Семинар для родителей "За год до школы"
консультация по психологии (подготовительная группа)
Подготовка детей и родителей к школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_dlya_roditeley_za_god_do_shkoly.pptx | 61.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание семинара Кейс-игра Предпосылки к психологической готовности к школе Почему дети бывают не готовы к школе? Как понять, что ребенок еще не готов к школе? Рекомендации родителям
КЕЙС-ИГРА Саше в ноябре исполнится 7 лет, и мама хочет отдать его в школу. Хочет этого и сам Саша, тем более что и группа детского сада, которую он посещает, подготовительная, т.е. «выпускная». Однако школьный психолог, побеседовав с мальчиком, посоветовал маме повременить с поступлением в школу, объяснив это тем, что он «еще маленький». Мама обиделась и повела Сашу в соседнюю школу. Но и там психолог вынес странное заключение: мальчику пока рано учиться, пусть еще один год походит в детский сад. Мама в недоумении: «Какой же он маленький? Всего-то на пару месяцев младше многих своих друзей . Почему психологи вынесли такое решение?
Существенное место в работе с детьми 6-го и 7-го года жизни начинает занимать подготовка к школе. Можно выделить два аспекта: 1.Продолжающееся целенаправленное развитие личности ребенка и познавательных психических процессов, лежащих в основе успешного освоения им в будущем собственно учебной программы, 2. Обучение начальным школьным умениям и навыкам (элементам письма, чтения, счета).
ЗАБЛУЖДЕНИЕ: Достижение ребенком определенного возраста или поступление в школу автоматически должно вести к возникновению и становлению мотивации, готовности впитывать знания, произвольности поведения. Как вы думаете, почему?
Исследования показали, что к концу старшего дошкольного возраста не все дети достигают того уровня психологической зрелости, который позволил бы им успешно перейти к систематическому обучению. Можно выделить ряд показателей психологической незрелости ребенка, поступающего в школу.
1. Слабое речевое развитие детей. а) различия в уровне речевого развития разных детей; б) формальное, не осознанное владение детьми смыслом различных слов, понятий. Ребенок пользуется ими, но на прямой вопрос, что означает данное слово, часто дает неправильный или приблизительный ответ. Такое использование лексики наблюдается при заучивании стихотворений, пересказе текстов. Это связано с излишним упором на ускоренное вербальное (речевое) развитие ребенка, выступающее для взрослых показателем его интеллектуального развития.
2. Неразвитость тонкой моторики. В определенной мере неразвитость руки проявляется при вырезании фигур по контуру, в несоразмерности частей фигуры при лепке, неточности склеивания и пр. 3. Неправильное формирование способов учебной работы. Многие дети испытывают трудности, связанные с усвоением правил. Умея применять правило при выполнении задания, дети с трудом запоминают его формулировку. Более того, многие ребята сначала делают упражнение, а потом учат правило, на выполнение которого и было направлено данное упражнение. Психологический анализ показывает, что причина этого кроется не столько в неудовлетворительной формулировке правил, сколько в несформированности у детей необходимых навыков работы с правилами.
4. Отсутствие у детей ориентировки на способ действия, слабое владение операциональными навыками. Дети, хорошо умеющие считать к моменту поступления в школу, испытывают затруднения при решении задач, когда необходимо показать ход решения в развернутом виде, по действиям: условия решения и способ решения начинают путаться, ребенок с трудом находит ошибку в решении. Этим же обусловлена и проблема понимания, принятия и удержания учебной задачи в течение всего периода ее выполнения, особенно если оно требует ряда последовательных действий. Часто, особенно в первом классе, дети понимают поставленную перед ними задачу, принимают ее, но выполняют все равно не так, как объяснил взрослый. При пошаговом контроле со стороны взрослого дети вполне успешно справляются с заданием.
Особенно важная проблема! 5. Слабое развитие произвольного внимания, памяти. Дети несобранны, легко отвлекаются, с трудом следят за ходом коллективной работы, за ответами других ребят, особенно при чтении или пересказе цепочкой, друг за другом. 6. Низкий уровень развития самоконтроля. Дети испытывают затруднения в тех случаях, когда взрослый просит сравнить выполнение с поставленной задачей, найти собственные ошибки. При этом в чужой работе дети достаточно легко находят ошибки, т.е. умения, необходимые для действия проверки, сформированы, но применить эти навыки к контролю за собственной работой ребенок еще не может.
Указанные проявления психологической незрелости детей старшего дошкольного возраста являются следствием слабого внимания взрослых к развитию познавательных психических процессов и личностных качеств ребенка в период дошкольного детства. Как понять, что ребенок еще не готов к школе? Не подготовленный к школе ребёнок не может сосредоточиться на уроке Часто отвлекается Теряет нить объяснения Не в состоянии включиться в общий ритм работы класса Тяготеет к шаблонным действиям Ждёт пошагового контроля за своими действиями Сам выстроить план выполнения задания не может Не стремится добиться результата, как следствия проб и ошибок Теряется, когда нужно проявить инициативу
Рекомендации родителям: Важно, чтобы до школы у ребенка был достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми - и взрослыми и детьми. Давайте ребенку возможность попрактиковаться в установлении новых контактов. Это может происходить в поликлинике, на детской площадке, в магазине. Важно для ребенка уметь выражать свои потребности словами. Дома окружающие понимают его с полуслова или по выражению лица. Не стоит ждать того же от учителя или одноклассников. Просите сообщать о своих желаниях словами, по возможности организуйте такие ситуации, когда ему нужно попросить о помощи незнакомого взрослого или ребенка. Старайтесь, чтобы ребенок привыкал работать самостоятельно, не требовал постоянного внимания и поощрения со стороны взрослого.
Приучайте спокойно сидеть и работать в течение определенного времени. Включайте в распорядок дня самые разнообразные занятия, чередуя спокойную работу за столом с подвижными играми. Особенно это важно для возбудимого, подвижного ребенка. Постепенно он привыкнет к тому, что визжать и носиться можно в определенное время. По возможности отдайте ребенка на секции подготовки к школе Вы можете включать в ваш досуг беседы о школе, чтение книг о школе, интересоваться отношением ребенка к будущей школе Обязательно обратитесь к психологу для диагностики вашего ребенка на готовность к школе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - практикум "Речевая готовность к школе"
Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Игровая деятельность сменяется учебной. ...
Семинар – практикум: «Подготовка детей к школе, через использование педагогических технологий».
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.Важной стороной в педагогической ...
Семинар-практикум для учителей начальной школы
семинар-практикум...
Конспект презентации на тему: «Реализация права детей на проживание и воспитание в семье) (итоги работы по программе «Дорога к дому») (в рамках проведения семинара директоров детских домов и школ-интернатов Орловской области «Детская субкультура как меха
Сокращение социального сиротства и улучшение ситуации в сфере обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – одно из приоритетных направлений деятельности органов государс...
Практический семинар для родителей: "Год до школы?!"
Обсуждение с родителями самых волнующих вопросов о школе. Какие могут возникнуть проблемы и как их решить? Факторы риска и что нужно исправить?В конце семинара проводятся игры с детьми и взрослыми на ...
Семинар "Интеллект-от рождения до школы"
Семинар о развитии интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста...
Родительское собрание в форме семинара-практикума в подготовительной к школе группе «Подготовка к обучению грамоте» (с использованием ИКТ)
Семинар-практикум поможет родителям познакомиться с практическими методами и приёмами подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте....