Опросник «Взаимодействие родителя с ребенком» И. Марковской
тест по психологии
Методика предназначена для диагностики особенностей взаимодействия родителей и детей. Опросник позволяет выяснить не только оценку одной стороны — родителей, но и видение взаимодействия с другой стороны — с позиции детей.
Опросник "Взаимодействие родитель – ребенок" является "зеркальным" и содержит две параллельных формы: для родителей и для детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oprosnik_vzaimodeystvie_roditelya_s_rebenkom_i1.docx | 20.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Опросник «Взаимодействие родителя с ребенком» И. Марковской
Инструкция. Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной системе. Оцените утверждения отдельно для каждого родителя в бланке ответов: под буквой М — для матери, под буквой О — для отца:
- 5 баллов – несомненно, да (полное согласие);
- 4 балла– в общем, да;
- 3 балла – и да, и нет;
- 2 балла— скорее нет;
- 1 балл – нет (абсолютное несогласие).
Список утверждений
- Если уж я чего-то требую от него (нее), то обязательно добьюсь этого.
- Я всегда наказываю его (ее) за плохие поступки.
- Он(а) сам(а) обычно решает, какую одежду надеть.
- Моего ребенка смело можно оставить без присмотра.
- Сын (дочь) может рассказать мне обо всем, что с ним (с ней) происходит.
- Думаю, что он(а) ничего не добьется в жизни.
- Я чаще говорю ему (ей) о том, что мне в нем (в ней) не нравится, чем нравится.
- Часто мы совместно справляемся с домашней работой.
- Я постоянно беспокоюсь за здоровье ребенка.
- Я чувствую, что непоследователен(льна) в своих требованиях.
- В нашей семье часто бывают конфликты.
- Я бы хотел(а), чтобы он(а) воспитывал(а) своих детей так же, как я его(ее).
- Он(а) редко делает с первого раза то, о чем я прошу.
- Я его (ее) очень редко ругаю.
- Я стараюсь контролировать все его (ее) действия и поступки.
- Считаю, что для него (нее) главное–это слушаться меня.
- Если у него (нее) случается несчастье, в первую очередь он(а) делится со мной.
- Я не разделяю его (ее) увлечений.
- Я не считаю его (ее) таким умным (умной) и способным (способной), как мне хотелось бы.
- Могу признать свою неправоту и извиниться перед ним (ней).
- Я часто думаю, что с моим ребенком может случиться что-то ужасное.
- Мне трудно бывает предсказать свое поведение по отношению к нему (ней).
- Воспитание моего ребенка было бы гораздо лучше, если бы другие члены семьи не мешали.
- Мне нравятся наши с ней (ним) отношения.
- Дома у него (нее) больше обязанностей, чем у большинства его (ее) друзей.
- Приходится применять к нему (ней) физические наказания.
- Ему (ей) приходится поступать так, как я говорю, даже если он(а) не хочет.
- Думаю, я лучше его (ее) знаю, что ему (ей) нужно.
- Я всегда сочувствую своему ребенку.
- Мне кажется, я его (ее) понимаю.
- Я бы хотел(а) в нем (ней) многое изменить.
- При принятии семейных решений всегда учитываю его (ее) мнение.
- Думаю, что я тревожная мама (тревожный папа).
- Мое поведение часто бывает для него (нее) неожиданным.
- Бывает, что, когда я наказываю ребенка, мой муж (жена, бабушка и т. п.) начинает упрекать меня в излишней строгости.
- Считаю, что в целом правильно воспитываю своего сына (дочь).
- Я предъявляю к нему (ней) много требований.
- По характеру я мягкий человек.
- Я позволяю ему (ей) гулять одному во дворе дома.
- Я стремлюсь оградить его (ее) от трудностей и неприятностей жизни.
- Я не допускаю, чтобы он(а) подмечал(а) мои слабости и недостатки.
- Мне нравится его (ее) характер.
- Я часто критикую его (ее) по мелочам.
- Всегда с готовностью его (ее) выслушиваю.
- Считаю, что мой долг оградить его (ее) от всяких опасностей.
- Я наказываю его (ее) за такие поступки, которые совершаю сам(а).
- Бывает, я невольно настраиваю ребенка против других членов семьи.
- Я устаю от повседневного общения с ним (ней).
- Мне приходится заставлять его (ее) делать то, что он(а) не хочет.
- Я прощаю ему (ей) то, за что другие наказали бы.
- Мне бы хотелось знать о нем (ней) все: о чем он(а) думает, как относится к своим друзьям и т.д.
- Он(а) сам(а) выбирает, чем заниматься дома в свободное время.
- Думаю, что для него (нее) я самый близкий человек.
- Я приветствую его (ее) поведение.
- Я часто высказываю свое недовольство им (ею).
- Принимаю участие в делах, которые придумывает он(а).
- Я часто думаю, что кто-то может обидеть его (ее).
- Бывает, что упрекаю и хвалю его (ее), в сущности, за одно и то же.
- Случается, что если я говорю ему (ей) одно, то муж (жена, бабушка и т.п.) специально говорит наоборот.
- Мне кажется, мои отношения с ребенком лучше, чем в семьях большинства моих знакомых.
Бланк ответов родителей
Ф.И.О: | Яковлев Сергей Михайлович | ||||||||||||||
Возраст: | 35 лет | ||||||||||||||
Ф.И.О. ребенка: | Яковлев Станислав Сергеевич | ||||||||||||||
Возраст: | 5 лет | ||||||||||||||
Группа детского сада: | Средняя | ||||||||||||||
№ | М | О | № | М | О | № | М | О | № | М | О | № | М | О | Сумма |
1 | 13 | 25 | 37 | 49 | |||||||||||
2 | 14 | 26 | 38 | 50 | |||||||||||
3 | 15 | 27 | 39 | 51 | |||||||||||
4 | 16 | 28 | 40 | 52 | |||||||||||
5 | 17 | 29 | 41 | 53 | |||||||||||
6 | 18 | 30 | 42 | 54 | |||||||||||
7 | 19 | 31 | 43 | 55 | |||||||||||
8 | 20 | 32 | 44 | 56 | |||||||||||
9 | 21 | 33 | 45 | 57 | |||||||||||
10 | 22 | 34 | 46 | 58 | |||||||||||
11 | 23 | 35 | 47 | 59 | |||||||||||
12 | 24 | 36 | 48 | 60 |
Подсчитывается общее количество баллов по каждой шкале, при этом учитывается — прямые это или обратные утверждения. Обратные утверждения переводятся в баллы таким образом:
Ответы: 1—2 — 3 — 4 — 5.
Баллы: 5—4 — 3 — 2—1.
В бланках-ключах обратные вопросы обозначены звездочками. Поскольку шкалы 3 и 5 содержат по 10 утверждений, а не по 5, как в остальных, то арифметическая сумма баллов по этим шкалам делится на 2. Суммарная оценка проставляется в последнем столбце регистрационного бланка.
Каждая строка бланка для ответов принадлежит одной шкале (см. ключ). Например, к 1-й шкале относятся утверждения: 1, 13, 25, 37, 49; к 10-й шкале: 12, 24, 36, 48, 60; к 3-й шкале: 3, 4, 15, 16, 27, 28, 39, 40, 51, 52; и т.д.
Ключ к опроснику ВРР для родителей и младших школьников
№вопроса | Баллы
| № | Баллы | №вопроса | Баллы | № | Баллы | № вопроса | Баллы | Сумма по шкале |
1 | 13* | 25 | 37 | 49 | 1 | |||||
2 | 14* | 26 | 38* | 50* | 2 | |||||
3* | 15 | 27 | 39* | 51 | 3 | |||||
4* | 16 | 28 | 40 | 52* | ||||||
5 | 17 | 29 | 41* | 53 | 4 | |||||
6* | 18* | 30 | 42 | 54* | 5 | |||||
7* | 19* | 31* | 43* | 55 | ||||||
8 | 20 | 32 | 44 | 56 | 6 | |||||
9 | 21 | 33 | 45 | 57 | 7 | |||||
10* | 22* | 34* | 46* | 58* | 8 | |||||
11 | 23 | 35 | 47 | 59 | 9 | |||||
12 | 24 | 36 | 48* | 60 | 10 |
Шкалы опросника для родителей дошкольников:
- Нетребовательность — требовательность.
- Мягкость — строгость.
- Автономность — контроль.
- Эмоциональная дистанция — близость.
- Отвержение — принятие.
- Отсутствие сотрудничества — сотрудничество.
- Тревожность за ребенка.
- Непоследовательность—последовательность.
- Воспитательная конфронтация в семье.
- Удовлетворенность отношениями с ребенком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опросник "Взаимодействие родителя с ребенком" (ВРР). Вариант для родителей дошкольников и младших школьников
Опросник вывляет особенности взамодействия родителя и ребенка по ряду характеристик. Тест хорошо проводить вначале работы с родителем...
Обучение игровым методам взаимодействия родителей с ребенком при подготовке к школе
Мастер-класс для родителей...
Стили взаимодействия родителя с ребенком
Социально- психологический климат семьи непосредственным образом отражается на личностном развитии детей, на их отношении к родителям и сверстникам.Детская грубость, черствость, равнодушие, недисципли...
Мастер-класс для родителей «Сторисек одна из форм взаимодействия родителя и ребенка.
познакомить родителей с новой технологией «Сторисек», как одной из форм совместного взаимодействия родителя и ребенка....
Консультация для родителей «Особенности взаимодействия родителей с ребенком с расстройством аутистического спектра»
Рекомендации, направленные на улучшение качества взаимоотношений родителей с ребенком с РАС...
Советы для родителей "Правила взаимодействия родителей с ребенком в возрасте до 3 лет"
Данную памятку можно расположить в информационном уголке своей группы....
Опросник «Взаимодействие родителя с ребенком»
Инструкция. Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной системе. Оцените утверждения отдельно для каждого родителя в бланке ответов: под буквой М — для матери, под б...