Опросник «Взаимодействие родителя с ребенком»
материал (старшая группа)
Инструкция. Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной системе. Оцените утверждения отдельно для каждого родителя в бланке ответов: под буквой М — для матери, под буквой О — для отца:
- 5 баллов – несомненно, да (полное согласие);
- 4 балла– в общем, да;
- 3 балла – и да, и нет;
- 2 балла— скорее нет;
- 1 балл – нет (абсолютное несогласие).
Список утверждений
- Если уж я чего-то требую от него (нее), то обязательно добьюсь этого.
- Я всегда наказываю его (ее) за плохие поступки.
- Он(а) сам(а) обычно решает, какую одежду надеть.
- Моего ребенка смело можно оставить без присмотра.
- Сын (дочь) может рассказать мне обо всем, что с ним (с ней) происходит.
- Думаю, что он(а) ничего не добьется в жизни.
- Я чаще говорю ему (ей) о том, что мне в нем (в ней) не нравится, чем нравится.
- Часто мы совместно справляемся с домашней работой.
- Я постоянно беспокоюсь за здоровье ребенка.
- Я чувствую, что непоследователен(льна) в своих требованиях.
- В нашей семье часто бывают конфликты.
- Я бы хотел(а), чтобы он(а) воспитывал(а) своих детей так же, как я его(ее).
- Он(а) редко делает с первого раза то, о чем я прошу.
- Я его (ее) очень редко ругаю.
- Я стараюсь контролировать все его (ее) действия и поступки.
- Считаю, что для него (нее) главное–это слушаться меня.
- Если у него (нее) случается несчастье, в первую очередь он(а) делится со мной.
- Я не разделяю его (ее) увлечений.
- Я не считаю его (ее) таким умным (умной) и способным (способной), как мне хотелось бы.
- Могу признать свою неправоту и извиниться перед ним (ней).
- Я часто думаю, что с моим ребенком может случиться что-то ужасное.
- Мне трудно бывает предсказать свое поведение по отношению к нему (ней).
- Воспитание моего ребенка было бы гораздо лучше, если бы другие члены семьи не мешали.
- Мне нравятся наши с ней (ним) отношения.
- Дома у него (нее) больше обязанностей, чем у большинства его (ее) друзей.
- Приходится применять к нему (ней) физические наказания.
- Ему (ей) приходится поступать так, как я говорю, даже если он(а) не хочет.
- Думаю, я лучше его (ее) знаю, что ему (ей) нужно.
- Я всегда сочувствую своему ребенку.
- Мне кажется, я его (ее) понимаю.
- Я бы хотел(а) в нем (ней) многое изменить.
- При принятии семейных решений всегда учитываю его (ее) мнение.
- Думаю, что я тревожная мама (тревожный папа).
- Мое поведение часто бывает для него (нее) неожиданным.
- Бывает, что, когда я наказываю ребенка, мой муж (жена, бабушка и т. п.) начинает упрекать меня в излишней строгости.
- Считаю, что в целом правильно воспитываю своего сына (дочь).
- Я предъявляю к нему (ней) много требований.
- По характеру я мягкий человек.
- Я позволяю ему (ей) гулять одному во дворе дома.
- Я стремлюсь оградить его (ее) от трудностей и неприятностей жизни.
- Я не допускаю, чтобы он(а) подмечал(а) мои слабости и недостатки.
- Мне нравится его (ее) характер.
- Я часто критикую его (ее) по мелочам.
- Всегда с готовностью его (ее) выслушиваю.
- Считаю, что мой долг оградить его (ее) от всяких опасностей.
- Я наказываю его (ее) за такие поступки, которые совершаю сам(а).
- Бывает, я невольно настраиваю ребенка против других членов семьи.
- Я устаю от повседневного общения с ним (ней).
- Мне приходится заставлять его (ее) делать то, что он(а) не хочет.
- Я прощаю ему (ей) то, за что другие наказали бы.
- Мне бы хотелось знать о нем (ней) все: о чем он(а) думает, как относится к своим друзьям и т.д.
- Он(а) сам(а) выбирает, чем заниматься дома в свободное время.
- Думаю, что для него (нее) я самый близкий человек.
- Я приветствую его (ее) поведение.
- Я часто высказываю свое недовольство им (ею).
- Принимаю участие в делах, которые придумывает он(а).
- Я часто думаю, что кто-то может обидеть его (ее).
- Бывает, что упрекаю и хвалю его (ее), в сущности, за одно и то же.
- Случается, что если я говорю ему (ей) одно, то муж (жена, бабушка и т.п.) специально говорит наоборот.
- Мне кажется, мои отношения с ребенком лучше, чем в семьях большинства моих знакомых.
Бланк ответов родителей
Ф.И.О: | Яковлев Сергей Михайлович | |||||||||||||||
Возраст: | 35 лет | |||||||||||||||
Ф.И.О. ребенка: | Яковлев Станислав Сергеевич | |||||||||||||||
Возраст: | 5 лет | |||||||||||||||
Группа детского сада: | Средняя | |||||||||||||||
№ | М | О | № | М | О | № | М | О | № | М | О | № | М | О | Сумма | |
1 |
|
| 13 |
|
| 25 |
|
| 37 |
|
| 49 |
|
|
| |
2 |
|
| 14 |
|
| 26 |
|
| 38 |
|
| 50 |
|
|
| |
3 |
|
| 15 |
|
| 27 |
|
| 39 |
|
| 51 |
|
|
| |
4 |
|
| 16 |
|
| 28 |
|
| 40 |
|
| 52 |
|
|
| |
5 |
|
| 17 |
|
| 29 |
|
| 41 |
|
| 53 |
|
|
| |
6 |
|
| 18 |
|
| 30 |
|
| 42 |
|
| 54 |
|
|
| |
7 |
|
| 19 |
|
| 31 |
|
| 43 |
|
| 55 |
|
|
| |
8 |
|
| 20 |
|
| 32 |
|
| 44 |
|
| 56 |
|
|
| |
9 |
|
| 21 |
|
| 33 |
|
| 45 |
|
| 57 |
|
|
| |
10 |
|
| 22 |
|
| 34 |
|
| 46 |
|
| 58 |
|
|
| |
11 |
|
| 23 |
|
| 35 |
|
| 47 |
|
| 59 |
|
|
| |
12 |
|
| 24 |
|
| 36 |
|
| 48 |
|
| 60 |
|
|
| |
Подсчитывается общее количество баллов по каждой шкале, при этом учитывается — прямые это или обратные утверждения. Обратные утверждения переводятся в баллы таким образом:
Ответы: 1—2 — 3 — 4 — 5.
Баллы: 5—4 — 3 — 2—1.
В бланках-ключах обратные вопросы обозначены звездочками. Поскольку шкалы 3 и 5 содержат по 10 утверждений, а не по 5, как в остальных, то арифметическая сумма баллов по этим шкалам делится на 2. Суммарная оценка проставляется в последнем столбце регистрационного бланка.
Каждая строка бланка для ответов принадлежит одной шкале (см. ключ). Например, к 1-й шкале относятся утверждения: 1, 13, 25, 37, 49; к 10-й шкале: 12, 24, 36, 48, 60; к 3-й шкале: 3, 4, 15, 16, 27, 28, 39, 40, 51, 52; и т.д.
Ключ к опроснику ВРР для родителей и младших школьников
№вопроса | Баллы
| № | Баллы | №вопроса | Баллы | № | Баллы | № вопроса | Баллы | Сумма по шкале |
1 |
| 13* |
| 25 |
| 37 |
| 49 |
| 1 |
2 |
| 14* |
| 26 |
| 38* |
| 50* |
| 2 |
3* |
| 15 |
| 27 |
| 39* |
| 51 |
| 3 |
4* |
| 16 |
| 28 |
| 40 |
| 52* |
| |
5 |
| 17 |
| 29 |
| 41* |
| 53 |
| 4 |
6* |
| 18* |
| 30 |
| 42 |
| 54* |
| 5 |
7* |
| 19* |
| 31* |
| 43* |
| 55 |
| |
8 |
| 20 |
| 32 |
| 44 |
| 56 |
| 6 |
9 |
| 21 |
| 33 |
| 45 |
| 57 |
| 7 |
10* |
| 22* |
| 34* |
| 46* |
| 58* |
| 8 |
11 |
| 23 |
| 35 |
| 47 |
| 59 |
| 9 |
12 |
| 24 |
| 36 |
| 48* |
| 60 |
| 10 |
Шкалы опросника для родителей дошкольников:
- Нетребовательность — требовательность.
- Мягкость — строгость.
- Автономность — контроль.
- Эмоциональная дистанция — близость.
- Отвержение — принятие.
- Отсутствие сотрудничества — сотрудничество.
- Тревожность за ребенка.
- Непоследовательность—последовательность.
- Воспитательная конфронтация в семье.
- Удовлетворенность отношениями с ребенком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опросник "Взаимодействие родителя с ребенком" (ВРР). Вариант для родителей дошкольников и младших школьников
Опросник вывляет особенности взамодействия родителя и ребенка по ряду характеристик. Тест хорошо проводить вначале работы с родителем...
Обучение игровым методам взаимодействия родителей с ребенком при подготовке к школе
Мастер-класс для родителей...
Стили взаимодействия родителя с ребенком
Социально- психологический климат семьи непосредственным образом отражается на личностном развитии детей, на их отношении к родителям и сверстникам.Детская грубость, черствость, равнодушие, недисципли...
Мастер-класс для родителей «Сторисек одна из форм взаимодействия родителя и ребенка.
познакомить родителей с новой технологией «Сторисек», как одной из форм совместного взаимодействия родителя и ребенка....
Консультация для родителей «Особенности взаимодействия родителей с ребенком с расстройством аутистического спектра»
Рекомендации, направленные на улучшение качества взаимоотношений родителей с ребенком с РАС...
Советы для родителей "Правила взаимодействия родителей с ребенком в возрасте до 3 лет"
Данную памятку можно расположить в информационном уголке своей группы....
Опросник «Взаимодействие родителя с ребенком» И. Марковской
Методика предназначена для диагностики особенностей взаимодействия родителей и детей. Опросник позволяет выяснить не только оценку одной стороны — родителей, но и видение взаимодействия с другой...