РАБОЧАЯ ПРОГРАММА адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с задержкой психического развития по ФМП
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Программа составлена с учётом адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с задержкой психического развития МАДОУ ЦРР д/с № 7. Основу настоящей программы составляет содержание образовательной области «Познавательное развитие» «Формирование элементарных математических представлений» «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития». Под ред. С.Г. Шевченко
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika.docx | 44.77 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
адаптированной основной образовательной программы
дошкольного образования для обучающихся
с задержкой психического развития
муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения города Калининграда
центра развития ребенка – детского сада № 7
по образовательной области
«Познавательное развитие»
«Формирование элементарных
математических представлений»
(подготовительная группа)
Разработчик: | Учитель -дефектолог МАДОУ ЦРР д/с № 7 Пучко С.В. | |
Рабочая программа рассмотрена на заседании педагогического совета " 29 "мая 2018 г. |
г. Калининград
2018
1. Пояснительная записка
Программа составлена с учётом адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с задержкой психического развития МАДОУ ЦРР д/с № 7. Основу настоящей программы составляет содержание образовательной области «Познавательное развитие» «Формирование элементарных математических представлений» «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития». Под ред. С.Г. Шевченко, «Программы воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» (Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина) и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года).
Методы освоения:
Наблюдение;
Беседа;
Игры с природным материалом,
Познавательная игротека;
Объяснение;
Показ;
Настольно-печатные игры и др.
Основная форма реализации данной программы – ОД, 2 раза в неделю продолжительностью 30 мин.
2. Цель и задачи программы,
её место в образовательном процессе
2.1. Цель освоения программы: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей.
2.2. Задачи:
Формирование элементарных математических представлений. Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
2.3. Место (роль) программы в образовательном процессе
Содержание раздела интегрируется с образовательными областями «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
2.4. Требования к уровню освоения содержания программы
- Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
- Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).
Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
3. Объём программы и виды образовательной работы
Таблица 1
Наименование разделов | Количество занятий |
«Формирование элементарных математических представлений» | 72 |
ИТОГО | 72 |
3.1 Тематическое планирование
Таблица 2
Тема | Количество часов | Задачи |
Цвет предметов. | 2 | Закреплять понятие цвета, как одно из свойств предмета, учить различать и называть цвета спектра, сравнивать предметы по цвету, составлять группы предметов по цвету. |
Количественные отношения один, много, столько же. Соотнесение числа и количества. Цифра 1 | 2 | Уточнять и закреплять количественные отношения на основе визуального сравнения. Учить детей воспринимать число 1 с помощью различных анализаторов; обводить цифру 1 по контуру, соотносить число 1 с количеством и цифрой. |
Числа от 1 до 10 | 3 | Учить детей называть и обозначать числа от 1 до 10; устанавливать последовательность чисел в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа, учить понимать слова: «до», «после», «между», «перед» |
Понятия «большой» - «маленький» | 2 | Закреплять понятия «большой», «маленький»; учить детей сравнивать несколько предметов по величине (большой – маленький, больше – меньше, одинаково) способами приложения, наложения, формировать умение группировать предметы по указанным признакам. |
Геометрические фигуры | 2 | Закреплять умение детей различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник); учить сравнивать предметы по форме, составлять группы предметов одинаковых по признакам. |
Сравнение предметов. Признаки предметов. | 2 | Учить детей ориентироваться в пространстве, определять верх, низ на плоскости и на листе бумаги. Закреплять и обобщать представления детей о свойствах предметов (цвета: красный, желтый, синий; форма: круг, квадрат; размер). |
Образование и состав числа 2. Понятие «пара» | 2 | Уточнять и закреплять знания детей об образовании числа 2 на основе сравнение двух совокупностей. Учить детей устанавливать, что количество предметов независит от их цвета, формы, размера; учить выделять из множества по образцу и слову, воспринимать с помощью различных анализаторов. |
Цифра, число и количество в пределах 10 | 2 | Формирование умения анализировать и сравнивать совокупность предметов методом взаимного однозначного соотнесения (наложение, приложение); объяснить понятие равенство. |
Понятия «высокий - низкий», «выше - ниже», «одинаковые по высоте» | 2 | Дать детям понятия «высокий - низкий», «выше - ниже», «одинаковые по высоте» |
Понятия «спереди», «сзади», «перед», «за», «между». Понятия «больше - меньше» | 2 | Закреплять понятия «спереди», «сзади» в практической деятельности. Учить детей сравнивать количество (1 и 2) зрительно, на слух, различать цифры 1 и 2, соотносить их с количеством. |
Образование числа 3, цифра 3. | 2 | Закреплять навыки пересчета предметов независимо от перемещения и расположения в пространстве. Цифра 3. Знакомит детей со знаками «=», «>», «<». Учить раскладывать число 3 на два меньших числа. |
Понятие «правое», «левое». Образование числа 3 | 2 | Учить детей находить правое и левое в окружающем пространстве. Учить детей выделять три предмета из множества по слову; закреплять на практике состав числа 3. Формировать понятие о числовом ряде. |
Понятие «один», «много», «мало», «несколько» | 2 | Уточнять, сравнивать и закреплять понятия «один», «много», «мало», «несколько». |
Пространственные понятия. Понятия «далеко», «близко» | 2 | Закреплять пространственные представления «верх», «низ», «середина», «вверху», «внизу», «слева», «справа» на плоскости и на листе бумаги. Закреплять понятия «далеко», «близко», («около», «рядом»). |
Образование числа 4. Цифра 4. Составление числа 4 разными способами. | 2 | Образование числа 4, цифра 4. Учить детей выделять из множества по образцу и слову, соотносить число 4 с количеством и цифрой, упражнять в счете на слух. Закреплять знания о числовом ряде в пределах 4; закреплять навык пересчета предметов независимо от направления счета. Учить называть итог счета. Раскладывать число 4 на два меньших числа. |
Количество и счет | 2 | Учить детей отсчитывать заданное количество в пределах 3; видеть, устанавливать равенство и неравенство; дорисовывать до заданного количества, соотносить количество с цифрой |
Геометрические фигуры. | 2 | Закреплять умение детей различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник); учить сравнивать предметы по форме, составлять группы предметов одинаковых по признакам. Учить детей составлять геометрические фигуры из частей |
Понятия «длинный», «короткий», «одинаковые по длине». Понятие «внутри», «снаружи». | 2 | Закреплять понятия «длинный», «короткий», «одинаковые по длине». Закреплять понятие «внутри», «снаружи». |
Образование числа 5, цифра 5. | 2 | Порядковый счет до 5. Учить детей счету предметов на ощупь, счету в прямом и обратном порядке, счету от заданного числа до 5. Учить отвечать на вопросы: «Который по счету?», «На каком месте?». Закреплять счет и отсчет предметов. Место числа 5 в числовом ряду. Знакомить детей с составом числа 5; учить раскладывать число 5 на два меньших числа, из двух меньших чисел составлять целое число. |
Числовой ряд до 6, образование числа 6. | 2 | Уточнять и закреплять знания детей об образовании числа 6 на основе сравнения совокупностей. Учить детей считать в пределах 6 с присчитыванием и отсчитыванием по 1; считать с использованием различных анализаторов; воспроизводить числовой ряд от заданного до заданного числа. |
Цифра 0. Понятия «столько же», «одинаково», «поровну» | 2 | Формировать понятия «столько же», «одинаково», «поровну». Цифра 0. Учить детей сравнивать числа и количества, отсчитывать заданное количество в пределах 5. Знакомство детей с тетрадью в клетку. Учить ориентироваться на странице в тетради. |
Сложение | 2 | Формировать представления детей о сложении, как объединение совокупностей предметов. |
Образование числа 7 | 2 | Уточнять и закреплять знания детей об образовании числа 7 на основе сравнения двух совокупностей; учить называть , обозначать цифрой, соотносить число 7 с количеством и цифрой; устанавливать последовательность чисел в пределах 7 в прямом и обратном порядку, начиная с любого числа; упражнять в счете на слух. |
Вычитание | 2 | Формировать представления детей о вычитании, как об удалении из совокупности предметов ее части; познакомить со знаком «-». Закреплять представления детей о сложении, как объединении совокупностей предметов; учить записывать сложение с помощью знака «+» |
Образование числа 8 | 2 | Уточнять и закреплять знания детей об образовании числа 8 на основе сравнения двух совокупностей; учить называть , обозначать цифрой, соотносить число 8 с количеством и цифрой; устанавливать последовательность чисел в пределах 8 в прямом и обратном порядку, начиная с любого числа; упражнять в счете на слух. |
Пространственно – временные понятия. Понятия «вчера», «сегодня», «завтра», «раньше», «позже». Части суток, их последовательность | 2 | Уточнять, закреплять понятия «справа», «слева», «посередине». Понятие «вчера», «сегодня», «завтра», «раньше», «позже». Учить устанавливать последовательность событий. Учить детей соотносить действия в течение суток. |
Понятия «толстый - тонкий», «толще - тоньше», «одинаковые по толщине» | 2 | Закреплять понятия «толстый - тонкий», «толще - тоньше», «одинаковые по толщине» |
Образование числа 9 | 2 | Уточнять и закреплять знания детей об образовании числа 9 на основе сравнения двух совокупностей; учить называть , обозначать цифрой, соотносить число 9 с количеством и цифрой; устанавливать последовательность чисел в пределах 9 в прямом и обратном порядку, начиная с любого числа; упражнять в счете на слух. |
Образование числа 10 | 2 | Уточнять и закреплять знания детей об образовании числа 10 на основе сравнения двух совокупностей; учить называть , обозначать цифрой, соотносить число 10 с количеством и цифрой; устанавливать последовательность чисел в пределах 10 в прямом и обратном порядку, начиная с любого числа; упражнять в счете на слух. Учить детей отсчитывать предметы в пределах 10, знать место числа 10 в числовом ряду; воспроизводить числовой ряд от заданного до заданного числа. |
Арифметическая задача. Порядковый счет в пределах 10. | 2 | Упражнять детей в вычислениях в пределах 10; учить читать примеры на сложение и вычитание. Устанавливать последовательность чисел в пределах 10 в прямом и обратном порядку, начиная с любого числа; упражнять в счете на слух. Учить детей отсчитывать предметы в пределах 10, знать место числа 10 в числовом ряду; воспроизводить числовой ряд от заданного до заданного числа. |
Решение задач | 2 | Дать детям представление об арифметической задаче; учить составлять задачи в предметно – практической деятельности, правильно отвечать на вопросы задачи по образцу педагога; закреплять представления о положении предметов в пространстве. |
Равенство и неравенство совокупностей предметов. | 2 | Формирование умения анализировать и сравнивать совокупность предметов методом взаимного однозначного соотнесения (наложение, приложение); раскрыть понятия равенства и неравенства совокупностей предметов используя слова «много», «столько же», «несколько» и т.д. |
Геометрические фигуры. | 2 | Закреплять умение детей различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник); учить сравнивать предметы по форме, составлять группы предметов одинаковых по признакам. Учить детей составлять геометрические фигуры из частей |
Повторение | 4 | Повторение пройденного материала |
ИТОГО | 72 |
4. Содержание раздела
Раздел 1 «Количество и счет» Дать детям представление о том, что множество («много») может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы; учить сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не при- бегая к счету). Вводить в речь детей выражения: «Здесь много кружков, одни — красного цвета, а другие — синего; красных кружков больше, чем синих, а синих меньше, чем красных» или «красных и синих кружков поровну». Учить считать до 10 (на основе наглядности), пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам, например: «Один, два, три — всего три кружка». Сравнивать две группы предметов, именуемые числами 1–2, 2–2, 2–3, 3–3, 3–4, 4–4, 4–5, 5–5 и т.п. Формировать представления о порядковом счете, учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?». Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета: «Здесь один, два зайчика, а здесь одна, две, три елочки. Елочек больше, чем зайчиков; 3 больше, чем 2, а 2 меньше, чем 3». Учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет («К 2 зайчикам добавили 1 зайчика, стало 3 зайчика и елочек тоже 3. Елочек и зайчиков поровну — 3 и 3» или: «Елочек больше (3), а зайчиков меньше (2). Убрали 1 елочку, их стало тоже 2. Елочек и зайчиков стало поровну: 2 и 2»). Отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать, приносить определенное количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 10 (отсчитай 6 петушков, принеси 3 зайчика). На основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам, по форме расположения в пространстве.
Раздел 2 «Величина»: Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте), а также учить сравнивать два предмета по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные (длиннее — короче, шире — уже, выше — ниже, толще — тоньше или равные (одинаковые) по длине, ширине, высоте, толщине). Учить сравнивать предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче и уже синего). Устанавливать размерные отношения между 5–6 предметами разной длины (ширины, высоты), толщины, располагать их в определенной последовательности — в порядке убывания или нарастания величины. Вводить в активную речь детей понятия, обозначающие размерные отношения предметов (эта (красная) башенка — самая высокая, эта (оранжевая) — пониже, эта (розовая) — еще ниже, а эта (желтая) — самая низкая» и т. д.).
Раздел 3 «Форма» Развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, а также шаре, кубе. Учить выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и др.). Познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником. Учить различать и называть прямоугольник, его элементы: углы и стороны. Формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров: большой — маленький куб (шар, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка — круг, платок — квадрат, мяч — шар, окно, дверь — прямоугольник и др.
Раздел 4 «Ориентировка в пространстве» Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед — назад, направо — налево, вверх — вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева — окно, сзади на полках — игрушки). Познакомить с пространственными отношениями: далеко — близко (дом стоит близко, а березка растет далеко).
Раздел 5 «Ориентировка во времени» Расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро — день — вечер — ночь). Объяснить значение слов: «вчера», «сегодня», «завтра».
4.3. Диагностика освоения содержания программы
Методы диагностических исследований: - наблюдение.
Выявленные в ходе диагностики характеристики определяют низкий, средний, высокий.
5. Методическое обеспечение программы
5.1. Основная литература
Таблица 2
№ п/п | Автор(ы) | Заглавие | Город, издательс-тво, год издания | Кол экз. |
1. | С.Г. Шевченко | «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития». | М.: Школьная Пресса, 2003 | 1 |
2. | Л. Баряева | «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» | С-П.: КАРО, 2009 | 1 |
5.2. Дополнительная литература
Таблица 4
№ п/п | Автор(ы) | Заглавие | Город, издате-льство, год издания | Кол-во экз. |
1 | Морозова И.А., Пушкарева М.А. | «Развитие элементарных математических представлений» | М.: Мозаика-Синтез, 2007. | 1 |
5.3. Средства обеспечения для освоения программы 5.3.1. Аудио- и видео- пособия
Таблица 5
Вид аудио- и видео- пособия | Наименование пособия | |||
видеофильм | Кино-фильм | слайды | аудио-пособие | |
+ | ||||
+ | ||||
+ |
Календарный учебный график реализации образовательной области
«Познавательное развитие»
«Формирование элементарных математических представлений»
на 2018-2019 уч. год
Содержание | 6-7 лет (подготовительная группа) |
Количество групп | 1 |
Начало учебного года | 1 сентября 2017 года |
Окончание учебного года | 31 мая 2018 года |
Всего недель учебных | 36 недель |
Каникулы | 1,2 неделя января 1,2 неделя мая |
Продолжительность рабочей недели | 5 дней |
Дни занятий | Вторник, среда |
Время занятий | 9.00 – 9.30 |
Недельная образовательная нагрузка, ОД | 2 раза в неделю |
Мониторинг | Сентябрь, май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»
Консультация для педагогов по теме «ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»...
Адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с задержкой психического развития
Адаптированная образовательная программа для дошкольников с задержкой психического развития разработана на основе ФГОС ДО с учетом особенностей психофизического развитиядетей, индивидуальных возможнос...
Особенности реализации адаптированной основной образовательной программы для детей с задержкой психического развития 5-7 лет.
Особенности реализации адаптированной основной образовательной программы для детей с задержкой психического развития 5-7 лет....
Адаптированная основная рабочая программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития.
Адаптированная основная рабочая программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития....
Методическая разработка к адаптированной основной образовательной программе для детей с задержкой психического развития «Планирование дидактических игр экологического содержания для детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)
Педагогическая идея – разработка пособия для педагогов ДОУ, в котором дидактические игры подобраны с учетом принципа тематического планирования и могут быть использованы в работе по обогащ...
Положение о группе компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с задержкой психического развития
Положение регулирует основные направления правовой, образовательной и коррекционно-развивающей деятельности группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РАДУГА» В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА 2020– 2021 УЧЕБНЫЙ ГОД.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯМАДОУ«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РАДУГА»В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА 20...