Тренинг для педагогов «Общаться с родителями. Как?»
методическая разработка по психологии
Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд!Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_tr_obshch_s_rod_kak.docx | 18.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг для педагогов «Общаться с родителями. Как?»
Цель: формирование коммуникативной компетентности педагогов ДОУ при взаимодействии с родителями воспитанников.
Задачи:
- ознакомить педагогов с основами психологии общения;
- развивать умение осознавать собственные сильные и слабые стороны в общении;
- поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению этой темы.
Теоретическое вступление «Правила построения эффективного общения» (7 мин.)
- Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.
Самые универсальные – это:
1. Улыбка,
2. имя собеседника
3. комплимент.
- Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
- Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».
Упражнение «Шушаника Минична»
- В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю – его ребенка.
Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.
Памятка
Приемы установления хорошего контакта с собеседником:
1. Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.
2. Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!
3. Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
4. Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
5. Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
6. Использовать прием присоединения, т. е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели, знали!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»
Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.
Игра «Волшебная шляпа».
Цель: упражнение воспитателей в высказывании комплимента родителям.
Инструкция: - Пока звучит музыка, передаём шляпу по кругу, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, одевает её на себя и говорит комплимент любому, стоящему в круге. Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, а также можно сказать что-либо положительное о «ребёнке». Тот «родитель», которому адресован «комплимент», должен принять его сказав: «Спасибо, мне очень приятно! Да мне это в себе тоже очень нравится!».
По окончании игры все возвращаются на места. Обмен впечатлениями: легко ли было говорить комплимент; приятно ли было принимать комплимент. Ведущий подводит итог: комплимент должен быть искренним, лучше не прямым, а косвенным, т. е. хвалить «родителю» ребенка.
Теоретическое вступление «Основы построения беседы с «трудным» родителем».
- Любой специалист ДОУ знает, как нелегко беседовать с так называемыми «трудными» родителями.
- Каких родителей можно назвать «трудными»? (Участники высказываются).
«Трудные» родители:
Агрессивные, конфликтные, демонстрирующие наступающую позицию, они стремятся оправдать собственное невмешательство, родительское бессилие в воспитании своего ребенка: «Мы заняты на работе, у нас нет времени, чтобы заниматься ребенком!»; «Вы же воспитатели, педагоги, это Ваша обязанность учить и воспитывать детей!», Родители в позиции растерянности и беспомощности, которые постоянно жалуются педагогу, просят о помощи: «Ребенок нас не слушает, мы не знаем что делать, помогите нам!».
Упражнение «Конфликтные ситуации»
/раздаются листочки с ситуациями/
- Возможно у кого-то из вас есть своя сложная ситуация, можете озвучить ее для того, чтобы мы все вместе могли найти наиболее правильный выход.
Мы потренировались выходить из конфликтных ситуаций «без жертв». Сейчас предлагаю эти навыки закрепить.
Упражнение «Достойный ответ»
Цель: отработка навыка конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.
Содержание: все участники сидят в кругу. Каждый получает от ведущего карточку, на которой содержится какое-либо замечание по поводу внешности или поведения одного из участников.
Все слушатели по кругу (по очереди) произносят записанную на карточку фразу, глядя в глаза соседу справа, задача которого — достойно ответить на этот ≪выпад≫. Затем ответивший участник поворачивается к своему соседу справа и зачитывает фразу со своей карточки. Когда каждый выполнит задание, то есть побывает и в качестве ≪нападающего≫, и в качестве ≪жертвы≫, упражнение заканчивается и группа переходит к обсуждению.
Методические рекомендации: психолог спрашивает участников, легко ли им было выполнять задание, принимали ли они близко к сердцу нелестное замечание о себе. Как правило, слушатели говорят, что грубые высказывания их не взволновали, потому, что они не воспринимали их как направленные конкретно против себя. Затем все предлагают различные варианты конструктивного поиска, который поможет и в реальных жизненных условиях так же воспринимать негативную информацию от партнеров по общению.
Упражнение - фантазия «Посылай и воспринимай уверенность»
Цель: релаксация, закрепление положительных эмоций.
(проводится под релаксационную музыку)
Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха...
теперь представьте себе, что над Вашей головой висит чудесная золотая звезда. Это – Ваша звезда, она принадлежит Вам и заботится о том, чтобы Вы были счастливы.
Представьте, что Вы с ног до головы озарены светом этой звезды, светом любви и радости. Теперь последовательно приложите свою руку сначала к сердцу, потом - к горлу и ко лбу. Почувствуйте, как золотой свет особенно ясно сияет в этих местах. Представьте себе, что Вы, как и Ваша звезда, испускаете во все стороны лучи ясного теплого света, и что этот свет идет ко всем Вашим коллегам, находящимся в этом зале. Подумайте обо всех, кто находится в этом зале, и пошлите всем немного своего света.
Теперь пошлите немного света людям, которых нет в этой комнате: своим домашним, друзьям. Вашим воспитанникам, их родителям.
Теперь прислушайтесь к самим себе. Ощущаете ли Вы какие-нибудь сильные чувства, которые мы все сейчас посылаем друг другу?
Сохраните в памяти эти чувства и обращайтесь к ним в тех случаях, когда Вы устали и Вам нужны свежие силы и уверенность в себе...
А сейчас попрощайтесь со звездой и мысленно возвращайтесь назад. Когда я досчитаю до трех, Вы можете открыть глаза и снова оказаться в этом зале.
Раз... Два... Три…
Приложения к практическому этапу
Материал к упражнению «Достойный ответ»
Ты слишком высокого мнения о себе. Ты ведешь себя так, как будто ты самый главный здесь.
X --------------------------------------------------------------------------------------------
Ты никогда никому не помогаешь.
X --------------------------------------------------------------------------------------------
Когда я тебя встречаю, мне хочется перейти на другую сторону улицы.
X --------------------------------------------------------------------------------------------
Ты совсем не умеешь красиво одеваться.
X --------------------------------------------------------------------------------------------
Почему ты на всех смотришь волком?
X --------------------------------------------------------------------------------------------
С тобой нельзя иметь никаких деловых отношений.
X---------------------------------------------------------------------------------------------
Ты как не от мира сего.
X --------------------------------------------------------------------------------------------
У тебя такой страшный взгляд.
X -------------------------------------------------------------------------------------------
С тобой бесполезно договариваться о чем-либо. Ты все равно все забудешь.
X -------------------------------------------------------------------------------------------
У тебя такой скрипучий голос, он действует мне на нервы.
X --------------------------------------------------------------------------------------------
Посмотри, на кого ты похожа!
X --------------------------------------------------------------------------------------------
Ты слишком много болтаешь ерунды.
X --------------------------------------------------------------------------------------------
Что ты вечно на всех кричишь?
X --------------------------------------------------------------------------------------------
У тебя полностью отсутствует чувство юмора.
X --------------------------------------------------------------------------------------------
Ты слишком плохо воспитана
X --------------------------------------------------------------------------------------------
«Самая главная роскошь на земле – это роскошь человеческого общения». (Антуан де Сент-Экзюпери).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
деловая игра с элементами тренинга "Взаимодействие педагогов ДОУ и родителей"
эффективность взаимодействия педагогов ДОУ и родителей...
Тренинг для педагогов "Общаться - что бы услышать, общаться - что бы понять"
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Один из аспектов этого вопроса – поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого как педа...
Тренинг для педагогов "Общаться с родителем. Как?"
Педагог в современном детском саду должен быть широко образованной и эрудированной личностью, профессионально компетентным, умеющим найти "ключик" к каждому ребенку, родителю, иметь свою "изюминку", б...
Психолого-педагогический тренинг для педагогов: «Общаться с родителями – как?»
Во все времена обыватели требуют от обладателя этой профессии безгрешного существования, рассматривают поступки педагога под микроскопом, и такое отношение вынуждает соответствовать.Педагог, как...
Тренинг для педагогов "Общаться с родителями.Как?"
Тренинг для педагогов "Общаться с родителями.Как?"...
Тренинг для педагогов : "Общаться с родителями.Как?"
Тренинг для педагогов "Общаться с родителями.Как?"педагог-психолог Молчанова Елена ВалентиновнаЦель: формирование коммуникативной компетентности педагогов ДОУ при взаимодействии с роди...
Тренинг для педагогов "Общаться с родителями. Как?"
Тренинг для педагогов "Общаться с родителями. Как?"...