Игры и формы взаимодействия с детьми, исходя из особенностей темперамента
материал по психологии
Каждый ребенок уникальный: темп работы и игры; скорость реакций и действий; уровень активности и сензитивности...
Эффективное взаимодействие будет в том случае, если будут учтены психологические особенности типа темперамента малыша и в повседневность добавятся подходящие активности и упражнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_i_formy_vzaimodeystviya_s_detmi_ishodya_iz_ih_temperamenta.docx | 327.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры и формы взаимодействия с детьми, исходя из их темперамента
ХОЛЕРИКИ
Холерики – подвижные игры, конструирование, рисование, ручной труд, релаксационные игры, динамические паузы, ритмичные танцы, игры с кеглями.
- «Сосредоточенность» (этюд на регуляцию эмоций).
Путешественник сидит за столом и внимательно изучает карту. Он обдумывает план похода. Выразительные движения: левая рука упирается локтем в стол и поддерживает голову, наклоненную влево, указательный палец правой руки двигается по воображаемой карте. Мимика: слегка прищуренные глаза, нижняя губа закушена.
2. «Раздумье» (этюд на регуляцию эмоций и движений).
Мальчик собрал в лесу грибы и заблудился. Наконец он вышел на большую дорогу. Но в какую сторону идти? Выразительные движения: ребёнок стоит, руки сложены на груди или одна рука на груди поддерживает другую руку, на которую опирается подбородок.
3. «Ваське стыдно» (этюд на регуляцию эмоций).
Жила-была девочка Галя. У неё была кукла Таня. Галя играла с куклой, кормила её, укладывала спать. Однажды пришел туда кот Васька и свалил куклу на пол. Пришла Галя домой, увидела, что кукла лежит на полу, подняла её и стала ругать Ваську: «Зачем ты, Васька, мою куклу свалил?» А Васька стоит, голову опустил: стыдно ему. Прослушав рассказ, ребёнок показывает, как стыдно было коту Ваське.
4. «Море волнуется» (произвольность поведения чувств).
Водящий начинает так: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три: фигура радости, страха, стыда и т. д. на месте замри». Далее водящий выбирает наиболее яркую фигуру.
5. «Тыкалки» (тренировка умения владеть своими чувствами).
Дети садятся на стулья, ставят ступни ног на пол и «замирают». Ведущий, медленно считая до 10, проходит между детьми и легонько щекочет каждого. Детям необходимо не рассмеяться при этом и сохранить неподвижность.
6. «А-а-ах!» (тренировка умения владеть своими чувствами).
Ведущий кладёт руку на стол и затем медленно поднимает её до вертикального положения. Дети в соответствии с поднятием руки усиливают громкость звука «а» — с тем чтобы когда рука достигнет верхнего положения, завершить её громким совместным «Ах!» и мгновенно замолчать.
7. «Да и нет» (гармонизация осознания прав и обязанностей).
Инструкция. Попробуем определить, кто из нас умеет быть внимательным. Каждому из вас по очереди мы будем задавать вопросы, на которые заранее знаем ответы «да» и «нет». Например: «Ты ходишь в школу?», «Ты был на Северном полюсе?» и т. п. А тот, кто отвечает, должен обязательно отвечать наоборот. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.
8. Упражнение на развитие произвольного внимания.
Ребёнку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят его нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребёнка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз: «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники».
Если ребёнок справился с первым заданием, предлагают выполнение других заданий, придумывая и постепенно усложняя условия.
9. Упражнение на развитие устойчивости внимания.
Ребёнку дают небольшой текст (газетный, журнальный) и предлагают, просматривая каждую строчку, зачёркивать какую-либо букву, например «А». Фиксируют время и количество ошибок. Ежедневно отмечают результаты на графике. Отмечают улучшение результатов, знакомят ребёнка с ними, радуются вместе с ним.
10. Упражнение на произвольность поведения.
Ребёнку показывают лист с нарисованными геометрическими фигурами и просят закрасить цветным карандашом каждую их них. Предупреждают ребёнка, что он должен делать это очень аккуратно, время не имеет значения. Как только ребёнок начинает проявлять небрежность, работу прекращают. Ребёнок шести - семи лет аккуратно закрашивает 15—20 фигур.
САНГВИНИКИ
Сангвиники – любые нескучные игры, познавательные фильмы, головоломки, разрывание бумаги и игры с ней; хороводы; игры с водой, песком; игры с подушками.
1. Игра «Лягушки»
Цель: развитие умения подчиняться словесной инструкции, формирование чувства ритма, развитие координации движений, снятие излишней двигательной активности, сплочение группы.
Содержание:
Все дети сидят на маленьких подушках.
Затем они начинают передвигаться на этих подушках по ковру и приговаривают все вместе:
Две лягушечки с утра
Съесть хотели комара.
Далее взрослый говорит:
Комары все улетели,
И лягушки их не съели.
Дети встают с подушек и все вместе пляшут, взявшись за руки и припевая:
Тара-ра, тара-ра,
Веселиться всем пора.
2. Игра «Самолет летит по небу»
Цель: развитие воображения, слухового внимания, способности быстро реагировать на инструкцию.
Содержание:
Дети стоят в кругу. Взрослый говорит:
- Самолет летит по небу,
В самолете я лечу.
Дети изображают руками крылья самолета, гудят.
Взрослый говорит:
- На машине я поеду,
Если только захочу.
Дети изображают, как они едут в машине, держатся за руль, рычат, подражая звуку мотора.
Взрослые, выполняет движения вместе с детьми.
3. Игра «Колокольчик»
Цель: Развитие координации движений, умения подчиняться правилам игры, отработка быстроты реакции.
Содержание: Все дети сидят в кругу на стульчиках. Стулья должны стоять как можно плотнее друг к другу. Один из детей встает в центр круга — он водящий. Дети, сидящие в кругу, передают друг другу колокольчик (он дол жен быть со звонким, отчетливым звуком). Задача водящего — дотронуться до того ребенка, у которого в руках колокольчик. Как только ему это удастся, он садится на стул, а место водящего занимает тот, кого «поймали» с колокольчиком в руках.
4. Игра «Покажи нос»
Цель: развитие слухового внимания, обучение детей ориентации на своем теле.
Содержание:
Все играющие стоят напротив взрослого, который говорит им:
- Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть.
Вы смотрите, не зевайте
И за мной все повторяйте,
Что я вам сейчас скажу
И при этом покажу.
Далее взрослый называет вслух (можно вместе с детьми и одновременно показывает на себе) какую-либо часть лица, тела:
«Уши-уши» — все показывают уши. «Глазки-глазки» — все показывают глазки. «Ручки-ручки» — все показывают ручки и т. д.
Примечание: Когда дети привыкнут к этой инструкции, взрослый может усложнить игру: он специально путает детей — называет одну часть тела или лица, а показывает другую. Дети должны заметить это и не повторить неверное движение. Взрослый может помогать им, изменяя интонацию, хитро улыбаясь, тем самым заостряя внимание на каком-либо движении.
ФЛЕГМАТИКИ
Флегматики – лепка, рисование, ролевые игры, моделирующие ситуации; игры-эксперименты; Puzzle; телесно- ориентированные игры и упражнения.
1. Игра «Помоги Тане»
Цель: воспитание навыков партнерского общения, усиление мотивации к общению, снятие тревожности у детей.
Содержание:
Взрослый говорит, что у девочки Тани случилась беда: сломались все игрушки, и ей больше не во что играть. Детям показывают несколько заранее подобранных старых игрушек, каждая из которых разделена на две части. Например, шляпка гриба и ножка гриба, две части одной матрешки и др. Для более старших детей каждую игрушку можно разделить не на две, а уже на три-четыре части.
Полученные детали раздают между детьми — каждому ребенку по одной — и просят их помочь Тане починить ее игрушки.
Задача малышей — найти отдельные части игрушки и соединить их.
Совсем маленькими детьми или «особыми» деть ми на первых порах можно играть в эту игру вдвоем: ребенок и взрослый.
2. Игра «Добрый бегемотик»
Цель: снятие эмоционального напряжения, агрессии, снижение двигательной активности.
Содержание:
Дети встают в шеренгу. Взрослый говорит, что все вместе они — маленький добрый «бегемотик». Каждый ребенок обнимает за талию (или кладет руки на плечи) впереди него стоящего.
Взрослый просит каждого ребенка погладить своего соседа по плечику, по головке, по спинке, по ручке...
Затем взрослый просит «бегемотика» походить по группе, присесть. Обычно дети, приседая все вместе, падают и смеются. Иногда игра превращается в общую «кучу - малу», к общему удовольствию всех участников.
МЕЛАНХОЛИКИ
Меланхолики - игра с лентами под медленную спокойную музыку; конструкторы; настольные игры;
игра с большим мячом; игры с водой;
экспериментирование с красками.
1. Игра «Ищу друга»
Цель: обучение детей навыкам сотрудничества, переход от игры «рядом» к игре «вместе».
Содержание:
Для проведения игры необходимо иметь набор игрушек, среди которых должно быть 2—3 зайчика, 2—3 мишки, 2—3 рыбки и т. д. Каждому ребенку выдается игрушка.
Взрослый говорит детям, что сейчас они будут танцевать вместе со своей игрушкой. Но, одному зайчику, мишке, танцевать скучно, поэтому, пока звучит музыка, каждый ребенок должен поискать, ещё одного-двух друзей для неё. На первом этапе взрослый показывает детям все игрушки, заостряя их внимание на том, что в наборе не один зайчик, а два или три, не один мишка, а два или три.
Когда начинает звучать музыка, дети ходят по ком нате и ищут детей с парными игрушками, то есть подыскивают своей игрушки друга. Когда друг (пара) будет найден, дети танцуют вместе с игрушками. Игрушки можно поставить на пол перед собой и танцевать вокруг них.
2. Игра «Мой хороший попугай»
Цель: развитие эмпатии детей, быстроты реакции, снятие агрессии, расширение словарного запаса и поведенческого репертуара детей.
Содержание:
Дети стоят в кругу, плотно, касаясь плечами. Взрослый бросает кому-либо из них плюшевого попугая (или другую мягкую игрушку). Ребенок, поймав игрушку, должен прижать ее к себе, назвать ласковым именем и передать (или перебросить) ее другому ребенку.
Сначала игра проходит в очень медленном темпе, так как дети с трудом находят ласковое имя для попугая, не умеют передавать игрушку кому-либо из игроков. Но затем, по мере освоения этих операций, темп игры, как правило, ускоряется.
Примечание: Для детей постарше, которые уже умеют говорить, можно использовать стихотворное сопровождение:
Мой хороший попугай,
Мне его скорее дай.
Он красивый, он хороший
И еще...
ребенок добавляет свое ласковое слово, например: «Он очень добрый».
1. «Расскажи стихи руками» (этюд на раскрепощение).
Ребёнок старается без слов, с помощью пантомимы, рассказать известное всем стихотворение или сказку. Остальные дети пытаются угадать, что он рассказывает.
2. «Как поступить?» (регулирование эмоций и действий).
Для этой игры нужно несколько сюжетных картинок конфликтного содержания. Например такие:
а) дети собирают урожай, одна девочка набрала так много фруктов, что не может удержать их в руках;
б) дети играют, а у одного ребёнка нет игрушек;
в) ребёнок плачет.
Взяв картину, ребёнок должен подобрать свой выход из ситуации.
3. «Закончи предложение» (упражнение на преодоление замкнутости).
Надо закончить каждое из предложений:
Я хочу...
Я умею...
Я смогу...
Я добьюсь...
Можно ребёнка попросить объяснить ответ.
4. Рисунок «Я в будущем» (преодоление замкнутости).
Ребёнку дают задание нарисовать себя таким, каким он видит себя в будущем. Обсуждая с ним рисунок, спрашивают, как он будет выглядеть, как он будет себя чувствовать, какими будут его отношения с родителями, братом или сестрой
Упражнение позволяет осознать возможность преодоления замкнутости, дать ребёнку перспективу на будущее и уверенность в своих силах.
5. «Я и другие» (свободное выражение своего мнения).
Ребёнку предлагают рассказать о своём друге, родственнике. Важно, чтобы ребёнок мог высказать своё мнение, подчеркнуть положительные черты другого. Можно попросить ребёнка рассказать и о себе, выделяя отрицательные и положительные качества, акцентируя внимание на последних.
6. «Зеркало» (помогает открыться ребёнку, чувствовать себя раскованно).
а) Ребёнок смотрит в «зеркало», которое повторяет все его движения и жесты. «Зеркалом» может быть родитель или другой ребёнок.
б) Принцип игры остаётся тем же, но ребёнок должен изобразить кого-либо из общих знакомых. «Зеркало» указывает, кого изображал ребёнок.
7. «Попугай» (произвольность чувств). Ведущий произносит короткое предложение, например «Я иду гулять». Один из участников повторяет это предложение, стараясь при этом выразить заранее задуманное им чувство. Остальные отгадывают, какое чувство было задумано.
8. «Рисуем имя» (гармонизация осознания имени). Инструкция. «Давайте закроем глаза, тихонечко посидим. А теперь каждый попробует представить своё имя, написанное на листе бумаги. Попробуйте получше рассмотреть своё имя, увидеть, какого цвета буквы, какие они – высокие или низкие, на что похожи. А теперь откройте глаза и нарисуйте своё имя так, как вам захочется»
9. «Конкурс хвастунов» (гармонизация притязания на признание).
Инструкция: «Сегодня мы проведём с вами необычный конкурс – конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Чем мы будем хвастаться? Соседом справа. Посмотрите внимательно на своего соседа справа. Подумайте, какой он, что он умеет делать, что у него хорошо получается». Дети определяют победителя – лучшего «хвастуна». Можно обсудить, кому, что понравилось больше: рассказывать – хвастаться о соседе или слушать, как о нём рассказывают.
10. «Как это можно использовать» (на развитие сообразительности).
Ребёнку предлагают игру: найти как можно большее число вариантов использования какого-либо предмета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно-ролевая игра как форма взаимодействия взрослого с детьми в средней группе.презентация
Сюжетно-ролевая игра как форма взаимодействия взрослого с детьми в средней группе....
Формы взаимодействия с детьми в рамках ДОУ (ДОО)
Процесс воспитания и образования детей дошкольного возраста происходит непрерывно в рамках всего времени пребывания ребенка в учреждении. Конечно же, главная задача пежагога - это поддержание эмоциона...
Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Эффективные формы взаимодействия с детьми. Мнемотехника»
Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) — система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания. Наиболее распространенным приемом является организация ассоциативного пол...
«Основные формы взаимодействия с детьми в режиме дня с целью развития коммуникативных умений».
Согласно новым требованиям ФГОС в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Ведущими формами педагогического взаимодействия должны ст...
Формы взаимодействия с детьми по ранней профориентации с детьми подготовительной группы № 14 на 2020-2021 учебный год.
- Создавать у детей представление о том или ином виде труде и воспитывать уважение к труду взрослых;- Показать особенности и специфику работы каждой профессии;- Развивать познавательный интерес,...
"Особенности взаимодействия с детьми с разными типами темперамента"
Говоря о темпераменте, как правило, подразумевают взрослого человека, сформировавшуюся личность. Однако проявления, характерные для того или иного типа темперамента, можно наблюдать и у дошкольников. ...
Сенсорные игры, как одна из эффективных форм взаимодействия с детьми с РАС
Методические рекомендации по развитию коммуникативного взаимодействия с детьми с РАС...