тест К. Томаса
тест по психологии

Башкова Анна Викторовна

Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К.Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл test_tomasa.docx23.83 КБ

Предварительный просмотр:

«Определение способов регулирования конфликтов» 
(др. названия «Стратегия и тактика поведения в конфликтной ситуации»,
тест К.Томаса)

Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К.Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К.Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:

  1. Соперничество (соревнование, конкуренция) как стремление добиться своих интересов в ущерб другому.
  2. Приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого.
  3. Компромисс.
  4. Избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.
  5. Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

Инструкция: Перед Вами тридцать пар суждений. В каждой паре выберите то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики вашего поведения.

  1. А) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. 
    Б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.
  2. А) Я стараюсь найти компромиссное решение. 
    Б) Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.
  3. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. 
    Б) Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
  4. А) Я стараюсь найти компромиссное решение. 
    Б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
  5. А) Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого. 
    Б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
  6. А) Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя. 
    Б) Я стараюсь добиться своего.
  7. А) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно. 
    Б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться своего.
  8. А) Обычно я настойчиво пытаюсь добиться своего. 
    Б) Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
  9. А) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий. 
    Б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
  10. А) Я твердо стремлюсь достичь своего. 
    Б) Я пытаюсь найти компромиссные решения.
  11. А) Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы. 
    Б) Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
  12. А) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. 
    Б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
  13. А) Я предлагаю среднюю позицию. 
    Б) Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
  14. А) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах. 
    Б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
  15. А) Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения. 
    Б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
  16. А) Я стараюсь не задеть чувств другого. 
    Б) Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
  17. А) Обычно я настойчиво пытаюсь добиться своего. 
    Б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
  18. А) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. 
    Б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
  19. А) Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы. 
    Б) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
  20. А) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия. 
    Б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
  21. А) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого. 
    Б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
  22. А) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека. 
    Б) Я отстаиваю свои желания.
  23. А) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас. 
    Б) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
  24. А) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь пойти навстречу его желаниям. 
    Б) Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
  25. А) Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов. 
    Б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
  26. А) Я предлагаю среднюю позицию. 
    Б) Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
  27. А) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. 
    Б) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
  28. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. 
    Б) Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.
  29. А) Я предлагаю среднюю позицию. 
    Б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
  30. А) Я стараюсь не задеть чувств другого. 
    Б) Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.

Ключ к тесту

соперничество

сотрудничество

компромисс

избегание

приспособление

1

 

 

 

A

Б

2

 

Б

A

 

 

3

A

 

 

 

Б

4

 

 

А

 

Б

5

 

A

 

Б

 

6

Б

 

 

А

 

7

 

 

Б

А

 

8

А

Б

 

 

 

9

Б

 

 

А

 

10

А

 

Б

 

 

11

 

А

 

 

Б

12

 

 

Б

А

 

13

Б

 

А

 

 

14

Б

А

 

 

 

15

 

 

 

Б

А

16

Б

 

 

 

А>

17

А

 

 

Б

 

18

 

 

Б

 

А

19

 

А

 

Б

 

20

 

А

Б

 

 

21

 

Б

 

 

А

22

Б

 

А

 

 

23

 

А

 

Б

 

24

 

 

Б

 

А

25

А

 

 

 

Б

26

 

Б

А

 

 

27

 

 

 

А

Б

28

А

Б

 

 

 

29

 

 

А

Б

 

30

 

Б

 

 

А

Обработка

Подсчитайте количество баллов по каждому столбику. Название столбика набравшего наибольшее количество баллов является вашей ведущей стратегией поведения в конфликтной ситуации.

Краткая характеристика типов разрешения конфликта

Человек, использующий стиль конкуренции (соперничества), активен и предпочитает идти к разрешению конфликта собственным путем. Он не заинтересован в сотрудничестве с другими и достигает цели, используя свои волевые качества. Он старается в первую очередь удовлетворить собственные интересы в ущерб интересам других, вынуждая их принимать нужное ему решение проблемы.

Стиль избегания означает, что индивид не отстаивает свои права, ни с кем не сотрудничает для выработки решения или уклоняется от решения конфликта. Для этого используются уход от проблемы (выход из комнаты, смена темы и т.д.), игнорирование ее, перекладывание ответственности за решение на другого, отсрочка решения и т.п.

Приспособление - это действия совместно с другим человеком без попытки отстаивать собственные интересы. В отличие от уклонения, при этом стиле имеет место участие в ситуации и согласие делать то, чего хочет другой. Это стиль уступок, согласия и принесения в жертву собственных интересов.

Тот, кто следует стилю сотрудничества, активно участвует в разрешении конфликта и отстаивает свои интересы, но старается при этом сотрудничать с другим человеком. Этот стиль требует более продолжительных затрат времени, чем другие, так как сначала выдвигаются нужды, заботы и интересы обеих сторон, а затем идет их обсуждение. Это хороший способ удовлетворения интересов обеих сторон, который требует понимания причин конфликта и совместно поиска новых альтернатив его решения. Среди других стилей сотрудничество - самый трудный, но наиболее эффективный стиль в сложных и важных конфликтных ситуациях.

При использовании стиля компромисса обе стороны немного уступают в своих интересах, чтобы удовлетворить их в остальном, часто главном. Это делается путем торга и обмена, уступок. В отличие от сотрудничества, компромисс достигается на более поверхностном уровне - один уступает в чем-то, другой тоже, в результате появляется возможность прийти к общему решению. При компромиссе отсутствует поиск скрытых интересов, рассматривается только то, что каждый говорит о своих желаниях. При этом причины конфликта не затрагиваются. Идет не поиск их устранения, а нахождение решения, удовлетворяющего сиюминутные интересы обеих сторон.

Оптимальной стратегией в конфликте считается такая, когда применяются все пять тактик поведения, и каждая из них имеет значение в интервале от 5 до 7 баллов. Если Ваш результат отличен от оптимального, то одни тактики выражены слабо - имеют значения ниже 5 баллов, другие - сильно - выше 7 баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Родители-это люди,а не боги" Томас Гордон.

Когда люди становятся родителями, происходит нечто странное и необъяснимое. Они начинают играть такую роль и действовать так, как будто они забыли, что они - люди. Они надевают мантию "родителей...

Техника"Я-сообщение". Методика Томаса Гордона.

Очень важно для воспитателя научиться общаться с родителями своих воспитанников так,чтобы избегать негативной оценки(ребенка или непосредственно родителя),обвинительной позиции....

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с ЗПР по теме: «Путешествие паровозиков Томаса и Тишки» (Знакомство со звуками [T]-[T\'] и буквой Т).

Логопедическое занятие по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с  ЗПР . На данном занятии дети  знакомяться со звуками  [T]-[T']  и буквой Т, помогая ...

шесть шагов для решения конфликтов между родителями и детьми ( по Томасу Гордону)

Шесть шагов решения конфликтов между детьми и родителями(по Томасу Гордону).Зачастую родители принимают за конфликты ситуации, когда они чем-то недовольны или когда ребенок отстаивает свое мнение, вст...

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию ( синтез искусств) на тему: «Поможем Томасу?»

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе художественно-творческой деятельности, через синтез искусств...

«Диагностика поведения в конфликте с использованием теста К. Томаса»

Глубинные преобразования современного общества, возникший в их процессе системный кризис затронул не только важнейшие сферы жизнедеятельности людей: политику, экономику, культуру, но и глубоко проник ...

ПРОЕКТ «Книжкина неделя» в средней группе на тему: «Творчество зарубежных писателей» ( Юя и Томас Висландер , Свен Нурдквист)

ПРОЕКТ «Книжкина неделя» в средней группе на тему:  «Творчество зарубежных писателей»( Юя и Томас Висландер , Свен Нурдквист)...