос...

Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога «Наши эмоции»

Цель:1. Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста;2. Развитие способности осознанно воспринимать свои эмоции и чувства.Задачи:1. Развитие умения различать эмоции по их проявлениям;2. Зак...

Конспект коррекционно-развивающего занятия: « Наши эмоции»

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Наши эмоции» направлен на развитие эмоциональной, эмоционально-волевой  сферы ребёнка....

Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога по развитию эмоционально-волевой сферы с детьми 5-7 лет по теме: «Музыкальное искусство зарождает наши чувства: в мире эмоций и звуков»»

Эмоционально-волевая сфера оказывает влияние на все познавательные процессы дошкольника. Именно эмоции и воля влияют на то, каким увидит окружающий мир ребенок и каким будет его восприя...

Конспект коррекционно – развивающего занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Путешествие в мир эмоций».

Дошкольный возраст –  один из самых благодатных периодов для организации работы по эмоциональному развитию детей, развитию эмоционального интеллекта дошкольников. Ребенок-дошкольник впечатл...

Конспект коррекционно-развивающего занятия "Развитие базовых эмоций и воли"

Конспект коррекционно-развивающего занятия "Развитие базовых эмоций и воли"...