Применение нейропсихологических методов в работе логопеда
статья по коррекционной педагогике

Бокатая Мария Андреевна

Нейропсихологические методы и приёмы работы, внедрённые в практику логопедической корреции, позволяют комплексно подойти к решению коррекционных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bokataya_statya_tgpu.docx26.03 КБ

Предварительный просмотр:

Бокатая М.А.

г. Калининград

ГБУСО КО «Центр «Детство»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ КОРРЕКЦИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Всё чаще в логопедической практике мы сталкиваемся с детьми без выраженной очаговой неврологической симптоматики, но имеющими сложности в освоении образовательной программы. Речевые нарушения этих детей сопровождаются эмоциональной лабильностью, нейродинамическими нарушениями, повышенной утомляемостью, моторной неловкостью, эмоционально-волевой незрелостью, нарушением произвольного внимания, незначительными нарушениями восприятия сенсорной информации при сохранном интеллекте.

Совокупность перечисленных проявлений усложняет коррекционно-логопедическую работу, требует комплексного подхода к коррекции речевых нарушений.

В работах А.Р. Лурия высшие психические функции (ВПФ) человека представлены как сложные саморегулирующиеся процессы. «Материальной основой высших психических процессов является весь мозг в целом» как постоянно дифференцирующаяся и развивающаяся динамическая система психофизиологических функций [2]. Любая ВПФ является сложноорганизованной функциональной системой, деятельность которой определяется нейродинамическими отношениями между различными отделами мозга.

Такая динамическая организация функция в ЦНС определяет необходимость и эффективность использования методов нейропсихологической коррекции в работе логопеда.

Метод замещающего онтогенеза, предложенный А.В. Семенович и соавторами, использует воздействие на сенсомоторный уровень с целью активизировать определённые отделы мозга, с учётом общих онтогенетических закономерностей [4]. Двигательная и когнитивная коррекция позволяют «включать» корковые и подкорковые структуры, формировать процессы саморегуляции, развивать внимание, память, пространственные представления, являющиеся базисными при овладении письменной речью, математическими знаниями, сформировать артикуляционный праксис, гностические функции (слуховой, зрительный, пространственный, тактильный и другие виды гнозиса).

Воздействие на сенсомоторный уровень происходит в игровой форме, это и подвижные игры, и игры с мячом, и глазодвигательные упражнения. Нейропсихологические упражнения благоприятно воздействуют не только на корково-подкорковые, внутримозговые связи, межполушарное взаимодействие, активизируют активность всех отделов головного мозга, но и позволяют освоить пространство, развить координацию движений, в том числе реципрокную.

Развитие скоординированной работы глаз и руки достигается использованием глазодвигательного репертуара. Самым простым упражнением, используемым на начальном этапе коррекции, является прослеживание глазами за ярким движущимся предметом. Усложнение упражнения происходит путём присоединения к движению глаз движение языка. Движения языка выполняются как совместно с движением глаз, так и в противоположную от глаз сторону.

Ещё одним эффективным приёмом является рисование в воздухе фигур (горизонтальных и вертикальных восьмёрок). На начальном этапе можно предложить ребёнку обвести фигуру, нарисованную на плакате. Усложнение упражнения: рисование фигуры как правой, так и левой рукой, прослеживание за движением руки глазами, двигая языком в том же направлении, затем в противоположном.

Игры с мячом позволяют развить крупную моторику, координацию движений, межполушарное взаимодействие. Но вместе с тем, хорошо развивает саморегуляцию, так как ребёнку необходимо удерживать последовательность выполняемых действий, переключаться, запоминать и затормаживать моторные программы. Например, кинуть мяч в стену, хлопнуть, поймать; кинуть мяч, хлопнуть дважды, поймать; кинуть мяч, подпрыгнуть, поймать. Передача мяча в заданной последовательности: переложить мяч из левой руки в правую, вернуть в левую руку и передать в левую руку сидящему напротив человеку. Партнёр повторяет действие и передаёт обратно ребёнку в левую руку. Действие повторить. Достаточно сложным в исполнении является упражнение, в котором ребёнку необходимо поймать теннисный мяч одной рукой. Содружественные движения достаточно сложно затормозить, и даже если ребёнку доступно поймать мяч одной рукой, вторая рука будет участвовать в этом действии.

В логопедической работе полезно соединять игры с мячом и речевые игры. Это позволяет сократить время актуализации слов на заданную тему. Упражнение для развитие словарного запаса, отработке обобщающих понятий: ребёнку даётся инструкция - не останавливайся, перекладывай мяч ритмично, называй слова быстро. Ребёнок перекладывает мяч из руки в руку, произнося названия овощей: я знаю пять овощей: помидор, огурец, кабачок, тыква, баклажан. Упражнение для развития звукового анализа и синтеза: инструкция та же. Ребёнок перекладывает мяч ритмично, называя слова на звук [С]: я знаю пять слов, начинающихся на звук [С]: собака, сумка, сапоги, санки, суп.

Детям с моторной алалией свойственно нарушение пространственных ориентировок [1]. Это касается не только нарушения ориентировки в пространстве собственного тела, в пространстве комнаты, но и ориентировки на листе бумаги. Эффективным приёмом в коррекции данного нарушения может быть упражнение «Муха» (рисунок 1).

https://www.pngkey.com/png/detail/34-342332_drawn-glitch-winged-insect-insect.png

рисунок 1

Ребёнку даётся инструкция: следи глазами за мухой. Муха летит на одну клетку вверх, на одну клетку влево, на две клетки вниз, на две клетки вправо, на две клетки по диагонали влево вверх. Покажи, в какую клетку прилетела муха.

Ещё одной трудностью для детей может стать неумение ориентироваться во времени, и, как следствие, неумение рассчитывать своё время, в том числе время, отведённое на выполнение задания. Поэтому при выполнении упражнений можно использовать песочные часы на 1 минуту, 5, 10 и 15 минут, а также таймер. Но на начальных этапах полезно дать ребёнку возможность провести эксперимент. Расчертить лист бумаги на квадраты и узнать, сколько времени понадобиться ребёнку, чтобы закрасить карандашом пять квадратов. Или провести обратный эксперимент: узнать сколько квадратов ребёнок раскрасит за две минуты. Зачастую неумение ориентироваться во времени становится причиной неорганизованности ребёнка на занятии. У ребёнка нет ощущения временных границ занятия. Поэтому для работы с такими детьми полезно использовать план занятия. Для детей дошкольного возраста можно применять рисуночный план (или пиктограммы). Перед ребёнком чёткая последовательность заданий, с указанием времени выполнения задания. Это позволяет научиться планировать свою деятельность, рассчитывать время, организовывать свою деятельность в целом.

Использование нейропсихологических методов коррекции позволяет комплексно воздействовать на мозг ребёнка, активизировать все отделы мозга, включая подкорковые структуры. Практика показывает, эффективность логопедической работы значительно возрастает при использовании нейропсихологических упражнений, кроме того это позволяет разнообразить логопедическую работу, сделать логопедические занятия для ребёнка более динамичными и увлекательными.

Список литературы

  1. Иншакова О.Б., Колесникова А.М. Пространственно-временные представления: обследование и формирование у школьников с экспрессивной алалией. Учебно-методическое пособие. – М.: В. Секачев, 2006.
  2. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. – СПб.: Питер, 2008.
  3. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников/ Под общей редакцией Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. – М.: В. Секачев, 2008.
  4. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – 12-е изд. – М.: Генезис, 2020.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение нейропсихологического метода в работе учителя - логопеда

Использование междисциплинарных связей в целях повышения эффективности коррекционной работы...

Мастер-класс «Применение нейропсихологических методов и приемов в работе с детьми с различными нарушениями развития»

Материал для повышения уровня знаний педагогов по использованию нейропсихологических технологий, применение которых возможно в образовательном процессе ДОУ, пропаганда и распространение нетрадиционных...

Мастер – класс «Применение нейропсихологических методов и приемов в работе с детьми дошкольного возраста с различными нарушениями развития»

Увеличение уровня познаний педагогов об использовании нейропсихологических технологий, обеспечение возможности их применения в образовательном процессе, пропаганда и распространение нестандартных спос...

Применение нейропсихологического подхода в работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматривается применение нейропсихологического подхода в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Значимость нейропсихологических упражнений в работе учителя-логопеда. Опыт применения н...

Проект педагога -психолога "Сенсорное развитие детей с применением нейропсихологического метода"

Давно не секрет, что основной проблемой у большинства детей являются образовательные трудности, второе место- нарушение интеллекта, третье- нарушение речи. Развитие и формирование ребенка происходит о...

Применение нейропсихологического подхода в работе учителя логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Применениенейропсихологическогоподхода в работе учителялогопеда с детьми с тяжелыминарушениями речи...