Рекомендации по применению средств мультипликации для положительной динамики развития ребенка дошкольного возраста.
консультация по психологии

Лунина Евгения Сергеевна

Рекомендации по применению средств мультипликации для положительной динамики развития ребенка дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_po_primeneniyu_sredstv_multiplikatsii.docx18.2 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по применению средств мультипликации

для положительной динамики развития ребенка дошкольного возраста.

        

Дошкольный возраст – это период, когда ребенок понимает, что он индивидуален и уникален, осознает свое отличие от взрослых и сверстников, учится примерять на себя чужие роли в ходе игры (например, изображать врача, который делает укол; строгого папу, которого надо слушаться; маму, которая готовит обед). По этой же причине дети идентифицируют себя с персонажами любимых мультфильмов, чаще всего с теми, чьи переживания им ближе. Психологи отмечают в своих исследованиях, что современные дошкольники ассоциируют себя с выдуманными персонажами в гораздо большей степени, чем с реальными людьми. Но проблемой остается, насколько успешно ребенок может приспособиться к изменяющимся жизненным ситуациям, понимать социальные роли матери и отца, межличностные связи со сверстниками.

Психолого-педагогические исследования показывают, что просмотр любых видеоматериалов дошкольниками (особенно младшего возраста) влечет за собой вред их здоровью и развитию, становится причиной появления многих проблем, к числу которых относятся:

- недоразвитие высших корковых функций;

- торможение собственной активности ребенка;

- нарушение речи;

- отсутствие саморегуляции;

- гиперактивность и аутизация.

В связи с этим психологи, и педиатры утверждают, что до 3-х лет детям не рекомендуется смотреть на телевизионный или компьютерный экран вообще. Эти данные подтверждает и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), поэтому маркировка на дисках с мультфильмами «0+» - серьезное нарушение возрастных норм, ведущее за к вреду для здоровья и развития детей. Даже после 3-х лет, в младшем дошкольном возрасте, когда ребенок владеет речью, учится самостоятельно играть и изучает окружающий мир, мультфильмы рекомендуется применять только в качестве средства развития и знакомства с миром.

Детям дошкольного возраста рекомендуется смотреть мультфильмы, которые несут в себе ценные предпосылки нравственного развития человека: готовность сопереживать, наделять окружающий мир чувствам и представлениями. Идентификация в форме сочувствия является наиболее типичной для ребенка формой отождествления себя с другими. Поэтому желательно поддерживать и развивать эту человеческую способность.

В сюжетно-ролевых играх дети дошкольного возраста часто подражают любимым героям и запоминают социальные роли, нормы поведения и систему ценностей, которая присуща для персонажей мультфильма. Часто такого рода игры стереотипны и не до конца понятны ребенку: они копируют жесты и манеру поведения персонажа, но не проявляет в игре творчество, что негативно влияет на личностное развитие ребенка.

Большое внимание родители должны уделять и количеству персонажей в кадре мультфильма: желательно наличие главного персонажа, который активен (говорит или двигается) и еще 1-2 второстепенных, которые слушают его или наблюдают за его действиями. Большее количество персонажей (более 5-ти) в кадре, их одновременная деятельность или разговор, делают невозможным восприятие события и сопереживание главному герою со стороны ребенка.

Так же рекомендуется родителям и педагогам детских дошкольных учреждений реализовать следующие принципы, которые позволят уменьшить негативное влияние на личность ребенка современных мультфильмов:

  1. наличие у главных героев мультфильма положительных качеств (доброты, послушания, милосердия, отзывчивости, тяги к новым знаниям). Злые и отрицательные персонажи не должны быть представлены в позитивном ключе и побеждать добро (например, показывать последствия жадности, грубости, вранья, а так же желание отрицательных персонажей исправиться);
  2. присутствие логичного и поучительного сюжета с добрым финалом и адекватным художественным оформлением. Множество ярких цветов отрицательно влияют на психику детей, вызывая у них агрессию и повышенную возбудимость. Положительные герои мультфильма должны быть симпатичными или красивыми, а отрицательные – наоборот;
  3. профессиональное озвучивание несколькими актерами, так как одноголосный или монотонный перевод делает мультфильм скучным. Это же обстоятельство мешает сконцентрироваться на общении персонажей, что снижает его эмоциональность и ведет к однообразию. Так же хороший мультфильм содержит в своем сюжете не только диалоги между героями, но и монологи действующих лиц (их переживания, мысли, мотивы, обоснование поступков), так как монологи позволяют ребенку включиться в события мультфильма и принимать в них участие в своем воображении.

Таким образом, в настоящее время есть необходимость разработки методики психолого-педагогической экспертизы мультфильмов и критериев их соответствия к определенному возрастному этапу, на котором ту или иную мультипликацию может смотреть ребенок и развиваться свой личностный потенциал.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гришеева И.В. Социально-психологические аспекты влияния телевидения на дошкольника // Вопросы психологии. 2013. № 7.- С.40-43.
  2. Гришина И.А. Развитие творческого мышления детей 6-7 летнего возраста средствами анимации. М.: Гросс-Медиа, 2014.-400 с.
  3. Ищук В.В. Анимация как средство решения педагогических задач. М.: Академия, 2010.-308 с.
  4. Маралов В. Г., Фролова Л. П. Коррекция личностного развития дошкольников: практич. пособ. М.: Детство-Пресс, 2013.-308 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игра - средство познавательного и социального развития ребенка дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Игра - средство познавательного и социального развития ребенка дошкольного возраста"...

Рекомендации родителям «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии ребенка дошкольного возраста»

В век новых технологий дети стали играть все меньше и меньше. Они много времени проводят у телевизора, компьютера. Смотрят мультфильмы, разные передачи, взрослые фильмы. По мнению многих психологов, у...

"Инновационные средства для социально – коммуникативного развития ребенка дошкольного возраста".

В данном материале представлены средства и виды деятельности для социально-коммуникативного развития дошкольников согласно ФГОС...

Журнал динамики развития ребенка дошкольного возраста по показателям развития личности ребенка в образовательных областях.

ФГОС ДО п.3.2.3. При реализации Программы может проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка проводится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики(оценки индивидуа...

Мастер-класс «Дидактическая игра как средство развития тактильных ощущений для познавательного развития ребенка дошкольного возраста»

Цель мастер-класса: познакомить воспитателей с методикой развития тактильных ощущений посредством дидактических игр; закрепить полученные знания на практике. Задачи: познакомить с дидактическими играм...

Шаблон листа контроля динамики развития ребенка дошкольного возраста.

Данный шаблон можно использовать для заполения и качественного мониторинга обучаемости воспитанника ДОУ....

«Использование детской журналистики как средства познавательного и личностного развития ребенка дошкольного возраста»

Цель: познакомить педагогов с технологией по использованию детской журналистики как средства познавательного и личностного развития ребенка дошкольного возраста.Задачи представленной технологии:Р...