РАБОЧАЯ ПРОГРАММА адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с задержкой психического развития по ФМП
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Программа составлена с учётом адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с задержкой психического развития МАДОУ ЦРР д 7. Основу настоящей программы составляет содержание образовательной области «Познавательное развитие» «Формирование элементарных математических представлений» «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития». Под ред. С.Г. Шевченко

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx44.77 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

адаптированной основной образовательной программы 

дошкольного образования для обучающихся

с задержкой психического развития

муниципального автономного дошкольного

образовательного учреждения города Калининграда

центра развития ребенка – детского сада  № 7

по образовательной области 

«Познавательное развитие» 

«Формирование элементарных

математических представлений»

(подготовительная группа)

Разработчик:

Учитель -дефектолог МАДОУ ЦРР д/с № 7 Пучко С.В.

Рабочая программа рассмотрена

на заседании педагогического совета

" 29 "мая 2018 г.

г. Калининград

2018

1. Пояснительная записка

        Программа составлена с учётом адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с задержкой психического развития МАДОУ ЦРР д/с № 7. Основу настоящей программы составляет содержание образовательной области «Познавательное развитие» «Формирование элементарных математических представлений» «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития». Под ред. С.Г. Шевченко, «Программы воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной     недостаточностью» (Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина) и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года).

Методы освоения:

Наблюдение;

Беседа;

Игры с природным материалом,

Познавательная игротека;

Объяснение;

Показ;

Настольно-печатные игры и др.

Основная форма реализации данной программы – ОД, 2 раза в неделю продолжительностью 30 мин.

2. Цель и задачи программы,

её место в образовательном процессе

2.1. Цель освоения программы: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей.

2.2. Задачи:

Формирование элементарных математических представлений. Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

2.3. Место (роль) программы в образовательном процессе

Содержание раздела интегрируется с образовательными областями «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».

2.4. Требования к уровню освоения содержания программы

  • Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
  • Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).

Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

3. Объём программы и виды образовательной работы

Таблица 1

Наименование разделов

Количество занятий

 «Формирование элементарных математических представлений»

72

ИТОГО

72

3.1 Тематическое планирование 

Таблица 2

 

Тема

Количество часов

Задачи

Цвет предметов.

2

Закреплять понятие цвета, как одно из свойств предмета, учить различать и называть цвета спектра, сравнивать предметы по цвету, составлять группы предметов по цвету.

Количественные отношения один, много, столько же. Соотнесение числа и количества. Цифра 1

2

Уточнять и закреплять количественные отношения на основе визуального сравнения. Учить детей воспринимать число 1 с помощью различных анализаторов; обводить цифру 1 по контуру, соотносить число 1 с количеством и цифрой.

Числа от 1 до 10

3

Учить детей называть и обозначать числа от 1 до 10; устанавливать последовательность чисел в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа, учить понимать слова: «до», «после», «между», «перед»

Понятия «большой» - «маленький»

2

Закреплять понятия «большой», «маленький»; учить детей сравнивать несколько предметов по величине (большой – маленький, больше – меньше, одинаково) способами приложения, наложения, формировать умение группировать предметы по указанным признакам.

Геометрические фигуры

2

Закреплять умение детей различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник); учить сравнивать предметы по форме, составлять группы предметов одинаковых по признакам.

Сравнение предметов. Признаки предметов.

2

Учить детей ориентироваться в пространстве, определять верх, низ на плоскости и на листе бумаги.  Закреплять и обобщать представления детей о свойствах предметов (цвета: красный, желтый, синий; форма: круг, квадрат; размер).

Образование и состав числа 2. Понятие «пара»

2

Уточнять и закреплять знания детей об образовании числа 2 на основе сравнение двух совокупностей. Учить детей устанавливать, что количество предметов независит от их цвета, формы, размера; учить выделять из множества по образцу и слову, воспринимать с помощью различных анализаторов. 

Цифра, число и количество в пределах 10

2

Формирование умения анализировать и сравнивать совокупность предметов методом взаимного однозначного соотнесения (наложение, приложение); объяснить понятие равенство.

Понятия «высокий - низкий», «выше - ниже», «одинаковые по высоте»

2

Дать детям понятия «высокий - низкий», «выше - ниже», «одинаковые по высоте»

Понятия «спереди», «сзади», «перед», «за», «между». Понятия «больше - меньше»

2

Закреплять понятия «спереди», «сзади» в практической деятельности. Учить детей сравнивать количество (1 и 2) зрительно, на слух, различать цифры 1 и 2, соотносить их с количеством.

Образование числа 3, цифра 3.

2

Закреплять навыки пересчета предметов независимо от перемещения и расположения в пространстве. Цифра 3. Знакомит детей со знаками «=», «>», «<». Учить раскладывать число 3 на два меньших числа.

Понятие «правое», «левое». Образование числа 3

2

Учить детей находить правое и левое в окружающем пространстве. Учить детей выделять три предмета из множества по слову; закреплять на практике состав числа 3. Формировать понятие о числовом ряде.

Понятие «один», «много», «мало», «несколько»

2

Уточнять, сравнивать и закреплять понятия «один», «много», «мало», «несколько».

Пространственные понятия. Понятия «далеко», «близко»

2

Закреплять пространственные представления «верх», «низ», «середина», «вверху», «внизу», «слева», «справа» на плоскости и на листе бумаги.  Закреплять понятия «далеко», «близко», («около», «рядом»).

Образование числа 4. Цифра 4. Составление числа 4 разными способами.

2

Образование числа 4, цифра 4. Учить детей выделять из множества по образцу и слову, соотносить число 4 с количеством и цифрой, упражнять в счете на слух. Закреплять знания о числовом ряде в пределах 4; закреплять навык пересчета предметов независимо от направления счета. Учить называть итог счета. Раскладывать число 4 на два меньших числа.

Количество и счет

2

Учить детей отсчитывать заданное количество в пределах 3; видеть, устанавливать равенство и неравенство; дорисовывать до заданного количества, соотносить количество с цифрой

Геометрические фигуры.

2

Закреплять умение детей различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник); учить сравнивать предметы по форме, составлять группы предметов одинаковых по признакам. Учить детей составлять геометрические фигуры из частей

Понятия «длинный», «короткий», «одинаковые по длине». Понятие «внутри», «снаружи».

2

Закреплять понятия «длинный», «короткий», «одинаковые по длине». Закреплять понятие «внутри», «снаружи».

Образование числа 5, цифра 5.

2

Порядковый счет до 5. Учить детей счету предметов на ощупь, счету в прямом и обратном порядке, счету от заданного числа до 5. Учить отвечать на вопросы: «Который по счету?», «На каком месте?». Закреплять счет и отсчет предметов.  Место числа 5 в числовом ряду. Знакомить детей с составом числа 5; учить раскладывать число 5 на два меньших числа, из двух меньших чисел составлять целое число.

Числовой ряд до 6, образование числа 6.

2

Уточнять и закреплять знания детей об образовании числа 6 на основе сравнения совокупностей. Учить детей считать в пределах 6 с присчитыванием и отсчитыванием по 1; считать с использованием различных анализаторов; воспроизводить числовой ряд от заданного до заданного числа.

Цифра 0. Понятия «столько же», «одинаково», «поровну»

2

Формировать понятия «столько же», «одинаково», «поровну».

Цифра 0. Учить детей сравнивать числа и количества, отсчитывать заданное количество в пределах 5. Знакомство детей с тетрадью в клетку. Учить ориентироваться на странице в тетради.

Сложение

2

Формировать представления детей о сложении, как объединение совокупностей предметов.

Образование числа 7

2

Уточнять и закреплять знания детей об образовании числа 7 на основе сравнения двух совокупностей; учить называть , обозначать цифрой, соотносить число 7 с количеством и цифрой; устанавливать последовательность чисел в пределах 7 в прямом и обратном порядку, начиная с любого числа; упражнять в счете на слух.

Вычитание

2

Формировать представления детей о вычитании, как об удалении из совокупности предметов ее части; познакомить со знаком «-». Закреплять представления детей о сложении, как объединении совокупностей предметов; учить записывать сложение с помощью знака «+»

Образование числа 8

2

Уточнять и закреплять знания детей об образовании числа 8 на основе сравнения двух совокупностей; учить называть , обозначать цифрой, соотносить число 8 с количеством и цифрой; устанавливать последовательность чисел в пределах 8 в прямом и обратном порядку, начиная с любого числа; упражнять в счете на слух.

Пространственно – временные понятия. Понятия «вчера», «сегодня», «завтра», «раньше», «позже». Части суток, их последовательность

2

Уточнять, закреплять понятия «справа», «слева», «посередине». Понятие «вчера», «сегодня», «завтра», «раньше», «позже». Учить устанавливать последовательность событий. Учить детей соотносить действия в течение суток.

Понятия «толстый - тонкий», «толще - тоньше», «одинаковые по толщине»

2

Закреплять понятия «толстый - тонкий», «толще - тоньше», «одинаковые по толщине»

Образование числа 9

2

Уточнять и закреплять знания детей об образовании числа 9 на основе сравнения двух совокупностей; учить называть , обозначать цифрой, соотносить число 9 с количеством и цифрой; устанавливать последовательность чисел в пределах 9 в прямом и обратном порядку, начиная с любого числа; упражнять в счете на слух.

Образование числа 10

2

Уточнять и закреплять знания детей об образовании числа 10 на основе сравнения двух совокупностей; учить называть , обозначать цифрой, соотносить число 10 с количеством и цифрой; устанавливать последовательность чисел в пределах 10 в прямом и обратном порядку, начиная с любого числа; упражнять в счете на слух. Учить детей отсчитывать предметы в пределах 10, знать место числа 10 в числовом ряду; воспроизводить числовой ряд от заданного до заданного числа.

Арифметическая задача. Порядковый счет в пределах 10.

2

Упражнять детей в вычислениях в пределах 10; учить читать примеры на сложение и вычитание. Устанавливать последовательность чисел в пределах 10 в прямом и обратном порядку, начиная с любого числа; упражнять в счете на слух. Учить детей отсчитывать предметы в пределах 10, знать место числа 10 в числовом ряду; воспроизводить числовой ряд от заданного до заданного числа.

Решение задач

2

Дать детям представление об арифметической задаче; учить составлять задачи в предметно – практической деятельности, правильно отвечать на вопросы задачи по образцу педагога; закреплять представления о положении предметов в пространстве.

Равенство и неравенство совокупностей предметов.

2

Формирование умения анализировать и сравнивать совокупность предметов методом взаимного однозначного соотнесения (наложение, приложение); раскрыть понятия равенства и неравенства совокупностей предметов используя слова «много», «столько же», «несколько» и т.д.

Геометрические фигуры.

2

Закреплять умение детей различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник); учить сравнивать предметы по форме, составлять группы предметов одинаковых по признакам. Учить детей составлять геометрические фигуры из частей

Повторение

4

Повторение пройденного материала

ИТОГО

72

4. Содержание раздела

Раздел 1 «Количество и счет» Дать детям представление о том, что множество («много») может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы; учить сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не при- бегая к счету). Вводить в речь детей выражения: «Здесь много кружков, одни — красного цвета, а другие — синего; красных кружков больше, чем синих, а синих меньше, чем красных» или «красных и синих кружков поровну». Учить считать до 10 (на основе наглядности), пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам, например: «Один, два, три — всего три кружка». Сравнивать две группы предметов, именуемые числами 1–2, 2–2, 2–3, 3–3, 3–4, 4–4, 4–5, 5–5 и т.п. Формировать представления о порядковом счете, учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?». Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета: «Здесь один, два зайчика, а здесь одна, две, три елочки. Елочек больше, чем зайчиков; 3 больше, чем 2, а 2 меньше, чем 3». Учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет («К 2 зайчикам добавили 1 зайчика, стало 3 зайчика и елочек тоже 3. Елочек и зайчиков поровну — 3 и 3» или: «Елочек больше (3), а зайчиков меньше (2). Убрали 1 елочку, их стало тоже 2. Елочек и зайчиков стало поровну: 2 и 2»). Отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать, приносить определенное количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 10 (отсчитай 6 петушков, принеси 3 зайчика). На основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам, по форме расположения в пространстве.

Раздел 2 «Величина»: Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте), а также учить сравнивать два предмета по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные (длиннее — короче, шире — уже, выше — ниже, толще — тоньше или равные (одинаковые) по длине, ширине, высоте, толщине). Учить сравнивать предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче и уже синего). Устанавливать размерные отношения между 5–6 предметами разной длины (ширины, высоты), толщины, располагать их в определенной последовательности — в порядке убывания или нарастания величины. Вводить в активную речь детей понятия, обозначающие размерные отношения предметов (эта (красная) башенка — самая высокая, эта (оранжевая) — пониже, эта (розовая) — еще ниже, а эта (желтая) — самая низкая» и т. д.).

Раздел 3 «Форма» Развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, а также шаре, кубе. Учить выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и др.). Познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником. Учить различать и называть прямоугольник, его элементы: углы и стороны. Формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров: большой — маленький куб (шар, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка — круг, платок — квадрат, мяч — шар, окно, дверь — прямоугольник и др.

Раздел 4 «Ориентировка в пространстве» Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед — назад, направо — налево, вверх — вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева — окно, сзади на полках — игрушки). Познакомить с пространственными отношениями: далеко — близко (дом стоит близко, а березка растет далеко).

Раздел 5 «Ориентировка во времени» Расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро — день — вечер — ночь). Объяснить значение слов: «вчера», «сегодня», «завтра».

4.3. Диагностика освоения содержания программы

Методы диагностических исследований: - наблюдение.

Выявленные в ходе диагностики характеристики определяют низкий, средний, высокий.

5. Методическое обеспечение программы

5.1. Основная литература

Таблица 2

№ п/п

Автор(ы)

Заглавие

Город,        издательс-тво, год издания

Кол экз.

1.

С.Г. Шевченко

«Подготовка к школе детей с задержкой психического развития».

М.: Школьная Пресса, 2003

1

2.

Л. Баряева

«Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью»

С-П.: КАРО, 2009

1

5.2. Дополнительная литература

Таблица 4

№ п/п

Автор(ы)

Заглавие

Город, издате-льство, год издания

Кол-во экз.

1

Морозова И.А., Пушкарева М.А.

«Развитие элементарных математических представлений»

М.: Мозаика-Синтез, 2007.

1

5.3. Средства обеспечения для освоения программы 5.3.1. Аудио- и видео- пособия

Таблица 5

Вид аудио- и видео- пособия

Наименование пособия

видеофильм

Кино-фильм

слайды

аудио-пособие

+

+

+

Календарный учебный график реализации образовательной области

«Познавательное развитие» 

«Формирование элементарных математических представлений»

 на 2018-2019 уч. год

Содержание

6-7 лет (подготовительная группа)

Количество групп

1

Начало учебного года

1 сентября 2017 года

Окончание учебного года

31 мая 2018 года

Всего недель учебных

36 недель

Каникулы

1,2 неделя января 1,2 неделя мая

Продолжительность рабочей недели

5 дней

Дни занятий

Вторник, среда

Время занятий

9.00 – 9.30

Недельная образовательная нагрузка, ОД

2 раза в неделю

Мониторинг

Сентябрь, май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

Консультация для педагогов по теме «ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ  ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ  С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»...

Адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с задержкой психического развития

Адаптированная образовательная программа для дошкольников с задержкой психического развития разработана на основе ФГОС ДО с учетом особенностей психофизического развитиядетей, индивидуальных возможнос...

Особенности реализации адаптированной основной образовательной программы для детей с задержкой психического развития 5-7 лет.

Особенности реализации адаптированной основной образовательной программы для детей с задержкой психического развития 5-7 лет....

Адаптированная основная рабочая программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития.

Адаптированная основная рабочая программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития....

Методическая разработка к адаптированной основной образовательной программе для детей с задержкой психического развития «Планирование дидактических игр экологического содержания для детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)

Педагогическая идея – разработка пособия для педагогов ДОУ, в котором дидактические игры подобраны с учетом принципа тематического планирования и  могут быть использованы в работе по обогащ...

Положение о группе компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с задержкой психического развития

Положение регулирует основные направления правовой, образовательной и коррекционно-развивающей деятельности группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РАДУГА» В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА 2020– 2021 УЧЕБНЫЙ ГОД.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯМАДОУ«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РАДУГА»В ПЕРВОЙ  МЛАДШЕЙ ГРУППЕ  НА 20...