Семинар - практикум для родителей детей раннего возраста "В царстве капризов и упрямства. Кризис 3-х лет"
консультация
Капризы и упрямство являются актуальной проблемой для родителей малышей 2-3 лет. Родители часто сталкиваются с непослушанием, капризами, истерикой у своих маленьких чад. Что с этим делать? Как поступить в таких ситуациях, чтобы не нанести непоправимый вред психическому здоровью ребенка? Этим вопросам и посвящен наш семинар.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_-_praktikum.docx | 34.34 КБ |
Презентация "Кризис 3-х лет" | 1.23 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка - детский сад №146 города Тюмени
(МАДОУ д/с №146 города Тюмени)
В рамках консультативно – методического пункта
для родителей детей раннего возраста
Семинар – практикум на тему:
«В царстве упрямства и капризов» или
«Как преодолеть кризис 3-х лет?»
Подготовила:
педагог – психолог
Турмухаметова М.Е.
Семинар-практикум
«В царстве упрямства и капризов» или
«Как преодолеть кризис 3-х лет?»
Цель: познакомить родителей с психологическими особенностями ребёнка 3 лет; актуализировать проблемы воспитания и развития ребёнка 3-летнего возраста и найти пути их решения; повысить педагогическую культуру родителей.
Ход семинара-практикума:
Упражнение на знакомство и приветствие.
Психолог предлагает всем познакомиться и сделать это следующим образом: родители оформляют карточки — визитки, где указывают своё имя, рассказывают, что-то о себе и о том чего они ждут от посещения занятия.
Знакомство с правилами работы в группе.
ПРАВИЛА:
- Доверительный стиль общения. Рассказывая другим о себе, мы надеемся на взаимность.
- Искренность в общении. Если нет желания высказаться искренне и откровенно, то лучше промолчать.
- Конфиденциальность. Каждый должен быть уверен в том, что его личные откровения останутся в группе.
- Недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении происходящего оценивают не участника, а только его действие и поведение.
- Внимательно слушать говорящего, не перебивать его, задавать вопросы только после того, как он закончил говорить.
- Использовать в речи только я — высказывания.
Упражнение «Что в имени моём»
Цель: выделение качеств личности, необходимых взрослому для успешного воспитания ребёнка в период кризиса 3-х лет.
Описание упражнения: Психолог предлагает родителям расшифровать слово «РОДИТЕЛЬ». Начиная с буквы «Р», участникам необходима назвать слова, обозначающие черты характера родителей. Все предложенные варианты ответов психолог записывает на доске. Затем после выступления психолога на тему: «Кризис трёх лет», родителям предлагается из всего перечисленного выбрать те качества, которые очень важны родителям в воспитании ребёнка в период кризиса 3-х лет.
Выступление психолога: «Кризис 3-х лет»
Третий год жизни ребёнка… Кажется, самое трудное позади, ребёнок повзрослел, стал более самостоятельным, однако многие родители и не догадываются, что конец раннего возраста – один из труднейших периодов в жизни ребёнка, и взрослого. Ребёнок всё чаще говорит: «Я сам», «Я хочу» и т.п., всё чаще закатывает истерики, устраивает бунт против окружающих, пытается добиться своего любыми способами. Такое поведение зачастую огорчает, беспокоит и ставит в тупик даже самых заботливых родителей. «Что происходит с ребёнком? Неужели мы его плохо воспитываем? Как заставить его быть послушным?» — именно эти вопросы всё чаще и чаще задают себе
родители, когда ребёнок достигает трёх летнего возраста. Так как далеко не каждый родитель знает, что
кризис трёх лет – это не просто возрастной этап, а этап, на котором происходит становление новых качеств, перестройка личности ребёнка. И от того, насколько безболезненно он пройдёт, зависит дальнейшее эмоционально-личностное развитие малыша.
В это время происходит очень важный для ребёнка психический процесс- это первое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно отделиться от матери, научиться делать самому и как-то решать свои проблемы. Кризис 3 лет называют «Семизвездием симптомов».
Симптомы кризиса 3 лет
1.НЕГАТИВИЗМ. Ребёнок негативно реагирует не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требования или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определённый взрослый человек. Негативизм избирателен: ребёнок игнорирует требования одного члена семьи, а с другими достаточно послушен. Главный мотив- сделать наоборот. Негативизм – кризисное явление, которое должно исчезнуть со временем.
2. УПРЯМСТВО. Это реакция ребёнка, который настаивает на чём-то не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались.
3. СТРОПТИВОСТЬ. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания. Ребёнок стремится настоять на своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие. Ребёнок всё хочет сделать и решить сам. Это положительное явление, но во время кризиса трёх лет усиленная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто не соответствует возможностям ребёнка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.
4. СВОЕВОЛИЕ. Это когда ребёнок всё хочет делать сам.
5. БУНТ ПРОТИВ ОКРУЖАЮЩИХ. Ребёнок ссорится со всеми, ведет себя агрессивно.
6. ОБЕСЦЕНИВАНИЕ. В глазах ребёнка обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. Трёхлетний ребёнок может ругаться, отбросить или сломать любую игрушку и т.п.
7. В семьях с одним ребёнком встречается СТРЕМЛЕНИЕ К ДЕСПОТИЧНОМУ ПОДАВЛЕНИЮ ОКРУЖАЮЩИХ. Вся семья должна удовлетворять любое желание маленького тирана, в противном случае её ждут истерики. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в ревности, агрессии, в требовании постоянного внимания к себе.
Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребёнка изменяется отношение к другим людям и самому себе.
Некоторые особенности проявления кризиса 3-х лет
- Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 мес.
- Как правило, фаза эта заканчивается к 3,5 – 4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная.
- Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
- Девочки капризничают чаще мальчиков.
- В кризисный период приступы упрямства случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых — до 19!
Если дети по достижении 4 лет продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего, речь идёт о «фиксированном» упрямстве, истеричности как удобных способах манипулирования родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.
Игра «Шеренга» (пути решения проблемных ситуаций)
Родители встают в две шеренги, напротив друг друга. Один участник бросает другому мяч и излагает какую – либо проблемную ситуацию. Другой участник, поймав мяч говорит о том, как можно разрешить ту или иную ситуацию.
Варианты проблемных ситуаций: «Что делать, если…»
1) Вы с ребёнком находитесь в переполненном транспорте, не имеете возможности посадить его, держите в руках тяжёлую сумку, а в это время ваш малыш начинает кричать и плакать…»
2) Вы моете посуду, ребёнок упорно настаивает: «Я сам», а вы заранее знаете, что он сделает это не качественно, да и в добавок ко всему может её разбить…
3) Войдя в комнату, вы видите, что все игрушки, которыми играл ребёнок, разбросаны на полу, уговоры собрать не действуют. Вы чувствуете, как усиливается ваше недовольство, напряжение….
4) Вы находитесь в магазине, вашему ребёнку захотелось игрушку, но она очень дорогая, тогда ребёнок падает на пол и начинает плакать, бить руками и ногами….
Практические советы:
«Многих родителей мучает вопрос: может ли родитель, действуя грамотно, смягчить проявление кризиса? Как помочь ребёнку выйти из него, не вынося в душе негативные качества: ведь упрямство – это крайняя степень проявления воли, необходимого для ребёнка качества; капризность – демонстрация собственной значимости для других, ощущение своего «Я».
Как вести себя родителям в период кризиса 3-х лет.
- Не придавайте большого значения упрямству и капризности.
- Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.
- Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
- Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку – это бесполезно. Ругать не имеет смысла, шлепки ещё сильнее взбудоражат.
- Будьте в поведении с ребёнком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
- Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребёнка протекает в общественном месте.
- Чаще всего помогает одно – взять его за руки и увести.
- Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних
- Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!". Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится.
- Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление " сломить силой авторитета".
- Спокойный тон общения, без раздражительности.
- Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.
7 правил наказания:
- Наказание не должно вредить здоровью.
- Если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том что совершённое действие вообще достойно наказания, т.е. наказывать "на всякий случай" нельзя.
- За 1 проступок - одно наказание (нельзя припоминать старые грехи).
- Лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием.
- Надо наказывать и вскоре прощать.
- Если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан.
- Ребёнок не должен бояться наказания.
Упражнение «Рисуем чувства»
Родителям предлагается в течение 8-10 минут рисовать на тему «Что я чувствую, когда мой ребёнок упрямится, капризничает, закатывает истерики?», а потом дать пояснение к своему рисунку и рассказать о тех чувствах, которые там изображены.
В конце психолог подводит итог.
Самооценка участников в занятии.
Каждому родителю необходимо продолжить фразу: «Сегодня я поняла…., узнала…., вспомнила…, уточнила…. ».
Заключительный этап.
От участника к участнику передаётся клубочек. Когда он находится в чьих-то руках, то это человек делится своими чувствами, мыслями, впечатлениями, высказывает свои пожелания.
В конце семинара-практикума родителям выдаются памятки.
Список используемой литературы:
- Система сопровождения родителей: модель организации клуба «Молодая семья», план-программа, занятия / авт. сост. М.В. Тимофеева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 103 с.
- От года до трёх… [ Текст] / Л. Павлинская // Обруч.- 2008. — № 1
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Правила работы группы: Доверительный стиль общения Искренность в общении Конфиденциальность Недопустимость непосредственных оценок человека Уважение Использовать «Я — высказывания»
Р О Д И Т Е Л Ь Черты характера родителей
Некоторые особенности проявления кризиса 3-х лет Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 мес. Как правило, фаза эта заканчивается к 3,5 – 4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная. Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки. Девочки капризничают чаще мальчиков. В кризисный период приступы упрямства случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых — до 19!
Как вести себя родителям в период кризиса 3-х лет: Не придавайте большого значения упрямству и капризности Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку – это бесполезно. Ругать не имеет смысла, шлепки ещё сильнее взбудоражат Будьте в поведении с ребёнком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребёнка протекает в общественном месте Чаще всего помогает одно – взять его за руки и увести Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних
Постарайтесь отвлечь внимание ребенка: «Посмотри какая красивая птичка полетела!», «Какая у меня есть интересная штучка» и т.д. Подобные отвлекающие маневры заинтересуют капризулю и он успокоится Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление «сломить силой авторитета» Спокойный тон общения, без раздражительности Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.
7 правил наказания: Наказание не должно вредить здоровью Если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том что совершённое действие вообще достойно наказания, т.е. наказывать "на всякий случай" нельзя За 1 проступок - одно наказание (нельзя припоминать старые грехи) Лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием Надо наказывать и вскоре прощать Если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан Ребёнок не должен бояться наказания
Рефлексия «Сегодня я поняла…., узнала…., вспомнила…., уточнила….»
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для родителей группы раннего возраста на тему «Игры-занятия со строительным материалом»
Игры-занятия со строительным материалом в детском саду и дома...
Конспект семинара-практикума с родителями детей раннего возраста на тему «Развитие мелкой моторики – залог развития речи и мышления малыша»
Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Если во второй половине XX века было около 17% детей с проблемами в речевом раз...
Семинар – практикум для родителей группы раннего возраста «Инновационные технологии в развитии речи детей раннего возраста»
Данный методический материал предполагает повышение психолого – педагогической компетентности родителей и педагогов по вопросам речевого развития детей раннего возраста. Знакомит родителей с инн...
семинар-практикум для родителей детей раннего и младшего дошкольного возраста "Если ребёнок не начинает говорить"
1. Почему ребёнок молчит?2. Значение речевого общения для развития речи детей.3. Развитие моторной речи зависит от развития моторики в ребёнка?4. В чём заключается связь движений пальцев рук и речи?5....
Семинар-практикум для родителей детей раннего дошкольного возраста на тему: "Духовно-нравственное воспитание и семейные традиции как основа воспитания ребенка"
К сожалению в современном мире семейные традиции - это большая редкость. Поэтому приобщение детей традициям семьи и общества является одним из главных принципов дошкольного образования. Воспитание цел...
Семинар-практикум для родителей детей раннего возраста «Кризис 3-летнего ребёнка»
Данное мероприятие познакомит родителей с психологическими особенностями развития детей 3 лет, информирует родителей о симптомах кризиса 3-х лет, поможет сформулировать рекомендации по преодолен...
Игровой - практикум для родителей детей раннего возраста «Возрастные особенности детей 2-3 лет» и «Кризис трех лет. Как быть?»
Цель: привлечение родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам взаимоотношений с трехлетним ребенком....