Конспект открытого занятия педагога-психолога с детьми подготовительной группы (6 -7 лет) «Путешествие в страну Знаний»
план-конспект занятия по психологии (подготовительная группа)

Твердовская Татьяна Юрьевна

Цель: Формирование позитивной мотивации к школьному обучению, развитие познавательных процессов.

Задачи:

- Развивать познавательные процессы (логическое мышление, память, слуховое и зрительное внимание).

- Развивать мыслительные операции (умение анализировать, формулировать).

- Развивать зрительно-моторную координацию, быстроту реакции.

- Содействовать развитию артистических способностей, созданию положительного эмоционального климата в группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №2 «Аленушка»

Конспект открытого занятия педагога-психолога с детьми подготовительной группы (6 -7 лет)

«Путешествие в страну Знаний»

Подготовил:

 педагог-психолог

Твердовская Т.Ю.

г.Зверево

 2024г.

Цель: Формирование позитивной мотивации к школьному обучению, развитие познавательных процессов.

Задачи:

- Развивать познавательные процессы (логическое мышление, память, слуховое и зрительное внимание).

- Развивать мыслительные операции (умение анализировать, формулировать).

- Развивать зрительно-моторную координацию, быстроту реакции.

- Содействовать развитию артистических способностей, созданию положительного эмоционального климата в группе.

Ход деятельности:

(Дети входят в группу и встают полукругом.)

Психолог: Ребята, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и подарим друг другу улыбки! А теперь я предлагаю вам, ребята, встать в круг и поприветствовать друг друга.

Ритуал приветствия «Поздоровайся с соседом справа»

Психолог: 

В круг все вместе становитесь и друг другу улыбнитесь.

На соседа посмотрите и соседу улыбнитесь.

Ну а мне -"привет" скажите - руку дружбы протяните.

Разминка «Доброе утро».

Педагог желает детям доброго утра, дети отвечают.

-Доброе утро всем, кто пришел в детский сад! («Доброе утро!»)

-Доброе утро всем, кто поцеловал утром маму. («Доброе утро!»)

-Доброе утро всем, кто съел всю кашу. («Доброе утро!»)

-Доброе утро всем, кто успел хоть один раз улыбнуться. («Доброе утро!»)

-Доброе утро всем, кто собирается в 1 класс. («Доброе утро!»)

-Доброе утро всем, кто сегодня со мной поиграет. («Доброе утро!»)

Сюрпризный момент.

Психолог: Ребята, я сегодня пришла в детский сад, и на моем столе обнаружила необычное письмо, которое решила открыть только вместе с вами.

Открывает письмо. «Дорогие ребята подготовительной группы «Ягодка»! Пишет вам Королева Страны Знаний. Совсем скоро вы станете первоклассниками. Я знаю, что вы мечтаете быть не просто первоклассниками, а хорошими или даже отличными учениками – внимательными, старательными и ответственными. Я не знаю, что для этого надо сделать. Но вы можете мне в этом помочь. Вам нужно отправиться в страну знаний. Но путь в эту страну нелегок, вам предстоит побывать на разных островах и на каждом из них вас ждет частички символа Острова. Удачи!».

Психолог: Ребята, вы готовы к путешествию?

Дети: Готовы!

Психолог: На чем ребята мы с вами отправимся в путешествие?

-на воздушных шарах?

-на стае диких гусей?

- на диких обезьянах?

- на корабле?

Психолог:  Хорошо отправимся на корабле. Давайте оденем  спасательный жилет (имитируют одевание жилета), садимся на большой корабль (кладут руки на плечи друг другу) и плывем вперед! В страну Знаний!

Говорим волшебные слова:

Океаны и моря,
Омывают наш корабль.
В путешествие сегодня,
Мы отправимся друзья.

(Дети стоят в кругу, руки положены на плечи друг другу, слегка раскачиваются, звучит запись «Шум моря».)

  1. Психолог:  («смотрит в бинокль»): Внимание, вижу впереди остров, который называется «Остров Правды». Жители острова приготовили хитрое задание, которое называется «Правда ли что?». Если вы согласны с утверждением,  показываете зеленую карточку, а если не согласны – красную.

Упражнение 1 «Правда ли что?».

У детей в руках красный и зеленый указатель, педагог произносит утверждения, дети выполняют упражнение. В случае отрицательного ответа, педагог побуждает детей назвать правильный ответ.

Правда ли что:

Первый снег обычно тает (зеленый)

Земля имеет форму груши (красный)

Старших надо уважать (зеленый)

В портфеле должен быть всегда порядок (зеленый)

Бананы растут в России (красный)

Арбузы растут на дереве? (красный)

Людей, купающихся зимой в проруби называют моржами (зеленый)

Оля мужское имя (красный)

Кошка боится мышки (красный)

9 мая-День Победы (зеленый)

День рождения бывает 1 раз в году (зеленый)

Ю. Гагарин-первый космонавт (зеленый)

На дубе растут шишки (красный)

Еж-это насекомое (красный)

Вы скоро пойдете в 1 класс (зеленый)

Психолог: За то, что вы правильно ответили на вопросы - получаете символ острова

(даю ребенку карточку с буквой «А» ,он прикрепляет ее на магнитную доску обратной стороной)

Психолог: Ребята поднимаемся на корабль и продолжаем наше путешествие!  («смотрит в бинокль»): Внимание, вижу впереди остров, который называется «Внимание». 

2) Психолог: Как вы думаете, быть внимательными - это важно для будущих учеников?

Дети: Конечно!

Психолог:  Вы правы, ребята! Поэтому жители Острова подготовили задание, для выполнения которого нужно быть очень внимательными. Проходите ребята, садитесь под пальмы  (садятся за столы), нам предстоит выполнить задание – в карточках перед вами надо обвести в кружок  все буквы «А» , на  выполнение задания  вам дается 1 минута. (Корректурная  Проба Тест Бурдона  на развитие устойчивости внимания)

(психолог с помощью песочных часов отмеряет время - 1 мин.)

Психолог: Обменяйтесь карточками с вашим соседом и проверьте правильно выполнено задание, все буквы «Е» зачеркнуты?

Психолог: Ребята за то, что справились с заданием получите  символ острова с буквой «О». 

Психолог: Ребята поднимаемся на корабль и продолжаем наше путешествие!  («смотрит в бинокль»):  Ребята, кажется я вижу еще один остров!    Это же «ОСТРОВ ПАМЯТИ»!

 Как вы думаете, иметь хорошую память, запоминать все, что говорит учитель на уроке, знать много стихотворений – это важно для будущего ученика?

Дети: Да!

Психолог: Ну, тогда выполняем новое задание. Сейчас на экране появятся картинки, вы должны их запомнить. Я буду называть слова и добавлять другие- вы должны запомнить  Я уберу одну картинку, а вы должны ответить какой картинки не стало?

Задание с презентацией «Чего не стало?»

Праздник-подарок

Дом-окно

Лимонад- прохлада

Утка-собака

Шапка- шарф

Блины – сковорода

Печь –дрова

Ваза – цветок

Пылесос – уборка

Пчела –мед

Город – улица

Психолог: Запомнили? Ну а теперь проверим

(сначала появится одна картинка , а после отгадки появится вторая связанная с ним по смыслу)

Психолог: Ребята за то, что вы справились с заданием получите  символ острова с буквой «К». 

Ребята давайте немного поиграем

Когда читаем книжку – мы делаем вот так

Когда посуду моем – мы делаем вот так

Когда ласкаем кошку – мы делаем вот так

Когда замерзли ножки – мы делаем вот так

Когда мы в пляс пускаемся – мы делаем вот так

Цветами наслаждаемся – мы делаем вот так

Когда мы засыпаем -мы делаем вот так

Психолог: Ребята поднимаемся на корабль и продолжаем наше путешествие!  («смотрит в бинокль»): Внимание, вижу впереди остров, который называется «Цветочный». 

Следующее задание. Детям раздаются  набор цветных полосок (кроме серого цвета, дети слушают наводящее предложение педагога, определяют, о каком цвете идет речь, поднимают полоску определенного цвета.

Задание 2 «Покажи нужный цвет»

В траве сидел кузнечик, какого цвета он был? (зеленый).

Такой цвет имеет самый кислый фрукт (желтый).

Такого цвета волосы у Мальвины (голубой).

Жил старик со своею старухой у моря такого цвета (синий).

На сигнал светофора такого цвета идти запрещено.

Наша Буренка дает молоко такого цвета.

Такого цвета шоколадная конфета.

Окрашена так кожура мандарина, сочной хурмы и апельсина. (Оранжевый)

Баю-баюшки, баю, не ложися на краю, придет такого цвета волчок, ну а дальше вы знаете!

Дети: Волчок серого цвета, но карточки серого цвета здесь нет.

Психолог: Правильно, ребята! Жители Цветного Острова решили пошутить, хорошо, что вы об этом догадались!

(Дети получают символ острова с буквой «Ш»  ребенок прикрепляет к магнитной доске символ)

Психолог: Ребята, жители этого острова приготовили для вас сюрприз. Давайте вместе с вами немного отдохнем.

Физминутка: «Рыбы в море плавают вот так…»

 Психолог: Молодцы, ребята! Справились со всеми заданиями! Вот мы и добрались до  «СТРАНЫ ЗНАНИЙ». Её жители тоже приготовили интересное задание. Когда услышите слово, обозначающее школьную принадлежность – хлопните в ладоши, а когда слово, обозначающее животное – топните ногой.

Игра «Не ошибись!»

Вариант предлагаемой серии слов: стол, кровать, чашка, карандаш, тетрадь, воробей, вилка, ручка, стул, медведь, пенал, мак, кит, портфель, лопата, стрекоза, линейка, обезьяна, снег, учебник, комар, банан, ластик, муравей.

Дети получают последний символ Острова с буквой «Л». 

Психолог: Ребята, мы побывали на всех островах, ведущих к Стране Знаний и собрали все символы Острова - частички волшебного слова  зашифрованное Королевой Знаний.  Посмотрите! На обратной стороне наших частичек есть буква. Что же нам с этими буквами делать?

Дети: Нужно из букв собрать слово.

Психолог: Давайте попробуем!

(Дети подходят к магнитной доске, собирают из букв слово «ШКОЛА»)

Психолог: И так, ребята, что же поможет нам получить знания?

Дети: Школа!

Психолог: Молодцы, ребята! Ребята, учеба в школе – это не только получение полезных знаний, но и приобретение полезных качеств: умение общаться, дружить, быть добрым, заботливым, приходить на помощь тем, кто в этом нуждается. Я уверена, что вы будете замечательными учениками! А нам пора возвращаться в детский сад. Садимся на наш корабль, и в путь!

Дети стоят в кругу, руки положены на плечи друг другу, слегка раскачиваются, звучит запись «Шум моря»

Психолог: Ребята поднимаемся на корабль и  возвращаемся в наш любимый детский сад !  («смотрит в бинокль»):  Ребята, кажется я вижу детский сад «Аленушка».

Рефлексия.

Психолог: Ну, вот мы и снова в нашем любимом детском саду.

 Вам понравились наши приключения?

Давайте вспомним все, чем мы занимались по дороге в Страну Знаний. Что понравилось больше?

 Может быть что-то не понравилось?

Вызвало затруднение? (Ответы детей)

А сейчас стали в круг закрыли глаза и протянули правую руку  в центр круга. Я прикоснусь к ладони того кто был самым внимательным, самым активным. (прикасается к ладошке каждого ребенка и кладет в ладонь шоколадку Аленка , дети открывают глаза и им вручаются медали  «Выпускник»)

Психолог: Молодцы, ребята! Вы замечательные будущие первоклассники. Давайте попрощаемся с нашими гостями.

«Дорогие ребята подготовительной группы «Ягодка»!

Пишет вам Королева Страны Знаний.

Совсем скоро вы станете первоклассниками.

Я знаю, что вы мечтаете быть не просто первоклассниками, а хорошими или даже отличными учениками – внимательными, старательными и ответственными. Я не знаю, что для этого надо сделать. Но вы можете мне в этом помочь. Вам нужно отправиться в страну знаний. Но путь в эту страну нелегок, вам предстоит побывать на разных островах и на каждом из них вас ждет частички символа Острова. Удачи!».

C:\Users\User\Desktop\207910e272df280afb4cc37cef3a54ae.jpeg

Развивающее занятие " В поисках хорошего настроения"

Твердовская Т.Ю, педагог-психолог, МБДОУ «Детский сад №2 «Аленушка»

Направление занятия: развивающее - занимательная игра

Цель: развитие эмоционально-волевой и коммуникативной сферы ребенка.

 Задачи: 1.Развивать умение правильно распознавать и выражать свои эмоции и чувства.

2.Развивать воображение, креативность.

3.Продолжить работу по формированию коммуникативной компетентности воспитанников в коллективных формах взаимодействия.

4.Снятие эмоционального напряжения.

5.Повышение самооценки.

Категория детей: дети 4-5 лет

Форма занятия: подгрупповая

 Для реализации задач использовались игровые методы, методы и приемы арттерапии, танцевальной терапии, что способствовало поддержанию интереса участников к деятельности.

 Структура занятия:

Занятие начинается с «Приветствия», которое является организационным моментом. Коммуникативное упражнение способствует положительному настрою на дальнейшую деятельность. Упражнение «Волшебные стаканчики» с помощью дыхательной гимнастики позволяет детям снять тревогу и волнение.

Основная часть занятия направлена на реализацию поставленных целей и задач.

 Игровые методы способствуют развитию умения правильно выражать свои эмоции и чувства, а приемы танцевальной и арт-терапии позволяют снять эмоциональное и мышечное напряжение, раскрыть творческий и личностный потенциал детей. На протяжении всего занятия дети побуждаются к осознанию эмоционального состояния и причин хорошего настроения, к оформлению замыслов ребят в процессе творческой работы.

Работа по возвращению красок рисунку является эффективным приемом развития творческого восприятия, развивает воображение, хорошо развивает мелкую моторику, способствует снятию эмоционального и мышечного напряжения. Ритуал прощания позволяет эмоционально и логически завершить занятие.

Ход занятия:

1. Приветствие. В круг все вместе становитесь и друг другу улыбнитесь. На соседа посмотрите и соседу улыбнитесь. Ну а мне -"привет" скажите - руку дружбы протяните. Педагог-психолог: Ребята, сегодня мы собрались здесь, чтобы поиграть. А это значит, что мы будем пополнять наши запасы радости и хорошего настроения.

2. Коммуникативное упражнение: Посмотрите на своих друзей и поделитесь с каким настроением вы сегодня пришли в детский сад (ресурсный круг: передавая игрушку друг другу дети называют настроение с которым они пришли). Вы пришли с разным настроением, поэтому я предлагаю, оставит грустные мысли и настроиться на работу с помощью наших волшебных стаканчиков

3. Упражнение "Волшебные стаканчики" Психолог: Подойдите к столику, пододвиньте стаканчики и из всех сил подуйте в трубочку. отправьте через нее все свои обиды и подавленное настроение. Молодцы. Давайте отойдем от стола и сделаем кружок. Теперь, когда мы освободились от печали и грусти я предлагаю второе упражнение. Оно простое и смешное. Вы готовы? (Дети отвечают.)

 4. Этюд " Настроение" Сейчас я попрошу вас изо всех сил показать мне, как вы грустите, удивляетесь, боитесь и радуетесь. Ну-ка, изобразите мне, какое у вас тогда лицо, какие движения.

5. Упражнение «Передай настроение под музыку» : Ребята, а что помогает нам радоваться? (Ответы детей). А как вы думаете, музыка может создавать хорошее настроение и поднимать его? Тогда я предлагаю проверить это. Пока играет музыка, вы можете прыгать, скакать и веселиться. Можно показывать как угодно. На это у нас будет одна минута. Сейчас я включу песенку и начнем. (Включает песню). Прошу! Какие вы молодцы.

6. Упражнение с элементами арт-терапии Педагог-психолог: А еще можно пополнить запасы хорошего настроения? (Ответы детей) Как вы думаете рисование может нам в этом помочь? Предлагаю сесть за столы и вернуть рисункам краски, то есть поднять настроение. ( 3 минуты).

Как мы с вами сегодня поняли - настроение можно поднять разными способами: перечисляем. Педагог-психолог: А как вы думаете можно ли увидеть настроение? Каким образом?

7. Упражнение "Как выглядит настроение: каким оно бывает?" А как вы думаете можно ли увидеть настроение? Каким образом? А еще наше настроение бывает разных цветов. Давайте подойдем к столу и узнаем, какого же цвета бывает настроение. Когда у нас все получается, мы всем довольны и всех любим - наше настроение похоже на чистую воду, мысли у нас светлые и ясные (1 стакан). Когда же к нам в голову приходят отличные идеи, то настроение бывает прекрасным и радостным и мысли становятся похожими на салют: они блестят и переливаются. как вода в этом стакане (бросаем блестки и перемешиваем их) (2 стакан) Когда мы грустим, мысли наши неприятны, нам обидно и плохо, то настроение наше становится таким - синюю краску в воду и перемешиваем (3 стакан) Если мы боимся - то настроение становится вот таким цветом - добавляем серый (4 стакан) А когда мы сердимся или ругаемся - то становится вот таким (черную краску добавляем в след стакан) (5 стакан). Посмотрите каким же разным бывает наше настроение. (Разглядывают). Какое у вас сейчас настроение? 8. Ритуал прощания: Упражнение "Доброе животное" Ведущий тихим, таинственным голосом говорит: Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох – 2 шага назад. Вдох – 2 шага вперед. Выдох – 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе. Прислушаемся к своему сердцу. Как оно бьется: быстро или медленно? Оно радуется вместе с нами хорошему настроению. Давайте подарим частичку нашего тепла и хорошего настроения друг другу, передавая тепло наших рук и улыбнемся друг другу.

9. Рефлексия: Ребята, вы такие молодцы! Вы очень хорошо поиграли, мне было очень весело. А как вам? (Слушает ответы, дает обратную связь.) Ребята, кто захочет, может взять свой веселый рисунок домой. Я вас всех благодарю, люблю, и на сегодня я прощаюсь с вами. Спасибо вам за прекрасную работу!

ИГРОВОЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ДЛЯ ДЕТЕЙ "ВОЛШЕБНЫЕ СТАКАНЧИКИ"

#Работа_с_детьми@korolevadou #Эмоции@korolevadou

Цель: расширить представление о базовых эмоциях; развивать внимание к соответствующим переживаниям, творческие способности.

Оборудование: пластиковые прозрачные бесцветные стаканчики с чистой водой, трубочки для коктейля, акварельные краски, кисточки, блестящие звёздочки-пайетки.

Ход эксперимента:
Психолог предлагает детям превратиться в волшебников. И раздаёт всем детям набор для волшебства. Это прозрачный стаканчик и трубочка.
Психолог: Когда мы спокойны, хорошо себя чувствуем, всем довольны и ничего нас особо не беспокоит, в это время наше настроение похоже на чистую воду. Посмотрите на эту прозрачную водичку. Когда мы веселимся и улыбаемся, то и настроение бывает прекрасным, радостным, восторженным, ликующем и мысли похожи на салют: они блестят и переливаются, как вода в этом стакане. (Бросает блёстки в стакан и трубочкой размешивает их). Посмотрите, какая красота. Попробуйте так же поколдовать. Вот здесь на подносе наша общая большая радость, берите немного звёздочек и бросайте в стакан. А чтобы блёстки заискрились, возьмите волшебную палочку и устройте салют. (Дети выполняют задание). Смотрите, как весело сверкают звёздочки.
Но бывает, ребята, и так, что кто-то или что-то может испортить нам настроение, и тогда мысли наши неприятны, грустны, мы плохо себя чувствуем, тогда наши мысли похожи на тёмную, мутную воду. (Опускает кусочек глины или чёрной краски в свой стакан). Это значит потерялась наша радость. Настроение стало печальным. Как вернуть веселье? Пусть каждый придумает свой способ? (Дети называют способ, бросая в стаканчик ведущего по одной блёстке). Посмотрите, как заметно улучшилось настроение благодаря вашим стараниям.
А случатся и такое: кто-то ругается ссорится и сжимает кулаки. Человек испытывает злость, гнев. (Опускает кисточку с красной краской в стакан с прозрачной водой). Какого цвета стала вода? (красная). Именно такого цвета становится лицо злого человека. Внутри человека кипит, бурлит злость. (Психолог показывает, как сделать водоворот: мешать трубочкой или выдувать воздух в воду, образуя пузыри). Вспомните, когда вы злились, из-за чего это случилось? (Дети высказываются). Что можно сделать, чтобы победить эти недобрые чувства?
Предлагая свой способ, дети могут опускать в стакан кисточку с жёлтой краской, символизирующий приятные эмоции. Затем наблюдают и озвучивают, как изменился цвет злости в стаканчике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по плаванию с детьми подготовительной группы на тему: «День Воды»

Конспект  открытого занятия по плаваниюс детьми подготовительной группы на тему: «День Воды» Программное содержаниеЦель: Формировать интерес к систематическим занятиям плаванием; ...

Конспект открытого занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну чувств"

Данное занятие в комплексе с другими позволит сформировать у детей адекватные эмоциональные состояния, научить детей понимать свои чувства и чувства других детей.Все задания выполняются в игровой...

Конспект открытого занятия педагога-психолога с детьми подготовительной группы (6–7 лет) «Волшебная страна эмоций »

Конспект открытого занятия педагога-психолога с детьми подготовительной группы (6–7 лет) «Волшебная страна эмоций »  Цель:  учить детей распознавать следующие эмоциона...

Конспект открытого занятия педагога-психолога с детьми подготовительной группы (6 -7 лет) «Путешествие в страну Знаний»

Конспект открытого занятия педагога-психолога с детьми подготовительной группы (6 -7 лет) «Путешествие в страну Знаний»...

Конспект открытого занятия педагога-психолога с детьми подготовительной группы «Путешествие в увлекательный мир Знаний»

Конспект открытого занятия педагога-психолога с детьми подготовительной группы «Путешествие в увлекательный мир  Знаний»Цель: Формирование позитивной мотивации к школьному обучен...

Неделя педагогического мастерства Конспект открытого занятия педагога-психолога с детьми подготовительной группы «Путешествие в страну знаний»

Конспект открытого занятия педагога-психолога  с детьми  подготовительной группы  «Путешествие в страну знаний»Формирование позитивной мотивации к школьному обучению, развит...