Педагогическая находка
материал по психологии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАНИЕ ВЕЖЛИВОСТИ
Выбранная мною тема не случайна, считаю ее наиболее актуальной на сегодняшний день.
В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов проекта Государственного стандарта дошкольного образования. Социально-личностное развитие дошкольника, то есть формирование отношения ребенка к себе и к окружающему, выработка им социальных мотивов и потребностей, становление его самопознания – процесс довольно сложный, требует от педагога немалых затрат труда и в плане результативности, как правило, отсрочен во времени. Социализация же происходит во взаимодействии ребенка с окружающим миром и преобразованием его индивидуальности благодаря этому взаимодействию.
Усвоение норм вежливости – одна из составляющих социально-личностного развития детей. В силу того, что дети годами посещают детский сад, появляется возможность упражнять их в хорошем поведении многократно, и это способствует выработке качеств культурного человека.
Вежливость украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. «Ничего не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Без нее невозможно представить взаимоотношения людей. Вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим. Вежливость приобретает цену, если она проявляется ребенком по велению сердца».
Вежливость - одно из важнейших качеств культурного человека. Не имея навыков вежливого общения, трудно произвести хорошее впечатление на окружающих. Поэтому мы стараемся привить ребенку вежливость с самых ранних лет. Некоторые дети легко усваивают эти нормы, а некоторым это дается с трудом.
Для того чтобы понять, в чем же проблема сначала выделим определение «Вежливый».
«Вежливый»-соблюдающий правила приличия; учтивый, предупредительный, обходительный, выражающий учтивость, исполненный предупредительности.
«Вежливый» - соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый. Вежливое обращение.
«Вежливый»-внимательный, обходительный, почтительный, предупредительный, услужливый, участливый, учтивый, корректный, уважительный, галантный, светский, тонкий, (благо) воспитанный, приличный, любезный, обязательный, приветливый; деликатный, тактичный; субтильный, благовоспитанный, бонтонный, милый, галантерейный, обычливый, куртуазный, мил, пристойный.
Цель моей работы: создание в группе условий для развития у детей гуманного отношения к окружающему миру, активного проявления доброжелательности, отзывчивости, сочувствия, формирования навыков положительных взаимоотношений со сверстниками.
Задачи:
- прививать навыки вежливого поведения;
- учить доброте, умению осознавать свои поступки, видеть различия между тем "что такое хорошо" и "что такое плохо";
- приучать творчески относиться к миру, в котором мы живем;
- учить детей быть вежливыми;
- упражнять в употреблении вежливых слов, в умении правильно, вежливо поступать в разных ситуациях;
- расширять словарный запас вежливых слов;
- воспитывать активную личность.
Обучая детей правилам вежливости шаг за шагом: надо проявлять уважение к другим людям своими поступками (не толкаться) и своими словами (со взрослыми не говорят так, как с приятелями); надо с уважением относиться к имуществу (потому что оно им дорого и они будут огорчены, если его кто-то испортит), нами был разработан комплекс мероприятий, направленных на воспитание вежливости у детей дошкольного возраста.
Сначала я подобрала слова, которые использует вежливый человек, и познакомили с ними детей.
Вместе с детьми мы подбирали пословицы, поговорки (приложение 1).
Мы ввели «Цветок вежливости», который был на каждом занятии. Например.
Слово "Пожалуйста"
Слово это словно ключик,
Золотой и сказочный,
Словно самый светлый лучик,
Звать его “ Пожалуйста ”.
Во дворе, в семье, в саду,
Слово это трудится,
У того, кто с ним в ладу,
Все на свете сбудется.
Подумаем, порисуем, поиграем:
• Нарисуй слово Пожалуйста в виде золотого ключика.
• Как трудится слово Пожалуйста во дворе, в семье и в садике?
• Почему слово “ Пожалуйста ” очень важное?
• Вспомните случай из своей жизни, когда “ Пожалуйста ” вам помогло.
• Как нужно произносить слово “ Пожалуйста ”, чтобы оно согрело даже самого хмурого человека? Произнесите так это слово.
Слово "СПАСИБО»
Спасибо маме за заботу
И папе за его работу,
Сестре и брату за компанию
И бабушке за понимание.
Спасибо всем учителям,
И воспитателям и няням,
Спасибо, что гордятся нами
И добрым учат нас делам.
Подумаем, порисуем, поиграем:
• За что вы говорите “Спасибо” своим родным?
• Какое слово дружит со словом “Спасибо”?
• Просила детей встать в круг и давала одному из детей красивый шарик. Ребенок, получивший шарик, должен сказать своему соседу по кругу спасибо за что-либо доброе, а затем передать ему шарик. Игра заканчивается, когда все в круге поблагодарят друг друга.
Во время прогулки проводила подвижную игру «Вежливый паровозик». Цель: продолжать развивать умение использовать вежливые слова в игровой деятельности.
Разбирались различные ситуации и на основе их составлялись правила вежливости . Например.
Ситуация 1. После работы мама приготовила ужин, перемыла посуду и пошла стирать белье. Папа отправился на огород поливать огурцы. А Петя удобно устроился на диване и стал смотреть любимую передачу «В мире животных».
Правило 1. Вежливый человек постоянно думает об окружающих людях.
Ситуация 2. Марине на день рождения подарили большой набор фломастеров. На следующий день она с гордостью показывала свой подарок девочкам. «Я никому их не дам, пока они новые» - говорила она подругам.
Правило 2. Будь вежлив со своими товарищами. (приложение 1).
Рассказы-загадки, используемые для этических бесед со старшими дошкольниками помогали старшим дошкольникам увидеть себя и своих друзей со стороны, изменить свое поведение.
С детьми были проведены «Занятие вежливости» («Учимся общаться», «Назовем друг друга по имени», «Волшебные слова» «У нас в гостях бабушка», «Жадным быть нехорошо»). Во время «занятия» дети научились употреблять в речи «волшебные слова» в различных ситуациях.
Играя в игру «Ожившие картинки» дети научились анализировать свои поступки и поступки товарищей, переносить правила поведения из игровых ситуаций в жизнь. (приложение 3).
Таким образом, проведенная мною работа способствовала воспитанию вежливости у детей. Дети стали здороваться со знакомыми людьми не только дома, но и в гостях, благодарить за оказанную помощь, чаще употребляет вежливые слова, поступать хорошо не ради похвалы, а потому, что иначе быть не может. Дети сами стали замечать, как «выросли» в глазах друг друга. Им нравится быть хорошими. Это заметили и их родители.
Эти качества потребуются не только в детском саду, не только в школе для успешного обучения, но и в жизни: на производстве, в общественной деятельности и в семье.
Важнейшей задачей работы педагогов считаю создание в группе детского сада благоприятных условий для развития у детей гуманного отношения к окружающему миру, активному проявлению доброжелательности, отзывчивости, сочувствия, формирования навыков положительных взаимоотношений со сверстниками.
Приложение 1
Пословицы о вежливости
- На всякое чиханье не наздравствуешься.
- Вежливость ничего не стоит, но много приносит.
- В передний угол посоха не ставят.
- В просьбе поклон не в потерю.
- В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив.
- Где посадят, там сиди, а где не велят, там не гляди!
- На всякие приветы надобно иметь ответы.
- Не будь в людях приметлив, будь дома приветлив.
- Не спеши хватать: оботри руки.
- Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много даёт.
- Ласковое слово - что весенний день.
- Когда совесть раздавали, его дома не было.
- От учтивых (вежливых) слов язык не отсохнет.
- Поклониться – вперед пригодится.
- Поклоном спины не надсадишь, шеи не свихнешь.
- С поклону голова не заболит. Поклоном поясницы не переломишь.
- Чин чина почитай, а меньшой садись на край!
Приложение 2
Разбирались различные ситуации и на основе их составлялись правила вежливости.
Ситуация 1.
После работы мама приготовила ужин, перемыла посуду и пошла стирать белье. Папа отправился на огород поливать огурцы. А Петя удобно устроился на диване и стал смотреть любимую передачу «В мире животных».
Правило 1.
Вежливый человек постоянно думает об окружающих людях.
Ситуация 2.
Марине на день рождения подарили большой набор фломастеров. На следующий день она с гордостью показывала свой подарок девочкам. «Я никому их не дам, пока они новые» - говорила она подругам.
Правило 2.
Будь вежлив со своими товарищами.
Ситуация 3.
Коля, вбежав в группу, закричал: «Привет, Серый! Я сейчас, портфелем Светку толстую стукнул. Вот смешно было, когда она упала в лужу!»
Правило 3.
Вежливый человек не причинит неприятности другому человеку, не обидит его оскорбительным прозвищем.
Ситуация 4.
Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал улицы. Вдруг в трамвай вошла женщина с маленьким ребенком. Вова посмотрел на них и снова отвернулся к окну.
Правило 4.
Вежливый человек внимателен к людям.
Ситуация 5.
У Наташи много друзей. Они часто встречаются, гуляют, играют, выполняют вместе домашние задания. Наташе со своими друзьями не бывает скучно.
Правило 5.
Вежливый человек не ссорится с друзьями, работает и играет дружно.
Приложение 3
Рассказы-загадки, используемые для этических бесед
со старшими дошкольниками
- Два мальчика встретились в дверях: одному три года, другому 12 лет. Какой мальчик должен уступить дорогу?
- Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?» (он сделал три ошибки, какие?)
- Одна девочка жаловалась маме: «Во дворе мальчишка такой не вежливый, зовет меня Галькой!». «А ты как его зовешь?» – спросила мама. «А я его вообще никак не зову, я кричу ему «эй, ты!» Кто же из этих детей вежливый?
- Шли два прохожих. Одному 62 года, другому 8 лет. у первого в руках было пять предметов: портфель, 3 книги, большой сверток. Одна из книг упала. «У вас упала книга» - закричал мальчик, догоняя прохожего. «Разве?» - удивился тот. «Конечно. У вас же был портфель, 3 книги и большой сверток, а теперь осталось 4 предмета». «Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение» - сказал прохожий. «Однако есть правило, которое ты еще не усвоил». Какие правила не усвоил мальчик и как он должен был поступить?
- Саша и Оля играли в мяч. Вдруг мяч покатился под горку. Саша бросился за ним и сшиб Олю. Оля упала и заплакала. Когда Саша вернулся, он стал дразнить Олю – «Ревушкой». Правильно ли поступил Саша? Какие он сделал ошибки?
- Мальчик 6-ти лет вошел в трамвай с бабушкой. «Подвинься» - сказал он мужчине и сел рядом с ним. Бабушка осталась стоять рядом с внуком. Какие ошибки допустил мальчик?
- В трамвае много народа. Вове нужно пройти к выходу. Он стал расталкивать всех и говорить «простите». Правильно ли он поступил?
- Петя пришел утром в детский сад. Войдя в группу, он поздоровался с воспитателем и пошел играть с детьми. Что забыл сделать Петя?
- Артем ехал с горки на санках и сшиб Таню. Таня упала и заплакала. Артем подошел к тане и сказал: «Вставай, что мешаешь кататься». Как должен был поступить Артем?
- В детском саду во время завтрака воспитательница предложила добавить каши. Катя ответила «Не надо». А как бы ответили вы?
- Девочка открыла дверь в кабинет заведующей и сказала» «Дайте, пожалуйста, сказки». Какие ошибки допустила девочка?
- Вошел мальчик в автобус и скорей сел на свободное место. А как бы поступили вы?
- Сережа подошел к помощнику воспитателя и вежливо спросил: «Дайте, пожалуйста, мыло». Помощник воспитателя дополнила к просьбе всего одно слово. Какое?
- Наташа долго искала в снегу, а Павлик пригласил ее кататься на санках. Наташа отказалась. Узнав, в чем дело, Павлик подошел к ней и вежливо предложил ей свою помощь. Когда Павлик нашел Наташе варежку, он радостно крикнул: «Нашел! Вот она!» Побежал и отдал варежку, сказав: «На». Наташа взяла варежку и пошла играть. Какие ошибки сделала при этом Наташа, и какие ошибки сделал Павлик?
- В умывальной комнате было много детей. Гена вытер руки и быстро пошел, расталкивая детей. На ходу наступал на ноги: «Пропусти, я ведь дежурный». Около дверей его остановила воспитательница и предложила самому исправить свои ошибки. Какие ошибки исправлял Гена?
- В воскресенье Миша пришел в гости к Боре. Поздоровавшись, Боря сказал: «Садись». Миша постоял у порога, потом сел на стул. Когда Боря посмотрел на друга, тот сидел весь красный. Почему?
- Утром воспитательница младшей группы шла в детский сад. По дороге она встретила девочек из подготовительной к школе группы: Лена и Тоня и Ленина мама. Девочки поздоровались и прошли первыми в дверь, а потом прошла воспитательница и Ленина мама. Воспитательница сделала замечание девочкам. Какое?
- Девочка Аня жила с папой, с мамой и бабушкой. Накануне Дня 8 Марта лена ходила радостная, потому что в этот день ей всегда дарили подарки. Она тоже сделала подарок маме. Улыбаясь, подошла к бабушке, которая штопала ей колготки. «Что ты намерена подарить мне?» - спросила она бабушку. Хорошо ли поступила Аня и в чем ее ошибки?
- Дети гуляли на участке детского сада, катались с горки. У всех были лыжи и санки. Только Вите не досталось ничего. Воспитательница сказала, что Сережа покатается немного на лыжах и даст Вите. Но Витя не стал ждать: он подошел к Сереже и вырвал у него из рук лыжи, которые тот держал в руках и собрался кататься. Его остановила воспитательница и предложила самому исправить свои ошибки. Какие ошибки исправлял Витя?
Приложение 4
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
«ВЕЖЛИВОСТЬ НИЧЕГО НЕ СТОИТ, НО ДОРОГО ЦЕНИТСЯ».
Как радостно видеть вежливых и воспитанных детей. Приятно, когда ваш ребенок здоровается с соседями, при встречи с родными, с воспитателями, детьми. На ночь перед сном не забывает пожелать спокойной ночи. Не забывает говорить спасибо за все , что ему кто- то делает. А разве не приятно, когда твой ребенок подает старшим стул или поднимает то, что кто-то уронил, и говорит: «Садитесь, пожалуйста». Но все это требует очень много внимания и большой работы с ребенком.
Дорогие родители, помните:
- прежде всего, самим родителям надо быть вежливым друг с другом;
- хороший пример проявления вежливости самими родителями - один из самых сильных и верных способов воспитания вежливости у детей;
Если вы приучаете своего малыша к правильному поведению, то:
- установите за ребенком контроль, не одергивайте его без надобности, особенно в присутствии посторонних;
- используйте все удобные случаи поупражнять ребенка в правильном поведении;
- ребенку следует объяснять, почему надо поступать так, а не иначе;
- детское сердце очень чутко, ранимо, и важно, чтобы в раннем возрасте в сердце ребенка не оставалось рубцов от незаслуженных обид;
- следите за своими поступками и словами, своим собственным поведением показывайте детям примеры скромности, честности, доброжелательности к людям.
Приложение 5
Методические разработки.
1. Работа с воспитанниками.
- Конспект дидактического занятия-развлечения «Путешествие в страну этикета».
- Конспект занятия «Поведение в общественных местах».
2. Групповые консультации, беседы
- Беседа на тему: «Зачем быть вежливым».
- «Учимся вежливости».
- «Зачем быть вежливым».
- «О вежливости у детей старшего дошкольного возраста».
3. Памятка для родителей «Вежливость ничего не стоит, но дорого ценится».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Педагогическая находка" участницы конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года Республики Тыва - 2019"
Конспект НОД в подготовительной к школе группе по художественно-эстетическому развитию "Подснежник"...
Педагогическое мероприятие "Маленький оркестр" (педагогическая находка)
Данное мероприятие будет проводиться с детьми старшего возраста в рамках муниципального этапа конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года 2019". Цель - знакомство с необычными, нов...
"Педагогическая находка" педагогическое мероприятие с детьми «Безопасность дорожного движения»
Цель: Расширять представления детей о правилах дорожного движения Задачи:Расширять представления детей о дорожных знаках («Пешеходный переход, «Автобусная остановка», «Ост...
Педагогическая находка к конкурсу педагогического мастерства 2020 года. НОД по развитию речи «Рассказывание сказки Теремок»
конспект интегрированного занятия на конкурс педагогического мастерства по развитию речи с помощью мнемотаблиц...
Конкурсное задание первого (заочного) тура Городского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г» в номинации «Воспитатель года -2020» «Педагогическая находка»
Конкурсное задание первого (заочного) тураГородского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г»в номинации «Воспитатель года -2020»«Педа...
Педагогическая находка - Конспект педагогического мероприятия с детьми в старшей группе 5-6 лет "Путешествие в страну сказок", 2020 год
Педагогическое мероприятие по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений)...
Конкурс "Воспитатель года -2022" среди воспитателей детского сада. Педагогическая находка " «Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»
Моя педагогическая находка«Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном эт...