Семинар-практикум для родителей "Звезды кризиса 3-х лет"
консультация по психологии (младшая группа)
Родителям дать понятие о «кризисе трех лет» (определение, симптомы). Рассмотреть симптомы кризиса, помочь родителям находить пути решения в сложных ситуациях, учить принимать своих детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_-_praktikum_zvezdy_krizisa_treh_let.docx | 294.93 КБ |
foto_seminar-praktikum_zvezdy_krizisa_3-h_let.docx | 961.58 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад N• 9 «Черепашка»
Семинар – практикум
для родителей
групп общеразвивающей направленности от 3 до 4 лет
«Кризис трех лет»
Жевакина С.Н. педагог-психолог
Цель:
- дать понятие «кризис трех лет» (определение, симптомы);
- помочь родителям находить пути решения в сложных ситуациях;
- учить принимать своих детей.
1. Приветствие. Оглашение темы, цели.
2. Задание для родителей: Напишите, что вас беспокоит в ваших детях.
Например, мой ребенок рвет книги, ломает свои игрушки, замахивается на бабушку, устраивает истерики в магазине и т.п.
Родители пишут свои проблемы на листах бумаги, затем листы опускаются в мешочек.
3. Раскрытие темы.
Упрямства и капризы малышей довольно часто омрачают жизнь родителей. Постараемся разобраться в причинах появления и особенностях этих неприятных нарушений поведения ребенка.
Возраст с 2,5 до 3,5 лет в психологии называют «Кризисом 3 лет или кризисом «Я сам».
Кризис сопровождается массой позитивных и негативных изменений в детском организме, но все трудности носят временный, преходящий характер.
В три года дети сравнивают себя с взрослыми и хотят во всем быть похожими на них. Они ожидают от семьи признания своей независимости и самостоятельности. Он не может ждать, пока вырастет – он уже сегодня, немедленно, сейчас хочет быть взрослым: «Я сам! Я сама!» …
Возросшие потребности трехлетнего ребенка не могут быть удовлетворены прежним стилем общения с ним и прежним образом жизни. Возникают противоречия между возможностями и желаниями ребенка.
Ребенок пытается любой ценой завоевать самостоятельность и самоутвердиться, разными путями выражая протест против зависимости от родителей, настаивает на равноправии. Он бурно реагирует на оценки, становится злопамятным и обидчивым, начинает хитрить.
Три года – это тот рубеж, на котором заканчивается раннее детство и начинается дошкольный возраст. В это время происходит очень важный для ребенка психический процесс: это первое яркое выражение своего «я».
Ребенок начинает отделять себя от мира взрослых и вступает в самостоятельную жизнь. Без психологического отдаления от родителей ребенку сложно будет найти себя в этой жизни, выработать механизмы психологической адаптации и гибкого поведения в различных ситуациях.
Ребенок не понимает, что с ним происходит, не может оценить свое поведение, регулировать свои поступки и выражение эмоций. Становится упрямым, капризным, вздорным.
Не надо пугаться! Это не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление кризиса говорит о том, что в психике ребенка сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности.
Рассмотрим симптомы кризиса:
- Негативизм – стремление все сделать, наоборот, вопреки всем требованиям и просьбам взрослых.
- Упрямство – ребенок настаивает на своем не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал.
- Строптивость – направлена против норм воспитания, образа жизни в целом, против тех правил, которые были в его жизни до трех лет.
- Своеволие, своенравие – все хочет делать сам, отказывается от помощи там, где еще мало что умеет.
Второстепенные симптомы:
- Протест–бунт – ребенок находится в стадии войны со всем и всеми
- Обесценивание – ребенок начинает ругаться, обзываться, употреблять нецензурную брань.
- Деспотизм – проявляет деспотичную власть по отношению к окружающим.
(На магнитную доску вывешиваются надписи: кризис трех лет, негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание, деспотизм).
Следствием проявления перечисленных симптомов могут стать внутренние и внешние конфликты. Невротические симптомы (энурез, ночные страхи, заикание и др.)
Кризис трех лет – это кризис, прежде всего, социальный, кризис взаимоотношений между ребенком и окружающими людьми.
4. Обсуждение проблемных ситуаций.
Родители достают из мешочка листы с проблемными ситуациями, идет обсуждение. Каждый родитель имеет право высказаться, посоветовать, что можно сделать в данной ситуации.
Можно предложить следующие проблемные ситуации:
- Ребенок не хочет убирать игрушки за собой. «Не хочу!»
Раньше убирал без проблем.
- Мама не купила очередную игрушку в магазине. Похожая есть дома. У ребенка истерика.
- Ребенок кричит, топает ногами, не подпускает маму помочь завязать шнурки на ботинках (застегнуть пуговицы).
- Ребенок все время говорит «нет».
- Пойдем в магазин? Нет!
- Пойдем гулять? Нет!
- Хорошо, не пойдем. Нет, пойдем!
- В детском саду ребенок одевается сам, а дома одеваться не хочет.
5. Советы психолога.
Что могут сделать родители во время кризиса?
- Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите это как необходимость.
- Истеричность и капризность требуют зрителей. Не прибегайте к помощи посторонних.
- Во время приступа оставайтесь рядом. Дайте ребенку почувствовать, что вы его понимаете.
- Не пытайтесь во время приступа что-нибудь внушать ребенку. Это бесполезно. Ругать не имеет смысла, шлепки еще сильнее будоражат.
- Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять за руку и увести.
- Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
- Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка!» (книжка, штучка и т.д.). «А что это там за окном...?» - подобные маневры заинтригуют и отвлекут, т.к. у малышей очень подвижное внимание, легко переключаемое. Лучше сделать вид, что вы очень заинтересовались чем-то, восхитились. Акцентируйте эмоции и смотрите только «туда». («Ух, ты, вот это да! Какая красота!»). Текста должно быть много, чтобы малыш не успевал вставить свои требования в промежутки.
- Не надо обращаться непосредственно к плачущему или кричащему ребенку и уговаривать его не кричать – подольете огонь в масло.
- После истерики, ссоры, когда ребенок успокоился, пожалейте его,
объясните, в чем он не прав. Дайте ему понять, что вы любите его любого.
- Нежелательно использовать авторитарную модель взаимодействия в общении с ребенком. Это может провоцировать приступы негативизма всякий раз, когда отдается строгий приказ: «Не трогай!», «Ешь быстро!» и т.п.
- Как можно меньше вмешивайтесь и торопите ребенка. Пусть он одевается и раздевается в свое удовольствие (если, конечно, позволяет время). Развивайте самостоятельность! Чрезмерная заботливость неизбежно делает ребенка слишком зависимым от родителей, ведет к серьезным проблемам в дальнейшем – комплексам в общении.
- Если вы «не заметили» крика, его не следует обсуждать, тем более – наказывать.
- Можно воспользоваться приемом действия «от противного» - разрешить кричать. «Ты собираешься плакать? Можно, я тебе разрешаю».
Кричать не будет, так как это разрешено. Сам факт дозволенности сбивает ребенка с толку.
- Если частые приступы капризности, истерики, необходимо давать капли валерианы или пустырника.
- Если вы на чем-то настаиваете, оставайтесь неприступными, доводите дело до конца. При этом будьте спокойными. Меньше слов – больше дела.
- Побольше совместных дел. Это может быть и игра, и уборка квартиры.
- Ребенок должен усвоить с детства, что мама и папа – главные люди в семье. Они принимают решения. Их слово – закон.
6. Положительные черты кризиса трех лет.
Родителям предлагают назвать, что есть положительного в их трехлетних детях.
Ребенок должен выйти из кризиса с набором положительных качеств. Задача взрослого – не допустить закрепления крайних проявлений.
Упрямство – крайняя степень проявления воли.
Капризность – демонстрация собственной значимости для других, ощущение своего «Я».
Эгоизм – чувство собственного достоинства.
Агрессивность – крайняя форма чувства самозащиты.
Замкнутость – неадекватная форма проявления здоровой осторожности.
7. Рисунок «Мой ребенок - цветок»
Родителям предлагается нарисовать своего ребенка в виде цветка.
8. Заключение
Не ждите и не надейтесь, что ваш ребенок будет в точности таким, каким вы его хотите видеть. Такого не бывает. Дети всегда идут своим путем. Поэтому меньше думайте о том, каким ваш ребенок должен быть, а внимательнее смотрите, какой он есть. Думайте, как ему помочь, а не как его исправить.
Не слишком вините себя, что не смогли добиться желаемого результата. Результат воспитания нельзя с точностью запрограммировать. От родителей зависит многое, но не все трудности и проблемы, связанные с воспитанием, объективны. Но в то же время они преходящие.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
- Капризы детей требуют зрителей. Не становитесь ими и не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая непослушная девочка» Ребёнок только и ждёт этого. В любой ситуации проявляйте терпимость к ребёнку.
- Не позволяйте выходить из себя. Не подчёркивайте перед ребёнком своё превосходство и силу. Будьте с ним рядом.
- Не отменяйте немедленно своих решений. Будьте настойчивы в поведении с ребёнком. Если вы сказали - НЕТ», оставайтесь и дальше при этом мнении.
- Не сдавайтесь, даже если приступ у ребёнка протекает общественном месте. Чаще помогает одно - взять его за руку и увести
- Не берите ребёнка на руки, если он этого не хочет.
- Не старайтесь поднять ребёнка с пола.
- Не оставляйте ребёнка одного.
- Не пытайтесь во время приступа что-то внушать ребёнку. Это бесполезно. Ругать нет смысла, шлепки ещё больше будоражат. Переключите внимание ребёнка: «Ой, какая интересная игрушка у меня», «А что там делает ворона?» - подобные приёмы заинтригуют и отвлекут ребёнка.
- Следите за своим эмоциональным состоянием
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум «Звезды кризиса 3-лет»
в группе общеразвивающей направленности от 3 до 4 лет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум «Кризис трех лет. Способы оценки поведения ребенка, или Как устанавливать запреты»
Тематические занятия в клубеСеминар-практикум «Кризис трех лет. Способы оценки поведения ребенка, или Как устанавливать запреты»(для родителей детей раннего возраста)...
Семинар – практикум для родителей младшей группы (3-4 лет) на тему: «Кризис трех лет»
Здравствуйте! Хочу поделиться с вами своей презентацией на тему: Семинар – практикум для родителей младшей группы (3-4 лет) на тему: «Кризис трех лет». Свою презентацию я делала...
Семинар - практикум для родителей детей раннего возраста "В царстве капризов и упрямства. Кризис 3-х лет"
Капризы и упрямство являются актуальной проблемой для родителей малышей 2-3 лет. Родители часто сталкиваются с непослушанием, капризами, истерикой у своих маленьких чад. Что с этим делать? Как п...
Семинар-практикум для родителей: «Кризис трех лет. Способы оценки поведения ребенка, или как устанавливать запреты»
Цели: познакомить родителей с особенностями «кризиса 3 лет»;со способами оценки деятельности и поведения ребенка; подвести родителей к выводу о целесообразности устанавливаемых ...
Семинар - практикум для родителей и детей. Третий год жизни ребенка:кризис упрямства или "Я сам"!
Цель мероприятия:Информировать родителей о психологических особенностях развития детей трех лет. Раскрыть понятие «кризис трех лет».Помочь родителям осознать причины капризов и упрямства у...
Кризис 3 лет (семинар-практикум для родителей)
Цель: повышение компетентности родителей в вопросе возрастных особенностей детей младшего возраста в кризисный период.Задачи:1. Выделить основные симптомы возрастного кризиса трёх лет.2. Расширит...
Семинар - практикум для родителей. Третий год жизни ребенка: кризис упрямства или "Я сам"!
Семинар - практикум для родителей. Третий год жизни ребенка: кризис упрямства или "Я сам"!...