Выступление на районной методической конференции из опыта работы по теме: методической конференции по теме: «Современные подходы к формированию художественно - творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности»
методическая разработка
Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами обсудим современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности.
Сегодня много говориться о творческом развитии личности как о требовании времени. Само слово «творчество» сейчас входит в десятку наиболее употребительных слов. Дошкольное детство одна из первоначальных ступеней развития творческого потенциала личности. Дошкольник – открыт миру, доверчив, эмоционален, стремиться быть самостоятельным (желание быть похожим на взрослых), склонен к подражанию, стремиться познать окружающий мир. Кроме того в дошкольном детстве активно развивается воображение.
В продуктивных видах деятельности создаются наиболее благоприятные условия для развития творческого потенциала дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hod_konferentsii.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
СЛАЙД 1 (тема конференции)
Добрый день уважаемые коллеги!!!
Я рада приветствовать Вас в нашем дошкольном учреждении на методической конференции по теме: «Современные подходы
к формированию художественно-творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности».
Мы собрались с вами из разных учреждений нашего района. Для плодотворной и успешной работы предлагаю вам познакомиться друг с другом.
1. Знакомство. Метод «Зодиак» (10 мин.)
Цель: познакомить участников друг с другом, создать непринуждёную, творческую обстановку.
Материалы: на ватмане изображены знаки зодиака по кругу, звёздочки 2-4 цветов.
Проведение:
Ведущий выбирает знак зодиака и предлагает всем, кто родился под этим знаком назвать своё имя. Имена записываются таким образом, чтобы во внутреннем круге были знаки зодиака, а во внешнем – имена участников. Назвавший своё имя, получает звезду.
Подводя итог знакомству, модератор делает вывод, что знаки зодиака все разные, имеют свои отличительные особенности, но для гармонии и целостности важен каждый знак. Так и люди все разные, но каждый из нас уникален, мнение и участие каждого важно, иначе результат не будет полноценным.
Инструкция модератора:
На нашем звёздном небе «зажглись» созвездия. Сейчас я буду называть знак зодиака, а тот, кто родился под этим знаком, назовёт своё имя (участник называет имя и получает звезду).
Все знаки зодиака разные, имеют свои отличительные особенности, но для гармонии и целостности важен каждый знак. Так и люди все разные, но каждый из нас уникален, мнение и участие каждого важно, иначе результат не будет полноценным.
Я предлагаю по приветствовать друг друга.
2.Приветствие. Метод «Путеводная звезда» (5 мин.)
Цель: поприветствовать друг друга, разделиться на группы.
Материалы: звёзды по количеству участников, ручки.
Проведение:
Ведущий предлагает участникам на звёздах написать приветствия для коллег. По сигналу (музыка) участники передают звёзды по часовой стрелке по кругу, когда музыка останавливается – останавливается движение звёзд. Каждый участник получает звезду-приветствие определённого цвета, озвучивает её.
Инструкция модератора:
Мы познакомились, и у каждого из вас в руке осталась маленькая звёздочка. Я предлагаю написать на этой звёздочке пожелание для своих коллег.
Теперь, встав в круг, мы отправим наши звёзды-пожелания в путешествие по млечному пути. Для этого под звуки музыки необходимо передавать звёзды по часовой стрелке по кругу. Когда музыка остановится – остановится и движение звёзд. И та звезда, которая окажется у вас в руках, станет вашей путеводной звездой на нашем семинаре (передаём звёзды, пока звучит музыка).
Прочтите те пожелания, которые вам отправили коллеги и разделитесь на команды в зависимости от цвета звезды.
Исходя из темы нашей конференции нам необходимо сформулировать цель.
3. Целеполагание. Метод «Частное и целое» (5 мин.)
Цель: сформулировать цели предстоящего мероприятия.
Материалы: пазлы 4 цветов, центровой вкладыш с темой семинара.
Проведение:
Каждой команде предлагается выработать цель присутствия на меропритятии. Затем цели записать на предложенных пазлах (по цвету команд) и разместить свой пазл на магнитной доске в соответствующем секторе. В центр выкладывается пазл с темой конференции.
Инструкция модератора:
Каждый из нас пришёл сегодня на семинар с определённой целью. Сейчас мы предлагаем каждой команде выработать одну единую цель, объединяющую всех участников. Цель необходимо записать на цветном пазле и озвучив прикрепить к магнитной доске в соответствующем секторе.
Все цели, определённые командами, мы постараемся реализовать в ходе нашего меропрития.
СЛАЙД 2 (цель конференции)
4. Выяснение опасений. Метод «Хранилище забот» (5 мин.)
Цель: обратить внимание на опасения участников, принять их и частично проработать.
Материалы: стикеры по количеству участников, ватман с изображением ячеек.
Проведение:
Ведущий предлагает каждому участнику написать заботы, отвлекающие от работы мысли на стикере и прикрепить его в понравившейся ячейке на ватмане.
Инструкция модератора:
Иногда проходит много времени, прежде чем мы включаемся в работу. Возможно, мы ещё вспоминаем о том, где были до прихода сюда, или мысленно уже перенеслись в будущее. Наверное, у каждого есть мысли, отвлекающие его от обучения и ограничивающие внимание. Наша работа пройдёт легче и спокойнее, если мы, хотя бы на время освободимся от забот, посторонних мыслей, снимем тревогу. Для этого напишите свои заботы на стикерах и разместите в «Хранилище забот» (плакат на стене). После окончания мероприятия у вас будет возможность их забрать.
5.Выяснение ожиданий. Метод «Интервью партнёров» (10 мин.)
Цель: конкретизировать ожидания участников.
Материалы: таблицы по числу участников, ручки.
Таблица.
Ваши ожидания от семинара | Имя участника |
Получить новый блок интересной информации | |
Использовать возможности для творческого роста и самореализации | |
Использовать возможность проявления профессиональной компетенции | |
Актуализировать полученную информацию в соответствии с новыми целями образования | |
Свой вариант: |
Проведение:
Участники получают бланк с «ожиданиями», в котором отмечают то «ожидание», которое соответствует им. Хаотично двигаясь по залу, в ходе интервью заполняют правую колонку своей таблицы: напротив своего «ожидания» вписывают имена коллег, которые выбирают такое же.
Далее заполненные бланки вывешиваются на стенде. Модератор подводит итог.
Инструкция модератора:
Начиная любое дело, человек ждёт определённых результатов. Мы предлагаем выяснить ожидания участников конференции при помощи интервью. Каждый участник получает бланк, в котором слева указаны ожидания, а справа пустые клеточки. Вам необходимо выбрать из предложенных вариантов тот, который подходит именно вам и каким-либо образом отметить (галочкой, точечкой или др.). Далее (пока звучит музыка) вы среди присутствующих находите коллег с идентичными «ожиданиями». Опросить нужно не менее 5 человек. После опроса свои бланки вывешиваете на доске. Проанализировав ваши ожидания мы можем сделать вывод о том, что сегодня каждый из нас хотел бы получить информацию, которая может быть использована в воспитательно - образовательном процессе по художественно – эстетическому развитию детей в вашем дошкольном учреждении.
Инпут. Выступление старшего воспитателя Шивараковой Р.Е. по теме конференции. (15-20 мин.)
Тема: Современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности.
Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами обсудим современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности.
Сегодня много говориться о творческом развитии личности как о требовании времени. Само слово «творчество» сейчас входит в десятку наиболее употребительных слов. Дошкольное детство одна из первоначальных ступеней развития творческого потенциала личности. Дошкольник – открыт миру, доверчив, эмоционален, стремиться быть самостоятельным (желание быть похожим на взрослых), склонен к подражанию, стремиться познать окружающий мир. Кроме того в дошкольном детстве активно развивается воображение.
В продуктивных видах деятельности создаются наиболее благоприятные условия для развития творческого потенциала дошкольников.
Слайд 3: Прежде чем мы начнём совместное обсуждение хотелось бы привести слова профессора, доктора философии Бориса Астафьева
Ребёнок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной
степени, становится другим, чем ребёнок, подражающий действиям других.
Хотелось бы уточнить те понятия, о которых сегодня пойдёт речь.
Художественное творчество
Способности
Продуктивные виды деятельности
Как вы думаете изобразительное искусство и художественное творчество – это одно и тоже?
Какое понятие шире?
Слайд 4
Художественное творчество – это деятельность, связанная с эстетическим познанием и преобразованием окружающего мира по законам гармонии.
Изобразительное искусство – это вид художественного творчества, целью которого является воспроизводство окружающего мира.
Давайте уточним, что такое способности?
Слайд 5 Способности – это индивидуальные особенности личности, которые обеспечивают сравнительную лёгкость и высокое качество овладения определённой деятельностью.
Врождённые ли это качества?
Это не врождённые качества они существуют только в процессе развития и не могут развиваться вне конкретной деятельности.
То есть говорить о том, что я не умею рисовать и при этом не рисовать это не верно. Способности развиваются только в процессе конкретной деятельности.
И ещё одно понятие, которое надо конкретизировать – это продуктивные виды деятельности. Что такое продуктивная деятельность детей?
Слайд 6 Продуктивная деятельность детей - в дошкольном образовании – деятельность детей под руководством взрослого (чем старше ребёнок, тем он самостоятельнее), в результате которой появляется определенный продукт.
В какой образовательной области представлены продуктивные виды деятельности в программе «От рождения до школы»?
Какими модулями?
Слайд 7 В данной таблице представлены два модуля программы «Изобразительная деятельность», которая включает в себя: рисование, лепку, аппликацию и прикладное творчество (художественный труд). И конструктивно – модельную деятельность, которая включает в себя конструирование из строительного материала и конструирование из деталей конструктора.
В некоторых источниках (Куцакова, Лыкова, Нечаева) можно встретить формулировку «конструктивная деятельность», которая включает в себя конструирование из различных материалов и конструктора.
Что же такое детское творчество?
Слайд 8 Детское творчество - процесс создания субъективно нового для ребенка продукта, в который он вложил свои знания, эмоциональное отношение к изображаемому, применив (усвоенные им на занятиях под руководством педагога или найденные самостоятельно) изобразительно-выразительные средства.
Слайд 9 Для изобразительной деятельности необходимо развивать:
- Эстетическое восприятие. Учить их видеть эстетические свойства предметов, разнообразие и красоту формы, сочетание цветов и оттенков, т.е. обогащение сенсорного опыта.
- Образное мышление. Известно, что наглядно-образное мышление опирается на зрительные представления и их трансформацию как средства решения мыслительной задачи.
- Воображение. Без которого невозможна ни одна художественно-творческая деятельность. Воображение педагог развивает средствами самой деятельности, соответственно придумывая темы рисунков, лепки, аппликации.
- Эмоциональное отношение к объектам эстетического характера.
Эмоциональное отношение к художественной деятельности – это важнейший фактор формирования у детей художественно – творческих способностей и эстетического воспитания вообще.
- Владение способами деятельности. Только овладев способами деятельности, ребёнок чувствует себя свободно и независимо в творческих проявлениях.
Все выделенные психические процессы – восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к художественной деятельности – составляют базу каждого вида художественной деятельности. Развитие их у детей в одной какой-либо деятельности положительно сказывается на овладении другой, обогащает опыт, вызывает более глубокие чувства и эмоции.
Слайд 10
Далее раскроем современные подходы к организации продуктивных видов деятельности.
Во – первых: образовательная деятельность строится на принципах интеграции и комплексно-тематического принципа построения воспитательно-образовательного процесса.
Принцип интеграции предполагает объединение нескольких образовательных областей для решения поставленных задач.
Комплексно – тематический принцип построения воспитательно-образовательного процесса способствует накоплению сенсорного, эмоционального опыта. Позволяет ребёнку прочувствовать тему, с разных сторон, через разные виды деятельности.
Слайд 11
Во – вторых, педагогическое взаимодействие, является важнейшим условием проявления творческих предпосылок.
Создание творческой атмосферы, доброжелательность, психологический комфорт. Всё это способствует проявлению самостоятельности и инициативности на занятиях.
Исключить из занятия пошаговое повторение изображения за воспитателем!!!
Нарисовать с воспитателями «Солнышко» (по показу воспитателя)
Вариативная методика: вариативный наглядный ряд и работа с ним перед занятием и вовремя него; вариативный показ техники рисования (лепки, аппликации).
Нарисовать солнышко с помощью вариативной методики
Привести, пример занятия «Пушистая чародейка зима!» (прочитать)
Слайд 12
В – третьих, большая роль отводится эстетизации окружающей среды. Создать условия для самостоятельного и совместного изучения объектов природы, искусства; для самостоятельной изобразительной деятельности.
Выставка детских рисунков.
Слайд 13
В - четвёртых, освоение нетрадиционных техник изображения. Плюс данных технологий, заключается в том, что взрослый даёт только технику выполнения работы. Всё остальное ребёнок додумывает сам.
Слайд, 14
В - пятых, педагог сам должен быть увлечённым человеком, творческой личностью.
Привести в пример Притчу
Однажды Мудрец напомнил учителю, что тот должен сделать ребенка крылатым.
- Как я сделаю его крылатым, если я сам хожу по земле? - изумился педагог.
Но спустя некоторое время, Мудрец увидел, как по небу летит мальчик, а за ним еле поспевает крылатый учитель. Они спустились к Мудрецу, и учитель начал расхваливать крылья мальчика, любовно гладя их руками.
- Но твои крылья нравятся мне больше! - сказал Мудрец педагогу.
(Ш.Амонашвили)
Слайд 15
Взаимодействие с родителями. Очень важное условие.
Для привлечения родителей к развитию художественно-творческих способностей можно использовать такие формы работы как организация родительских собраний, мастер классы для родителей и детей, может быть даже организованные родителями, привлечение родителей к участию в выставках, конкурсах, к оформлению территории детского сада.
Как, по - вашему, мнению, все ли подходы нами раскрыты. Что бы вы ещё добавили к уже сказанному? (если есть желающие выступить выслушать)
На этом теоретическая часть заканчивается, давайте перейдем к практической части.
В практической части нашей методической конференции я предлагаю Вам посмотреть Сказку – драматизацию «Теремок» детьми 2 младшей группы воспитатель Краснова Валентина Михайловна.
(конспект прилагается)
Затем пройти в среднюю группу для просмотра интегрированного занятия по художественно-эстетической деятельности по теме: «Путешествие в весенний лес» воспитатель Саяпина Наталья Викторовна. (конспект прилагается)
Затем мы поднимемся в зал для Мастер- класс по теме «Рисование без кисточки» проведет Тупицына Татьяна Владимировна (конспект прилагается)
Деловую игру по теме «Знатоки искусства» с вами проведут педагоги Шиваракова Раиса Евгеньевна и Теймурова Александра Александровна
(конспект прилагается)
Проработка 1. Метод «Обмен впечатлениями». (15 мин.)
В ходе сегодняшней конференции вы познакомились с опытом работы коллег. Теперь мы предлагаем обсудить наиболее существенные моменты из выступлений. (Выступление коллег)
Рефлексия «Уборка в офисе» (5 мин.)
Цель: подведение итогов работы, определение каждым участником того, что было полезно, а что оказалось бесполезным.
Материал: три больших листа с изображением чемодана, кофемолки и мусорного ведра.
Проведение:
К стене прикрепляются три больших листа, на которых нарисованы чемодан, кофемолка и мусорное ведро. Каждый участник получает по одному стикеру. Участники прикрепляют свой стикер в зависимости от связи:
на чемодан, если участник вынес из семинара важные моменты, которые хотел бы забрать с собой и использовать в своей дальнейшей работе;
на мусорное ведро – если материал оказался ненужным, бесполезным;
на кофемолку – если материал был интересным, но пока участник не готов к применению его в своей работе, или его нужно доработать, додумать.
Инструкция модератора:
Для того, чтобы подвести итоги нашей встречи, мы предлагаем вам отметить стикерами тот предмет, который, по вашему мнению, символизирует результат работы:
· на чемодан, если вы вынесли из семинара важные моменты, которые хотели бы забрать с собой и использовать в своей дальнейшей работе;
· на мусорное ведро – если материал для вас оказался ненужным, бесполезным;
· на кофемолку – если материал был интересным, но пока вы не готовы к применению его в своей работе, или его нужно доработать, додумать.
На этом наша методическая конференция заканчивает свою работу, надеюсь, что наша встреча носила продуктивный характер, и вы сможете использовать в своей работе материал, предложенный нашими педагогами. Спасибо за приятное, тесное и продуктивное сотрудничество. Творческих Вам успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта"Развитие художественно-творческих способностей дошкольника через внедрение продуктивных видов деятельности"
Презентация содержит актуальность, цель,задачи проекта. Также проект включает план реализации и ожидаемый результат....
Современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности
Данная статья раскрывает современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников....
«Современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности»
Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, преобразует представления памяти, тем самым обеспечивая создани...
«Формирование художественно-творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности»
Презентация о значении продуктивных видов деятельности в формировании художественной творческих способностей детей...
Семинар-практикум для педагогов «Современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников»
Семинар-практикум для педагогов «Современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников»...
"Современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности"
Сегодня много говориться о творческом развитии личности как о требовании времени. Само слово «творчество», по данным контент-анализа, сейчас входит в десятку наиболее употребительных слов ...
Семинар-практикум «Современные подходы к формированию художественно творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности».
Цель: активизация творческого потенциала педагогов, расширение знаний о методах и приемах работы с детьми по развитию творческих способностей воспитанников.Задачи: повышение компетентности педагогов в...