Стили взаимодействия родителя с ребенком
статья

Социально- психологический климат семьи непосредственным образом отражается на личностном развитии детей, на их отношении к родителям и сверстникам.

Детская грубость, черствость, равнодушие, недисциплинированность, как

правило, - результат отрицательной системы отношений в семье и образа ее

жизни. Это отношение отца к матери, родителей к детям или окружающим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stili_vzaimodeystviya_roditelya_s_rebenkom.odt22.2 КБ

Предварительный просмотр:

Стили взаимодействия родителя с ребенком

Социально- психологический климат семьи непосредственным образом отражается на   личностном развитии детей, на их отношении к родителям и сверстникам.

Детская грубость, черствость, равнодушие, недисциплинированность, как

правило, - результат отрицательной системы отношений в семье и образа ее

жизни. Это отношение отца к матери, родителей к детям или окружающим.

Родительское отношение как структурный компонент родительства  представляет собой относительно устойчивое явление, включающее

амбивалентные элементы эмоционально-ценностного отношения и  способное изменяться в определенных пределах, реализующееся в  поддержании контакта с ребенком, формах контроля и воспитании   взаимоотношениям.

Отечественные психологи  подчеркивают многомерность   родительского отношения, в структуре которого выделяются четыре  образующих:

1)интегральное принятие или отвержение ребенка;

2)межличностная дистанция («симбиоз», отстраненность);

3)формы   и   направление контроля  (авторитарная  гиперсоциализация, попустительство);

4)  социальная желательность поведения.

Каждая из этих образующих представляет собой сочетание в  различных соотношениях эмоциональной, когнитивной и поведенческой составляющих.

 Выделяют четыре типа родительского отношения.

-  принимающе-авторитарное отношение.

Принятие, одобрение,  поддержка ребенка родителями сочетаются с требованиями социальных   успехов.

  -отвергающее с явлениями инфантилизации.

 Отношения между  родителями и ребенком строятся на эмоциональном отвержении ребенка, недооценке его индивидуально-личностных качеств.

Взрослые   приписывают ему социально неодобряемые черты, наклонности,

воспринимают и относятся к нему как маленькому.

 симбиотическое отношение.

В общении с ребенком выражены  симбиотические тенденции, выражена гиперопека.

симбиотически-авторитарное.

Симбиотические тенденции в общении с ребенком сочетаются с гиперконтролем.

Содержание  родительского отношения противоречивостью, амбивалентностью, зависит от выраженности   различных элементов его структуры.

Родительское отношение является родовым для таких понятий как

стиль семейного воспитания, родительская позиция, родительские

установки, родительское взаимодействие и т.д. А.Я. Варга  указывает,

что родительское отношение к ребенку лежит в основе семейного стиля

воспитания.  

Родительское отношение определяет стиль воспитания и оценку ребенка.

Тип семейного воспитания является интегративной характеристикой

воспитательной системы, характеристикой родительско-ценностных

ориентации, установок, эмоционального отношения к ребенку, уровня

родительской компетентности. Он определяет становления Я – концепции

в детском возрасте, влияет на развитие познавательной сферы ребенка,

его отношение к миру.

Типология стилей родительского воспитания включает 4 типа:

1.Авторитетный стиль: теплое эмоциональное принятие ребенка и высокий уровень контроля с принятием и стимулированием  самостоятельности и независимости детей.

2.Авторитарный стиль: отвержение или низкий уровнем  эмоционального принятия ребенка и высокий уровень контроля.

3Либеральный стиль: снисходительность, либеральность, попустительство, слабый контроль поведения детей. Так как от детей не требуется ответственности и самоконтроля, то они импульсивны, агрессивны.

4.Индифферентный стиль воспитания: низкая вовлеченность родителей в процесс воспитания, эмоциональная холодность и дистантность в отношении ребенка, игнорирование интересов и потребностей ребенка, недостатток протекции.

Под стилем воспитания понимается неопределенная стратегия воспитания как сочетание различных вариантов поведения родителя,  которые в разных ситуациях и в разное время будут проявляться в большей или меньшей степени.

  Выделяются два стиля родительского воспитания – демократический и контролирующий.

При демократическом стиле выражена высокая степень общения между родителями и детьми, дети включены в обсуждение семейных проблем, дети успешны, родители всегда готовы оказать поддержку и помощь, стараются быть объективными в оценке результатов деятельности ребенка, его поведения.

При контролирующем стиле поведение ребенка значительно ограничивается. Ему четко и ясно объясняют смысл ограничений.

Родители и дети едины в мнении по поводу мер, принимаемых в случае

нарушения дисциплины.

 Доказана взаимосвязь между воспитательным  воздействием и формированием аномальных характерологических особенностей ребенка.

 Продолжительное пагубное влияние семейной дисгармонии и неправильное воспитание способствует развитию личности ребенка по психопатологическому или невротическому типу.

 Существует три типа неправильного воспитания.

Воспитание по типу А (неприятие, эмоциональное отвержение)  характеризуется неприятием индивидуальных особенностей ребенка, жестким контролем, навязыванием ему единственно правильного типа   поведения, недостатком контроля, полным попустительством.

Воспитание по типу В (гиперсоциализирующее) характеризуется тревожностью, мнительностью родителей по поводу  состоянии здоровья ребенка, его социального статуса среди товарищей. Беспокоятся об ожидаемых успехах в учебе и будущей профессиональной деятельности.

Воспитание по типу С (эгоцентрическое) характеризуется

сосредоточенностью всех членов семьи на ребенке, порой в ущерб другим

детям или членам семьи.

 Существует три варианта семьи:

традиционная (патриархальная), детоцентрическая и супружеская

(демократическая).

В традиционных семьях воспитывается почитание, уважение   старших.

Педагогическое   воздействие осуществляется сверху вниз.

Подчинение – основное требование.

Обеспечение «счастья ребенка» - главная задача в детоцентрической

семье. Ребенок характеризуется высокой самооценкой, ощущением

собственной значимости. Однако частыми являются конфликты с

социальным окружением вне семьи. Это может создать впечатление у

ребенка, что мир враждебен и агрессивен. Высока вероятность

возникновения социальной дезадаптации.

Взаимодействие и принятие характеризуют демократическую семью.

Ребенок усваивает демократические ценности, у него отсутствуют

рассогласования представлений о правах и обязанностях, свободе и   ответственности. Он отличается активностью, самостоятельностью,

доброжелательностью, адаптивностью, уверенностью в себе и  эмоциональной

устойчивостью. Хотя  возможны проблемы  с  необходимостью подчинения социальным требованиям.

Очень часто в методах воспитания матерей и отцов отсутствует согласованность, выражены противоречия. Результат этого – отсутствие

желания принимать и руководствоваться социально желаемыми формами

поведения; низкий самоконтроль; безответственность. Так как у детей не

выработано чувство независимости и ответственности, то они  импульсивны, в ряде ситуаций агрессивны. Их суждения незрелы, самоконтроль низкий, самооценка занижена.

 Выделяются  следующие отклонения в стилях семейного воспитания.

Гипопротекция: недостаток опеки и контроля, недостаточное  внимание к ребенку, его интересам, к его делам, физическая заброшенность и неухоженность.

Доминирующая гиперпротекция: повышенное, чрезмерное внимание и забота, опеке и мелочный контроль поведения, слежка, запрет и ограничения, ребенок не самостоятелен и безответственен.

Потворствующая гиперпротекция: освобождение ребнка от малейших

трудностей, потакание его  желаниям, чрезмерное покровительство, восхищение минимальными успехами, требование такого же признания от других.

Эмоциональное отвержение: ребенок  в  тягость, воспринимается как обуза, полное игнорирование его потребностей,открытое и частое выражение недовольства ребенком.

Жестокие взаимоотношения: несдержанность в общении,  озлобленность, применение насилия, эмоциональная холодность, равнодушие, враждебность.

Повышенная моральная ответственность: требование от ребенка открытости, искренности, правдивости, ответственности, уровень развития которых не соответствует возрасту ребенка, игнорирование интересов, возможностей, потенциала ребенка, возложение на него ответственности за благополучие близких.

Кроме указанных отклонений в стиле родительского воспитания,

определенная часть родителей способствует развитию женских качеств у

мальчиков, предпочитает мужские качества у девочек, старается как

можно дольше сохранять детские качества. Страх утраты ребенка, незрелость

родительских чувств, проецирование собственных нежелательных качеств, внесение конфликта между супругами в сферу воспитания, - все это также примеры аномалий в стилях родительского воспитания.

  При исследовании семей, в которых дети, страдали различными формами неврозов, выделены следующие параметры воспитательного процесса:

1.Интенсивность эмоционального контакта родителей по отношению к детям:

а) гиперопека; б) опека; в) приятие; г) не-1 приятие.

2.Параметр контроля:

 а) разрешительный; б) допускающий; в)  ситуативный; г) ограничительный.

3.Последовательность - непоследовательность.

4.Аффективная устойчивость – неустойчивость.

5.Тревожность – нетревожность.

Кроме того,  отмечаются различные сочетания  этих параметров, их соотнесение с различными видами неврозов.

 В общем виде выделяются следующие черты патогенных типов воспитания.

1.Низкая сплоченность и разногласия членов семьи по вопросу воспитания.

2.Высокая степень противоречивости, непоследовательности,  неадекватности.

3.Выраженная степень опеки и ограничительства к каким-либо сферам жизнедеятельности детей.

4.Повышенная стимуляция возможностей детей, в связи с этим частое применение угроз, осуждений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опросник "Взаимодействие родителя с ребенком" (ВРР). Вариант для родителей дошкольников и младших школьников

Опросник вывляет особенности взамодействия родителя и ребенка по ряду характеристик. Тест хорошо проводить вначале работы с родителем...

Рекомендации к стилю взаимодействия взрослого с ребенком в игровой деятельности.

Практическое занятие для родителей детей младшего дошкольного возраста....

Мастер-класс для родителей «Сторисек одна из форм взаимодействия родителя и ребенка.

познакомить родителей с новой технологией «Сторисек», как одной из форм совместного взаимодействия родителя и ребенка....

Консультация для родителей «Особенности взаимодействия родителей с ребенком с расстройством аутистического спектра»

Рекомендации, направленные на улучшение качества взаимоотношений родителей с ребенком с РАС...

Советы для родителей "Правила взаимодействия родителей с ребенком в возрасте до 3 лет"

Данную памятку можно расположить в информационном уголке своей группы....

Опросник «Взаимодействие родителя с ребенком»

Инструкция. Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной системе. Оцените утверждения отдельно для каждого родителя в бланке ответов: под буквой М — для матери, под б...