Консультация для родителей детей средней группы “Гендерное воспитание детей дошкольного возраста”
консультация (средняя группа) на тему
Детско-родительский клуб «Мы вместе». Консультация для родителей на тему “Гендерное воспитание детей дошкольного возраста”, с целью актуализации и уточненияя знаний родителей о гендерном воспитание, использование гендерного подхода при воспитании ребенка в семье. Повысить компетентность в вопросах полоролевого развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gendernoe_vospitinae_doshkolnikov.docx | 28.32 КБ |
buklet.docx | 118.77 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ ХМР «Детский сад «Берёзка» п. Горноправдинск»
Детско-родительский клуб «Мы вместе»
Консультация для родителей
детей средней группы «Колобок»
“Гендерное воспитание детей дошкольного возраста”
Подготовили:
Педагог-психолог Панова С.М.
Старший воспитатель Абзалова Э.М.
21 февраля 2017
Цель: Актуализация и уточнение знаний родителей о гендерном воспитание, использование гендерного подхода при воспитании ребенка в семье.
Задача: Повысить компетентность в вопросах полоролевого развития детей.
Предварительная работа:
- Анкетирование родителей.
- Подготовка видеоролика и презентации.
Наглядные пособия и материалы: компьютер; проектор, экран; презентация «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста»; бланки с заданиями; газеты, журналы, цветная бумага, карандаши, фломастеры, клей; анкеты для родителей
План проведения:
Вступление
Просмотр видеоролика.
Основная часть
Что такое гендерное воспитание?
Результаты анкетирования родителей.
Игра «Черты характерные для мальчиков и для девочек»
Педагогические ситуации.
Практическое задание.
Рефлексия
Буклеты «Рекомендации родителям по воспитанию девочек и мальчиков».
Ход мероприятия:
Вступление
- Добрый вечер уважаемые родители.
Тема нашей встречи «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста».
Прежде чем начать разговор, мы предлагаем Вам посмотреть и послушать размышления детей о принадлежности к тому или иному полу.
Видеоролик.
Детям предлагаются следующие вопросы:
1. Чем различаются мальчики и девочки?
2. Во что любят играть девочки? А мальчики?
3. Каким должен быть настоящий мужчина? А женщина?
4. Как стать настоящим мужчиной? Женщиной?
Основная часть
Песня «Гендер – что это такое?» (Слова В. Н. Ахметовой)
Гендер - что это такое?
Может, это мандарины?
Может, это чья – то шляпа?
Или чей ни будь зверек?
И зачем нам нужен гендер?
Чтобы разводить цветочки?
Рассадить их по горшочкам
Или посадить в чулок?
Гендер – это мама с папой,
Это милые детишки
Это платья и штанишки,
Гендер – это наша жизнь!
Это сила, это храбрость,
Это нежность и отважность
Очень разных двух миров.
Гендерное воспитанье
Важно для образованья.
Важно, чтобы быть счастливым
Гендер – это наша жизнь!
Для начала давайте попробуем ответить на вопрос «Что такое гендерное воспитание?»
(предположения родителей).
Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками), а существующие свойства и отношения называются гендерными.
Научно доказано, что в возрасте 2-3 лет ребенок начинает понимать, к какому полу он относится, что он либо мальчик, либо девочка и обозначает себя соответствующим образом.
В период от 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Дети понимают, что девочки становятся женщинами, а мальчики – мужчинами, и эта принадлежность к полу не измениться.
При обучении и воспитании детей важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.
Психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит:
• От отношения родителей к ребенку
• От характера родительских установок
• От привязанности матери к ребенку
• От привязанности ребенка к матери
• От роли отца в воспитании ребенка
Несомненно, для развития личности ребенка необходима здоровая психологическая атмосфера в семье.
Доказано, что у девочек и мальчиков разные потребности и особенности развития. Следовательно, воспитывать мальчиков и девочек, руководствуясь одинаковыми принципами воспитания, нельзя.
Естественно, что для каждого ребенка, независимо от его пола, самой основной потребностью является любовь родителей, выражающаяся в доверии и заботе. И доверие, и забота необходимы как мальчикам, так и девочкам, однако здесь следует учесть, что девочки в любом возрасте больше нуждаются в заботе, мальчики же, в свою очередь, в доверии со стороны родителей.
Мальчики с самого раннего возраста проявляют самостоятельность, так как маленькому мужчине очень приятно осознавать, что он что-то делает сам, без помощи мамы. Так, если вы предложите ребенку свою помощь в каком-либо деле, мальчик, скорее всего, начнет протестовать. А девочка, наоборот, принимая помощь подобного рода, будет чувствовать, что ее любят.
Ошибки воспитания
Многие родители допускают в воспитании ребенка ошибки, что может самым негативным образом отразиться на характере малыша.
Так, если вы проявляете чрезмерную заботу о мальчике, он может истолковать ваше поведение, таким образом, будто вы не верите, что он может что-то осуществить самостоятельно. Это понижает самооценку мальчика, препятствует его успешности в будущем.
Если же вы даете очень много свободы своей дочери, недостаточно заботитесь о ней, стремясь развить в ребенке самостоятельность, она может подумать, что вы просто ее не любите и отталкиваете от себя. А это, согласитесь, также не очень хорошо для эмоционального благополучия ребенка.
Таким образом, родителям следует понять, что мальчику необходима некоторая свобода действий, так у него формируется самостоятельность, чувство ответственности за собственные поступки. Девочка же нуждается в заботе и внимании, так она будет ощущать себя любимой.
Некоторые родители отрицают, что воспитывают своих сыновей и дочерей неодинаково, между тем это не так. Различия в воспитании наблюдаются в самом раннем возрасте. Особенно неодинаково к детям разного пола относятся отцы. Папа может мало общаться с ребенком на первом году его жизни, предоставляя заботы о малыше маме, а по мере взросления ребенка он более охотно и часто занимается с сыном, нежели с дочерью.
Пример родителей
На воспитание мальчиков и девочек огромное влияние оказывает пример их родителей. Если в одной семье мама ласкова и внимательна ко всем членам семьи, стремится создать уют в доме, скорее всего, дочь последует ее примеру. Для сына же важнее личный пример отца.
Кроме того, на характер ребенка оказывает влияние и поведение родителя противоположного пола. Например, женственность мамы способствует формированию мужских черт характера у сына, и наоборот.
Анкетирование проводилось с целью подготовки к консультации в вашей группе по выявлению осведомлённости родителей в вопросах гендерного (полоролевого) воспитания.
В анкетировании приняло участие 7 родителей.
- Как Вы считаете, в чём заключается роль семьи в воспитании мужских/женских качеств в ребёнке?
….
- Какова роль матери в гендерном (полоролевом) воспитании ребёнка?
…….
- Как отец влияет на гендерное (полоролевое) развитие ребёнка?
…….
- Что Вы делаете в семье, чтобы воспитать достойных мужчину/женщину, как полноценного члена общества?
…….
- Что бы Вы хотели узнать о гендерном (полоролевом) воспитании мальчиков/девочек?
……..
Мы хотим предложить Вам небольшую игру.
Игра «Черты характерные для мальчиков и для девочек»
Ведущий называет черты характера, традиционно присущие женскому и мужскому полу, родители располагают их в соответствующих колонках.
Черты характера: лидерские качества, агрессивность, порывистость, смелость, храбрость, мужественность, заботливость, ответственность, упрямство, решительность, душевность, эмоциональная чувствительность, доброта, покорность, уступчивость, кокетливость, нежность, женственность, мягкость, отзывчивость, покорность.
Обобщение:
Вы видите, что многие черты характера одинаково присущи как мальчикам, так и девочкам. Потом что современное общество требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим и т.п.), но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умения прийти на помощь, заботиться о близких.
Вопросы группам:
Первая группа: Назовите произведения, в которых воспитывают идеалы мужественности (обосновать). т.е. отражают мужские стратегии поведения, где главный герой - мужской персонаж.
Вторая группа: Назовите художественные произведения, в которых описывают идеалы женственности (обосновать). т.е. отражают женские стратегии поведения, где главная героиня - персонаж женского пола.
Третья группа: Назовите произведения направленные на формирование представлений о дружной и счастливой семье (обосновать). т.е. есть два главных героя обоих полов, где повествуется о взаимоотношениях и взаимовлиянии мужественности и женственности и их гармонизации. Осознание себя как мужчины или женщины является предтечей гармоничного союза.
«Крошечка – Хаврошечка», «Морозко», «Рукодельница и Ленивица», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван – царевич», «Царевна – лягушка», «Кощей бессмертный», «Финист – ясный сокол», «Каша из топора», «Илья Муромец», «Снегурочка», «Мальчик с пальчик», «Летучий корабль», «Сивка-бурка», «Золотая рыбка», «Гуси-лебеди», «Царевна — Несмеяна», «Сказка об Иван-царевиче, жар-птице и о сером волке», «Золотой петушок»,
Вопросы группам:
Первая группа: Как вы считаете, какую роль в гендерном воспитании ребенка играет семья?
Семья. Ребенок копирует своих родных, особенно стараясь во всем походить на родителя своего пола. Малыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научится нормально воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример.
Вторая группа: Как вы считаете, какую роль в гендерном воспитании ребенка играет педагоги детского сада?
Педагогический коллектив детского сада. Половое воспитание, прежде всего, должно быть направлено на родителей, а уж потом на детей. Педагог дает знания, отвечает на вопросы детей, касающиеся отношений полов, не стыдясь этого разговора. Гендерный подход находит свое отражение в нашем детском саду и при воспитании культурно-гигиенических навыков.
Третья группа: Как вы считаете, какую роль в гендерном воспитании ребенка играет окружение ребенка?
Окружение ребенка. Ребенку помогает осознать себя согласно своему половому признаку и действовать согласно ему все окружение. Под окружением понимаются: сверстники, взрослые, музыканты, песни которых ребенок слушает, сценаристы фильмов и мультфильмов, художники, писатели и поэты, модельеры и т.д.
Педагогические ситуации:
Педагогическая ситуация №1:
Утром 4-х летняя Марина собирается в детский сад. И вот бабушка видит, что она надевает мамину шляпу.
-Красиво? Мне идёт? - спрашивает она.
-Нет, это не красиво. «Такие шляпы носят только взрослые женщины», - говорит бабушка.
А девочка своё:
-Нет, красиво! Мне нравиться! Я в ней пойду. Мне она в пору. Тогда бабушка подает ей мамины туфли на каблуках и серьёзным тоном говорит:
-К этой шляпе нужны и туфли соответствующие. Теперь будет красиво. Марина смотрит вопросительно, серьёзность бабушкиного тона приводит девочку в недоумение. А затем она серьёзно говорит:
-Ну, бабушка, ты и смешная! Тогда надевай ты мои туфли! Обе смеются, назревающий конфликт рассеян.
Вопросы:
1. Какую психологическую особенность девочек мы наблюдаем в данной ситуации?
2. Что воспитывает бабушка у внучки данным приёмом?
3. Присутствует ли в ваших отношениях с ребёнком юмор?
4. Помогает ли он вам в воспитании сына или дочери?
Педагогическая ситуация №2:
Мать:
-Сынок, собирай игрушки, пора спать.
Сын не реагирует.
Мать: Сынок, я кому говорю. Собирай игрушки и спать! Отец, скажи ему хоть что-нибудь. Ты совсем не занимаешься воспитанием. Отец должен воспитывать сына.
Отец: А, я и не воспитатель. Пусть воспитатели детьми занимаются, им деньги за это платят. А я на работе устал.
Мать (обращаясь к сыну): Вот не будешь слушать мать, вырастешь лентяем, как твой отец!
Отец: А, будешь слушать мать, вырастешь подкаблучником.
Вопросы:
1. Кто должен заниматься гендерным воспитанием?
2. Как бы вы поступили на месте отца?
Педагогическая ситуация №3:
-Воспитатель, обращаясь к ребенку: Тебе, наверное, хочется поиграть с ребятами? Иди, поиграй.
-Нет, я их сейчас расстреляю!
Воспитатель: За что же ты их хочешь расстрелять?
-А просто так, потому что я– разбойник!
Мама: А, ему бы только стрелять, да в войну играть, другие игры его не интересуют. Боевой растет, уж слишком даже!
-А вы, видимо поощряете его в этом – заметил воспитатель, имея ввиду саблю, пистолет с пистонами, самодельный щит, лежащие в сумке матери.
-Да, конечно – он требует, приходится покупать. Он же, мальчик!
-А вы не пытались его переключить на другие игры, более спокойные? Да и игрушки бы ему другие, которые располагают к спокойным играм!
- А зачем. Пусть играет, во что хочет! Какое это имеет значение?
Вопросы:
1. В чем, по вашему мнению, значение игры для усвоения мальчиками и девочками будущих социальных ролей?
2. Какие игрушки нужны мальчикам, чтобы они выросли настоящими мужчинами? Какие игрушки нужны девочкам, чтобы они выросли хорошими мамами и хозяйками?
Практическое задание:
Подгруппе №1 собрать из разрезных частей газеты, журналов, цветной бумаги (способом обрывания) силуэт девочки, подгруппе №2 собрать также силуэт мальчика. Украсить их фломастерами, карандашами.
Рефлексия
Закончить сегодняшнюю встречу хочется словами Габриеллы Мистраль:
"Многое из того, что нам нужно,
может подождать, но не ребенок.
Ему нельзя сказать: «Жди до завтра».
Его зовут – Сегодня!!!".
Все мы хотим своим детям счастья в личной жизни. Хотим вырастить мужественных юношей и очаровательных девушек. И никак не наоборот. Наверное, нет родителей, которые бы всерьез не задумывались над проблемой полоролевого воспитания. Берегите, храните, любите своих детей.
Благодарим за активное участие и хотим Вам для руководства раздать рекомендации и советы по гендерному воспитанию детей (от авторов книги "Мальчики и девочки - два разных мира" В.Д. Еремеевой и Т.П. Хризман).
Предлагаем Вам дать оценку нашей с вами встрече, отразите, пожалуйста, на бланке определенным значком вашу оценку, мы уважаем любое ваше решение:
Предварительный просмотр:
РЕКОМЕНДАЦИИ родителям по воспитанию ДЕВОЧЕК:
• Для того чтобы девочка достигла здоровой гендерной идентичности, необходимы теплые и близкие отношения с матерью и такие же отношения с отцом, а родителям необходимо подчёркивать нежные и заботливые отношения в паре, чтобы у девочки сложились впечатления о счастливой семейной жизни.
• Отцу следует находить время на общение с дочерью: показывать, что дочь отличается от него, она другого пола; но делать это он должен с уважением и благожелательностью, чтобы она поняла, что достойна любви мужчины.
• Уважая личность дочери, демонстрируя удовлетворенность её поступками, родители формируют её позитивную самооценку.
• У мамы с дочерью должны быть свои "женские секреты": мама должна находить время для уединения с дочерью, сделать эти беседы ритуальными и традиционными.
• Настоящая забота друг о друге демонстрируется через уважение к старшему поколению.
• Мама должна привлекать дочь к "женским" домашним делам, передавая ей секреты своего мастерства.
РЕКОМЕНДАЦИИ родителям по воспитанию МАЛЬЧИКОВ:
- Папам в общении с сыновьями следует сдерживать эмоции, которые могут подавить его мужское начало (разговаривать не повышая тона, спокойно).
- Мальчикам часто не хватает положительной мотивации: нужно не ЗАПРЕЩАТЬ, а РАЗРЕШАТЬ что-то дополнительное за хороший поступок.
- Нужно разрешать мальчикам проявлять свою эмоциональность - разрешать плакать, например, (т.е. разрешать быть естественными).
- Мамам мальчиков нужно доверять мужской интуиции пап: они ЧУВСТВУЮТ, как нужно воспитывать мужчину.
- Мальчикам НУЖНО организовывать РЕЖИМ и дисциплину: это формирует его ответственность!
- Обязательно поощрять желание делать в доме мужскую работу!
- Учить доверять, формируя тем самым ОПЫТ его социальное доверия.
- Использовать юмор в общении - для снижения агрессивности и страха перед ответственностью.
- Обязательно должен быть физический, телесный контакт - для повышения самооценки мальчика.
- Мальчик - это посыл в БУДУЩЕЕ: его нужно иметь ввиду не только как сына, но и как будущего мужа, защитника и т.п.
- Мама - ЗАБОТИТСЯ, а папа - ФОРМИРУЕТ мужчину.
МКДОУ ХМР «Детский сад «Березка»
п. Горноправдинск»
«Гендерное воспитание детей дошкольного возраста»
Несколько коротких советов
(от авторов книги "Мальчики и девочки - два разных мира" В.Д. Еремеевой и Т.П. Хризман)
• Помните, что у вас появился не просто малыш, а мальчик или девочка и каждый из них нуждается в индивидуальном подходе.
• Никогда не сравнивайте разнополых детей и тем более не ставьте одних в пример другим.
• Не переусердствуйте, воспитывая как мальчика, так и девочку, дайте детям право выбора, время подумать самим.
• Не рассказывайте мальчику всего до конца, давая какое-либо задание, а девочке не забудьте на личном примере продемонстрировать то, что от неё требуется.
• Если вы пытаетесь что-то объяснить мальчику, не забывайте не только рассказывать, но и показывать.
• Пытаясь отругать за что-то девочку, сначала объясните ей, в чём она не права, а высказывать всё и сразу не спешите.
• Ругая мальчика, коротко и ясно изложите, что конкретно Вас не устраивает, иначе через некоторое время он просто перестанет Вас слышать и слушать.
• Мальчики и девочки по-разному устают: девочки истощаются эмоционально, а мальчики интеллектуально, ругать одинаково в такой ситуации бессмысленно.
• В случае неудачи не позволяйте себе нервничать, этим Вы оградите ребёнка от излишних переживаний и паники, ведь для него всё выглядит гораздо серьёзней, чем для Вас.
• Учитесь терпению, в том числе и у своего малыша.
• Постарайтесь объяснить ребёнку, что ошибаться иногда даже нужно.
• Постарайтесь понять, что ребёнок тоже личность и то, что он будет похож на Вас, совсем не обязательно.
• Помогите детям найти разгадку самостоятельно, а не преподносите её "на блюдечке", чтобы сэкономить время и силы, детям нравится сам процесс, результат для них пока на втором месте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста".
Консультация для родителей на тему: "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста"....
Консультация для родителей "Семья и физическое воспитание детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей: «Роль театра в воспитании детей дошкольного возраста»
Публикуемый материал может быть полезен не только родителям детей дошкольного возраста, но и педагогам ДОУ, так как содержит практические рекомендации по развитию артистических способностей детей....
Консультации для родителей на тему "Гендерное воспитание детей дошкольного возраста"
Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, ...
Консультация для родителей "Природа и нравственное воспитание детей дошкольного возраста"
Природа – не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей.Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ран...
консультация для родителей "Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста"
Роль родителей в воспитании детей очень важна — именно от них зависит развитие жизненного сценария подрастающего малыша.Цель воспитания - содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью...
консультация для родителей "Природа в нравственном воспитании детей дошкольного возраста"
Как развивать нравственные качества и чувства у дошкольников. Как воспитывать заботливое отношение к природе в дошкольном воз-те ....