Рекомендации для педагогов по профилактике психосоматических проявлений, О.И.Соболева, МБДОУ № 41
консультация
Представлены способы саморегуляции, управление дыханием, самонастрой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihosomatika.docx | 67.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Способы саморегуляции при помощи мысленных образов
Использование образов связано с активным воздействием на центральную нервную систему. Если пробудить воспоминания и образы, связанные с нашими позитивными ощущениями, то можно пережить их вновь и даже усилить. И если словом мы воздействуем в основном на сознание, то образы, воображение открывают нам доступ к мощным подсознательным резервам психики.
«Убежище». Представьте себе, что у вас есть удобное надежное убежище, в котором вы можете укрыться тогда, кода пожелаете. Место не обязательно должно существовать в реальности, его можно придумать. Это может быть остров в океане, космический корабль или просто корабль, берег реки и т.д. Мысленно опишите это безопасное и удобное место. Когда ложитесь спать, представьте себе, что вы направляетесь туда. Вы можете там отдыхать, слушать музыку или разговаривать с другом. Можно фантазировать подобным образом в течение дня. Закройте на несколько минут глаза и пойдите в свое личное убежище.
Общие принципы хорошего самочувствия
Вы (и никто другой!) отвечаете за Ваши реакции (эмоциональные, психические, физические). «Людей расстраивают не события, а то, как они эти события воспринимают» (философ Эпиктет, 100 лет до нашей эры).
• Общие принципы. Нельзя позволять событиям, другим людям определять, быть Вам счастливым или нет. Не в Вашей власти изменить чье-либо поведение, кроме своего, а эмоциональное благополучие слишком дорого, чтобы доверять его посторонним. Постарайтесь увидеть последствия своих действий и определить, совместимы ли они с ценностями и целями, которых стремитесь достичь.
• Будьте оптимистом. Учитесь находить положительные моменты даже в неприятных ситуациях. Больше думайте о чем-либо хорошем.
• Стремитесь к разумной организованности. Составляйте список дел. Классифицируйте их по срокам, важности и т. д. Реально смотрите на вещи: вероятно, что-то из намеченного вообще не стоит делать.
• Учитесь говорить «нет». Не берите на себя слишком много. Уясните границы возможностей и проявляйте твердость.
• Учитесь радоваться жизни. Не откладывайте счастье «на потом». Концентрируйте внимание и чувства на том, что Вы делаете, получая удовольствие от самой работы, а не от того, что она Вам даст в будущем. Находите и отмечайте для себя приятные жизненные мелочи (красивый закат, внимание ближнего, вежливое слово и т. д.).
• Не будьте максималистом. Будьте терпимы и снисходительны к себе и другим. Ставьте реальные цели.
• Не концентрируйтесь на собственных проблемах. Есть много людей, достойных Вашего внимания и заботы. Помогите тому, кто нуждается в Вашей помощи.
•Высыпайтесь.
• Регулярно делайте физкультуру. Это превосходный способ снять напряжение. Даже 3 интенсивных занятия в неделю по 20 минут могут сильно уменьшить стресс.
• Питайтесь правильно. Ешьте больше овощей, фруктов, ограничьте жиры, сахар и соль. Одновременно снизится риск ожирения, диабета, болезней сердца, онкологии, Меньше кофе и других кофеин содержащих продуктов (чай, шоколад): они стимулируют выработку адреналина. Достаточно 2-3 чашки в день.
• Не злоупотребляйте алкоголем.
Если самостоятельная борьба со стрессом не дает плодов, следует обратиться за помощью к психологу или врачу-психотерапевту.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 41
«Почемучка» г.Юрги»
Рекомендации для педагогов по профилактике психосоматических проявлений
Составитель:
О.И. Соболева,
педагог-психолог
2021г.
Психосоматические болезни – заболевания внутренних органов и систем организма, возникающие вследствие воздействия психоэмоциональных факторов. Их называют болезнями нарушений адаптации организма.
К психосоматическим заболеваниям относят: гастрит, язву желудка и двенадцатиперстной кишки, аллергические реакции типа нейродермита и бронхиальной астмы, вегетососудистая дистония, гипертоническая болезнь, ненаследственные формы сахарного диабета, мигрень.
Подобные заболевания могут возникать при хроническом стрессе в результате нарушения контроля над работой соответствующей системы или органа со стороны вегетативной нервной системы. Немаловажное значение имеет нарушение кровоснабжения органов при стрессе. Эти изменения в первую очередь скажутся на самом «неустойчивом» органе, отягощенном неблагоприятной наследственностью или ослабленном в результате перенесенных заболеваний.
! Поэтому необходимо знать и уметь пользоваться способами саморегуляции своего эмоционального состояния.
Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.
Регулярное использование упражнений по саморегуляции будет способствовать развитию эмоциональной гибкости и устойчивости, что поможет Вам снизить психоэмоциональное напряжение и сохранить свое здоровье.
Дыши, не спеши!
«Чем длиннее выдох, тем длиннее жизнь» (тибетские врачи)
Управление дыханием. Сознательный контроль дыхания является одним из древнейших методов борьбы с напряжением. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.
Сидя или стоя постарайтесь, по возможности, расслабить мышцы тела и сосредоточьте внимание на дыхании: сделайте глубокий вдох, направляя воздушный поток вниз живота, задержав дыхание на пару секунд, а потом медленно выпустите воздух через рот ровной струей. Повторить упражнение 3-5 раз.
Также помогает снять сильное психоэмоциональное напряжение дыхание на счёт. Дышите очень медленно и глубоко, причем так, чтобы весь цикл дыхания занимал около 20 секунд. Возможно, вначале вы почувствуете затруднение. Считайте от 1 до 7 при вдохе и от 1 до 11 при выдохе. Выполняйте упражнение не более двух раз.Вы заметите, что ваше состояние стало заметно спокойнее и уравновешеннее.
Помоги себе сам
Самонастрой. Повторение коротких, простых утверждений позволяет справиться с эмоциональным напряжением, снять беспокойство:
- Сейчас я чувствую себя лучше.
- Я могу полностью расслабиться, а потом быстро собраться.
- Я могу управлять своими внутренними ощущениями.
- Я справляюсь с напряжением в любой момент, когда пожелаю.
- Внутренне я ощущаю, что у меня все будет в порядке.
- Я спокойна и рассудительна, когда я думаю о своих делах.
- Я уверена в себе. Я совершенно спокойна.
- Я чувствую себя свободно.
- Мне доставляет удовольствие вести разговор спокойным и уверенным голосом. Я образец выдержки и самообладания.
Постарайтесь придумать свои собственные формулировки. Делайте их краткими и позитивными (без частицы «не»). Очень важно повторение. Повторяйте мысленно свои утверждения ежедневно по несколько раз или записывайте на бумаге.
Часто люди не получают положительной оценки своего поведения со стороны. А в ситуациях нервно-психических нагрузок, — это одна из причин увеличения нервозности, раздражения. Поэтому важно поощрять себя самим. В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!» Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Психосоматические проявления личностной тревожности у детей"
О психологическом здоровье говорят уже в полной мере, подчеркивая важность психологического благополучия личности и прямого влияния травматизирующих факторов на соматическое состояние человека. Сегодн...
Образ матери в терапии с психосоматическими проявлениями.
Консультация для родителей, столкнувшихся с проблемами психосоматических проявлений в период дошкольного детства....
Рекомендации для педагогов " Способы профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний"
Сила разума способна нейтрализовать отрицательное влияние многих событий и фактов. Будьте оптимистом. Игнорируйте мрачные стороны жизни. Позитивно оценивайте события и ситуации.Для этого следует:Жить ...
Рекомендации для педагогов " Способы профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний"
Сила разума способна нейтрализовать отрицательное влияние многих событий и фактов. Будьте оптимистом. Игнорируйте мрачные стороны жизни. Позитивно оценивайте события и ситуации.Для этого следует:Жить ...
Рекомендации для педагогов по профилактике семейного неблагополучия.
Рекомендации для педагогов ДОО по профилактике семейного неблагополучия, нормативно-правовому обеспечению и механизмам выявления семейного неблагополучия....
Рекомендации для педагогов по профилактике семейного неблагополучия.
Рекомендации для педагогов по профилактике семейного неблагополучия, нормативно-правового обеспечения данной работы, перечне механизмов выявления семейного неблагополучия....
Памятка для педагогов "Способы эффективного управления стрессом", О.И.Соболева, МБДОУ №41
Представлены различные эффективные методки, дыхательные упражнения, медитативные техники, на расслабление, на эмоциональную саморегуляцию и др....