Роль отца в формировании личности детей дошкольного возраста
статья (старшая группа) на тему
Роль отца в формировании личности детей дошкольного возраста
В настоящее время проблема взаимоотношений отцов с детьми дошкольного возраста очень актуальна. В силу активной профессиональной деятельности, занятости, зарабатывания денег для семьи, у отцов нет возможности уделять достаточное количество времени своим детям, что приводит к отдалению от детей, непониманию детских проблем.
В современной психологии к теме детско-родительских отношений в последние годы обращаются многие авторы (А. Спиваковская, А. Захарова, Ю. М. Буянова, Г. Хоментаускас, А. Фромм, Р. Снайдер и др.), но чаще психологи-практики. Родительская позиция и роль отца в формировании личности ребенка качественно и количественно изменялась и зависела от исторических установок и запросов общества.
По мнению В. Л. Ситникова, влияние отца семейства на воспитание детей признавалось представителями совершенно различных течений человеческой мысли. «Несмотря на значительно меньшее время, затрачиваемое на воспитание детей, роль отца (даже не живущих в семье или вообще отсутствующих) в развитии детей обоего пола весьма велика. Даже представления детей о том, как бы они «выглядели в глазах отца» или «что бы сказал о них отец» в той или иной ситуации, имеют значительный эффект для формирования поведения и самооценки ребенка».
А. Адлер подчеркивал роль отца в формировании у ребенка социального интереса. Во – первых, у отца должна быть позитивная установка по отношению к жене, работе и обществу. Вдобавок к этому его сформированный социальный интерес должен проявиться в отношениях с детьми. По Адлеру, идеальный отец тот, кто относится к своим детям как к равным и принимает активное участие, наряду с женой, в их воспитании. [2]
Для гармоничного формирования личности ребенку необходимы отец и мать. Ориентация ребенка на ценности своего пола чаще всего проходит в семье. Каждый из родителей несет ценностные ориентации своего пола: такие признаки, как душевность, чувственность, эмоциональность, больше присущи женщине; смелость, решительность, самообладание – признаки мужественности. Ребенок подражает всему: формам поведения, которые являются полезными для окружающих, и стереотипному поведению взрослых, являющемуся вредной социальной привычкой (брань, курение и др.). [5]
По мнению Н.С.Бурлаковой, дошкольник приписывает отцу такие социальные предикаты, как способность охранять, обладать иными способностями и являться предметом восхищения. Согласно исследованиям Т.А.Арканцевой и Е.М.Дубовской, в глазах детей отец - это сильный, смелый, уверенный, решительный, выносливый, активный и ответственный человек. По данным, полученным В.Е.Каган, у отца высоко в этом возрасте оцениваются воля, доминирование, деловая активность. Существуют данные о том, что российские дети ожидают от отца выполнения его традиционной функции; а большинство мальчиков и половина девочек обращают внимание на профессиональные успехи отца, заработки, обеспечение семьи. [3]
Российскими психологами отмечалось, что в воспитании сына отцу принадлежит особая роль. Значимость личности отца прежде всего в том, что он является для сына эталоном мужчины. Образ поведения отца, копируемые ребенком, формируют нравственный облик, способы поведения мальчика. От отца он перенимает мужественные черты, учит мужскому достоинству, рыцарству. (Островская Л.Ф. 1990).
Маленький мальчик пользуется отцовской моделью поведения. Если отец выражает свое недовольство агрессивно, его сын будет пытаться поступать подобным образом. Если отец скрывает свое раздражение под маской молчания, сын будет считать это нормой мужского поведения. Общие игры, секреты, симпатии и привязанности между отцом и сыном будут для сына гораздо лучшей моделью мужского поведения, чем прямые жесткие попытки воспитать «настоящего мужчину». Мудрое, щедрое на ласку отцовское воспитание способствует формированию более мужественных мальчиков и женственных девочек. [1]
На девочках отсутствие отца сказывается в первую очередь в подростковый период. Хорошие отцы способны помочь своим дочерям научиться взаимодействовать с представителями противоположного пола адекватно ситуации. [2]
Шнейдер Л. Б. считает, что при воспитании детей в семье необходимо создание условий для воспитания здоровой личности, для этого необходимо учитывать следующее.
— Ребенок — не просто продукт воспитательных воздействий родителей. Он активен, сам осмысляет семью и себя в ней, определяет свое поведение, отношение к семье и к себе самому. В определенной мере ребенок — воспитатель себя.
— Дети вследствие своего ограниченного опыта, своеобразного мышления иначе, чем взрослые, воспринимают и оценивают происходящее вокруг. Понять их поведение, эмоции, переживания и помочь им можно, лишь взглянув на мир их глазами.
— На детей влияют не только преднамеренные воздействия родителей, но даже в большей степени все особенности поведения родителей — в том числе ни взрослым, ни ребенком не осознаваемые [6].
Согласно Д. Виткину, говорят: мать учит ребенка жить в доме, отец помогает ему выйти в мир, другими словами, мать ответственна за эмоциональные привязанности, а отец – за эмоциональную независимость. Если же в семье происходят постоянные конфликты или же один из родителей отсутствует (физически или эмоционально), то ребенок не получает необходимого воспитания. [1]
Таким образом, в данной работе освещены основные теоретические положения по исследуемой проблеме; рассмотрены основные понятия.
1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. - Ростов н/Д: Феникс, 1998.
2. Андреева Т. В. Психология современной семьи. СПб.: Речь, 2005. – 436 с.
3. Бурлакова Н.С. Идентификация с отцовской фигурой как механизм развития самоидентичности ребенка //Семейная психология и семейная терапия. – 2004. – № 1. – С. 54-76.
4. МухинаВ.С. Детская психология. – М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000 – 352 с. (Серия «Мир психологии»).
5. Овчарова Р.В. Психология родительства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 368 с.
6. Шнейдер Л. Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. – Изд. 4-е. – М.: Академический Проект; Трикста, 2008. - 736 с. - (Gaudeamus)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsygankova_marina_mihaylovna.docx | 17.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Цыганкова Марина Михайловна
Роль отца в формировании личности детей дошкольного возраста
В настоящее время проблема взаимоотношений отцов с детьми дошкольного возраста очень актуальна. В силу активной профессиональной деятельности, занятости, зарабатывания денег для семьи, у отцов нет возможности уделять достаточное количество времени своим детям, что приводит к отдалению от детей, непониманию детских проблем.
В современной психологии к теме детско-родительских отношений в последние годы обращаются многие авторы (А. Спиваковская, А. Захарова, Ю. М. Буянова, Г. Хоментаускас, А. Фромм, Р. Снайдер и др.), но чаще психологи-практики. Родительская позиция и роль отца в формировании личности ребенка качественно и количественно изменялась и зависела от исторических установок и запросов общества.
По мнению В. Л. Ситникова, влияние отца семейства на воспитание детей признавалось представителями совершенно различных течений человеческой мысли. «Несмотря на значительно меньшее время, затрачиваемое на воспитание детей, роль отца (даже не живущих в семье или вообще отсутствующих) в развитии детей обоего пола весьма велика. Даже представления детей о том, как бы они «выглядели в глазах отца» или «что бы сказал о них отец» в той или иной ситуации, имеют значительный эффект для формирования поведения и самооценки ребенка».
А. Адлер подчеркивал роль отца в формировании у ребенка социального интереса. Во – первых, у отца должна быть позитивная установка по отношению к жене, работе и обществу. Вдобавок к этому его сформированный социальный интерес должен проявиться в отношениях с детьми. По Адлеру, идеальный отец тот, кто относится к своим детям как к равным и принимает активное участие, наряду с женой, в их воспитании. [2]
Для гармоничного формирования личности ребенку необходимы отец и мать. Ориентация ребенка на ценности своего пола чаще всего проходит в семье. Каждый из родителей несет ценностные ориентации своего пола: такие признаки, как душевность, чувственность, эмоциональность, больше присущи женщине; смелость, решительность, самообладание – признаки мужественности. Ребенок подражает всему: формам поведения, которые являются полезными для окружающих, и стереотипному поведению взрослых, являющемуся вредной социальной привычкой (брань, курение и др.). [5]
По мнению Н.С.Бурлаковой, дошкольник приписывает отцу такие социальные предикаты, как способность охранять, обладать иными способностями и являться предметом восхищения. Согласно исследованиям Т.А.Арканцевой и Е.М.Дубовской, в глазах детей отец - это сильный, смелый, уверенный, решительный, выносливый, активный и ответственный человек. По данным, полученным В.Е.Каган, у отца высоко в этом возрасте оцениваются воля, доминирование, деловая активность. Существуют данные о том, что российские дети ожидают от отца выполнения его традиционной функции; а большинство мальчиков и половина девочек обращают внимание на профессиональные успехи отца, заработки, обеспечение семьи. [3]
Российскими психологами отмечалось, что в воспитании сына отцу принадлежит особая роль. Значимость личности отца прежде всего в том, что он является для сына эталоном мужчины. Образ поведения отца, копируемые ребенком, формируют нравственный облик, способы поведения мальчика. От отца он перенимает мужественные черты, учит мужскому достоинству, рыцарству. (Островская Л.Ф. 1990).
Маленький мальчик пользуется отцовской моделью поведения. Если отец выражает свое недовольство агрессивно, его сын будет пытаться поступать подобным образом. Если отец скрывает свое раздражение под маской молчания, сын будет считать это нормой мужского поведения. Общие игры, секреты, симпатии и привязанности между отцом и сыном будут для сына гораздо лучшей моделью мужского поведения, чем прямые жесткие попытки воспитать «настоящего мужчину». Мудрое, щедрое на ласку отцовское воспитание способствует формированию более мужественных мальчиков и женственных девочек. [1]
На девочках отсутствие отца сказывается в первую очередь в подростковый период. Хорошие отцы способны помочь своим дочерям научиться взаимодействовать с представителями противоположного пола адекватно ситуации. [2]
Шнейдер Л. Б. считает, что при воспитании детей в семье необходимо создание условий для воспитания здоровой личности, для этого необходимо учитывать следующее.
— Ребенок — не просто продукт воспитательных воздействий родителей. Он активен, сам осмысляет семью и себя в ней, определяет свое поведение, отношение к семье и к себе самому. В определенной мере ребенок — воспитатель себя.
— Дети вследствие своего ограниченного опыта, своеобразного мышления иначе, чем взрослые, воспринимают и оценивают происходящее вокруг. Понять их поведение, эмоции, переживания и помочь им можно, лишь взглянув на мир их глазами.
— На детей влияют не только преднамеренные воздействия родителей, но даже в большей степени все особенности поведения родителей — в том числе ни взрослым, ни ребенком не осознаваемые [6].
Согласно Д. Виткину, говорят: мать учит ребенка жить в доме, отец помогает ему выйти в мир, другими словами, мать ответственна за эмоциональные привязанности, а отец – за эмоциональную независимость. Если же в семье происходят постоянные конфликты или же один из родителей отсутствует (физически или эмоционально), то ребенок не получает необходимого воспитания. [1]
Таким образом, в данной работе освещены основные теоретические положения по исследуемой проблеме; рассмотрены основные понятия.
1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. - Ростов н/Д: Феникс, 1998.
2. Андреева Т. В. Психология современной семьи. СПб.: Речь, 2005. – 436 с.
3. Бурлакова Н.С. Идентификация с отцовской фигурой как механизм развития самоидентичности ребенка //Семейная психология и семейная терапия. – 2004. – № 1. – С. 54-76.
4. МухинаВ.С. Детская психология. – М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000 – 352 с. (Серия «Мир психологии»).
5. Овчарова Р.В. Психология родительства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 368 с.
6. Шнейдер Л. Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. – Изд. 4-е. – М.: Академический Проект; Трикста, 2008. - 736 с. - (Gaudeamus)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль педагога в формировании личности ребенка дошкольного возраста
статья для педагогов...
Роль педагога в формировании личности ребенка дошкольного возраста.
Как измерить ответственность взрослого перед этим маленьким беззащитным человечком? Как вселить в его душу уверенность в том, что его любят и никогда ни словом, ни делом не обидят, не ранят заро...
СТАТЬЯ «Роль педагога в формировании личности ребенка дошкольного возраста»
СТАТЬЯ«Роль педагога в формировании личности ребенка дошкольного возраста»...
Доклад «Роль педагога в формировании личности ребенка дошкольного возраста»
Выступление на педагогическом совете на тему: «Роль педагога в формировании личности ребенка дошкольного возраста»...
Роль двигательной активности в формировании личности детей дошкольного возраста
laquo;Береги здоровье смолоду» — этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни. Эти мудрые слова всегда были и остаются актуальными. Ведь только зд...
Роль отцов в гендерном воспитании детей дошкольного возраста.
В статье можно познакоимиться с реализацией проекта «Папа-воспитатель» ....
«Роль семейных традиций в формировании личности детей дошкольного возраста»
Традиции с древнейших времен являются основой общественного порядка и одним из главных каналов преемственности между поколениями. Традиции могут быть разных масштабов в зависимости от количества...