Тренинг для педагогов "Общаться с родителями.Как?"
материал

Крючкова Ксения Алексеевна

Тренинг  для педагогов "Общаться с родителями.Как?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening_kak_obshchatsya_s_roditelyami_.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для педагогов «Общаться с родителями. Как?»

Подготовила:

педагог- психолог

МБДОУ «ЦРР– детский сад № 31»

г.Троицк, Челябинской области

Соболева Ксения Алексеевна

Цель: формирование коммуникативной компетентности педагогов ДОУ при взаимодействии с родителями воспитанников.

Задачи:

- ознакомить педагогов с основами психологии общения; 

- развивать умение осознавать собственные сильные и слабые стороны в общении;

- поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению этой темы.

Теоретическое вступление «Правила построения эффективного общения» (7 мин.)

- Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.

Самые универсальные – это:

1. Улыбка,

2. имя собеседника

3. комплимент.

- Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

- Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

 Теоретическое вступление «Основы построения беседы с «трудным» родителем».

Памятка 

Приемы установления хорошего контакта с собеседником:

1. Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.

2. Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!

3. Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).

4. Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.

5. Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).

6. Использовать прием присоединения, т. е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели, знали!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»

Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.

И первое упражнение с которого я бы хотела начать нашу с вами встречу это игра «Волшебная шляпа».

1.Упражнение Игра «Волшебная шляпа».

Цель: упражнение воспитателей в высказывании комплимента родителям.  

Инструкция: - Пока звучит музыка, передаём шляпу по кругу, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, надевает её на себя и говорит комплимент любому, стоящему в круге. Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, а также можно сказать что-либо положительное о «ребёнке». Тот «родитель», которому адресован «комплимент», должен принять его сказав: «Спасибо, мне очень приятно! Да мне это в себе тоже очень нравится!».

По окончании игры все возвращаются на места. Обмен впечатлениями: легко ли было говорить комплимент; приятно ли было принимать комплимент. Ведущий подводит итог: комплимент должен быть искренним, лучше не прямым, а косвенным, т. е. хвалить «родителю» ребенка. 

Любой специалист ДОУ знает, как нелегко беседовать с так называемыми «трудными» родителями.

Каких родителей можно назвать «трудными»? (Участники высказываются).

«Трудные» родители:

Агрессивные, конфликтные, демонстрирующие наступающую позицию, они стремятся оправдать собственное невмешательство, родительское бессилие в воспитании своего ребенка: «Мы заняты на работе, у нас нет времени, чтобы заниматься ребенком!»; «Вы же воспитатели, педагоги, это Ваша обязанность учить и воспитывать детей!», Родители в позиции растерянности и беспомощности, которые постоянно жалуются педагогу, просят о помощи: «Ребенок нас не слушает, мы не знаем что делать, помогите нам!».

И следующее упражнение называется «Портрет трудного, портрет приятного родителя»

2. Упражнение «Портрет трудного, портрет приятного родителя»

Цель: Вербализация отрицательных эмоций, психологическая разгрузка.

Воспитателям предлагается в группах по 4-5 человек создать обобщенный словесный портрет родителя, общение с которым вызывает у них отрицательные чувства, а затем портрет «идеального» родителя.

Обсуждение:

1. Какие эмоции Вы испытывали, создавая портрет родителя, с которым Вам неприятно вступать в контакт? Какие чувства Вы отразили в этом портрете? Были ли у Вас в практике такие родители?

2. Что Вы чувствовали при создании этого портрета? Есть ли в Вашей группе такие родители?

3. Как Вы считаете, нужно ли искать пути контактов с теми родителями, которые Вам неприятны?

4. А много ли в вашей группе родителей, с которыми приятно взаимодействовать?

5. Что вам, как педагогам дает общение с такими родителями?

Спасибо большое за участие в данном упражнении. Ну а мы с вами переходим к следующему. Сейчас я вас попрошу разделиться по трое.

3. Упражнение «Конфликтные ситуации». Проигрывание проблемных ситуаций .

/раздаются листочки с ситуациями/

Цель: расширение поведенческого репертуара педагогов в проблемных ситуациях.

o Ситуация: Воспитатель должен пойти утром в поликлинику на прием к специалисту. Его замещает новый педагог, который недавно пришел в коллектив, не знает родителей и детей, а также особенностей группы. Педагог зашел утром в группу решить какой-то вопрос и уже уходит, так как приближается время визита к врачу. А мама самого активного воспитанника, появляется в дверях со словами: «Вы хотели побеседовать со мной о поведении сына. Сейчас у меня есть время. Вообще я считаю, что Вы к нему несправедливы»;

o Ситуация: Рабочий день воспитателя подходит к концу, остается всего 10 минут, звонит мама одного из воспитанников и говорит, что сильно задерживается, стоит в пробке.

o Ситуация: У воспитателя сильно болит голова, он сильно устал за день. Вечером, ближе к шести приходит родительница, явно в плохом расположении духа (проблемы дома, на работе, день не удался, и явно провоцирует воспитателя на конфликт, придираясь ко всяким мелочам.

o Ситуация: Мама пришла за ребенком, и в раздевалке неоправданно жестко ведет себя с ним, кричит, замахивается на него. Эту картину наблюдают и другие дети, воспитатель понимает, что такое обращение с ребенком незаслуженно и недопустимо.

o Ситуация: Воспитателю нужно обязательно переговорить с родителем на какую-то очень важную тему, именно сегодня, а у мамы явно нет времени на разговоры, она в впопыхах собирает ребенка и уже вот-вот собирается выходить.

Задача воспитателя – решить все вопросы по существу за определенный, короткий срок.

Мы потренировались выходить из конфликтных ситуаций «без жертв». Сейчас предлагаю эти навыки закрепить.

4. Упражнение «Достойный ответ»

Цель: отработка навыка конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.

Содержание: все участники сидят в кругу. Каждый получает от ведущего карточку, на которой содержится какое-либо замечание по поводу внешности или поведения одного из участников.

Все слушатели по кругу (по очереди) произносят записанную на карточку фразу, глядя в глаза соседу справа, задача которого — достойно ответить на этот выпад. Затем ответивший участник поворачивается к своему соседу справа и зачитывает фразу со своей карточки. Когда каждый выполнит задание, то есть побывает и в качестве нападающего, и в качестве жертвы, упражнение заканчивается и группа переходит к обсуждению.

Методические рекомендации: психолог спрашивает участников, легко ли им было выполнять задание, принимали ли они близко к сердцу нелестное замечание о себе. Как правило, слушатели говорят, что грубые высказывания их не взволновали, потому, что они не воспринимали их как направленные конкретно против себя. Затем все предлагают различные варианты конструктивного поиска, который поможет и в реальных жизненных условиях так же воспринимать негативную информацию от партнеров по общению.

5. Упражнение - фантазия «Посылай и воспринимай уверенность»

Цель: релаксация, закрепление положительных эмоций.

(проводится под релаксационную музыку)

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха...теперь представьте себе, что над Вашей головой висит чудесная золотая звезда. Это – Ваша звезда, она принадлежит Вам и заботится о том, чтобы Вы были счастливы.

Представьте, что Вы с ног до головы озарены светом этой звезды, светом любви и радости. Теперь последовательно приложите свою руку сначала к сердцу, потом - к горлу и ко лбу. Почувствуйте, как золотой свет особенно ясно сияет в этих местах. Представьте себе, что Вы, как и Ваша звезда, испускаете во все стороны лучи ясного теплого света, и что этот свет идет ко всем Вашим коллегам, находящимся в этом зале. Подумайте обо всех, кто находится в этом зале, и пошлите всем немного своего света.

Теперь пошлите немного света людям, которых нет в этой комнате: своим домашним, друзьям. Вашим воспитанникам, их родителям.

Теперь прислушайтесь к самим себе. Ощущаете ли Вы какие-нибудь сильные чувства, которые мы все сейчас посылаем друг другу?

Сохраните в памяти эти чувства и обращайтесь к ним в тех случаях, когда Вы устали и Вам нужны свежие силы и уверенность в себе...

А сейчас попрощайтесь со звездой и мысленно возвращайтесь назад. Когда я досчитаю до трех, Вы можете открыть глаза и снова оказаться в этом зале.

Раз... Два... Три…

Приложения к практическому этапу

Материал к упражнению «Достойный ответ»

Ты слишком высокого мнения о себе. Ты ведешь себя так, как будто ты самый главный здесь.
 --------------------------------------------------------------------------------------------

Ты никогда никому не помогаешь.
 --------------------------------------------------------------------------------------------

Когда я тебя встречаю, мне хочется перейти на другую сторону улицы.
 --------------------------------------------------------------------------------------------

Ты совсем не умеешь красиво одеваться.
 --------------------------------------------------------------------------------------------

Почему ты на всех смотришь волком?
 --------------------------------------------------------------------------------------------

С тобой нельзя иметь никаких деловых отношений.
---------------------------------------------------------------------------------------------

Ты как не от мира сего.
 --------------------------------------------------------------------------------------------

У тебя такой страшный взгляд.
 -------------------------------------------------------------------------------------------

С тобой бесполезно договариваться о чем-либо. Ты все равно все забудешь.
 -------------------------------------------------------------------------------------------

У тебя такой скрипучий голос, он действует мне на нервы.

 --------------------------------------------------------------------------------------------
Посмотри, на кого ты похожа!

 --------------------------------------------------------------------------------------------
Ты слишком много болтаешь ерунды.

 --------------------------------------------------------------------------------------------
Что ты вечно на всех кричишь?

 --------------------------------------------------------------------------------------------
У тебя полностью отсутствует чувство юмора.

 --------------------------------------------------------------------------------------------
Ты слишком плохо воспитана

 --------------------------------------------------------------------------------------------

 Ситуация: Воспитатель должен пойти утром в поликлинику на прием к специалисту. Его замещает новый педагог, который недавно пришел в коллектив, не знает родителей и детей, а также особенностей группы. Педагог зашел утром в группу решить какой-то вопрос и уже уходит, так как приближается время визита к врачу. А мама самого активного воспитанника, появляется в дверях со словами: «Вы хотели побеседовать со мной о поведении сына. Сейчас у меня есть время. Вообще я считаю, что Вы к нему несправедливы»;

 Ситуация: Рабочий день воспитателя подходит к концу, остается всего 10 минут, звонит мама одного из воспитанников и говорит, что сильно задерживается, стоит в пробке.

 Ситуация: У воспитателя сильно болит голова, он сильно устал за день. Вечером, ближе к шести приходит родительница, явно в плохом расположении духа (проблемы дома, на работе, день не удался, и явно провоцирует воспитателя на конфликт, придираясь ко всяким мелочам.

 Ситуация: Мама пришла за ребенком, и в раздевалке неоправданно жестко ведет себя с ним, кричит, замахивается на него. Эту картину наблюдают и другие дети, воспитатель понимает, что такое обращение с ребенком незаслуженно и недопустимо.

 Ситуация: Воспитателю нужно обязательно переговорить с родителем на какую-то очень важную тему, именно сегодня, а у мамы явно нет времени на разговоры, она в впопыхах собирает ребенка и уже вот-вот собирается выходить.