Программа по коррекции и развитию социально-эмоциональной сферы детей 5-7 лет
рабочая программа по психологии (подготовительная группа)

Иксанова Яна Валерьевна

В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребенка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. Как справедливо указывали Л. С. Выготский и А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем ― эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

Умственное развитие ребенка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Маленькие дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми.

Всем известно, что дети эгоцентричны, поэтому так важно научить ребенка смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника. Обучая ребенка «взгляду со стороны», мы тем самым помогаем ему по-другому взглянуть на себя, по-иному оценить собственные мысли, чувства и поведение. Так ребенок получает возможность более полно и адекватно выразить себя через общение.

Однако ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка ― это телевизор или компьютер, а любимое занятие ― просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы.

Для решения этой задачи и создана данная программа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Города Калининграда

Центр развития ребенка – детский сад № 107

ПРОГРАММА

ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ

 ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ

Программу разработала

Педагог-психолог высшей квалификационной категории

Иксанова Я.В.

Пояснительная записка.

Направленность программы: социально-педагогическая

Актуальность программы. 

В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребенка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. Как справедливо указывали Л. С. Выготский и А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем ― эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

Умственное развитие ребенка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Маленькие дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми.

Всем известно, что дети эгоцентричны, поэтому так важно научить ребенка смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника. Обучая ребенка «взгляду со стороны», мы тем самым помогаем ему по-другому взглянуть на себя, по-иному оценить собственные мысли, чувства и поведение. Так ребенок получает возможность более полно и адекватно выразить себя через общение.

Однако ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка ― это телевизор или компьютер, а любимое занятие ― просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы.

Для решения этой задачи и создана программа работы по развитию эмоциональной сферы «Давай познакомимся!».

Предлагаемая программа рассчитана на работу с детьми 5―6 лет. Программа работы по эмоциональному развитию состоит из 22 занятий и рассчитана на один год.  

     Занятия с подгруппой детей (6―8 человек) проводятся один раз в неделю, их продолжительность составляет от 25-30 минут в течение . Занятия проводятся в кабинете психолога или в помещении группы детского сада, в котором участники могут свободно располагаться и передвигаться.

 Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. Для этого в основном используются:

  •  развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые, игры на развитие навыков общения);
  • упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера, на мышечную релаксацию);
  •  этюды;
  •  рассматривание рисунков и фотографий;
  •  чтение художественных произведений;
  •  рассказ психолога и рассказы детей;
  •  сочинение историй;
  •  беседы;
  •  моделирование и анализ заданных ситуаций;
  •  слушание музыки;
  •  рисование;
  •  мини-конкурсы, игры-соревнования.

                Во время занятий дети сидят в кругу ― на стульчиках или на ковре. Форма круга создает ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей. В начале и в конце занятий может использоваться какая-либо ритуальная игра, упражнения для настроя детей. Почти каждое занятие завершается созданием детьми какого-либо рисунка в индивидуальных альбомах. Детский рисунок ― итог работы на занятии, который объединяет в себе все эмоции, впечатления, знания и умения, полученные в ходе занятия.

Основные формы и методы, используемые в программе: наглядный, игровой, словесный, практический.

В ожидаемом результате предполагается, что дети будут знать: 

  • Что означают их имена;
  • Что такое «мужественность» и «женственность», понимать особенности общения с партнерами противоположного пола;
  • Об относительности в оценке чувств;
  • О связи и взаимосвязи человека и животного;
  • Какие существуют особенности общения различных животных между собой;
  • Историю собственной семьи.

Уметь:  

  • Понимать свою индивидуальность, свой внешний и внутренний мир;
  • Устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и решать конфликтные ситуации, находить компромиссные решения;
  • Выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, пантомимику, интонацию;
  • Понимать своего собеседника по выражению его лица, позе, эмоциям, жестам;
  • Рисовать пиктограммы, обозначающие различные эмоции;
  • Переносить доброту, чуткость, бескорыстие из мира животных в общение с людьми;
  • Принимать гостей у себя дома;
  • Общаться, несмотря на разницу желаний и возможностей, высказывать свое мнение о друзьях, замечая их хорошие и плохие поступки;
  • Оказывать помощь другим детям в трудной ситуации;
  • Рисовать свое генеалогическое древо.

Формы подведения итогов реализации программы: презентация, мастер-класс для педагогов и родителей.

Цель программы - повысить осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие его личности, эмоциональный комфорт.

Задачи программы.

1) способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения;

2) развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе;

3) помогать ребенку прожить определенное эмоциональное состояние; объяснить, что оно означает, и дать ему словесное обозначение;

4) учить ребенка выражать свою любовь к близким, воспитывать интерес к истории его семьи;

5) воспитывать заботливое отношение к животным, учить понимать их настроение;

6) вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения;

7)  корректировать его нежелательные черты характера и поведения;

8) развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения к каждому занятию прилагается домашнее задание для совместного выполнения ребенком и родителями.

Учебно-тематический план

№ п/п

Месяц

Раздел

Количество

Занятий

Количество

Часов

1.

Октябрь

Диагностический

30 дней (ежедневно)

30 часов

2.

Ноябрь

 «Я и Я»

Задачи: способствовать самопознанию ребенка, учить описывать свои желания и чувства, учить осознавать свои физические и эмоциональные ощущения, помогать ребенку поверить в свои силы, гармонизировать потребности ребенка в социальном признании.

4 занятия

2 часа

3.

Декабрь-январь

«Я и другие»

Задачи: расширить представления детей о различных способах коммуникации с окружающими; дать детям дополнительные сведения о важности и значимости органов чувств, памяти, внимания, эмоций, жестов и движений в процессе общения; сформировать позитивное отношение к сверстникам; учить детей понимать собеседника по выражению лица, положению тела, жестам, проявлениям эмоций, а также выражать свои эмоциональные реакции, мысли и чувства; учить понимать различия между мальчиками и девочками в основных чертах характера и поведения.

5 занятий

2 часа 30 минут

4.

Январь - март

«Я и мои эмоции»

Задачи: познакомить  детей с эмоциями радости, удивления, страха, гнева, горя; расширять представления детей об этих эмоциях, предлагая сравнивать их; учить понимать свои чувства и чувства других людей, рассказывать об этом; учить контролировать свои эмоции.

7 занятий

3 часа

30 минут

5

Март

«Я и животные»

Задачи: закреплять знания детей о внешнем виде, повадках животных; продолжать воспитывать заботливое отношение к животным, сострадание к бездомному животному;  продолжать учить подражать характерным движениям, позе, эмоциональным реакциям животных и видеть их аналоги в человеческом поведении.

2 занятия

1 час

6.

Март-апрель

«Я и моя семья»

Задачи: учить видеть достоинства и недостатки собственного поведения и поведения окружающих взрослых; формировать у детей «кодекс чести», умение поступать по справедливости, подчинять свои желания общим интересам; дать представление о важности и значимости различных профессий (на примере родителей); продолжать учить детей проявлять уважение, доверие, взаимопонимание и взаимопомощь, заботливое отношение к членам семьи.

2 занятия

1 час

7.

Апрель

Итоговые годовые занятия

2 занятия

1 час

8.

Май

Диагностический

30 дней (ежедневно)

30 часов

                                     ИТОГО:          

22 занятия

11 часов

Содержание изучаемого курса.

1 . «Диагностический» (подготовительный).

   Использовалось наблюдение, беседы с педагогами и родителями, диагностические методики, направленные на изучение межличностных отношений в системе ребенок-ребенок, уровня тревожности, особенностей эмоционально личностной сферы.

2 раздел. «Я и Я»

   В этом разделе собраны игры и упражнения, направленные на развитие навыков самообладания и самоанализа, внимания к самому себе, к своим переживаниям и желаниям; способности различать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, пол), свои мышечные и эмоциональные ощущения.

3 раздел. «Я и другие»

   В этом разделе представлены игры и упражнения, натравленные на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей; на формирование внимательного отношения к людям и друг к фугу; развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что кроме речевых существуют и другие средства общения.

4 раздел. «Я и мои эмоции»

Здесь содержатся игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, опознавание своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций окружающих и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.

6 раздел. «Я и животные».

Здесь собраны игры и упражнения, направленные на развитие умения видеть отличия человека от животного, особенности общения разных животных между собой; умения изображать животных, используя различные выразительнее средства; умения переносить все хорошее из мира животных в общение с людьми; на снятие страха перед животными.

7 раздел. «Я и моя семья».

В этом разделе собраны игры и упражнения, направленные на осознание ребенком своего места в семье и понимание внутрисемейных отношений; на осознание себя как полно- равного, принимаемого и любимого домочадцами члена семьи; на развитие интереса к истории своей семьи.

8. «Итоговые годовые занятия».

Для итоговых занятий подобраны игры и упражнения, направленные на повторение знаний и закрепление умений и навыков, полученных детьми в течение года, принятие ребенком самого себя и оптимизации самооценки ребенка.

Материально-техническое обеспечение программы.

  • мяч;
  • альбомы и цветные карандаши (по количеству детей);
  • зеркало;
  • магнитофон;
  • кассеты с разной музыкой;
  • ковер или подушки для сидения.

Литература.

1. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. Екатеринбург, 1997.

2. Казанский О.А. Игры в самих себя. М., 1995.

3.  Калинина Р.Р. В гостях у Золушки. Псков, 1997.

4. Клюева Н.В.,  Касаткина Ю.В. Учим детей общению: характер, коммуникативность. Ярославль, 1997.

5. Князева О.Л., Стеркина Р.Б.  Я, ты, мы:  Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию

6.Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет: Пособие для практических работников детских садов/Автор-составитель И.А.Пазухина – СПб, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей 5-8 лет средствами арттерапии «В стране волшебной чувств…»

Данная программа рассчитана на работу с детьми, имеющими высокий уровень тревожности и  различные страхи. Как правило, это характерно для детей в возрасте от 4 до 12 лет. Система занятий предназн...

"Озорник" программа направлена на коррекцию и развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.

Развитие эмоционально-волевой сферы является актуальным, так как ребенок в своих поступках руководствуется в первую очередь не сознанием того, что можно, нужно или хорошо сделать, а стремлением действ...

Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей и детей-сирот.

Данная презентация была подготовлена для Второго форума практикующих психологов Магаданской области  и являлась частью проводимого мною мастер-класса на данном мероприятии, проходившем с 28 по 29...

Сводная таблица результаты освоения младшими детьми программы по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы

Сводная таблица по освоению программы по развитию эмоционально-волевой сферы...

Презентация к педсовету : "Развитии социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста"

Презентация к педсовету : "Развитии социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста"...

Мастер-класс для педагогов на тему: "Развитие социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста"

Цель: Создать условия для формирования знаний у педагогов о последовательности действий, методов, приемов и форм в развитии социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. Повышение ...