Знакомство с эмоциями. Профилактика психосоматических заболеваний
материал по психологии

Сливная Любовь Александровна
Для того, чтобы уберечь детей от психосоматических заболеваний, необходимо привлечь их к эмоциональному миру человека, обучить их выражению и распознаванию некоторых базовых эмоций, развивать самопознание. Используются такие приемы работы, как беседы, направленные на знакомство с разными эмоциями; словесные, настольно-печатные игры, подвижные игры; рисование эмоций; проигрывание этюдов на передачу различных эмоций и чувств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Знакомство с эмоциями43.93 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство с эмоциями

Профилактика психосоматических заболеваний

Врачи и психологи заметили, что люди, у которых бедный эмоциональный словарь, часто страдают болезнями сердца, сосудов, нервов, гипертонией. Какая связь между эмоциями и сердцем? Эмоциональный разряд формируется в глубинах мозга, требует выхода, переработки. Один из механизмов такой переработки - способность распознавать и описывать свои эмоции и эмоции других людей (т.е. анализ эмоций с помощью слов, понятий).

Для того, чтобы уберечь детей от психосоматических заболеваний, необходимо привлечь их к эмоциональному миру человека, обучить их выражению и распознаванию некоторых базовых эмоций, развивать самопознание.

Используются такие приемы работы, как беседы, направленные на знакомство с разными эмоциями; словесные, настольно-печатные игры, подвижные игры; рисование эмоций; проигрывание этюдов на передачу различных эмоций и чувств.

Последовательность знакомства с каждым чувством:

1. Первичное знакомство с чувством, настроением

а) Рассказ или чтение взрослым эпизода из сказки, рассказа, в котором герой

испытывает то же чувство. Дети должны угадать чувство, а затем вспомнить

другие эпизоды из сказок, рассказов, когда герой испытывает это же чувство.

Например: "Гулял по лесу пес. Вдруг навстречу ему идет лисенок с огромным букетом цветов и поет песенку. Увидел лисенок пса и подарил ему цветы. Удивился песик и спросил: "А за что?" "Да просто так", - ответил лисенок и побежал дальше.

б) Вопросы: "Какое это чувство?"

Затем взрослый говорит детям, что они тоже испытывают такое чувство и предлагает закончить предложение: "Чувство радости (обиды, жалости и др.) это когда ..."

в) Наши близкие тоже в тех или иных случаях испытывают это чувство.

Дети заканчивают предложения: "Для мамы чувство радости (обиды, жалости) - это когда ...", "Для воспитательницы ... ", "Для сестры ..." Это работа с незаконченными предложениями.

г) Рисунок на тему "Чувство"

Затем в зависимости от возраста проводится или выставка детских рисунков (младшие дети) или рассказ каждого ребенка о своем рисунке.

д) Игра "Ассоциации" (старшие дети). Дети по очереди придумывают, какого цвета могло быть чувство, каким животным, каким запахом, каким звуком ...

С помощью этой игры можно показать, что чувства каждого человека уникальны, и каждый имеет право чувствовать по-своему.

II. Обучение распознаванию и произвольному проявлению чувств

  • Работа начинается с предъявления детям одного, а лучше нескольких изображений человека, испытывающих определенное чувство.
  • Понаблюдать за мимическим выражением чувства.
  • Детям предлагается показать данное чувство лицом, телом, дыханием.
  • Можно провести конкурс на самое похожее чувство (самую радостную радость, самый интересный интерес).
  • Когда дети познакомятся более чем с двумя чувствами, можно включать в занятие игры на проявление и распознавание чувств.

Этапы работы по овладению "языком чувств"

1) Овладение особой лексикой, пополнение словаря понятиями, называющими состояния, эмоции, настроения, его оттенки, переживания. Эти слова дают возможность определить желания и цели, ощущения и самоощущения;

2) Овладение особыми фразами и особым речевым поведением, помогающим улаживать конфликты, разрешать споры, устанавливать речевые контакты;

3) Освоение большого пласта "важнейших слов", т.е. слов вежливости, отражающих нашу доброжелательность, расположенность к окружающим, воспитанность.

Лексика настроения:

1) Помогаем разбираться детям в своих состояниях и отношениях с помощью определенных слов, фраз: Мне приятно - мне неприятно, мне нравится - не нравится, мне хочется - не хочется, я рассержена, я обижена, я доволен, я расстроилась;

2) Через стихи, где характеризуется какой-либо персонаж, его настроение, внутреннее состояние: "И слон возвратился в родные места, счастливый от хобота и до хвоста", "Кто никому не помогает, тот вечно хнычет и скучает";

3) Составляется словарь определений из детской поэзии из карточек, где наклеены картинки и помещены в коробку с соответствующей надписью "Настроение": "Встало солнце кислое, смотрит - небо скисло, В кислом небе кислое облако повисло". Даже сахар кислый, скисло все варенье, Потому что кислое было настроение".

Улаживание конфликтов:

1) Обучение "словесному бою" с теми, кто дразнится, обзывается, вооружение детей защитной фразой: "кто обзывается, тот сам так называется", "кто чем обзывается, тот тем же называется";

2) Убедить, что расстраиваться не надо уже потому, что "обзывалыцику" это в радость, он этого и хотел. А зачем мы будет доставлять ему это удовольствие?

3) Прием "письма" от "незнакомца", который был в детском саду и, услышав клички, не смог не написать. Или его обрадовало чье-то узнаваемое детьми поведение, и он хочет поблагодарить.

Волшебные слова

1) Это формулы вежливости, вежливые обороты, особые слова, они не называют чувств, но выражают добрые, заботливые отношения. Пример взрослых: "будь добр", "разреши", "извини", "с твоего разрешения", "позволь", "прости", "я не хотела" и т.д., чтение художественной литературы;

2) Сочинение совместных историй про разных персонажей, у которых не было в

речи волшебных слов и потому им плохо приходилось в жизни.

В заключение хотелось бы сказать, что умение быть чутким и добрым к другим невозможно без умения быть чутким и добрым к себе. Необходимо учить любить себя, свой внутренний мир, познавать его и относиться уважительно, любить свое тело, его возможности. "Язык чувств" помогает ребенку заявить о себе, защитить себя, выразить отношение к другому и к себе, сформировать положительную самооценку. Если понимаешь себя, то лучше понимаешь и других; человек, понявший себя, становится более открытым для других, учится принимать других такими, какие они есть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по профилактике возникновения психосоматических заболеваний у детей

Если родители обеспокоены самочувствием своего ребенка, важно задуматься о создании здоровой психологической атмосферы в семье...

Рекомендации для педагогов по профилактике психосоматических проявлений, О.И.Соболева, МБДОУ № 41

Представлены способы саморегуляции, управление дыханием, самонастрой....

Стресс как причина психосоматических заболеваний.

      Современный уклад жизни, ее ритм оказывает сильное влияние на организм человека, особенно у детей. Возникают различные ситуации, которые приводят детей к стрессу. Стресс яв...

Ознакомление дошкольников с эмоциями как профилактика психосоматических заболеваний

Умение быть чутким и добрым к другим невозможно без умения быть чутким и добрым к себе. Необходимо учиться любить себя, свой внутренний мир, познавать его и относиться уважительно, любить свое тело, е...