Проект педагога -психолога "Сенсорное развитие детей с применением нейропсихологического метода"
методическая разработка по психологии (подготовительная группа)

Давно не секрет, что основной проблемой у большинства детей являются образовательные трудности, второе место- нарушение интеллекта, третье- нарушение речи. Развитие и формирование ребенка происходит от движения к мышлению. Мозговые уровни формируются в онтогенезе постепенно, подстраиваясь один над другим, каждый последующий уровень включает в себя предыдущий, создавая в ходе зрелую психику. Трудности у детей возникают не от лени, а из-за особенностей развития головного мозга. Если ребенок имел трудности в развитии на каком-либо этапе формирования, то это повлечет за собой задержку психического образования данного периода, что повлечет за собой в других психических явлениях на следующем возрастном этапе.

Сенсорное развитие ребенка занимает одно из центральных мест в психической деятельности, оно является благоприятным психическим явлением в дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sensornoe_razvitie.docx28.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Детский сад №12 «Росинка»

Проект педагога – психолога по теме:

«Сенсорное развитие детей

с применением нейропсихологического метода».

Составила:

Педагог-психолог

Салимьянова К.Н.

Мегион 2023

Введение

Современные дети, как нам кажется «не такие» как мы, мы были более послушными, сдержанными, самостоятельными…. Но, так ли это?

Про что хочется сказать. Было ли у нас столько страхов наших родителей, стрессов, злости, думаю в основной массе нет. Значит мы свободно могли бегать, прыгать, падать и т.д. А это значит, что мы учились себя контролировать, регулировать, моментально реагировать, вот оно развитие, которого не хватает нашим современным детям. А еще, мы выходили на улицу самостоятельно и начинали придумывать что-либо, чтоб только не было скучно. А сейчас в этом нет надобности, за тебя думает и в общем даже решает технологический прогресс. Плохо это или нет, думаю уже никто об этом и не спрашивает, хотя точно задумывается.

Проводя обследования детей старшего дошкольного возраста была замечена тенденция снижения результатов по психическим процессам. Проанализировав эти данные возникла необходимость дополнительных занятий для развития психических процессов с возможностью применения нейропсихологического подхода. В данном проекте будет проводится работа по сенсорному развитию.

Нашему поколению педагогов безусловно повезло, мы являемся наследниками великих трудов таких выдающихся ученых: Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, И.П. Павлов, П. П. Блонский, К. Д. Ушинский, Л.А. Венгер и многих других. Нам не нужно изобретать велосипед, он уже есть, а вот усовершенствовать мы вполне можем.

Актуальность проекта

Давно не секрет, что основной проблемой у большинства детей являются образовательные трудности, второе место- нарушение интеллекта, третье- нарушение речи. Развитие и формирование ребенка происходит от движения к мышлению. Мозговые уровни формируются в онтогенезе постепенно, подстраиваясь один над другим, каждый последующий уровень включает в себя предыдущий, создавая в ходе зрелую психику. Трудности у детей возникают не от лени, а из-за особенностей развития головного мозга. Если ребенок имел трудности в развитии на каком-либо этапе формирования, то это повлечет за собой задержку психического образования данного периода, что повлечет за собой в других психических явлениях на следующем возрастном этапе.

Сенсорное развитие ребенка занимает одно из центральных мест в психической деятельности, оно является благоприятным психическим явлением в дошкольном возрасте.

Нейропсихологический метод - занимает особое место в ряду научных дисциплин, обращенных к проблеме онтогенеза в норме и патологии, который сопровождает психическое развитие ребенка с точки зрения его мозгового обеспечения с применением игровой и здоровьесберегающей технологий.

Образовательные программы в дошкольных учреждениях направлены на нормативных детей, которые составляют около 10% от всей группы и воспитатели сталкиваются с не понимаем, что делать с остальными детьми с особенностями психосоциального развития. Вот здесь и должны подключаться специалисты и способствовать гармоничному развитию ребенка, с применением нейропсихологических методов.

Цель и задачи проекта

Цель проекта - разработать и реализовать проект «Использование нейропсихологических методов в комплексной работе с детьми, педагогами и родителями для развития и формирования восприятия».

Задачи проекта:

1. Проанализировать уровень развития восприятия у детей 5-7 лет;

2. Проанализировать существующий научный материал по теме, обобщить знания;

3. Разработать и провести занятия с детьми по развитию восприятия с применением нейропсихологического подхода;

4. Повысить профессиональный уровень педагогического коллектива по формированию восприятия у детей;

5. Провести разъяснительную работу с родителями по формированию восприятия;

6. Осуществить мониторинг эффективности проекта.

Целевая группа проекта: дети старшего возраста, воспитатели, родители.

Сроки и этапы реализации проекта

Сроки реализации проекта: #1075;.

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный (с #1075;.)

2. Основной (с #1075;. по #1075;.)

3. Заключительный (с #1075;. по #1075;.)

Программа проектных мероприятий

Взаимодействие педагога-психолога с детьми

Этап 1 с #1075;. по #1075;. Планирование, сбор данных.

Деятельность педагога-психолога

Цель

Метод

- Наблюдение за детьми во время организованной и свободной деятельности

- Выявление трудностей, позволяющих определить признаки нарушения развития.

- наблюдение, фиксируем признаки

- Первичная диагностика детей старшей группы

- Проведение диагностики, для выявления уровня интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы

-Н. Н. Павлова, Л.Г. Руденко «Экспресс- диагностика в детском саду»

Этап 2 с #1075;. по #1075;. Реализация проекта

Групповая работа с детьми у которых выявлены трудности по психическим процессам (восприятие).

Формирование позитивного отношения, эмоционального настроя.

Беседа, игры на сплочение группы (2 раза в неделю)

Проведение комплекса нейропсихологических упражнений «Нейробика: 10 упражнений для развития мозга»

Способствовать развитию, посредством нейроупражнений, памяти, речи, внимания. Снижать утомляемость и повышать способность к произвольному контролю.

Нейрозарядка (ежедневно)

Проведение комплекса нейропсихологических упражнений «Сенсорное развитие» в течение месяца

Развитие психических процессов, через упражнения

Игры и занятия (3 раза в неделю)

Этап 3 с #1075;. по #1075;. Сбор и анализ результатов.

Проведение повторной диагностики, наблюдение за детьми во время организованной и самостоятельной деятельности.

- Повторная диагностика детей старшей группы

- Наблюдение за детьми во время организованной и самостоятельной деятельности.

Н. Н. Павлова, Л.Г. Руденко «Экспресс- диагностика в детском саду» (изменение картинок)

Итоговые результаты проекта.

- Сравнение диагностических данных

- Подведение итогов, выявления плюсов и минусов

Фиксация данных.

Взаимодействие педагога-психолога с педагогами

Этап 1 с #1075;. по #1075;. Планирование, сбор данных.

Деятельность педагога-психолога

Цель

Метод

Наблюдение за стилем воспитателя во время организованной и свободной деятельности;

Выявление: эмоционального отношения воспитателя к детям; оценочное отношение воспитателя- какие оценки преобладают; требования воспитателей к детям; вопросы воспитателя к детям

Наблюдение, фиксация данных

Этап 2 с #1075;. по #1075;. Реализация проекта

-Групповая работа с детьми у которых выявлены трудности по психическим процессам (восприятие).

- Совместная работа педагогов по формированию позитивного отношения, эмоционального настроя. Способствовать развитию уверенности в своих силах у воспитателя, помогать развивать у детей уверенности в своих способностях.

Беседа, игры на сплочение группы (2 раза в неделю)

Проведение комплекса нейропсихологических упражнений «Нейробика: 10 упражнений для развития мозга»

Педагог способствует активизации бодрого состояния ребенка, содействует переходу к более интенсивной деятельности.

Нейрозарядка (ежедневно)

Консультация педагога-психолога: «Восприятие- как психический процесс», «Общие представление о нейропсихологии как о науке».

Расширить кругозор педагога. Оказание помощи в организации образовательного процесса.

Консультация

Этап 3 с #1075;. по #1075;. Итоговые результаты

Наблюдение за стилем воспитателя во время организованной и свободной деятельности

- Выявление: эмоционального отношения воспитателя к детям; оценочное отношение воспитателя- какие оценки преобладают; требования воспитателей к детям; вопросы воспитателя к детям

Наблюдение, фиксация данных

Итоговые результаты проекта.

- Сравнение данных из наблюдения

- Подведение итогов, выявления плюсов и минусов

Фиксация данных.

Взаимодействие педагога-психолога с родителями

Этап 1 с #1075;. по #1075;. Планирование, сбор данных.

Деятельность педагога-психолога

Цель

Метод

Беседа с родителями «Как определить, что ребенку необходима помощь специалиста по коррекции».

Разъяснение необходимой информации для родителей.

Беседа, метод «Вопрос-Ответ»

Анкета для родителей (предварительный сбор анамнеза)

Выявления трудностей в развитии ребенка

Анкета

Этап 2 с #1075;. по #1075;. Реализация проекта

Консультация: «Ознакомления родителя с диагностическими данными»

Выявить слабые и сильные стороны ребенка. Выработать индивидуальные рекомендации.

Консультация

Рекомендации нейропсихолога «Развитие сенсорных способностей»

Расширить кругозор родителей. Способствовать созданию развивающей среды в семье и гармоничных отношений.

Рекомендации

Методические рекомендации по развитию сенсорных способностей

Просвещение о способах найти игровых подход к детям и улучшение взаимоотношений с детьми.

Методические рекомендации

Этап 3 с #1075;. по #1075;. Итоговые результаты

Анкета для родителей

Анализ данных с первоначальным анамнезом. Выявление динамики развития сенсорного способностей. Повысить компетентность родителей в области нейропсихологического подхода.

Анкета

Итоговые результаты проекта.

- Подведение итогов, выявления плюсов и минусов

Фиксация данных.

Ресурсное обеспечение проекта

Наименование

1. Материал для анкетирования

2. Материал для диагностики детей:

3. Материал для проведения коррекционных занятий:

- Цветная бумага; ламинатор; листы формата А4; фломастеры; цветные карандаши; пластмассовые шары разных цветов; коробы.

Ожидаемые результаты реализации проекта

  • У детей:

Формирование представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Формирование эмоционально-положительного фона у детей связанных с окружающим миром. Развитие познавательного интереса.

  • У воспитателей:

Повысить профессиональный уровень, расширить знания о сенсорном процессе, как о одной из важнейших функций психического процесса. Расширить и углубить знания о нейропсихологическом подходе, как об одном из методов коррекции нарушения. Формирование положительного психосоциального развития у детей.

  • У родителей:

Формирование активной позиции родителей в воспитании ребенка, направленных на развитие сенсорных представлений об окружающем мире. Формирование гармоничного развития семьи.

Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта

  • У детей: рефлексия.
  • У воспитателей: беседа, рефлексия.
  • У родителей: опросник

Заключение

По итогам диагностической деятельности (диагностика, наблюдение, анкетирование, беседа) видно, что развитие сенсорного восприятия с помощью нейропсихологического метода является одним из действующих способов, который трудно недооценить.

Дети активно принимали участие в проекте, у них не было замечено негативного восприятия информации. В течении всего проекта дети занимались нейрозарядкой, что способствовало расслаблению мышц, помогая активизироваться для работы, способствовало стабильному эмоциональному фону. Ребята активно принимали участие в играх и занятиях. Через беседу прорабатывались негативные чувства. У них улучшились показатели по всем психическим процессам. Улучшился эмоциональный фон с родителями и воспитателями.

Воспитатели также активно принимали участие в проекте, Увидели положительный эффект от нейрозарядки, взяли себе в копилку упражнения, которые легко и с удовольствием выполняли дети. У них расширился кругозор о нейропсихологическом подходе, который является отличным дополнением к основной программе. Повысился профессиональный уровень. Улучшился эмоциональный фон. На занятиях изменили стиль общения с детьми у которых были психосоциальные проблемами.

Родители увидели позитивное влияние игр и упражнений с применением нейропсихологического подхода на эмоциональное состояние ребенка. Дети стали более сдержанными, стали более активными в познавательной деятельности. Даже те родители, которые были настроены пессимистично, изменили отношение к занятиям с применением нейропсихологического подхода. Улучшились взаимоотношения родителей с детьми, меньше стало претензионного тона.

Отсюда можно сделать вывод, формирование ребенка от движения к мышлению так и не потеряло своей значимой актуальности.

Литература

  • Лампан В.Е. «Родитель-Ребенок -Педагог», Волгоград, 2011г.
  • Лещинская О.В. «Игра и психологическая готовность детей к школе», НИРО, Нижний Новгород, 2011г.
  • Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. «Экспресс-диагностика в детском саду», Москва 2022г.
  • Семенака С.И. «Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет», 2000г.
  • Семенака С.И. «Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе», Аркти, Москва 2004г.
  • Семенович А.В. «Познавательная активность», М.:Генезис,2015
  • Семенович А.В. «Эффективное общение», М.:Генезис,2015
  • Семенович А.В. «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте», М.: Академия , 2002г.
  • Шитова Е.В. «Работа с родителями», Издание 3-е, исправленное, Волгоград


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности педагога и детей по оздоровлению детей с применением нетрадиционных методов работы в средней группы.

Данное занятие воспитывает у детей интерес к физической культуре и приемам оздоровления, доброжелательное отношение друг к другу, вызывает эмоциональный отклик на игровое занятие и желание участвовать...

Применение нейропсихологического метода в работе учителя - логопеда

Использование междисциплинарных связей в целях повышения эффективности коррекционной работы...

Применение нейропсихологических методов в работе логопеда

Нейропсихологические методы и приёмы работы, внедрённые в практику логопедической корреции, позволяют комплексно подойти к решению коррекционных задач....

Мастер-класс «Применение нейропсихологических методов и приемов в работе с детьми с различными нарушениями развития»

Материал для повышения уровня знаний педагогов по использованию нейропсихологических технологий, применение которых возможно в образовательном процессе ДОУ, пропаганда и распространение нетрадиционных...

Мастер – класс «Применение нейропсихологических методов и приемов в работе с детьми дошкольного возраста с различными нарушениями развития»

Увеличение уровня познаний педагогов об использовании нейропсихологических технологий, обеспечение возможности их применения в образовательном процессе, пропаганда и распространение нестандартных спос...