Тренинг для педагогов "Общаться с родителями. Как?"
материал

Пинигина Ирина Владимировна

Тренинг для педагогов "Общаться с родителями. Как?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_pedagogi_1.docx30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для воспитателей «Общаться с родителями. Как?»

Цель: повышение уровня профессионального мастерства воспитателей ДОУ в общении с родителями через выполнение тренинговых заданий.

Задачи:

  1. Способствовать установлению психологического комфорта, взаимопонимания между участниками тренинга.
  2. Познакомить воспитателей с «речевыми формулами» конструктивного общения с родителями, необходимостью использования индивидуального подхода в общении с родителями.
  3. Обогащение практического опыта решения проблемных ситуаций в педагогическом общении.
  4. Повышение интереса воспитателей к тренинговым занятиям.

Участники тренинга: воспитатели.

Место проведения: музыкальный зал.

Оборудование: карточки – имена для игры «Шушаника-Минична», бланки «Анкета «Уровень общительности педагога с родителями» на каждого участника, «Речевые формулы» для конструктивного общения с родителями на каждого участника, "Анкета обратной связи" на каждого участника, ручки на каждого участника.

        Ход тренинга

1 ЧАСТЬ

Участники в кругу.

-Добрый день, Уважаемые коллеги, нам предстоит интересная, увлекательная совместная деятельность. Тема нашего тренинга «Общаться с родителями. Как?». В начале нашей встречи предлагаем Вам поприветствовать друг друга.

1. Упражнение приветствия «Шушаника Минична» (приложение 1.).

Цель: настроить группу на рабочий лад, с первых минут занятия сформировать оптимистическое настроение у всех участников группы.

Содержание: упражнение выполняется в кругу. Каждый участник группы получает карточку, на которой написано имя и отчество. Затем один из участников спрашивает своего соседа слева: Скажите пожалуйста, как вас зовут? Тот читает имя на карточке, например «Шушаника Минична». В ответ на это первый участник дожжен ответить любой фразой. При этом обязательно повторить услышанное имя собеседника. Например, очень приятно Шушаника Минична с вами познакомиться или какое у вас необычное имя, красивое имя. После этого Шушаника Минична задает вопрос своему соседу слева «представьтесь, пожалуйста» и т. д. до тех пор, пока очередь не дойдет до первого участника.

2. Правила работы в группе 

1. Отключите мобильный телефон.

2. Позвольте себе быть свободным.

3. Доброжелательные интонации и отношение ко всем.

4. Все внимание на говорящего.

5. Во всем ищите и находите позитив.

6. Получите удовольствие.

7. Запрет на обсуждение процедуры тренинга.

8. Поощрение за удачное высказывание (обсудить), наказание за несоблюдение правил тренинга (обсудить).

Принятие правил голосованием.

3. Упражнение «Самурай, принцесса, дракон»

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Инструкция: Давайте разделимся на две, равные по количеству участников команды. Я предлагаю вам сыграть в игру «Принцесса, Дракон и самурай». Эта игра похожа на детскую игру «Камень-Ножницы-Бумага». Только эта игра командная. Это означает, что у участников команд будет время, чтобы договориться какую фигуру они будут показывать. После того как вы договоритесь, команды выстраиваются в две шеренги друг против друга и по моей команде, вы одновременно, показываете выбранные фигуры. Фигур у нас будет три: принцесса, самурай и дракон. Принцесса очаровывает (побеждает) Самурая, Самурай убивает дракона, Дракон пожирает Принцессу. Как показывать фигуры?

Самурай. Как будем его показывать? Обычный образ самурая — это меч, он агрессивен и кричит «банзай». Давайте попробуем показать самурая: у каждого в руке меч, шаг вперед, бьем мечом и кричим «банзай»! На счет три-четыре!

      Дракон. Как дракона покажем? Он большой и страшный, а еще у него изо рта пламя бьет. Давайте попробуем по моей команде показать дракона: шаг вперед, руки-когти и рычим — р-р-рррр.

       Принцесса. Такая девочка-припевочка, в руках подол, реверанс «ля-ля-ля».

       Разобрались с фигурами, теперь у каждой команды есть 30 секунд, чтобы обсудить свой первый ход, т.е. то, какую фигуру вы будете показывать. Постарайтесь обсуждать так, чтобы вас не услышала другая команда.

       Игра будет играться до трех побед.

2 ЧАСТЬ

4. Предварительная работа: «Анкета «Уровень общительности педагога с родителями» (приложение 2.).

Выводы по анкете: в анкетировании приняли участие 19 человек. Из результатов анкетирования у 26% воспитателей имеются проблемы в общении с родителями. Стоит отметить, что большая часть педагогов проявляет смятение и неудовольствие в публичных выступлениях перед родителями. Общение с родителями, по мнению воспитателей, гораздо сложнее, чем с детьми. Большинство воспитателей считают, что разговаривают с родителями воспитанников «на разных языках». В результате проведения диагностики можно сделать вывод, о том, что тема взаимодействия воспитателей и родителей является актуальной для рассмотрения в детском саду.

5. Упражнение «Войди в круг»

Цель: демонстрация воспитателями необходимости гибкого отношения к общению с родителями.

Содержание: чтобы выполнить упражнение воспитатели встают в круг и крепко держатся за руки - это круг родителей. Один участник остаётся за кругом - это воспитатель. Он должен так убедить играющих впустить его в круг, чтобы они захотели сделать это, т.е. подобрать верный тон обращения и необходимые слова. Круг не должен легко впускать воспитателя. Воспитатель должен работать на пределе. Круг впустит воспитателя, если тот будет искренен и честен, найдет подходящие и нужные слова, проявит все свое мастерство и красноречие.

После упражнения мы анализируем проделанную работу: что Вы испытывали, выполняя упражнение; легко ли Вам было войти в замкнутый круг; удалось ли это с первого раза, почему; как Вы считаете, общаясь с родителями вашей группы, находитесь ли Вы в кругу или за кругом? (Выслушиваем ответы педагогов, делаем выводы).

6. Мини – лекция: «Правила построения эффективного общения»

       Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд!

       Для того чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса).

Самые универсальные - это

  • улыбка,
  • имя собеседника
  • комплимент.

        Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

Имя человека - это самый сладостный и самый важный для него звук на любом, языке.

       Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или

сказать: Здрасьте!, а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

       Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.

       В общении наиболее применим косвенный комплимент. Мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику - ружье, родителям- его ребенка.

        Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

       Если вы хотите лучше понимать себя и быть уверенным человеком, понимать других людей, ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений и быть успешными в общении. Если для вас важно чувство эмоционального комфорта, то важно учитывать: средства общения: слово, мимику, жесты, интонацию голоса, глаза.

Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником.

1. Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.

2. Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь - благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника.

3.Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).

4. Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.

5. Всем своим видом поддерживать состояние 6езопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).

6. Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы...»

(Вы сделайте то-то!, Вы должны это...!), чаще говорить: «Мы», «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели..., знали...!», «Нас всех беспокоит, что дети...». «Наши дети...», «Нас объединяет общее дело - это воспитание наших с вами детей!»

7. Упражнение «Реши ситуацию» (приложение 3.). 

8. Мини – лекция: «Речевые формулы» для конструктивного общения с родителями (приложение 4).

8. Мини – лекция: «Речевые формулы» для конструктивного общения с родителями

Как возразить родителю, чтобы избежать возникновения конфликта?

- Очень хорошо, что Вы подняли этот вопрос, и…

- Спасибо, что Вы обратились с этой проблемой к нам, и мы обязательно ее решим, когда это будет удобно нам с Вами….

- Я уважаю Ваше мнение, и в то же время вижу эту ситуацию с другой стороны…., а как Вы видите выход из этой ситуации, что мы можем предпринять?. (дождаться первого предложения от родителя)

- Нам это важно, давайте подумаем, как нам решить эту проблему, и избежать данной ситуации в будущем….

Как сформулировать просьбу, чтоб отказать было невозможно?

Универсальные: - Только Вы…. в этой ситуации можете нам помочь.

- Как замечательно, что Вы подошли…. Я больше ни к кому не могу обратиться, только к Вам….

- Я знаю, что только Вы справитесь, потому что….

Нам очень нужна именно Ваша помощь…

- Только Ваши знания и опыт могут нам помочь…

У вас такая светлая голова! Вы такая способная и добрая.

Вы мастер на все руки, и вам не составит труда…

Как извиниться?

- Извините, возможно, я неправильно высказала свою мысль…

- Я прошу прощения, что так произошло….

- Прошу Вас меня извинить за то, что…надеюсь…

Рефлексия

Анкете обратной связи (приложение 5.).

Вы все сегодня молодцы давайте скажем друг другу: «спасибо»!

Литература:

1. Морева Н. А. Тренинг педагогического общения. Практическое пособие. М. 2009.- 78 с.

2 .Стишенок  И. В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. Санкт-Петербург 2006. – 176 с.

3. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие. М., 2005. – 256 с.

4. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем.-М.: Генезис, 2006.-336с.

5. Пособие для начинающего тренера, «Я хочу провести тренинг». Новосибирск, 2000. – 205 с.

Приложение 1.

Глориоза Провна

Эннафа Варсонофьевна

Вивиана Ионична

Маркелина Ермилинична

Феосения Патрикеивна

Геновефа Иркнеевна

Беата Нифонтовна

Домитилла Ювенальевна

Антигона Маевна

Препидигна Аристидовна

Вестита Евменьевна

Ермиония Питиримовна

Нунехия Амфиохъевна

Вевея Вуколовна

Геласия Доримедонтовна

Иовилла Иеронимовна

Агафоклия Наркисовна

Кетевань Варнавична

Рипсимия Флегонтовна

Фессалоникия Якубовна

Приложение 2.

Анкета «Уровень общительности педагога с родителями»

Уважаемые педагоги ответьте на следующие вопросы:

  1. Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас её ожидание из колеи?
  2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?
  3. Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребёнке с его родителями до последнего момента?
  4. Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?
  5. Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?
  6. Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с коллегами, руководством?
  7. Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?
  8. Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задаёт Вам вопросы?
  9. Верите ли Вы, что существует проблема «воспитателей и родителей» и что они разговаривают на «разных языках»?
  10. Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?
  11. Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном процессе?
  12. Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтёте ли вы промолчать и не вступать в спор?
  13. Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?
  14. У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счёт не приемлете?
  15. Считаете ли Вы что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?
  16. Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?

Приложение 3.

Ситуация 1

Предисловие (Мама)

Вы очень трепетно относитесь к своему ребенку, постоянно интересуетесь успехами и неудачами в детского саду у своего ребенка. Постоянно следите за его развитием и здоровьем.

(Мама)

Мама забирает ребенка домой, одеваются в приемной, мама в это время спрашивает у ребенка чем занимались целый день, ребенок говорит, что ничем.

Мама эмоционально спрашивает у воспитателя:

- Ксения Ильинична, вы вообще целый день чем занимаетесь с детьми. Я постоянно спрашиваю у Вани чем занимались в саду, он говорит, что ничем. На физкультуру не ходите, и вообще мои окна выходят на прогулочные участки детского сада, и я очень давно не видела, чтобы вы гуляли!»

Пока воспитатель говорит причину отмены прогулки, мама перебивает воспитателя и говорит:

- А Ванюша говорит, что вы никогда не ходите на занятия и прогулку! И вообще он не хочет идти в детский сад, потому что ему скучно!

Предисловие (Воспитатель)

Вашу группу посещает мальчик Ваня, он активный ребенок, долго не может успокоится, на замечания воспитателя реагирует не всегда. Мама постоянно выдвигает какие-то требования. В очередной раз мама жалуется, мама эмоциональна.

Попробуйте разрешить конфликтную ситуацию.

Ситуация 2

Предисловие (мама)

Ваш ребенок дома ведет себя хорошо, у вас нет проблем с воспитанием ребенка. Вы постоянно выполняете все капризы своего ребенка, потому что вы слишком занятый человек и время на споры с ребенком у вас не хватаете, кроме этого вы очень любите своего ребенка и хотите, чтобы все его желания исполнялись, к тому же у вас есть возможность купить ему разные подарки.

(Мама)

Вы вечером забираете ребенка, в приемную выходит воспитатель и громко начинает жаловаться на вашего ребенка. Вы ругаете ребенка, обещаете воспитателю поговорить с ребенком. Ребенок говорит вам дома, что его обидел Женя, ударил его по ноге, а воспитатель отругал только его и хотел посадить на стульчик, поэтому он стал кричать.

Через неделю воспитатель снова жалуется вам на ребенка. Вы злитесь и обещаете воспитателю написать жалобу в департамент образования на воспитателя, потому что он несправедливо относится к вашему ребенку и не умеет работать с детьми.

Предисловие (Воспитатель)

 Сегодня целый день Петя вел себя плохо, кричал, дергал других детей, на замечания не реагировал, на сон час отказался спать, за столом говорил плохие слова.

Вечером вы жалуетесь маме на ребенка. – разыграть диалог

Через неделю ситуация повторяется, вы снова жалуетесь маме. – разыграть диалог

Попробуйте разрешить конфликтную ситуацию.

Ситуация 3

Предисловие (мама)

Мама всегда трепетно относится к ссадинам, порезам, синякам у своего ребенка. Старается внимательно следить за ним.

Вечером, забирая ребенка из детского сада вы видите у своего ребенка сильный укус в районе плеча.

Вы встревожены, спрашиваете у воспитателя что случилось.

Воспитатель говорит, что не знает, что случилось. Вы находитесь в недоумении. И продолжаете диалог с воспитателем. Вам не нравится произошедшая ситуация.

Предисловие (воспитатель)

Вы были заняты с другими детьми, но видели, что Саша и Вера играли в углу, потом Вера заплакала, на ваши расспросы Вера ничего не сказала, вы не заострили на этом внимание и продолжили заниматься другим делом.

Когда Веру забирала мама, оказалось, что у Веры на плече укус. Мама стала интересоваться у вас что случилось. Вы прокомментировали ситуацию тем, что видели, что дети играли, но укуса вы не заметили.  

- Разыграть диалог

Попробуйте разрешить конфликтную ситуацию.

Приложение 4.

«Речевые формулы» для конструктивного общения с родителями

(вставить)

Приложение 5.

Анкета обратной связи

Тренинг "______________________________________________________________"

"______"______________20__г.

Ф.И.О. проводивших:

  1. Тетерина Татьяна Леонидовна
  2. Куприенко Надежда Александровна
  3. Пинигина Ирина Владимировна

Ф.И. О. педагога, написавшего отзыв_______________________________________

Просим Вас дать максимально развернутые оценки. Это поможет нам совершенствовать программу тренинговых занятий и повысить их эффективность.

1. Пожалуйста, оцените тренинг в целом

min

Шкала оценки

max

1

2

3

4

5

Ваши комментарии

2. Насколько важной для Вашей практической деятельности была тема, рассматриваемая на тренинге?

Ваши комментарии

3. Насколько тренинг был для Вас эффективным, дал ли новые знания, навыки, технологии?

Ваши комментарии

4. Насколько применимы в реальных условиях вашей практической деятельности знания,  навыки, технологии, полученные на тренинге?

Ваши комментарии

5. Насколько компетентными показали себя тренеры в вопросах содержания, способны ли они организовать эффективную работу группы?

Ваши комментарии

6. Что Вы измените в практической деятельности по итогам тренинга?

7. Какие Ваши навыки и умения межличностного взаимодействия требуют еще более глубокого развития?

8. Что порекомендуете для совершенствования данной формы работы с педагогами?

Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедический тренинг для детей и родителей

Цель тренинга : Привлечь внимание родителей к речевым проблемам детей.3адачи тренинга:1.Оказать помощь каждой семье в  организации взаимодействия с ребенком дома.2.Подвести родителей к осоз...

Итоговый тренинг для детей и родителей "Что нас объединяет?" из цикла "Игровое общение - основа взаимопонимания ребёнка и взрослого"

Совместный детско-родительский тренинг с целью организации взаимодействия детей и родителей в ходе совместной игровой и изобразительной деятельности....

"Весёлый тренинг" для детей и родителей

Упражнения "Весёлого тренинга" способствуют развитию координации движений, гибкости, подвижности суставов, укреплению определённых групп мышц. Упражнения, выполняемые ежедневно в течение 5-10 мин., до...

Тренинг для детей и родителей в рамках Клуба "Будущий первоклассник" на тему:"Развиваем речь"

Материал представлен в форме практических  рекомендаций  родителям для самостоятельных занятий с детьми....

Тренинг на сплочение коллектива родителей. Сценарий родительского собрания в нетрадиционной форме.

Сценарий родительского собрания в нетрадиционной формеТренинг на сплочение коллектива родителейЦелевая аудитория: коллектив родителей воспитанников группы (класса),  сформированной в новом учебно...

Тренинг взаимодействия детей и родителей "Вместе дружно мы живём"

Занятие направлено на улучшение взаимоотношений и взаимодействия между родителем и ребёнком; расширение возможностей родителей понимания своего ребёнка, улучшение рефлексии взаимоотношений с ребёнком...