Программа по коррекции и развитию социально-эмоциональной сферы детей 5-7 лет
рабочая программа по психологии (подготовительная группа)
В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребенка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. Как справедливо указывали Л. С. Выготский и А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем ― эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.
Умственное развитие ребенка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Маленькие дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми.
Всем известно, что дети эгоцентричны, поэтому так важно научить ребенка смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника. Обучая ребенка «взгляду со стороны», мы тем самым помогаем ему по-другому взглянуть на себя, по-иному оценить собственные мысли, чувства и поведение. Так ребенок получает возможность более полно и адекватно выразить себя через общение.
Однако ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка ― это телевизор или компьютер, а любимое занятие ― просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы.
Для решения этой задачи и создана данная программа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_korrektsii_i_razvtiyu_sotsialno-emotsionalnoy_sfery_detey_5-7_let.docx | 27.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Города Калининграда
Центр развития ребенка – детский сад № 107
ПРОГРАММА
ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ
ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ
Программу разработала
Педагог-психолог высшей квалификационной категории
Иксанова Я.В.
Пояснительная записка.
Направленность программы: социально-педагогическая
Актуальность программы.
В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребенка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. Как справедливо указывали Л. С. Выготский и А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем ― эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.
Умственное развитие ребенка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Маленькие дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми.
Всем известно, что дети эгоцентричны, поэтому так важно научить ребенка смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника. Обучая ребенка «взгляду со стороны», мы тем самым помогаем ему по-другому взглянуть на себя, по-иному оценить собственные мысли, чувства и поведение. Так ребенок получает возможность более полно и адекватно выразить себя через общение.
Однако ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка ― это телевизор или компьютер, а любимое занятие ― просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы.
Для решения этой задачи и создана программа работы по развитию эмоциональной сферы «Давай познакомимся!».
Предлагаемая программа рассчитана на работу с детьми 5―6 лет. Программа работы по эмоциональному развитию состоит из 22 занятий и рассчитана на один год.
Занятия с подгруппой детей (6―8 человек) проводятся один раз в неделю, их продолжительность составляет от 25-30 минут в течение . Занятия проводятся в кабинете психолога или в помещении группы детского сада, в котором участники могут свободно располагаться и передвигаться.
Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. Для этого в основном используются:
- развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые, игры на развитие навыков общения);
- упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера, на мышечную релаксацию);
- этюды;
- рассматривание рисунков и фотографий;
- чтение художественных произведений;
- рассказ психолога и рассказы детей;
- сочинение историй;
- беседы;
- моделирование и анализ заданных ситуаций;
- слушание музыки;
- рисование;
- мини-конкурсы, игры-соревнования.
Во время занятий дети сидят в кругу ― на стульчиках или на ковре. Форма круга создает ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей. В начале и в конце занятий может использоваться какая-либо ритуальная игра, упражнения для настроя детей. Почти каждое занятие завершается созданием детьми какого-либо рисунка в индивидуальных альбомах. Детский рисунок ― итог работы на занятии, который объединяет в себе все эмоции, впечатления, знания и умения, полученные в ходе занятия.
Основные формы и методы, используемые в программе: наглядный, игровой, словесный, практический.
В ожидаемом результате предполагается, что дети будут знать:
- Что означают их имена;
- Что такое «мужественность» и «женственность», понимать особенности общения с партнерами противоположного пола;
- Об относительности в оценке чувств;
- О связи и взаимосвязи человека и животного;
- Какие существуют особенности общения различных животных между собой;
- Историю собственной семьи.
Уметь:
- Понимать свою индивидуальность, свой внешний и внутренний мир;
- Устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и решать конфликтные ситуации, находить компромиссные решения;
- Выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, пантомимику, интонацию;
- Понимать своего собеседника по выражению его лица, позе, эмоциям, жестам;
- Рисовать пиктограммы, обозначающие различные эмоции;
- Переносить доброту, чуткость, бескорыстие из мира животных в общение с людьми;
- Принимать гостей у себя дома;
- Общаться, несмотря на разницу желаний и возможностей, высказывать свое мнение о друзьях, замечая их хорошие и плохие поступки;
- Оказывать помощь другим детям в трудной ситуации;
- Рисовать свое генеалогическое древо.
Формы подведения итогов реализации программы: презентация, мастер-класс для педагогов и родителей.
Цель программы - повысить осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие его личности, эмоциональный комфорт.
Задачи программы.
1) способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения;
2) развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе;
3) помогать ребенку прожить определенное эмоциональное состояние; объяснить, что оно означает, и дать ему словесное обозначение;
4) учить ребенка выражать свою любовь к близким, воспитывать интерес к истории его семьи;
5) воспитывать заботливое отношение к животным, учить понимать их настроение;
6) вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения;
7) корректировать его нежелательные черты характера и поведения;
8) развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения к каждому занятию прилагается домашнее задание для совместного выполнения ребенком и родителями.
Учебно-тематический план
№ п/п | Месяц | Раздел | Количество Занятий | Количество Часов |
1. | Октябрь | Диагностический | 30 дней (ежедневно) | 30 часов |
2. | Ноябрь | «Я и Я» Задачи: способствовать самопознанию ребенка, учить описывать свои желания и чувства, учить осознавать свои физические и эмоциональные ощущения, помогать ребенку поверить в свои силы, гармонизировать потребности ребенка в социальном признании. | 4 занятия | 2 часа |
3. | Декабрь-январь | «Я и другие» Задачи: расширить представления детей о различных способах коммуникации с окружающими; дать детям дополнительные сведения о важности и значимости органов чувств, памяти, внимания, эмоций, жестов и движений в процессе общения; сформировать позитивное отношение к сверстникам; учить детей понимать собеседника по выражению лица, положению тела, жестам, проявлениям эмоций, а также выражать свои эмоциональные реакции, мысли и чувства; учить понимать различия между мальчиками и девочками в основных чертах характера и поведения. | 5 занятий | 2 часа 30 минут |
4. | Январь - март | «Я и мои эмоции» Задачи: познакомить детей с эмоциями радости, удивления, страха, гнева, горя; расширять представления детей об этих эмоциях, предлагая сравнивать их; учить понимать свои чувства и чувства других людей, рассказывать об этом; учить контролировать свои эмоции. | 7 занятий | 3 часа 30 минут |
5 | Март | «Я и животные» Задачи: закреплять знания детей о внешнем виде, повадках животных; продолжать воспитывать заботливое отношение к животным, сострадание к бездомному животному; продолжать учить подражать характерным движениям, позе, эмоциональным реакциям животных и видеть их аналоги в человеческом поведении. | 2 занятия | 1 час |
6. | Март-апрель | «Я и моя семья» Задачи: учить видеть достоинства и недостатки собственного поведения и поведения окружающих взрослых; формировать у детей «кодекс чести», умение поступать по справедливости, подчинять свои желания общим интересам; дать представление о важности и значимости различных профессий (на примере родителей); продолжать учить детей проявлять уважение, доверие, взаимопонимание и взаимопомощь, заботливое отношение к членам семьи. | 2 занятия | 1 час |
7. | Апрель | Итоговые годовые занятия | 2 занятия | 1 час |
8. | Май | Диагностический | 30 дней (ежедневно) | 30 часов |
ИТОГО: | 22 занятия | 11 часов |
Содержание изучаемого курса.
1 . «Диагностический» (подготовительный).
Использовалось наблюдение, беседы с педагогами и родителями, диагностические методики, направленные на изучение межличностных отношений в системе ребенок-ребенок, уровня тревожности, особенностей эмоционально личностной сферы.
2 раздел. «Я и Я»
В этом разделе собраны игры и упражнения, направленные на развитие навыков самообладания и самоанализа, внимания к самому себе, к своим переживаниям и желаниям; способности различать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, пол), свои мышечные и эмоциональные ощущения.
3 раздел. «Я и другие»
В этом разделе представлены игры и упражнения, натравленные на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей; на формирование внимательного отношения к людям и друг к фугу; развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что кроме речевых существуют и другие средства общения.
4 раздел. «Я и мои эмоции»
Здесь содержатся игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, опознавание своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций окружающих и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.
6 раздел. «Я и животные».
Здесь собраны игры и упражнения, направленные на развитие умения видеть отличия человека от животного, особенности общения разных животных между собой; умения изображать животных, используя различные выразительнее средства; умения переносить все хорошее из мира животных в общение с людьми; на снятие страха перед животными.
7 раздел. «Я и моя семья».
В этом разделе собраны игры и упражнения, направленные на осознание ребенком своего места в семье и понимание внутрисемейных отношений; на осознание себя как полно- равного, принимаемого и любимого домочадцами члена семьи; на развитие интереса к истории своей семьи.
8. «Итоговые годовые занятия».
Для итоговых занятий подобраны игры и упражнения, направленные на повторение знаний и закрепление умений и навыков, полученных детьми в течение года, принятие ребенком самого себя и оптимизации самооценки ребенка.
Материально-техническое обеспечение программы.
- мяч;
- альбомы и цветные карандаши (по количеству детей);
- зеркало;
- магнитофон;
- кассеты с разной музыкой;
- ковер или подушки для сидения.
Литература.
1. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. Екатеринбург, 1997.
2. Казанский О.А. Игры в самих себя. М., 1995.
3. Калинина Р.Р. В гостях у Золушки. Псков, 1997.
4. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению: характер, коммуникативность. Ярославль, 1997.
5. Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Я, ты, мы: Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию
6.Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет: Пособие для практических работников детских садов/Автор-составитель И.А.Пазухина – СПб, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей 5-8 лет средствами арттерапии «В стране волшебной чувств…»
Данная программа рассчитана на работу с детьми, имеющими высокий уровень тревожности и различные страхи. Как правило, это характерно для детей в возрасте от 4 до 12 лет. Система занятий предназн...
"Озорник" программа направлена на коррекцию и развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.
Развитие эмоционально-волевой сферы является актуальным, так как ребенок в своих поступках руководствуется в первую очередь не сознанием того, что можно, нужно или хорошо сделать, а стремлением действ...
Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей и детей-сирот.
Данная презентация была подготовлена для Второго форума практикующих психологов Магаданской области и являлась частью проводимого мною мастер-класса на данном мероприятии, проходившем с 28 по 29...
Сводная таблица результаты освоения младшими детьми программы по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы
Сводная таблица по освоению программы по развитию эмоционально-волевой сферы...
Презентация к педсовету : "Развитии социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста"
Презентация к педсовету : "Развитии социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста"...
Мастер-класс для педагогов на тему: "Развитие социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста"
Цель: Создать условия для формирования знаний у педагогов о последовательности действий, методов, приемов и форм в развитии социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. Повышение ...