Роль отцов в гендерном воспитании детей дошкольного возраста.
статья по психологии
В статье можно познакоимиться с реализацией проекта «Папа-воспитатель» .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gendernoe_statya.docx | 24.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ ОТЦОВ В ГЕНДЕРНОМ ВОСПИТАНИИ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Татьяна Владимировна Сидорова, педагог-психолог, МБОУ СОШ № 6
Всем известна проблема вовлечения отцов в воспитательно-образовательный процесс. В нашем дошкольном учреждении мы решили уделить ей особое внимание. Было проведено анкетирование, опрос отцов и выявлены основные трудности. В течение года нами был разработан и осуществлялся проект «Папа-воспитатель». Он включил в себя ряд мероприятий: семинар для отцов, психологические тренинги, консультации, конкурсы по совместному творчеству отцов и детей, праздники, в которых активными участниками были мужчины, а также первичное и итоговое анкетирование.
Психологические тренинги для отцов были посвящены вопросам гендерного воспитания дошкольников и особой роли отцов в этом процессе.
Система образования в России недостаточно учитывает гендерные особенности детей. Нормы подвижности у мальчиков и девочек не соответствуют друг другу, предпочтительное время приема пищи, и ее ассортимент – различны, что ни как не отражается в режиме дня дошкольников. Различными должны быть содержание и стиль воспитания.
В период дошкольного детства особенно важно педагогам и родителям понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола.
В самый ответственный период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики в течение длительного времени пребывания в дошкольном образовательном учреждении подвергаются исключительно женскому влиянию.
Феминизированная система образования, как в ДОУ (99% - педагогический и обслуживающий персонал в детских садах - женщины), так и в семье (50% детей живут в семьях, где нет отцов) отрицательно сказывается на формировании личности ребенка, особенно это неприемлемо для мальчиков. Вот почему так важно участие отцов в воспитательном процессе. Папа – воспитывает, мама – ухаживает.
Приглашая отцов воспитанников на наши мероприятия, мы были приятно удивлены их активности, отзывчивости, готовности во всем участвовать, внимательному отношению к вопросам воспитания детей.
На психологических тренингах мы знакомили отцов с гендерными отличиями детей:
- в физическом развитии и социальном поведении;
- в интеллектуальных и визуально-пространственных способностях и уровне достижений;
- в проявлении агрессии и т.д.
Говорили о важности процесса гендерной социализации в дошкольном возрасте, где находятся его истоки, и условия, которые оказывают влияние на этот процесс.
Именно в период дошкольного детства у всех детей, происходит принятие гендерной роли:
- к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом;
- в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.
Папы имели возможность поработать в командах «Папы мальчиков» и «Папы девочек». Дискутировали и делали выводы по следующим вопросам: «Мальчики (девочки) - они какие?»; «Чему папы могут научить …?»; «Как воспитывать мальчиков (девочек)?» и т.д.
Если говорить о воспитании девочек, то независимо от возраста, им требуется больше заботы. Для папы важно дать девочке больше заботы, понимания и уважения, чтобы она могла доверять окружающим. Когда девочке плохо, она должна знать, что родители готовы окружить ее заботой. Если девочка получает необходимую ей заботу, она доверяет родителям и остается открытой. Доверчивая девочка счастлива и довольна жизнью. Для развития своих дарований и талантов девочкам необходима уверенность в близких людях. В противном случае они чувствуют себя ни на что не годными, нелюбимыми и отказываются от поддержки окружающих. Родителям следует понять, что девочки формируют позитивное представление о себе на основе внимания и заботы, которые им дарят люди.
Отцы часто дают дочерям слишком много самостоятельности и возможности обходиться без посторонней помощи, пренебрегая потребностью девочек в заботе. Если же отец слишком верит в способность дочери делать что-то самостоятельно, она может подумать, будто папа не очень о ней заботится. Девочке необходимо чувствовать, что она может доверять своим родителям, - что они всегда готовы понять ее чувства, желания и нужды. Девочкам требуется больше помощи и ободрения. Предлагая помощь девочке, отец дает ей понять, что она ему не безразлична, что он о ней заботитесь. Девочкам нужно больше внимания и признания в ответ на то, какие они есть, что они чувствуют и чего хотят. Девочки испытывают потребность в том, чтобы их любили за то, какие они есть. Хорошо, если папы восхищаются ими!
- Я тебя так люблю!
- Ты у меня просто чудо, подарок судьбы!
- Ты самая удивительная, самая прекрасная, я так тебя люблю!
- Ты украшаешь мою жизнь!
Эти и другие подобные слова ожидает услышать каждая девочка и женщина.
«...Женский пол ориентирован на выживаемость, а мужской - на прогресс».
«..Девочке необходимо чувствовать себя любимой и слышать об этом от родителей».
«...Девочки рисуют людей (чаще всего принцесс), в том числе и себя, а мальчики технику».
«...Девочки ориентированы больше - на отношения между людьми».
Для того чтобы девочка достигла здоровой гендерной идентичности, необходимы теплые и близкие отношения не только с матерью, но и с отцом, а родителям необходимо подчёркивать нежные и заботливые отношения в паре, чтобы у девочки сложились впечатления о счастливой семейной жизни.
Отцу следует находить время на общение с дочерью: показывать, что дочь отличается от него, она другого пола; но делать это он должен с уважением и благожелательностью, чтобы она поняла, что достойна любви мужчины.
Уважая личность дочери, демонстрируя удовлетворённость её поступками, отцы формируют её позитивную самооценку.
Что же относительно воспитания мальчиков, папам важно проявлять свою любовь к ним через доверие и заботу.
Доверять - значит признавать, что у ребенка все в порядке. Это вера в то, что ребенок может успешно учиться на собственных ошибках. Это готовность позволить жизни идти своим чередом, веря, что все будет хорошо. Доверять ребенку - значит верить, что он всегда делает лучшее, на что способен, даже если на первый взгляд кажется, будто это не так. Доверять - значит давать сыну свободу и пространство делать все самостоятельно.
Задача отцов - проявить по отношению к сыну больше доверия, приятия и одобрения, чтобы мотивировать его к деятельности.
Для того чтобы мальчик заботился об окружающих, его действия необходимо мотивировать успехом и поощрением. Нужно ясно давать ему знать, что он способен радовать своих родителей и радует их. Если мальчику удается доставить родителям радость, это служит ему мотивацией, чтобы и дальше вести себя соответствующим образом, в противном случае мальчик становится слабым и перестает заботиться об окружающих. Позитивное поощрение правильного поведения служит мальчику дополнительным подтверждением успеха, особенно если оно исходит от отца.
Папам в общении с сыновьями следует сдерживать эмоции, которые могут подавить их мужское начало (разговаривать, не повышая тона, спокойно). Мальчикам часто не хватает положительной мотивации: нужно не запрещать, а разрешать что-то дополнительное за хороший поступок. Отцы должны разрешать мальчикам проявлять свою эмоциональность – например, разрешать плакать (т.е. разрешать быть естественными). Папы могут помочь мальчикам организовывать режим дня и соблюдать дисциплину: это формирует его ответственность. Обязательно поощрять желание делать в доме мужскую работу вместе с папой. Учить доверять, формируя тем самым опыт его социального доверия. Использовать юмор в общении - для снижения агрессивности и страха перед ответственностью.
Мальчик - это посыл в будущее: его нужно воспринимать не только как сына, но и как будущего мужчину, защитника, главу семейства и т.п.
Мама - ЗАБОТИТСЯ, а папа - ФОРМИРУЕТ мужчину.
Целенаправленное гендерное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, повлияет на развитие личности в целом. И способствует проявлению у детей тех качеств, которые позволят им быть успешными в современном обществе.
Самая большая роль гендерного воспитания в семье сводится к тому, чтобы мужчины, не утрачивали способность играть правильную роль в семье, из главного добытчика не перевоплощались бы в главных потребителей, и не перекладывали бы лишь на женские плечи воспитание детей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Т.Н. Доронова Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. — М.: Линка – Пресс, 2009.
- В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихология – учителям, воспитателям, школьным психологам. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1998.
- Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. – СПб.: Питер, 2003.
- В.Д. Еремеева Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному, Самара: Издательство «Учебная литература» , 2005.
- Т.А. Репина Проблема полоролевой социализации детей. М.: Воронеж, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование народного фольклора в гендерном воспитании детей дошкольного возраста.
Консультация для педагогов...
Гендерное воспитание детей дошкольного возраста
В соответствии с направлениями современных подходов к дошкольному образованию гендерное воспитание – процесс, направленн...
Гендерное воспитание детей дошкольного возраста
Предлагаемый материал содержит методическую разработку семинара-практикума для педагогов ДОУ по теме "Гендерные аспекты воспитания и обучения детей дошкольного возраста", проведённого на базе нашего Д...
Роль отца в формировании личности детей дошкольного возраста
Роль отца в формировании личности детей дошкольного возраста В настоящее время проблема взаимоотношений отцов с детьми дошкольного возраста очень актуальна. В силу активн...
Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста
В современной науке используются два термина: Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...
Консультация для родителей детей средней группы “Гендерное воспитание детей дошкольного возраста”
Детско-родительский клуб «Мы вместе». Консультация для родителей на тему...
О роли семьи в гендерном воспитании ребенка дошкольного возраста.
Статья о преобладающей роли семейного воспитания в гендерной социализации дошкольника....