Стили взаимодействия родителя с ребенком
статья
Социально- психологический климат семьи непосредственным образом отражается на личностном развитии детей, на их отношении к родителям и сверстникам.
Детская грубость, черствость, равнодушие, недисциплинированность, как
правило, - результат отрицательной системы отношений в семье и образа ее
жизни. Это отношение отца к матери, родителей к детям или окружающим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stili_vzaimodeystviya_roditelya_s_rebenkom.odt | 22.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Стили взаимодействия родителя с ребенком
Социально- психологический климат семьи непосредственным образом отражается на личностном развитии детей, на их отношении к родителям и сверстникам.
Детская грубость, черствость, равнодушие, недисциплинированность, как
правило, - результат отрицательной системы отношений в семье и образа ее
жизни. Это отношение отца к матери, родителей к детям или окружающим.
Родительское отношение как структурный компонент родительства представляет собой относительно устойчивое явление, включающее
амбивалентные элементы эмоционально-ценностного отношения и способное изменяться в определенных пределах, реализующееся в поддержании контакта с ребенком, формах контроля и воспитании взаимоотношениям.
Отечественные психологи подчеркивают многомерность родительского отношения, в структуре которого выделяются четыре образующих:
1)интегральное принятие или отвержение ребенка;
2)межличностная дистанция («симбиоз», отстраненность);
3)формы и направление контроля (авторитарная гиперсоциализация, попустительство);
4) социальная желательность поведения.
Каждая из этих образующих представляет собой сочетание в различных соотношениях эмоциональной, когнитивной и поведенческой составляющих.
Выделяют четыре типа родительского отношения.
- принимающе-авторитарное отношение.
Принятие, одобрение, поддержка ребенка родителями сочетаются с требованиями социальных успехов.
-отвергающее с явлениями инфантилизации.
Отношения между родителями и ребенком строятся на эмоциональном отвержении ребенка, недооценке его индивидуально-личностных качеств.
Взрослые приписывают ему социально неодобряемые черты, наклонности,
воспринимают и относятся к нему как маленькому.
симбиотическое отношение.
В общении с ребенком выражены симбиотические тенденции, выражена гиперопека.
симбиотически-авторитарное.
Симбиотические тенденции в общении с ребенком сочетаются с гиперконтролем.
Содержание родительского отношения противоречивостью, амбивалентностью, зависит от выраженности различных элементов его структуры.
Родительское отношение является родовым для таких понятий как
стиль семейного воспитания, родительская позиция, родительские
установки, родительское взаимодействие и т.д. А.Я. Варга указывает,
что родительское отношение к ребенку лежит в основе семейного стиля
воспитания.
Родительское отношение определяет стиль воспитания и оценку ребенка.
Тип семейного воспитания является интегративной характеристикой
воспитательной системы, характеристикой родительско-ценностных
ориентации, установок, эмоционального отношения к ребенку, уровня
родительской компетентности. Он определяет становления Я – концепции
в детском возрасте, влияет на развитие познавательной сферы ребенка,
его отношение к миру.
Типология стилей родительского воспитания включает 4 типа:
1.Авторитетный стиль: теплое эмоциональное принятие ребенка и высокий уровень контроля с принятием и стимулированием самостоятельности и независимости детей.
2.Авторитарный стиль: отвержение или низкий уровнем эмоционального принятия ребенка и высокий уровень контроля.
3Либеральный стиль: снисходительность, либеральность, попустительство, слабый контроль поведения детей. Так как от детей не требуется ответственности и самоконтроля, то они импульсивны, агрессивны.
4.Индифферентный стиль воспитания: низкая вовлеченность родителей в процесс воспитания, эмоциональная холодность и дистантность в отношении ребенка, игнорирование интересов и потребностей ребенка, недостатток протекции.
Под стилем воспитания понимается неопределенная стратегия воспитания как сочетание различных вариантов поведения родителя, которые в разных ситуациях и в разное время будут проявляться в большей или меньшей степени.
Выделяются два стиля родительского воспитания – демократический и контролирующий.
При демократическом стиле выражена высокая степень общения между родителями и детьми, дети включены в обсуждение семейных проблем, дети успешны, родители всегда готовы оказать поддержку и помощь, стараются быть объективными в оценке результатов деятельности ребенка, его поведения.
При контролирующем стиле поведение ребенка значительно ограничивается. Ему четко и ясно объясняют смысл ограничений.
Родители и дети едины в мнении по поводу мер, принимаемых в случае
нарушения дисциплины.
Доказана взаимосвязь между воспитательным воздействием и формированием аномальных характерологических особенностей ребенка.
Продолжительное пагубное влияние семейной дисгармонии и неправильное воспитание способствует развитию личности ребенка по психопатологическому или невротическому типу.
Существует три типа неправильного воспитания.
Воспитание по типу А (неприятие, эмоциональное отвержение) характеризуется неприятием индивидуальных особенностей ребенка, жестким контролем, навязыванием ему единственно правильного типа поведения, недостатком контроля, полным попустительством.
Воспитание по типу В (гиперсоциализирующее) характеризуется тревожностью, мнительностью родителей по поводу состоянии здоровья ребенка, его социального статуса среди товарищей. Беспокоятся об ожидаемых успехах в учебе и будущей профессиональной деятельности.
Воспитание по типу С (эгоцентрическое) характеризуется
сосредоточенностью всех членов семьи на ребенке, порой в ущерб другим
детям или членам семьи.
Существует три варианта семьи:
традиционная (патриархальная), детоцентрическая и супружеская
(демократическая).
В традиционных семьях воспитывается почитание, уважение старших.
Педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз.
Подчинение – основное требование.
Обеспечение «счастья ребенка» - главная задача в детоцентрической
семье. Ребенок характеризуется высокой самооценкой, ощущением
собственной значимости. Однако частыми являются конфликты с
социальным окружением вне семьи. Это может создать впечатление у
ребенка, что мир враждебен и агрессивен. Высока вероятность
возникновения социальной дезадаптации.
Взаимодействие и принятие характеризуют демократическую семью.
Ребенок усваивает демократические ценности, у него отсутствуют
рассогласования представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности. Он отличается активностью, самостоятельностью,
доброжелательностью, адаптивностью, уверенностью в себе и эмоциональной
устойчивостью. Хотя возможны проблемы с необходимостью подчинения социальным требованиям.
Очень часто в методах воспитания матерей и отцов отсутствует согласованность, выражены противоречия. Результат этого – отсутствие
желания принимать и руководствоваться социально желаемыми формами
поведения; низкий самоконтроль; безответственность. Так как у детей не
выработано чувство независимости и ответственности, то они импульсивны, в ряде ситуаций агрессивны. Их суждения незрелы, самоконтроль низкий, самооценка занижена.
Выделяются следующие отклонения в стилях семейного воспитания.
Гипопротекция: недостаток опеки и контроля, недостаточное внимание к ребенку, его интересам, к его делам, физическая заброшенность и неухоженность.
Доминирующая гиперпротекция: повышенное, чрезмерное внимание и забота, опеке и мелочный контроль поведения, слежка, запрет и ограничения, ребенок не самостоятелен и безответственен.
Потворствующая гиперпротекция: освобождение ребнка от малейших
трудностей, потакание его желаниям, чрезмерное покровительство, восхищение минимальными успехами, требование такого же признания от других.
Эмоциональное отвержение: ребенок в тягость, воспринимается как обуза, полное игнорирование его потребностей,открытое и частое выражение недовольства ребенком.
Жестокие взаимоотношения: несдержанность в общении, озлобленность, применение насилия, эмоциональная холодность, равнодушие, враждебность.
Повышенная моральная ответственность: требование от ребенка открытости, искренности, правдивости, ответственности, уровень развития которых не соответствует возрасту ребенка, игнорирование интересов, возможностей, потенциала ребенка, возложение на него ответственности за благополучие близких.
Кроме указанных отклонений в стиле родительского воспитания,
определенная часть родителей способствует развитию женских качеств у
мальчиков, предпочитает мужские качества у девочек, старается как
можно дольше сохранять детские качества. Страх утраты ребенка, незрелость
родительских чувств, проецирование собственных нежелательных качеств, внесение конфликта между супругами в сферу воспитания, - все это также примеры аномалий в стилях родительского воспитания.
При исследовании семей, в которых дети, страдали различными формами неврозов, выделены следующие параметры воспитательного процесса:
1.Интенсивность эмоционального контакта родителей по отношению к детям:
а) гиперопека; б) опека; в) приятие; г) не-1 приятие.
2.Параметр контроля:
а) разрешительный; б) допускающий; в) ситуативный; г) ограничительный.
3.Последовательность - непоследовательность.
4.Аффективная устойчивость – неустойчивость.
5.Тревожность – нетревожность.
Кроме того, отмечаются различные сочетания этих параметров, их соотнесение с различными видами неврозов.
В общем виде выделяются следующие черты патогенных типов воспитания.
1.Низкая сплоченность и разногласия членов семьи по вопросу воспитания.
2.Высокая степень противоречивости, непоследовательности, неадекватности.
3.Выраженная степень опеки и ограничительства к каким-либо сферам жизнедеятельности детей.
4.Повышенная стимуляция возможностей детей, в связи с этим частое применение угроз, осуждений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опросник "Взаимодействие родителя с ребенком" (ВРР). Вариант для родителей дошкольников и младших школьников
Опросник вывляет особенности взамодействия родителя и ребенка по ряду характеристик. Тест хорошо проводить вначале работы с родителем...
Обучение игровым методам взаимодействия родителей с ребенком при подготовке к школе
Мастер-класс для родителей...
Рекомендации к стилю взаимодействия взрослого с ребенком в игровой деятельности.
Практическое занятие для родителей детей младшего дошкольного возраста....
Мастер-класс для родителей «Сторисек одна из форм взаимодействия родителя и ребенка.
познакомить родителей с новой технологией «Сторисек», как одной из форм совместного взаимодействия родителя и ребенка....
Консультация для родителей «Особенности взаимодействия родителей с ребенком с расстройством аутистического спектра»
Рекомендации, направленные на улучшение качества взаимоотношений родителей с ребенком с РАС...
Советы для родителей "Правила взаимодействия родителей с ребенком в возрасте до 3 лет"
Данную памятку можно расположить в информационном уголке своей группы....
Опросник «Взаимодействие родителя с ребенком»
Инструкция. Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной системе. Оцените утверждения отдельно для каждого родителя в бланке ответов: под буквой М — для матери, под б...