Обучающиеся по программе дошкольного образования, возраст 4-6 лет Блок 1. Развитие навыков жизнестойкости Занятие (игровое) для обучающихся дошкольных образовательных организаций, возраст: 4-6 лет
план-конспект занятия по психологии (подготовительная группа)

Обучающиеся по программе дошкольного образования, возраст 4-6 лет

Блок 1. Развитие навыков жизнестойкости

Занятие (игровое) для обучающихся дошкольных образовательных организаций, возраст: 4-6 лет

Цель: научить обучающихся пользоваться языком эмоций для передачи своих переживаний, чувств, обучить техникам релаксации.

Форма проведения: игровое занятие.

Необходимые материалы: листы белой бумаги А4, цветные карандаши.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_nedelya_psihologii.docx17.33 КБ

Предварительный просмотр:

Обучающиеся по программе дошкольного образования, возраст 4-6 лет

Блок 1. Развитие навыков жизнестойкости

Занятие (игровое) для обучающихся дошкольных образовательных организаций, возраст: 4-6 лет

Цель: научить обучающихся пользоваться языком эмоций для передачи своих переживаний, чувств, обучить техникам релаксации.

Форма проведения: игровое занятие.

Необходимые материалы: листы белой бумаги А4, цветные карандаши.

Процедура проведения

Вступительная часть

Ведущий приглашает участников встать в круг и рассказывает о предстоящем занятии. Ведущий: «Ребята, здравствуйте! Сегодня мы с Вами поиграем в необычные игры и познакомимся с целыми миром – миром Ваших эмоций, узнаем, кто в нем живет, и как нам подружиться с его жителями».

Разминка

Упражнение 1 «Приветствие»

Время: 3 минуты.

Цель упражнения: создание благоприятной обстановки в группе.

Участники рассаживаются в круг.

Ведущий: «Ребята, давайте начнем наше занятие с необычного приветствия! Пускай каждый попробует пройти круг по комнате и поздоровается с каждым участником разными способами: кивком головы, хлопая ладошками, слегка подпрыгивая. Поздоровайтесь интересным или приятным для вас способом. Когда вы пройдете круг, садитесь на свои места, и мы продолжим наше занятие».

Участники группы по кругу перемещаются по комнате, пока не пройдут полный круг (~3 минуты), встречаясь друг с другом, здороваются выбранным способом.

Примечание: если в группе есть дети, которые отказываются выполнять упражнение, ведущий может поздороваться с ребенком самостоятельно и попросить лично принять участие. В конце упражнения ведущий предлагает ответить на вопросы: «Понравилось ли вам здороваться необычным способом? Какие чувства вы испытывали, когда здоровались с вами?»

 Основная часть

Упражнение 2 «Настроение в кармашке»

Время: 10 минут

Цель упражнения: развития умений распознавать и демонстрировать свои эмоции. Ведущий рассаживает детей полукругом и инструктирует участников. Ведущий: «Ребята, мне очень интересно узнать, какое у вас сегодня настроение. Сейчас мы с вами поиграем в интересную игру, давайте я начну. Я прочту вам стихотворение и покажу позой и мимикой свое настроение, а вам нужно будет угадать, какое оно у меня сегодня. После того, как я покажу, давайте каждый выйдет, тоже повторит это стихотворение и покажет свое настроение!»

Ведущий встает, читает стихотворение:

«Утром рано поутру в детский садик я иду

И в кармашке я с собой настроение несу».

После ведущий показывает позой и мимикой свое настроение (радость, восторг, интерес, задумчивость).

Дети пробуют угадать настроение ведущего. Далее участники по очереди выходят и произносят те же самые слова, изображают мимикой и позой свое настроение, а остальные отгадывают настроение ребенка. Ребенок после этих слов говорит о том, почему у него сегодня такое настроение, например: «Я сегодня радостный, потому что…» или «Я сегодня злой, потому что…». Ведущий: «Ребята, вы молодцы! Вы очень хорошо справились, а теперь давайте все вместе, дружно, хором скажем:

«Из кармашка ты достал

Настроение свое.

Только где его ты взял,

Нам теперь не все равно!»

 В конце упражнения ведущий предлагает детям поделиться эмоциями от упражнения, говорит о важности внимания к эмоциям – важно понимать, какую эмоцию мы чувствуем сейчас, и что чувствуют другие.

Ведущий: «Для того чтобы понимать, что происходит с нашим настроением, мы учимся называть эмоции, больше обращать на них внимания: какую эмоцию вы испытываете, когда вам плохо (грустно, страшно), а какую эмоцию, когда у вас хорошее настроение (радость, счастье). Еще очень важно понимать, что могут чувствовать другие люди; для этого можно задать вопрос «какое у тебя сейчас настроение?»

Упражнение 3 «Я и мое настроение»3

Время: 15 минут.

Цель упражнения: снятие эмоционального, мышечного напряжения, установление положительного, эмоционального настроя в группе.

Необходимые материалы: листы белой бумаги А4, цветные карандаши (по числу участников).

Ведущий: «Давайте каждый из вас попробует продолжить предложения:

 – Я радуюсь, когда…

– Я горжусь тем, что…

– Мне бывает грустно, когда…

– Мне бывает страшно, когда…

– Я злюсь, когда…

– Я был удивлен, когда…

 – Когда меня обижают,…

– Я сержусь, если…»

Обучающийся слева от ведущего продолжает каждую фразу, затем высказывается следующий по часовой стрелке участник. Выполнение упражнения продолжается, пока все участники не выскажутся.

Ведущий: «А теперь, ребята, я вас попрошу нарисовать, какое у вас сейчас настроение». Ведущий предлагает детям сесть на свои места и раздает карандаши и листы бумаги А4. После того, как дети нарисуют, ведущий просит их вернуться в круг, и по очереди рассказать о настроении, которое они нарисовали. Если это было плохое настроение, стоит дать ребенку высказаться и предложить ему помочь победить это настроение. Попросите других детей поделиться своим настроением, а рисунок с плохим настроением, если ребенок согласится, можно вместе порвать.

Примечание: возможные варианты, чтобы победить плохое настроение: поделиться с близкими своими переживаниями, отвлечься на то, что ребенку приятно делать (рисовать, танцевать, играть).

Упражнение 4 «Ледышки и веснушки»

Время: 10 минут.

Цель упражнения: снятие эмоционального, мышечного напряжения.

Ведущий делит детей поровну на две команды, дает названия командам «Ледышки» и «Веснушки» и инструктирует их.

Ведущий: «Встаньте напротив друг друга и посмотрите внимательно друг на друга, чтобы запомнить членов своей команды. По моей команде «Начали!» все медленно и свободно перемещаются по комнате, не толкая друг друга. Затем, когда я хлопну в ладоши, «ледышки» должны замереть на месте в той позе, которую они приняли в момент хлопка. «Веснушки» продолжают перемещаться по комнате. Когда я хлопну в ладоши два раза, замирают «веснушки», двигаться начинают «ледышки». Не перепутайте, следите за количеством хлопков: один – приводит в движение «веснушек», а два – «ледышек». После окончания упражнения ведущий объявляет: «Молодцы, ребята! Как вы себя сейчас чувствуете после нашей подвижной игры?»

Упражнение 5 «Воздушный шарик»

Время: 5-10 минут.

Цель упражнения: снятие эмоционального напряжения, освоение приемов саморегуляции. Участники встают или садятся в круг.

Ведущий: «Ребята, сейчас мы поиграем в игру, которая может помочь вам справиться с негативными эмоциями. Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные красивые воздушные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».

Упражнение можно повторить 3 раза.

После выполнения упражнения ведущий завершает его.

Ведущий: «Сегодня мы с вами научились одному простому способу, как можно справляться с негативными эмоциями, к примеру, когда вы злитесь или плачете, с помощью него вы можете почувствовать, как вам становится спокойнее».

Упражнение 6 «Волшебный карандаш»

Время: 5 минут.  

Цель упражнения: прощание, рефлексия прошедшего занятия.

Необходимый инструментарий: карандаш.

Ведущий: «Ребята, у меня в руках волшебный карандаш, который способен исполнять желания, но только, если поделиться с ним эмоциями и хорошими пожеланиями. Его волшебство состоит в том, что, когда его держат в руках, нужно непременно рассказать о своих эмоциях и о том, что больше всего запомнилось за время занятия, и обязательно в конце про себя загадать желание и никому о нем не рассказывать». Таким образом, участники дают обратную связь по занятию и загадывают желание

1. Программа тренинга жизнестойкости «Школа выживания» / Н.А. Ковалева. – Курган, 2017. – 15 с. 16

2. Егорова, М.В. Развитие эмоциональной отзывчивости и навыков общения у детей 3-7 лет. Игры и упражнения. ФГОС ДО / М.В. Егорова. – Волгоград : Учитель, 2020. – 67 с. 17

3. Егорова, М.В. Развитие эмоциональной отзывчивости и навыков общения у детей 3-7 лет. Игры и упражнения. ФГОС ДО / М.В. Егорова. – Волгоград : Учитель, 2020. – 67 с. 18

4 Егорова, М.В. Развитие эмоциональной отзывчивости и навыков общения у детей 3-7 лет. Игры и упражнения. ФГОС ДО / М.В. Егорова. – Волгоград : Учитель, 2020. – 67 с. 19

5.Дыхательные упражнения для детей // Московский институт коррекционной педагогики : [ сайт]. – URL: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/dyixatelnyie_uprazhneniya_dlya_detej/ (дата обращения: 21.03.2024). 6 Жизненные навыки. Уроки психологии в 3 классе / Под редакцией С.В. Кривцовой. – Москва : Генезис, 2004. – 176 с. – ISBN 5-85297-094-8. 20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая общеобразовательная программа дошкольного образования первой младшей группы №2 (с 2 до 3 лет) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №28 «Лесная сказка» Елабужского муниципального

Данная рабочая программа предусматривает организацию и проведение психолого-педагогической работы с детьми 2-3 лет. Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с Примерной общео...

Участие в фестивале "Страна Почемучек" среди обучающихся дошкольных образовательных организаций города Нижневартовска в 2016 году

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13613525","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]] [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13613...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с задержкой психического развития по ФМП

Программа составлена с учётом адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с задержкой психического развития МАДОУ ЦРР д/с № 7. Основу настоящей программы состав...

Презентация к выступлению на форуме работников дошкольного образования "ВОСПИТАТЕЛЬ СЕГОДНЯ: КОМПЕТЕНТНОСТЬ, КРЕАТИВНОСТЬ, МОБИЛЬНОСТЬ" "Развитие навыков 4 К у детей дошкольного возраста".

Данная презентация знакомит с 4 компетенциями - коммуникация, креативность, командная работа и критическое мышление, которые необходимо развивать с раннего детства....

Краткая презентация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ТНР (в соответствии с Федеральной АООП для обучающихся с ОВЗ и Федеральной программой воспитания).

Краткая презентация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ТНР, разработанной в соответствии с Федеральной АООП для обучающихся с ОВЗ и Федеральной программ...