Практический семинар для родителей: "Год до школы?!"
консультация (старшая группа) на тему
Обсуждение с родителями самых волнующих вопросов о школе. Какие могут возникнуть проблемы и как их решить? Факторы риска и что нужно исправить?
В конце семинара проводятся игры с детьми и взрослыми на развитие навыков общения, упорства, уверенности в себе, а так же на внимание, воображение, память и скорость реакции. Будет интересно!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskiy_seminar_dlya_roditeley.docx | 24.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Практический семинар для родителей: «Год до школы?!»
Ведущие семинара: педагог-психолог – Дебольская И.А, воспитатели группы: Черкасова Ю.И. и Начинкина Н.А.
Участники семинара: родители и дети старшей группы №11.
Место проведения семинара: музыкальный зал.
Цель семинара: объединение взглядов и усилий взрослых для формирования социальной и психологической готовности у будущих первоклассников.
Задачи:
- Активизировать родителей в обсуждении вопросов подготовки детей к школе.
- Обсудить с родителями проблемы школьной готовности современных детей и пути их решения.
- Провести мастер-класс игр различной направленности на подготовку детей к школе.
- Развивать социальные навыки детей с помощью коммуникативных игр с «чужим» взрослым.
Ход семинара:
- Круглый стол «Как подготовить современного ребенка к школе: проблемы и пути решения».
Вступительное слово педагогов о целях и задачах семинара.
А) Упражнение «Поймай хлопок»
Цель: снятие мышечного напряжения.
ХОД УПРАЖНЕНИЯ – по сигналу ведущего (хлоп) вся группа одновременно должна хлопнуть в ладоши. Задача поймать сигнал и хлопнуть одновременно (в конце семинара проверить, смогут ли дети так дружно и быстро подстроиться под общий ритм).
Б) Блиц-опрос – Про ранжировать критерии готовности детей к школе.
2.. развитые познавательные процессы (внимание, мышление, память)
6.. самостоятельность
7.. стремление узнавать новое
8.. широкий кругозор
3.. развитая речь
10.. умение хорошо общаться со сверстниками
1.. хорошее физическое и психическое здоровье
13.. умение писать
12.. умение читать
11.. умение считать
9.. высокий уровень физического развития
5.. умение прилагать волевые усилия
4.. умение удерживать правила и следовать им
Обсуждение вопросов:
- Каковы, по вашему мнению, проблемы современных детей при подготовке к школе?
- неусидчивость
- «психологическая глухота по отношению к взрослым
- пресыщение впечатлениями, информацией
- нехватка свободного времени на прогулки, игры с ровесниками
- необходимость постоянного контроля (для безопасности ребенка)
- быстро теряют интерес (к старым игрушкам) и требуют новых
- дефицит внимания со стороны родителей или противоположный случай – гиперопека
- непосильный гнет родительских ожиданий в «успешности своего ребенка»
- проблемы социализации
- Каковы причины не готовности к школе современных детей?
Объективные и субъективные причины – факторы «риска» влияющие на неготовность к школе.
А) Психологические факторы риска:
Общее развитие:
- неспособность понять инструкцию (задание), трудности выполнения задания даже с помощью взрослых;
- хаотичность действий, неумение организовать свою работу, необходимость постоянных указаний взрослых («не отвлекайся», «будь внимателен и т.п.);
- трудность работы без отвлечения – даже в течение 5-7 минут;
- явно отрицательная реакция на неудачу – ошибку (слезливость, отказ от работы);
- небольшой запас знаний;
- трудности логического мышления;
- низкий уровень развития памяти;
- низкая самооценка, неуверенность и проблемы в общении.
Речевое развитие:
- бедный запас слов;
- неумение грамотно строить предложения;
- трудности артикуляции;
- нарушение звукопроизношения;
- затруднения звукобуквенного анализа.
Развитие координации движений и графических умений:
- неловкость, низкий уровень координации движений пальцами;
- неумение чертить вертикальные и горизонтальные линии;
- неровность и нечеткость штрихов, тремор (дрожание рук).
Зрительное восприятие:
- затруднения и ошибки при выделении отличительных особенностей фигур и их сочетаний;
- Неточность копирования элементов фигур.
Б) Социальные факторы риска:
1) Ускорившийся ритм жизни
2) Более насыщенное информационное поле
3) Упростившийся доступ к информации (появление многочисленных гаджетов, которые с одной стороны – упростили родителям жизнь, научили детей новым навыкам, но с другой стороны – усложнили возможность контроля над детьми и пересытили детей новыми впечатлениями)
4) Экономическая и социальная нестабильность ведет к эмоциональной уязвимости родителей и новому страху – «не справиться» (потерять работу, обеднеть, заболеть), это перекладывается на детей, и родители начинают записывать ребенка в несколько кружков и секций, чтобы ребенок преуспел, не болтался по улице, был чем-то занят.
5) Дефицит прямого общения (телефоны, гаджеты, скайп)
- Что делать? (мозговой штурм)
Что может сделать родитель за год до школы?
|
Наиболее важно приучить к распорядку занятий, отдыха, питания, т.к. с ранних лет гораздо легче выработать полезную привычку к режиму, организованности. |
1.2. Развивать у ребенка ловкость, координацию движений, гибкость, силу, выносливость (т.к. это напрямую связано с работоспособностью) |
Научить ребенка рисовать и писать вертикальные, горизонтальные и наклонные линии, аккуратно разукрашивать картинки. При этом обращая внимание на посадку и положение карандаша в руке ребенка. |
|
Давать ребенку возможность узнавать новое, как что устроено и почему…(чтение, музеи, театры, кружки)
Вопросы, суждения (даже если они ошибочны или чем-то не устраивают вас) – это формирует навык слушания. |
2.3. Развивать речь ребенка – чаще обсуждайте с ним интересные темы, мультфильмы, читайте и пересказывайте книги, учите стихи. |
2.4. Формировать у ребенка умения наблюдать, слушать и запоминать (игры, повседневные дела, ритуалы). |
2.5. Формировать у ребенка умения выделять существенные признаки, причинно-следственные связи; предпосылки внутреннего плана действий – «действия в уме» (беседы, экспериментирование, опыты и др.) |
|
3.1. Обучать навыкам самостоятельности и самообслуживания (без помощи взрослых одеваться, причесываться, складывать вещи и т.п.) |
3.2. Развивать у ребенка способность к общению с другими взрослыми и сверстниками – знакомиться, поддерживать дружеские отношения, выходить из конфликтных ситуаций конструктивными способами (гости, походы, отдых) |
3.3. Приучать понимать свои эмоции и выражать их в приемлемой форме; управлять своим поведением; развивать волевые качества. (объяснения, беседы, анализ поведения героев сказок и рассказов, поддержку в начинаниях и неудачах, уважительное отношение, обучение правилам поведения в общественных местах и прочее) |
3.4. Формировать положительное отношение к школе, стремление «стать учеником. (рассказы о своей школьной жизни, любимых учителях, предметах, друзьях; фото и чтение о школе, просмотр фильмов и Т.Д.) |
*ребенку, прежде всего, крайне необходима наша вера в него,
умная помощь и поддержка.
2 часть – практическая. «Готовимся к школе, играя вместе
Задачи родителей:
- Понаблюдать за своим ребенком
- как он держит правила игры
- насколько он активный, уверенный
- насколько он умеет общаться не с вами
- насколько он внимательный, сообразительный, имеет воображение
- какой у вашего ребенка темп (быстрый, медленный, совпадает с большинством)
2. услышать, о чем игры, в которые мы будем играть и запомнить
- Игра «Поздоровайтесь, познакомьтесь» - эта игра на развитие памяти, скорости реакций, навыков общения.
Дети и взрослые под музыку гуляют по залу. Когда музыка останавливается, ребенок подходит к ближайшему взрослому, здоровается и задаёт вопрос «Как Вас зовут?».
После ответа взрослый задаёт аналогичный вопрос ребенку.
Задача – познакомиться как можно с большим числом взрослых. Подведение итогов и проверка памяти.
Вопросы детям:
- кто познакомился с 5 и более взрослыми? Кто запомнил, как их зовут?
Вопросы взрослым:
- кому понравилось, как с Вами знакомились дети?
- Игра «Ладушки – это игра на развитие умения следовать правилу, ловкости, упорства, уверенности в себе.
Родители встают в пар с детьми, лицом друг к другу. Начинают играть в ладушки. После команды ведущего «Стоп, другую пару найди», дети переходят к другому взрослому и играют в ладушки с ним (3 перехода).
- Дети, подойдите к тому, с кем у вас получилось поиграть в ладушки. Похлопайте друг другу.
- Игра «Маланья» - это игра на развитие памяти, воображения, координации движений, регуляции поведения, эмоциональному развитию – играем 2 раза.
Дети вместе с взрослыми становятся в круг, в середине которого находится ведущий, изображающий Бабушку Маланью. Дети в кругу вместе с взрослыми начинают читать стихотворение, сопровождая его выразительными движениями (1 раз читаем медленно, 2-й начинаем тихо, а заканчивая громко)
Слова и движения:
У Маланьи, у старушки, (движутся по кругу, держась за руки)
Жили в маленькой избушке (останавливаются)
Семь сыновей: (показывают на пальцах)
Все без бровей, (закрывают руками брови)
Вот с такими ушами, (показывают большие уши)
Вот с такими носами, (показывают длинный нос)
Вот с такой головой, (показывают большую голову)
Вот с такой бородой. (Руки вперед, изображают длинную бороду)
Целый день они сидели, (присаживаются на корточки)
На неё они глядели, (делают круглые глаза)
Делали вот так! (повторяют за ведущим упражнения с мячом, с пальцами)
- Игра «Гуляем вместе» - это игра на развитие внимания, сообразительности, быстроты реакций.
Дети и взрослые делятся на две команды и гуляют по залу под музыку, каждый на своей территории. Ведущий показывает карточку с цифрой. Участникам нужно взяться за руки по количеству, указанному на карточке, и продолжить гулять. Показывается несколько карточек с цифрами.
- Игра «Позови глазами» - это игра на развитие внимания, ловкости, сосредоточенности.
Участники встают в круг парами. Ребенок впереди, взрослый сзади. Водящий подмигивает ребенку, который должен к нему подбежать. Задача взрослого не дать ребенку убежать – задержать его на месте. Потом участники меняются местами. Родители садятся на стульчики, дети стоят сзади и их держат.
- Игра «Найди команду» - это игра на развитие логического мышления (обобщение понятий, классификаций), внимания.
Участникам раздаются карточки с предметами, овощами, фруктами и т.п. Задача найти свою команду и придумать название. Взрослым предлагается не спешить помогать, дать детям возможность самим справиться с заданием, или попросить о помощи ведущих.
По окончании команда хором произносит свое название.
- Игра «Покажи движение – это игра на развитие воображения, внимательности к окружающим, умению договариваться.
Дети и взрослые встают в круг (родитель вместе со своим ребенком). Для каждой пары ведущий дает задание придумать, договориться и показать движение для каких-то конкретных частей тела. Например: ведущие договариваются и показывают движение для рук, предлагая всем присоединиться. Отмечают, у кого хорошо получается.
Задача родителя и ребенка быстро договориться между собой какое движение они будут показывать, а все остальные будут за ними повторять. Дальше ведущий поддерживает каждую пару, отмечая хорошее исполнение или необычность движений.
Все встают в общий круг.
- Похлопайте те, кому понравилось играть с детьми
- кому понравилось играть с взрослыми.
Спасибо родителям, что нашли время и силы поиграть с нами. Спасибо детям за смелость и увлеченность игрой. До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практический семинар для родителей "Говорим правильно и красиво"
Роль артикуляционной гимнастики в становлении правильного звукопроизношения...
Научно- практический семинар в рамках городской инновационной площадки РИП-2. Тема семинара: Технологии школьного экологического мониторинга, включающие программные наблюдения за состоянием окружающей среды
Научно- практический семинар в рамках городской инновационной площадки РИП-2....
Практический семинар для воспитателей "Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями"
Причины и способы разрешения конфликтных ситуаций между воспитателями и родителями...
Практический семинар для родителей «Успешный человек. Какой он?»
Только 5 из 100 человек добиваются успеха в жизни. Почему в мире только 5-10% успешных людей? Эта цифра, к сожалению, не придумана, а результат многих исследований.Какого же человека можно...
Практический семинар для педагогов и родителей самомассаж для рук.
Практический семинар для педагогов и родителей " Самомассаж для рук дошкольников по подготовке к письму"...
Практический семинар для родителей выпускников детского сада "Ребенок на пороге школы. Психологическая готовность родителей!»
В связи с повышением требований к качеству дошкольного образования и уровню готовности ребенка к школе усиливается ответственность семьи как первого института социализации человека.Первоклассники преб...
Практический семинар для родителей в I младшей группе «Наши пальчики играют - говорить нам помогают»
Форма проведения: практический семинар.Цель: сформировать у родителей представление о роли мелкой моторики в психофизическом развитии детей.Задача: познакомить с приемами развития мелкой моторики рук ...