Проект «Неделя психологии в ДОУ»
материал по психологии (старшая, подготовительная группа)
С каждым годом все больше становится детей с нарушением психического развития. Проблема сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей дошкольного возраста очевидна. Психологическое здоровье является важной предпосылкой физического здоровья. Поэтому нужно создавать условия для сохранения психоэмоционального здоровья детей. Это является основной задачей в проекте «Неделя психологии».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_nedelya_psihologii_aprel_2024.docx | 730.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №3
Муниципальное образование
Усть-Лабинский район
ПРОЕКТ
«НЕДЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ В ДОУ»
Педагог-психолог: Масюк Оксана Александровна
2024
Проект «Неделя психологии в ДОУ»
Цель проекта: сохранение и укрепление психологического здоровья воспитанников ДОУ, педагогов, повышение интереса родителей и педагогов к психологии, создание благоприятного психологического микроклимата в ДОУ.
Задачи проекта:
- вовлечение всех участников образовательного процесса в совместную деятельность;
- формировать интерес взрослых к миру ребенка, стремление помогать в его индивидуально-личностном развитии;
- познакомить детей с новыми техниками изобразительной деятельности;
- способствовать повышению психологической компетенции педагогов и родителей;
- развитие навыков жизнестойкости (в том числе освоение приемов
саморегуляции, снятия напряжения и тревоги с использованием медитативных техник, мышечной релаксации и иных), анализа актуального эмоционального состояния; актуализация личностных ресурсов;
– совершенствование навыков общения, социальной гибкости, дружелюбия,
освоение навыков распознавания эмоций (своих и собеседника), невербальных сигналов в процессе общения, совершенствование навыков конструктивного разрешения конфликтной ситуации, повышение культуры общения и межличностного взаимодействия.
Девиз недели: «Поделись улыбкой своей, и она к тебе обязательно вернется»
Участники проекта: педагог-психолог, воспитатели всех возрастных групп, воспитанники ДОУ, родители.
Сроки реализации: 22-26 апреля 2024 года
Тип проекта: совместный, творческий, краткосрочный.
Актуальность
С каждым годом все больше становится детей с нарушением психического развития. Проблема сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей дошкольного возраста очевидна. Психологическое здоровье является важной предпосылкой физического здоровья. Поэтому нужно создавать условия для сохранения психоэмоционального здоровья детей. Это является основной задачей в проекте «Неделя психологии».
Забота о психологическом здоровье ребенка в образовательном пространстве - национальный приоритет. Неделя психологии – это интересная, творческая форма работы взаимодействия ДОУ и семьи. Это актуально в рамках работы дошкольного учреждения по требованиям ФГОС ДО.
Проведение мероприятий в рамках этого проекта способствует повышению психолого–педагогической компетенции педагогов и родителей, что в свою очередь является фактором повышения качества образовательного процесса. В проекте задействованы все сотрудники, родители и дети детского сада.
Предварительная работа
- утверждение плана недели психологии;
- оформление помещения ДОУ;
- распространение объявлений о неделе психологии по группам, беседы с воспитателями;
- разработка конспектов занятий и бесед;
- изготовление необходимого материала;
- подготовка раздаточного материала, памяток по заявленным темам.
Проектная деятельность будет осуществляться в три этапа.
Подготовительный этап:
- определение цели и задач проекта;
- подбор методического материала, изучение литературы;
- разработка конспектов занятий с детьми, памяток для родителей и педагогов;
- поиск иллюстрационного материала;
- подготовка опросника для родителей;
- разработка тематического плана проекта «Неделя психологии»;
- преобразование предметно-пространственной среды, создание атрибутов.
Основной этап:
- реализация проекта: совместная деятельность с детьми, педагогами и родителями;
- психологические акции: «Письмо коллеге», «Сундучок предложений и пожеланий».
Заключительный этап:
- подведение итогов реализации проекта и выступление на педсовете;
- выставки «Наша дружная семья»;
- анкетирование родителей и педагогов по итогам проекта.
План Недели психологии
№ | Дата | Мероприятие | Ответственные |
1 | 22.04.2024г. День хорошего настроения | 1. Беседа с детьми старшей и подг. групп «Радуга эмоций». 2. Сказкотерапия: «Кто хозяин своих чувств?». | педагог-психолог
|
2 | 23.04.2024г. День дружбы | 1. Психологическое занятие для детей старшей и подготовительной группы «Ребята, давайте жить дружно!». 2. Памятка для педагогов «Коммуникативные игры». 3. Минутки релаксации и психогимнастики с детьми. | педагог-психолог
|
3 | 24.04.2024г. День семьи | 1. Блиц-опрос родителей «Счастье для меня - это…..». 2. Выставка детско-родительских рисунков: «Наша дружная семья». 3. Буклет для родителей «Дворовые игры как средство психического и физического здоровья детей». | воспитатели групп родители педагог-психолог |
4 | 25.04.2024г. День творчества | 1. Тренинговое занятие для педагогов «Актуализация личностных ресурсов». 2. Игра в интерактивной песочнице с детьми старшей группы «Мир эмоций». 3. Рисование с детьми подготовительной группы «Превращение кляксы». | педагог-психолог воспитатели групп |
5 | 26.04.2024г. День мечтаний и пожеланий | 1. Психологическое занятие с детьми подготовительной группы «Мое солнышко» (формирование успешности ребенка посредством метода нейрографики). 2. Акция «Письмо коллеге». 3. Акция «Сундучок предложений и пожеланий». | педагог-психолог воспитатели родители |
Ожидаемый результат
Реализация проекта обеспечит целостность педагогического процесса, повысит психолого-педагогическую компетентность педагогов, повысит уровень знаний о психоэмоциональном развитии ребёнка у родителей, дети и взрослые получат заряд положительных эмоций.
Список использованной литературы
1. А.А. Лопатина, М.В. Скребцова.Серия: Психологические беседы “Воспитание нравственных качеств у детей”
2. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. = М.: АРКИ, 2001
3. П.Князева, “Неделя психологии в детском саду” газета “Школьный психолог” № 24, 2007 года.
4. С. С. Степанова «Что вы знаете и не знаете о себе и других», «Феникс», 1996г.
5. Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения (Авт. - сост. О. И. Бабич. - Волгоград: Учитель, 2009)
6. Интернет-ресурсы: mdou170.edu.yar.ru
7. Методические рекомендации ФКЦ МГППУ «Неделя психологии в образовательных организпциях».
Приложение
Беседа с детьми старшей и подготовительной групп
«Радуга эмоций».
Цель: формировать знания детей в области эмоций и чувств.
Задачи:
- рассказать, какие бывают эмоции, их отличительные особенности, внешние проявления;
- рассмотреть ситуации возникновения эмоций;
- развивать умение оценивать свое эмоциональное состояние.
Грусть
Давайте побеседуем об эмоции, которая называется "грусть". Обратите внимание на картинки. Когда человек грустит, уголки его рта опущены, брови похожи на крышу домика.
Посмотрите на картинку, какое у мальчика настроение? (грустное). Почему он грустит?
Когда дети грустят?
- Твой лучший друг не пришел в детский сад, поэтому ты загрустил. Что ты сделаешь, чтобы поднять себе настроение?
- В выходной день ты проснулась без настроения, на улице пасмурная погода, которая усиливает твою грусть. Как ты себе поможешь?
-У тебя была любимая игрушка, с которой ты так любил играть, но однажды она
сломалась. Ты плакал и грустил. Что ты сделаешь, чтобы справиться с грустью?
Вспомните вместе с ребенком, когда ему бывает грустно. Обсудите, что делать, если стало грустно? (Например: поговорить с кем-то из близких, заняться любимым делом, вспомнить, что трудности проходят, придумайте свои варианты)
Чем помочь человеку, которому грустно? (Поинтересоваться, что случилось; пожалеть; предложить помощь; позвать в игру; сделать подарок.)
Злость
Другая эмоция называется "злость". Обратите внимание на картинки. Когда человек злится, рот искривлен, брови сведены к переносице.
Посмотрите на картинку, какой ребенок на ней нарисован? (злой). Почему он ведет себя неправильно? (Нельзя обижать слабых и беззащитных.)
Когда люди злятся? (Когда кто-то обижает, поступает несправедливо, отнимает игрушки…) Что можно сказать? («Уйди, отойди от меня».)
Разрешите ребенку говорить: «Я злюсь, потому что …»
Когда человек злится, ему хочется «выплеснуть» эту эмоцию, сделать резкое движение. Для этого подойдет, например, мишень с шариками. Можно помять, что-нибудь (пластилин). А потом поговорить, предложить ребенку решение проблемы.
Страх
Следующая эмоция называется "страх". Обратите внимание на картинки. Когда человек боится, рот приоткрыт, глаза широко открыты. Человек пытается спрятаться, защититься.
Посмотрите на картинку, на ней изображены дети, которые боятся грозы.
Что делать, чтобы меньше бояться?
Позвать на помощь взрослых, узнать побольше о том, чего боишься, о том, что будет.
Радость
Четвертая эмоция - «радость». Посмотрите на картинки. Человек улыбается, когда человек смеется, он зажмуривает глаза.
Люди испытывают радость при долгожданной встрече, когда получают подарок, когда у них что-то получается.
Люди испытывают еще много разных эмоций и чувств, обо всех сразу не расскажешь. Будем внимательны друг к другу, тогда общение с друзьями и близкими будет приятным и добрым! А наша беседа завершилась.
.
Желаю Вам положительных эмоций!
Психологическое занятие для детей старшей и подготовительной группы «Ребята, давайте жить дружно!».
Цель: продолжать помогать детям осваивать нормы поведения,
учить доброжелательности.
Задачи:
-формирование у детей навыка устанавливать хорошие, доброжелательные отношения с детьми;
-закрепление детьми знаний о правилах общения с друзьями;
-учить детей видеть хорошие качества своих товарищей;
-учить детей подбирать однокоренные слова;
-формирование толерантного (терпимого) отношения детей друг к другу;
-развитие нравственного воспитания;
-развивать речевую активность,
-развивать умения аргументировать свою точку зрения.
Вводная часть: Организационный момент (сюрпризный момент).
Психолог: Ребята, посмотрите, как много к нам пришло гостей, давайте будем вежливы …. и покажем, как мы приветствуем друг друга.
Здравствуй, Небо! (Руки поднять вверх)
Здравствуй, Солнце! (Руками над головой описать большой круг)
Здравствуй, Земля! (Плавно опустить руки на ковер)
Здравствуйте, все мои друзья! (Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх)
– Я вижу у вас хорошее, радостное настроение и это замечательно.
– А кто мне скажет, что это за слово такое дружба, что оно означает?
(Правильно. Дружба – это когда дети хотят быть вместе, когда вместе играют, и не ссорятся. Дружба – это улыбки друзей. Значит, друзья – это люди, с которыми нам легко и интересно.)
-Давайте с вами подберём похожие (однокоренные) слова к слову “ДРУГ”. (Друзья, дружочек, дружище, дружный, дружок, дружить, подружка, сдружиться, дружба)
- Вот сколько слов мы придумали! Замечательно!
-Ребята, а кого можно назвать другом? (кто делится игрушками, кто никогда не обижает, кто помогает, друг добрый)
- А может ли быть другом взрослый человек? (папа, бабушка, мама, сестрёнка, брат). Конечно могут, ведь они нас очень любят, заботятся о нас, учат хорошему).
-А как вы думаете, могут ли быть друзьями животные? Например, собака. Да, может. Она защищает нас от злых людей, играет с нами. Забота о них согревает.
Значит, друзьями могут быть не только сверстники, но и взрослые и животные, и любимые игрушки. В группе нас ждут только друзья.
Психолог: Запомните, дети, если у друга беда, С печалью и злостью поможет вам справиться Только одна (доброта).
– Молодцы. Так каким надо быть по отношению к другу? (Добрым).Даже пословица такая есть: Доброе слово лечит, а злое убивает.
А какие ещё пословицы о дружбе вы знаете? Поднимайте руки, кто знает.
1. Нет друга – ищи, а нашел – береги.
2. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
3. Один за всех и все за одного.
4. Дружба – самое дорогое сокровище.
5. Дружба- дороже денег.
6. Без друга в жизни туго.
– Скажите, ребята, а у друга может быть плохое настроение? Конечно, иногда и у друга бывает плохое настроение. Давайте вспомним нашу игру про настроение.
Физминутка «Настроение»
Настроение упало, развести руки в сторону и вниз, пожать печально плечами
Дело валится из рук… бьем легонько по внешним сторонам
ладоней
Но еще не все пропало, Пальчиком влево- вправо
Если есть хороший друг. Показать на друга
С делом справимся вдвоем, Положить руки на плечи друга
С облегчением вздохнем – Эх
Настроение поднимем Присели, собрали настроение в ладошки
И от пыли отряхнем! Отряхивают руки.
Но всё же бывает так, что мы иногда ссоримся со своими друзьями. Покажите без слов своё настроение. (мимикой). Тогда нам на помощь приходит «мирилка». Давайте повернёмся друг к другу лицом и покажем как мы умеем мириться:
Мы не будем больше злиться,
Мы решили помириться,
Злюка, уходи от нас.
Мы опять друзья сейчас!
(первые две строчки дети сцепляются мизинчиками, на третью строчку как бы стряхивают с рук грязь, на четвертую – обнимаются).
Или вспоминаем слова Кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!»
Кто умеет дружить, тот заботится о товарищах и старается сделать им что-нибудь хорошее.
Викторина «Кто с кем дружит?»
1. Зеленый крокодил Гена и. (чебурашка)
2. Доверчивый Буратино и. (мальвина)
3. Смешной мишка Вини-Пух и. (пятачок)
4. Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогнали, вместе жили -не тужили. Назовите этих друзей-музыкантов.
(Бременские музыканты: петух, кот, пес, осел.)
5. Какая девочка выручила своего друга Кая из ледового плена?
(Герда).
6. Этот герой бухнулся на кровать и, схватившись за голову,произнес: «Я самый больной в мире человек!» Потребовал лекарство. Ему дали,а он в ответ: «Друг спас жизнь друга!» О ком идет речь? И какое лекарство дали больному? (Карлсон. Лекарство – малиновое варенье.)
5. Какие два друга лежали на песке и пели песенку о солнышке? Назовите их. (Львёнок и черепаха.)
6. У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один был рядом всегда. Кто он? (Пудель Артемон.)
Психолог: -Молодцы, ребята! Книг о дружбе и друзьях очень много. Читая их, вы приобретаете друзей в лице литературных героев.
Психолог: Ребята! Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями!
Основные законы дружбы:
Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.
Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
Радуйтесь вместе с друзьями.
В беде не оставляйте друзей.
Не обманывайте.
Берегите друзей. Помогай другу в беде.
Умей с другом разделить радость.
Не смейся над недостатками друга.
Останови друга, если он делает что-то плохо.
Относись к другу как к себе.
Умей признавать свои ошибки.
Занятие кончается всем отдыхать пора,
А дружба продолжается, ура, ура, ура!
Памятка для педагогов «Коммуникативные игры».
Коммуникативные игры используются для:
v Развития динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;
v Развития эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
v Развития позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощённости, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.
В процессе игровой деятельности на развитие коммуникативных навыков ребенок учится:
v Внимательно слушать собеседника, переспрашивать, если что-то непонятно;
v Проявлять уважение к говорящему, не перебивать его;
v Уметь выражать свое отношение к предмету разговора - излагать свое мнение, приводить примеры, соглашаться или возражать, спрашивать или отвечать;
v Ясно и последовательно выражать свои мысли;
v Уметь ориентироваться в ситуации общения;
v Уметь договариваться, планировать совместные действия;
v Уметь завершать общение, используя этикетные формулы.
Несколько рекомендаций, касающихся организации и проведения игр на развитие коммуникативных навыков:
v Не старайтесь использовать за один раз сразу несколько игр (у ребенка работоспособность еще невелика, он быстро утомляется, и на фоне этого может сложиться негативное отношение к игре);
v Используйте для игр время, когда ребенок в хорошем настроении, не перевозбужден, не утомлен, не голоден, но и не сразу после еды, лучше всего после дневного сна, в течении 20 - 25 минут;
v Не говорите ребенку, что он что-то сделал неправильно, иначе в дальнейшем он будет бояться давать искренние ответы;
v Помните, что самая правдивая и искренняя информация та, которую ребенок выдает первой без долгих размышлений;
v Игры и упражнения будут полезны только тогда, когда ребёнок захочет ими заниматься. Поэтому не надо заставлять его играть с вами, лучше уделить ему свое время, когда он сам этого захочет.
КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ
ОТ 3 ДО 5 ЛЕТ
Охота на тигров
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: не менее 4 человек.
Необходимые приспособления: маленькая игрушка (тигр).
Описание игры: дети встают в круг, водящий отворачивается к стене, громко считает до 10. Пока водящий считает, дети передают друг другу игрушку. Когда ведущий заканчивает считать, ребенок, у которого оказалась игрушка, закрывает тигра ладошками и вытягивает вперед руки. Остальные дети делают точно так же. Водящий должен найти тигра. Если он угадал, то водящим становится тот, у кого была игрушка.
Можно потренировать детей в умении сдерживать эмоции, не проявлять их внешне. Это достаточно трудно для детей-дошкольников.
Зеркала
Цель: развитие наблюдательности и коммуникативных навыков.
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: группа детей.
Описание игры: выбирается ведущий. Он становится в центре, дети обступают его полукругом. Ведущий может показывать любые движения, играющие должны повторить их. Если ребенок ошибается, он выбывает. Победивший ребенок становится ведущим.
Комментарий: необходимо напомнить детям, что они — «зеркало» ведущего, т. е. должны выполнять движения той же рукой (ногой), что и он.
Передай мяч
Цель. Снять излишнюю двигательную активность.
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: группа детей.
Описание игры: в кругу, сидя на стульях или стоя, играющие стараются как можно быстрее передать соседу мяч, не уронив его. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, предложив детям играть с закрытыми глазами или одновременно с несколькими мячами.
Зевака
Цель. Развивать произвольное внимание, быстроту реакции, формировать умение управлять своим телом и выполнять инструкции.
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: группа детей.
Описание игры: все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (звук колокольчика, погремушки, хлопок руками, какое-нибудь слово) останавливаются, хлопают четыре раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры. Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное (оговоренное заранее) слово песни.
Дотронься
Цель: развитие навыков общения, умения просить, снятие телесных зажимов.
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: 6-8 человек.
Необходимые приспособления: игрушки.
Описание игры: дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит: «Дотронься до ... (глаза, колеса, правой ноги, хвоста и т. д.)». Кто не нашел необходимого предмета, водит.
Комментарий: игрушек должно быть меньше, чем детей. Если у детей коммуникативные навыки развиты плохо, на начальных этапах игры могут развиваться конфликты. Но в дальнейшем, при систематическом проведении бесед и обсуждении проблемных ситуаций с нравственным содержанием с включением этой и подобных игр, дети научатся делиться, находить общий язык.
Ау!
Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.
Возраст: 3-4 года.
Количество играющих: 5-6 человек.
Описание игры: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» — и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.
Комментарий: игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.
Кого укусил комарик?
Цель: способствовать развитию взаимопонимания между детьми.
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: группа детей.
Описание игры: дети садятся в круг. Ведущий проходит по внешней стороне круга, гладит детей по спинам, а одного из них незаметно от других тихонько щиплет — «кусает комариком». Ребенок, которого «укусил комарик», должен напрячь спинку и плечи. Остальные внимательно разглядывают друг друга и угадывают, «кого укусил комарик».
Две игрушки – поменяемся местами
Цель: развитие моторной ловкости, внимания, координации движений, сотрудничества.
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: группа детей.
Описание игры: дети становятся в круг, а ведущий одновременно бросает игрушки двум игрокам, которые должны быстро поменяться местами.
Комментарий: игра проводится в достаточно высоком темпе, чтобы увеличить ее интенсивность и сложность. Тем более что детям дошкольного возраста еще достаточно трудно выполнять действия разной направленности (как в данной игре — поймать игрушку, увидеть того, кому досталась вторая и поменяться с ним местами).
Раздувайся пузырь
Цель: развитие чувства сплоченности, развитие внимания.
Возраст: 3-4 года
Количество играющих: группа детей.
Описание игры: дети стоят в кругу очень тесно — это «сдутый пузырь». Потом они его надувают: дуют в кулачки, поставленные один на другой, как в дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад — «пузырь» увеличивается, сделав несколько вдохов, все берутся за руки и идут по кругу, приговаривая:
Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, Оставайся такой, да не лопайся!
Получается большой круг. Затем воспитатель (или кто-то из детей, выбранный ведущим) говорит: «Хлоп!» — «пузырь» лопается, все сбегаются к центру («пузырь» сдулся) или разбегаются по комнате (разлетелись пузырьки).
Слушай команду
Цель. Развивать внимание, произвольность поведения.
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: группа детей.
Описание игры: звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего (например: «Положите правую руку на плечо соседа») и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии и хорошо слушать, и выполнять задание.
Игра поможет воспитателю сменить ритм действий расшалившихся ребят, а детям – успокоиться и без труда переключиться на другой, более спокойный вид деятельности.
Ласковое имя
Цель: развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.
Возраст: 3-4 года
Количество играющих: группа детей.
Описание игры: дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, “волшебную палочку”). При этом называют друг друга ласковым именем (например, Танюша, Алёнушка, Димуля и т.д.) Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию.
Эхо
Цель: учить детей быть открытыми для работы с другими, подчиняться общему ритму движений.
Возраст: 3-4 года
Количество играющих: группа детей.
Описание игры: дети отвечают на звуки ведущего дружным эхо. Например, на хлопок воспитателя участники группы отвечают дружными хлопками. Ведущий может подавать другие сигналы: серию хлопков в определённом ритме, постукивание по столу, стене, коленям, притопывание и т.д. Упражнение может выполняться в подгруппе (4—5 человек) или со всей группой детей. При выполнении небольшими подгруппами одна подгруппа оценивает слаженность действий другой.
Встань на кого посмотрю
Цель: воспитание чувств партнера (общение через взгляд) .
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: группа детей.
Ход: ведущий смотрит на одного из детей. Ребенок, поймав взгляд, встает. После этого, предлагают ему сесть.
Кто к нам в гости пришел?
Цель игры: учить детей переключать свое внимание с себя на окружающих, брать на себя роль и действовать в соответствии с ней.
Возраст: от 3 лет
Ход игры. В начале игры ведущий объясняет детям, что сейчас они будут встречать гостей. Задача детей - угадать, кто именно пришел к ним в гости. Из числа детей ведущий выбирает игроков, каждому из которых дает определенное задание - изобразить животное. Делать это можно посредством жестов, мимики, звукоподражаний. (Игрок, изображающий собаку, может "помахивать хвостиком"- махать сзади рукой и лаять и т.д.). Игроки, изображающие животных, выходят к детям-зрителям по очереди. Зрители должны догадаться, кто именно пришел к ним в гости, приветливо встретить каждого гостя и усадить его рядом.
Сапожок
Цель: развивать у детей собранность, самостоятельность, воспитывать внимание к окружающим, умение считаться с ними.
Возраст: 4 – 5 лет
Ход игры. В начале игры дети выстраиваются в линию на стартовой черте. Ведущий предлагает совершить небольшое путешествие. Дети повторяют за ним движения, одновременно произнося слова:
Наши ножки, наши ножки
Побежали по дорожке. (дети бегут по направлению к финишу)
А бежали мы лесочком,
Прыгали через пенечки. (дети выполняют четыре прыжка вперед)
Прыг-скок! Прыг - скок!
Потеряли сапожок! (дети садятся на корточки и, приставив ладонь ко лбу, смотрят вправо и влево, ища "потерянный сапожок"). После этого ведущий говорит:
"Нашли сапожки!
Бегите домой!". Дети бегут к стартовой черте, игра повторяется.
Проверка знаний.
Цель: знакомить детей с повадками домашнего животного, учить чувствовать его потребности, сопереживать ему.
Возраст: 4-5 лет.
Ход игры. Ведущий спрашивает ребенка, что делает кошка, если она довольна (мурлычет), и что, если недовольна (выгибает спину, шипит). Ведущий рассказывает про кошку. Задача ребенка - догадаться, в какие моменты кошка будет радоваться (мурлыкать), а в какие - сердиться (выгибать спину и шипеть).
Жила-была кошка Мурка. Она очень любила умываться язычком (дети изображают "добрую кошечку") и пить молоко из блюдечка ("добрая кошечка"). Однажды кошка Мурка вышла из дома, чтобы погулять. День был солнечный, и Мурке захотелось поваляться на травке ("добрая кошечка"). И вдруг начался сильный дождь, и Мурка намокла ("сердитая кошечка"). Мурка побежала домой, но дождь лил все сильнее и сильнее, и кошка вбежала в небольшой домик, стоящий во дворе. А в этом домике жил пес Шарик, он стал лаять на Мурку. Как вы думаете, что сделала Мурка ("сердитая кошечка")? Мурка испугалась и бросилась бежать.
Добежав до своего дома, Мурка поцарапалась в дверь, и ее тут же впустили ("добрая кошечка"). Мурка согрелась и попила молока из блюдца. Как вы думаете, что сделала Мурка?
Покажите ("добрая кошечка").
Назови себя
Цель: учить представлять себя коллективу сверстников.
Возраст: 3-5 лет.
Ход: ребёнку предлагают представить себя, назвав своё имя так, как ему больше нравится, как называют дома или как он хотел бы, чтобы его называли в группе.
Магазин
Цель: развивать умение излагать свои мысли точно и лаконично
Возраст: 4-5 лет
Ход: Один ребёнок – «продавец», остальные дети – «покупатели». На прилавке «магазина» разложены различные предметы. Покупатель не показывает предмет, который хочет купить, а описывает его или рассказывает, для чего он может пригодиться, что из него можно сделать.
Продавец должен понять, какой именно товар нужен покупателю.
Тренинговое занятие для педагогов
«Актуализация личностных ресурсов».
Цель занятия: актуализация личностных ресурсов, проработка негативных установок, развитие навыков рефлексии, выработка позитивного самоотношения, тренировка умения расслабляться и снимать напряжение.
Необходимые материалы: теннисный мяч, доска, подготовленные из картона золотого цвета «медали» на ленте по количеству участников, маркеры/ручки, стулья для каждого участника, колонки для воспроизведения релаксационной музыки, листы для рисования, краски или фломастеры (по числу участников).
Участники: педагогические работники.
Время: не менее 1 часа 30 минут.
Форма работы: тренинговое занятие.
Процедура проведения
Ведущий приветствует участников, затем подбирает одно из упражнений
основной части на выбор и проводит его в соответствии с представленным
описанием. В завершение занятия проводится завершающее упражнение,
направленное на рефлексию и подведение итогов.
1-й этап – вводный
Упражнение 1 «Что дальше?»77
(автор М.Ш. Кипнис, адаптировано для мероприятий Недели психологии)
Время: 30 минут.
Цель упражнения: сплочение коллектива, создание атмосферы
«эмоциональной свободы», открытости и дружелюбия, опредмечивание целевых
установок для проведения тренинга.
Необходимые материалы: теннисный мяч, стулья для каждого участника.
Участники садятся в круг. Ведущий начинает фразу и кидает мяч любому
участнику А, который должен ее завершить. Участник А завершает предложение и кидает мяч любому участнику Б, который завершает это же предложение и так далее
со всеми участниками. После завершения полного круга ведущий начинает круг заново с новым предложением. Данное упражнение вариативно: начало
предложений может задаваться не ведущим, а участниками.
Ведущий: «Правила просты: я произнесу начало предложения, и тот, у кого
окажется мяч, придумает его завершение. Когда первое предложение будет
завершено, мяч возвращается ко мне и запускается новый круг».
Возможные варианты начала предложений:
«Я радуюсь, когда…»
«Мне хотелось бы, чтобы группа…»
«Я думаю, что коллега – это…»
77 Кипнис, М. Тренинг коммуникации / М. Кипнис. – Москва : Ось-89, 2004. – 128 с.
«Я радуюсь, когда слышу …»
«Мне не хотелось бы чувствовать себя…»
«Мне трудно заставить себя…»
«Меня раздражает, когда…»
«Я горжусь собой, потому что…»
«Жизнь удалась, если…»
«Мне очень смешно, когда …»
Примечание: дополнительно организовывать обсуждение не требуется, т.к.
упражнение направлено на установление положительного эмоционального контакта
между участниками группы. Можно коротко обменяться мнениями об ответах,
которые были необычными или значимыми.
2-й этап – Основная часть (вариативные упражнения)
Упражнение 2 «Волшебный рефрейминг»78
Время: 20 минут.
Цель упражнения: работа со смыслами профессиональной деятельности,
актуализация личностных ресурсов.
Необходимые материалы: листы бумаги, ручка, доска, стулья – по числу
участников.
Инструкция для ведущего: Ведущий предлагает участникам выписать
психологические установки, связанные с работой. Затем участники определяют, какие ограничения, ценности, смыслы содержат установки, которые мешают им в реализации своих профессиональных целей. Ведущий предлагает выделить общие положения, которые наиболее часто встречаются у участников, и выписывает их на доску. Предлагает участникам переформулировать прежние убеждения, связанные с работой, записанные на доске. Происходит общее обсуждение, участники делятся чувствами и мыслями относительно выписанных установок и их переформулированного варианта. Далее ведущий предлагает в индивидуальном порядке переформулировать установки, не вошедшие в общий список. Упражнение
завершается рефлексией.
Ведущий:
1. Целевая установка: «Большое значение в жизни отношении человека к
профессиональной деятельности играют установки. Они определяют эмоции,
убеждения, поведение человека. Негативные психологические установки – это отрицательные мысли, убеждения или установки, которые могут ограничивать жизнь и препятствовать достижению целей. При этом установки часто не осознаются и могут ограничивать возможности для развития и профессионального роста, а также влияют на удовлетворенность профессиональным трудом.
Предлагаем сегодня выяснить, какие убеждения относительно работы есть у вас, и обсудить, каким образом можно преодолеть ограничения, которые они ставят».
2. Инструкция: «Возьмите лист бумаги, подумайте о своейпрофессиональной
деятельности, сосредоточьтесь на внутренних ощущениях и выпишите
психологические установки, связанные с работой.
Например: «Я просто делаю свою работу – мне нужно кормить семью», «Не
трогайте меня», «Надо всем показать, что я профессионал», «Работа – важная часть моей жизни».
Участники делают записи, ведущий отводит 10 минут. Далее переходит к
групповому обсуждению.
3. Групповое обсуждение:
Ведущий: «Давайте обсудим, какие установки вы смогли заметить, и выпишем наиболее встречающиеся, а затем обсудим. Какие из этих установок мешают вам в реализации своих профессиональных целей? А в каких установках вы видите ценностные компоненты?»
Примечание: возможно в процессе обсуждения задать вопросы, направленные на выявление ограничений, связанных с данными установками. Затем обсудить, какие личностные смыслы профессиональной деятельности и ценности защищают выявленные установки. Таким образом, у участника изменяется локус контроля, формируется ответственность за возможность изменения установок и связанных с ними ситуаций профессиональной деятельности.
Например, в установке «Работа – важная часть моей жизни», ограничениями
могут быть переработки без необходимой компенсации, а ценностями –
возможности самореализации. Тогда выявленные ограничения – возможные сферы для изменений, выявленные ценности и смыслы – ресурсы для реализации необходимых изменений. Далее можно предложить переформулировать прежние установки.
4. Переформулирование установок (групповое обсуждение)
Ведущий: «Предлагаю посмотреть, как в связи с определенными ценностями
можно переформулировать прежние убеждения, связанные с работой.
Например: «Работа – важная, но не главная часть моей жизни», «Мой
профессиональный рост зависит от меня, а не от внешних обстоятельств», «Я сам(а) выбрал(а) свою работу», «Моя профессиональная деятельность развивает у меня такие качества, как терпение и стрессоустойчивость».
Ведущий вместе с группой переформулирует выделенные участниками
группы негативные установки и записывает получившие варианты на доске
напротив негативных установок. После того, как все пункты на доске будут
переформулированы, ведущий предлагает поработать с оставшимися на листочках.
5. Переформулирование установок (индивидуальная работа)
Ведущий: «Возможно, на ваших листочках остались пункты, которые по
каким-то причинам не были озвучены в общем пространстве или не вошли в число часто встречающихся. Вы можете самостоятельно подумать, какие ограничения вносят в вашу профессиональную жизнь данные установки и какие ценности они защищают. Так вы сможете найти ресурсы для улучшения ситуации и изменения своего отношения к ним».
Примечание: данный блок может использоваться вариативно: индивидуальная работа продолжается сразу в рамках выполнения упражнения или может быть предложена участнику к реализации в домашних условиях.
После окончания упражнения ведущий предлагает участникам по очереди (по часовой стрелке) ответить на ряд вопросов:
Примерные вопросы для обсуждения:
– Удалось ли вам обнаружить установки, которые не осознавались вами?
– Смогли ли вы увидеть в них ценности, которые важны для вас?
– Какие чувства вы испытали?
Анкета
«Итоги проекта „Неделя психологии“»
Уважаемые коллеги! В нашем ДОУ завершился проект
«Неделя психологии» и нам очень важно узнать Ваше мнение.
Анкета заполняется анонимно.
Благодарим за сотрудничество!
1. Принимали ли Вы участие в реализации проекта «Неделя психологии»?
а) да б) нет
2. Какое мероприятие Вам понравилось/запомнилось больше всего?
______________________________________________________
______________________________________________________
3. С какими трудностями столкнулись в процессе реализации проекта?
______________________________________________________
4. Как реагировали родители и дети на мероприятия проекта?
______________________________________________________
______________________________________________________
5. Как Вы оцениваете уровень подготовки и реализации проекта?
1 2 3 4 5
6. Считаете ли Вы необходимым проведении в ДОУ аналогичных проектов?
Да Нет
7. Ваши пожелания __________________________________________________
Анкета
«Итоги проекта „Неделя психологии“»
Уважаемые родители! В нашем ДОУ завершился проект «Неделя психологии» и нам очень важно узнать Ваше мнение. Анкета заполняется анонимно.
Благодарим за сотрудничество!
1. Принимали ли Вы участие в реализации проекта «Неделя психологии»?
а) да б) нет
2. Какое мероприятие Вам понравилось/запомнилось больше всего?
______________________________________________________
______________________________________________________
3. С какими трудностями столкнулись в процессе реализации проекта?
______________________________________________________
4. Как реагировали родители и дети на мероприятия проекта?
______________________________________________________
______________________________________________________
5. Как Вы оцениваете уровень подготовки и реализации проекта?
1 2 3 4 5
6. Считаете ли Вы необходимым проведении в ДОУ аналогичных проектов?
Да Нет
7. Ваши пожелания __________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект НЕДЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ «ПЛАНЕТА ДРУЗЕЙ»
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТАТИП ПРОЕКТАСРОК РЕАЛИЗАЦИИУЧАСТНИКИЦЕЛЬЗАДАЧИОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ...
Проект "Неделя психологии"
Паспорт педагогического проекта "Неделя психологии"...
Программное содержание мероприятий проекта "Неделя психологии и здоровья "Вальс эмоций"
Отражена работа с детьми, педагогами, родителями...
ОТЧЁТ по проекту "НЕДЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ" (старший возраст)
Психологическое здоровье дошкольников – бесспорно является актуальной темой. И особенно хорошо, что о поддержании и формировании психологического...
Социальный проект "Неделя психологии"
Повышение психолого-педагогического взаимодействия педагогов и родителей, создание благоприятного климата в ДОУ....
Проект неделя психологии.
Так уж сложилось, что для всех психолог - это страшное слово и не все до конца понимают, что делает психолог. Этим проектом я хотела раскрыть понятие психология родителям и детям, показать что психоло...
Проект "Неделя Психологии"
Сохранение и укрепление психологического здоровья можно определить в качестве основной задачи работы дошкольного педагога. По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье...