"Путешествие в логическую страну"
план-конспект занятия по психологии
Предварительный просмотр:
Конспект психологического занятия
«Путешествие в логическую страну»
(подготовительная группа)
Задачи:
- Развивать логическое мышление, восприятие, слуховое и зрительное внимание, воображение, межполушарные связи с помощью нейродинамической гимнастики, построенной на основе кинезиологических упражнений.
- Закреплять умение классифицировать предметы по существенным признакам; подбирать понятия к схемам, обозначающим классификационные отношения.
- Совершенствовать речевые навыки и умения. Упражнять детей в составлении предложений с прилагательными.
- Воспитывать у детей познавательную активность, любознательность, целеустремленность, настойчивость, терпение, способность к саморегуляции своих действий и самоконтроля.
Ход
1. Организационный момент.
Педагог-психолог: Встаньте, дети, встаньте в круг. Встаньте в круг, встаньте в круг! Ты мой друг, и я твой друг, старый верный друг. Давайте с вами возьмемся за руки, посмотрим, друг другу в глаза, и подарим добрые слова и не забудем про улыбку. Ведь именно с улыбки начинается приятное общение и улучшается настроение. Кто хочет начать?
(Дети по очереди говорят друг другу приятные слова, улыбаются)
Педагог-психолог: Ну что, у вас поднялось настроение? Я очень рада. Надеюсь, оно сохранится у вас на протяжении всего занятия.
«Комплименты»
Цель: помочь ребенку увидеть свои положительные стороны, дать почувствовать,
что его понимают и ценят другие дети.
Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, ребенок говорит: «Мне
нравится в тебе…». Принимающий комплимент кивает головой и отвечает:
«Спасибо, мне очень приятно!» Упражнение продолжается по кругу.
После упражнения обсудить с детьми, что они чувствовали, что неожиданного они
узнали о себе, понравилось ли им дарить комплименты.
Разминка
Упражнение «Дом – ёжик – замок»
Дом – пальцы рук соединить под углом, большие пальцы соединить,
ёжик – поставить ладони под углом друг к другу, расположить
пальцы одной руки между пальцами другой руки,
замок – ладони прижать друг к другу, пальцы переплести.
Упражнение Кулак – ребро – ладонь
Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости стола, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на столе, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем двумя руками вместе. Количество повторений – по 8 – 10 раз.
Упражнение «Гриб-Полянка»
Одна рука символизирует гриб: располагаем предплечье вертикально вверх, кисть собрана в кулак. Гриб стоит на полянке. Полянку делаем из второй руки горизонтально расположенной под первой выпрямленной ровной ладонью вниз, как за партой. Затем пеняем руки. Увеличиваем темп.
Его так же делаем в ритм стиха:
Под осиной, у ворот
Подосиновик растет.
И горит-горит на нем
Шапка красная огнем.
2. Основная часть
Упражнения на развитие гибкости ума «Назови слова…»
Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.
Назови, слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина…)
Назови, слова, обозначающие домашних животных
Назови, слова, обозначающие диких животных
Назови, слова, обозначающие наземный транспорт
Назови, слова, обозначающие воздушный транспорт
Назови, слова, обозначающие водный транспорт
Назови, слова, обозначающие овощи
Назови, слова, обозначающие фрукты
Назови, слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей…)
Игра «Как это можно использовать?»
Предложите ребенку игру: найти наиболее большее число вариантов использования какого-либо предмета.
Например, вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает как можно использовать этот предмет.
Ребенок называет такие варианты:
Рисовать
Писать
Использовать, как палочку,
Указка
Градусник для куклы и т.д.
Игра с движениями
Игра «Руки в стороны, в кулачок»(дети выполняют движения в соответствии с текстом)
Руки в стороны, в кулачок. Разжимай и на бочок.
Руки вверх, в кулачок. Разжимай и на бочок.
Руки вниз, в кулачок. Разжимай и на бочок.
Руки назад, в кулачок. Разжимай и на бочок.
Руки влево, в кулачок. Разжимай и на бочок.
Руки вправо, в кулачок. Разжимай и на бочок.
Упражнения на развитие мыслительной операции«Сравнение предметов»
Для сравнения предложите ребенку следующие пары слов:
1. муха и бабочка
2. дом и избушка
3. стол и стулья
4. книга и тетрадь
5. вода и молоко
6. топор и молоток
7. город и деревня
Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: «Ты видел муху? А бабочку?» После таких коротких вопросов о каждом слове из пары предложите ребенку их сравнить. Снова задайте ему вопросы: «Похожи ли муха и бабочка? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?»
Проанализируйте ответы ребенка. Сколько слов он удачно сравнил? Что для ребенка легче: искать сходства или различия?
Ребенок 6 – 7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства и черты различия, но не по случайным, несущественным признакам (например, молоток и топор лежат в сарае), а по главным признакам.
Упражнение на развитие логического мышления и смысловой памяти «Подбери признаки»
- Подобрать слова-признаки к каждому слову:
Игра (какая?)- интересная;
Снег (какой) - пушистый;
Вода (какая?) - холодная;
Луна (какая?) - круглая;
Дым (какой?) - густой);
День (какой) - солнечный;
Трава - …
Крик- …
Стол - …
Окно - …
Дом - …
Игра «Части тела» (дети называют и показывают называемые части тела, убыстряя темп):
Рот, нос, голова, брови, щеки, лоб, глаза,
Скулы, шея, плечи, грудь,
Не забыть бы что-нибудь.
Раз рука, два рука, вот живот, а вот спина.
Упражнение «Найди, что общего у следующих слов» :
а) хлеб и масло (еда)
б) нос и глаза (части лица, органы чувств)
в) яблоко и земляника (плоды)
г) часы и градусник (измерительные приборы)
д) кит и лев (животные)
е) эхо и зеркало (отражение)"
«Найди, что общего у следующих слов» :
а) хлеб и масло (еда)
б) нос и глаза (части лица, органы чувств)
в) яблоко и земляника (плоды)
г) часы и градусник (измерительные приборы)
д) кит и лев (животные)
е) эхо и зеркало (отражение)"
Логические задачи.
1. Саша ел яблоко большое и кислое. Коля ел яблоко большое и сладкое. Что в этих яблоках одинаковое? разное?
2. Толя и Игорь рисовали. Один мальчик рисовал дом, а другой - ветку с листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?
Задачи на сравнение.
1. Саша грустнее, чем Толик. Толик грустнее, чем Алик. Кто веселее всех? (Алик).
2. Ира аккуратнее, чем Лиза. Лиза аккуратнее, чем Наташа. Кто самый аккуратный? (Ира)
3. часть Рефлексия: Какие задания вам больше всего понравились? Что вызвало трудности? Что помогло выиграть?
4. часть. Ритуал прощания: Подошло время прощаться. Предлагаю взяться за руки и пожать друг другу руки, выполнить дружеское рукопожатие! Все большие молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по математике с использованием логических блоков Дьенеша Тема: «Путешествие в Солнечную страну».
Педагогические цели: Закреплять навыки детей в работе с логическими блоками, упражнять в умении классифицировать блоки по трём признакам: цвету, форме, размеру....
Конспект образовательной деятельности. Использование интеллектуальных технологий в развитии основ логического мышления детей старшего дошкольного возраста «Путешествие паровозика по стране Математики ».
Конспект образовательной деятельности с использованием интеллектуальных технологий в развитии основ логического мышления детей старшего дошкольного возраста: интерактивная доска, палочек Кюизенер...
Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) во второй младшей группе с использованием логических блоков Дьенеша «Путешествие в Солнечную страну»
Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) во второй младшей группе с использованием логических блоков Дьенеша...
Проект по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в удивительную страну логических блоков Дьенеша».
laquo;Логические блоки Дьенеша» развивают у ребёнка дошкольника творческие и интеллектуальные способности, навыки моделирования и конструирования. Использование логических блоков в играх с...
Конспект занятия во второй младшей группе с использованием логических блоков Дьенеша Тема: «Путешествие в Солнечную страну».
Конспект занятия ....
Конспект НОД по математике с использованием логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера (средняя группа) «Путешествие в волшебную страну блоков и палочек»
Цель: формирование элементарных математических представлений посредством блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.ЗадачиОбразовательные:выявить знания детей о форме, цвете, размере ...