семинар для педагогов «Организация инклюзивной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении»
презентация по психологии

Инна Юрьевна Боровкова

Инклюзивная среда рождается в совместной деятельности ее субъектов. К последним относятся специалисты помогающих профессий, нормативно развивающиеся дети, дети с ОВЗ, родители. Различия в психическом развитии детей с ОВЗ очень велики: от практически нормативно развивающихся детей, испытывающих временные и устраняемые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением ЦНС. Первые способны при специальной поддержке и психологическом сопровождении на равных обучаться вместе с нормативно развивающимися сверстниками – последние нуждаются в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе развития и образования. Инклюзия детей с ОВЗ в коллективы нормативно развивающихся сверстников возможна только в том обществе, которое не допускает дискриминацию инвалидов словами, отношением и действиями.Детский возраст оптимален для формирования большинства личностных качеств, лежащих в основе толерантности.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар для педагогов Организация инклюзивной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении Подготовила: педагог – психолог И.Ю.Боровкова

Слайд 2

Структура толерантности. Компоненты Когнитивный Эмоционально-волевой Мотивационный Поведенческий Содержательные характеристики компонентов - открытость новому, гибкость мышления; - адекватность самооценки; - знание особенностей детей с ОВЗ; - знание способов вступления с ними в контакт; - проявление сочувствия, поддержки и оказание им помощи; - знание правил поведения в обществе детей с ОВЗ. - умение распознавать эмоциональное состояние сверстников; - принятие детей с ОВЗ такими, какие они есть; - способность к эмпатии ; - самоконтроль и саморегуляция , умение сдерживать свои негативные побуждения; - умение регулировать свою активность. - отсутствие психологических барьеров, стереотипов и предрассудков по отношению к детям с ОВЗ; - готовность к взаимопомощи и сочувствию; - потребность к взаимодействию, сотрудничеству, признанию и уважению со стороны сверстников. - мобильность поведения, социальная активность; - легкая адаптация в инклюзивной развивающей группе; - уверенность в себе; - умение конструктивно решать проблемные ситуации.

Слайд 3

Для успешного формирования толерантности у детей дошкольного возраста необходимо создание следующего комплекса условий: организация инклюзивной развивающей среды; формирование толерантности одновременно с развитием высших психических функций; участие родителей в процессе формирования толерантности.

Слайд 4

Психологический компонент. Ориентирами для организации психологически комфортной инклюзивной среды должны служить: закономерности психического развития детей дошкольного возраста; специфика дефекта детей с ОВЗ; психологические особенности мальчиков и девочек.

Слайд 5

Методологический компонент. При организации инклюзивной развивающей среды необходимо руководствоваться следующими принципами: договоренности, согласия и взаимных обязательств семьи, общества и государства; информативности (разнообразия тематики материалов и оборудования); вариативности (возможности использовать среду для различных развивающих занятий; полифункциональности (богатого выбора возможностей развития, обеспечения всех составляющих развивающего процесса); трансформируемости (возможности многофункционального использования пространства); психологической целесообразности (необходимости и достаточности наполнения развивающей среды).

Слайд 6

Материально-технический компонент. ДОУ должны быть оснащены всем необходимым для занятий с детьми. Материалы и оборудование должны иметь сертификат качества и отвечать гигиеническим, психологическим и эстетическим требованиям. Информационно-методический компонент. Инклюзивная развивающая среда должна включать необходимый диагностический и развивающий материал для педагогов и родителей: документацию, научно-методическую литературу, интернет-ресурсы и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении

Развивающая предметная среда — это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная среда предпо...

Организация коррекционной предметно – развивающей среды современного дошкольного образовательного учреждения.

Как известно, дошкольное детство – это начало всех начал и то, что ребенок приобретает в этом возрасте, во многом определяет его дальнейший жизненный путь....

Консультация для педагогов "Музыкальная предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении".

Консультация для педагогов "Музыкальная предметно-развивающая среда  в дошкольном образовательном учреждении"....

Консультация для педагогов: «Организация эколого-развивающей среды в дошкольном учреждении»

Главной задачей эколого-развивающей среды является создание условий для формирования у ребёнка основ экологической культуры, экологического сознания, развитие представлений об универсальности и с...

Проект "Модель организации инклюзивно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении"

В последнее время наметилась устойчивая тенденция к переходу образовательных организаций от модели интеграции к модели инклюзивного образования.Принципиальное отличие этих двух моделей в том, что ребе...