Психология ребенка с речевыми нарушениями
консультация по психологии (старшая группа)
Т.к родители являются полноценными участниками образовательных отношений, в консультации обозначены условия позитивного взаимодействия родителей и педагогов. Залог успешной коррекционно-развивающей работы - это осознание родителями речевых нарушений ребенка, а так же принятие дефекта речи ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologiya_rechevyh_narusheniy.docx | 314.17 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГИЯ РЕБЁНКА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Первый свой опыт общения с близкими людьми ребенок получает в семье. Если в развитии ребенка произошли какие-либо происшествия или между ребенком и окружающими людьми возникает преграда и его контакты со старшими резко обедняются, то нормальное речевое развитие замедляется или же прекращается. При комплексном подходе специалистов, а так же при полноценном общении с окружающими дети быстро осваивают речевой опыт старших, что способствует формированию личности в целом, развитию основных психических процессов.
Однако, родителям не стоит забывать о том, что они так же являются участникам образовательного процесса и должны внимательно относиться к общению с ребенком. От того насколько родитель готов к осознанию и принятию дефекта своего ребенка, будет зависеть психологический климат в семье, характер личностных отношений и результаты развития.
Следует отметить, что, в целом, у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) отмечается высокий уровень
тревожности и низкие показатели по шкалам общительность-замкнутость и
социальная робость-смелость. У родителей же таких детей часто выявлен высокий уровень родительских притязаний на развитие ребенка, что дополнительно обостряет внутриличностные проблемы ребенка. Поэтому все взаимодействия родителей с детьми должно учитывать данные его особенности и планировать свой день с учетом некоторых рекомендаций, которые помогут ребенку преодолеть психологические трудности в общении:
Музыка, больше музыки!
Снятие напряжения, тревожности. Известно, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека. Положительное эмоциональное возбуждение при звучании приятных мелодий усиливает внимание, тонизирует центральную нервную систему, облегчает установлению контакта с людьми. Музыка Баха, Моцарта, Бетховена и пр. успокаивающе действует на нервную систему, способствуют ее уравновешиванию так же фонограммы леса, пение птиц.
Развитие воображения и фантазии. Музыкотерапия актуальна именно при работе с детьми с нарушениями, т. к. помогает им развить такие немаловажные процессы как воображение: включайте детям музыку различного настроения при игре в куклы, машинки, конструктор и пр. для того, чтобы ребенок еще глубже смог погрузится в мир игры и смог мысленно выстраивать те сюжеты, которые потом может выразить с помощью речи.
- Не бойтесь покривляться! Мимика говорит без слов о тех или иных чувствах и настроениях человека. Основные эмоции, которые можно выразить при помощи мимики: интерес, радость, удивление, печаль, страдание, отвращение, гнев, презрение, страх, стыд, вина. В процессе игры дети «плачут» и смеются, могут вволю покричать и погримасничать, свободно выражая свой эмоции. Для них это только игра, а в результате, кроме радостного настроения и хорошей мышечной нагрузки, дети успокаиваются, становятся добрее, мягче. Имитация детьми различных эмоциональных состояний имеет и
психопрофилактический характер:
благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций,
активные мимические и пантомимические проявления чувств могут предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию,
могут быть найдены первопричины нервного напряжения у детей.
Полюбите стихи!
Стихотворения больше прозы помогают развитию речи ребенка, обогащению словарного запаса ребенка, развитие логического мышления.
Попробуйте самостоятельно или вместе с ребенком сочинять простые стихи, накладывать рифмы – это и подбор признаков к определенному предмету, подбор возможных действий к предмету, подбор предметов к заданному действию, нахождение общих названий (обобщающих слов) для группы однородных предметов.
Побольше фантазии и игры! Ведь именно в этом случае Вы — родители хоть на короткое время «возвращаются» в детство, а значит, они способны лучше понять, почувствовать своего ребенка и помочь ему. Ведь главная задача воспитания - создать вокруг ребенка такую среду, чтобы он мог развиваться сам, активно строя свою неповторимую личность. И только в таком совместном творчестве рождается гармоничная, конкурентоспособная, а, главное, счастливая личность!
«ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ И НЕ ТОЛЬКО»
Психогимнастика
Игра «Веселая пчелка». Вдох свободный. На выдохе произнести звук «з-з-з-з». Представляем, что пчелка села на нос, руку, ногу. Упражнение учит направлять дыхание и внимание на определенный участок тела.
«Остров плакс». Путешественник попал на волшебный остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого, но дети- плаксы отталкивают его и продолжают реветь. При этом головы должны быть подняты, брови сведены, уголки губ опущены, всхлипывание - вдох без выдоха (3-5 минут). Благодаря этому упражнению происходит насыщение крови кислородом.
«Холодно - жарко». Подул холодный северный ветер, дети съежились в комочки. Выглянуло летнее солнышко, можно загорать. Дети расслабились, обмахиваются платочками или веерами (2-3 раза). Происходит расслабление и напряжение мышц туловища.
Дыхательная гимнастика
Цель - научить детей дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям. При этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.
Погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице - вдох. Вдох левой ноздрей, правая ноздря закрыта, выдох правой (при этом закрыта левая). На выдохе постучать по ноздрям 5 раз.
Сделать 8-10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздри, по очереди закрывая отдыхающую ноздрю указательным пальцем.
Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «м - м - м -м», одновременно постукивая пальцем по крыльям носа.
Закрыть правую ноздрю и протяжно тянуть «г - м - м - м», на выдохе то же самое, закрыть левую ноздрю.
Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует не только гортанно- легочный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.
«Полет самолета» Дети-самолеты «летают» со звуком «у». При выполнении пилотажа взлет - звук направляется к голове, при посадке - звук направляется к туловищу. Упражнение регулирует кровяное давление ребенка, учит дыханию в заданном темпе по представлению.
Мимические упражнения.
Сморщить лоб, поднять брови (удивиться), расслабить его. Совсем расслабить. Постараться сохранить лоб абсолютно гладким хотя бы в течение одной минуты.
Нахмуриться (сердитесь) - расслабить брови.
Расширить глаза (страх, ужас) - расслабить веки (лень, хочется подремать).
Расширить ноздри (вдыхаем - запах; выдыхаем страстно) - расслабление.
Зажмуриться (ужас, конец света) - расслабить веки (ложная тревога). Сузить глаза (китаец задумался) - расслабиться.
Поднять верхнюю губу, сморщить нос (презрение) - расслабиться Оскалить зубы - расслабить щеки и рот.
Оттянуть вниз нижнюю губу (отвращение) - расслабление.
Цель этих упражнений - усилить мышечное чувство лица.
В процессе занятий родители могут видоизменять те или иные упражнения, добавлять свои собственные, вносить элементы игры. С этой целью, в качестве примера, можно воспользоваться и ролевой гимнастики В. Леви, например:
Посидеть как: пчела на цветке, побитая собака, невеста на свадьбе, наездник на лошади, преступник на скамье подсудимых и т. д.
Походить как: младенец, глубокий старик, лев, пьяный, горилла, артист на сцене и т. д.
Улыбнуться как: кот на солнышке, собака своему хозяину, само солнышко и т. д. Попрыгать как: кузнечик, козел, кенгуру и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Особенности коррекции речевых нарушений у дошкольников при минимальных дизартрических нарушениях» вошла в сборник материалов научно-практической конференции с международным участием «Логопедия XXI века. Традиции и новации»
Особенности коррекции нарушений произношения у дошкольников при минимальных дизартрических расстройствах...
Специфика речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения
Материал для логопедов специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения, воспитателей и родителей...
Содержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению предпосылок нарушений чтения и письма у детей с речевыми нарушениями
Cодержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению предпосылок нарушений чтения и письма у детей с речевыми нарушениями заключается в формировании у детей звуковой, смысловой сторон р...
Проект "Внедрение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений и укрепления здоровья, на группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи"
Проект "Внедрение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений и укрепления здоровья на группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи"...
Программа развития мотивации к исправлению речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи с помощью метода психотерапевтических историй
Учебно - методическое пособие способствует формированию мотивации с помощью метода психотерапевтических историй у детей с тяжелыми нарушениями речи. Пособие предназначено для учителей-логопедов, воспи...
Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Рабата содержит следующие рахделы: возможности использования, содержание театрализованной деятельности в детском саду и в группе компенсирующей направленности, виды театрализованных игр, приемы работы...
Содержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению предпосылок нарушений чтения и письма у детей с речевыми нарушениями
Статья содержит материалы по проведению коррекционной работы по предупреждению предпосылок нарушения чтения и письма у дошкольников с речевыми нарушениями....