Практический семинар для родителей: "Год до школы?!"
консультация (старшая группа) на тему

Черкасова Юлия Игоревна

Обсуждение с родителями самых волнующих вопросов о школе. Какие могут возникнуть проблемы и как их решить? Факторы риска и что нужно исправить?

В конце семинара проводятся игры с детьми и взрослыми на развитие навыков общения, упорства, уверенности в  себе, а так же на внимание, воображение, память и скорость реакции. Будет интересно!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskiy_seminar_dlya_roditeley.docx24.58 КБ

Предварительный просмотр:

Практический семинар для родителей: «Год до школы?!»

Ведущие семинара: педагог-психолог – Дебольская И.А, воспитатели группы: Черкасова Ю.И. и Начинкина Н.А.

Участники семинара: родители и дети старшей группы №11.

Место проведения семинара: музыкальный зал.

Цель семинара: объединение взглядов и усилий взрослых для формирования социальной и психологической готовности у будущих первоклассников.

Задачи:

  1. Активизировать родителей в обсуждении вопросов подготовки детей к школе.
  2. Обсудить с родителями проблемы школьной готовности современных детей и пути их решения.
  3. Провести мастер-класс игр различной направленности на подготовку детей к школе.
  4. Развивать социальные навыки детей с помощью коммуникативных игр с «чужим» взрослым.

Ход семинара:

  1. Круглый стол «Как подготовить современного ребенка к школе: проблемы и пути решения».

Вступительное слово педагогов о целях и задачах семинара.

А) Упражнение «Поймай хлопок»

Цель: снятие мышечного напряжения.

ХОД УПРАЖНЕНИЯ – по сигналу ведущего (хлоп) вся группа одновременно должна хлопнуть в ладоши. Задача поймать сигнал и хлопнуть одновременно (в конце семинара проверить, смогут ли дети так дружно и быстро подстроиться под общий ритм).

Б) Блиц-опрос – Про ранжировать критерии готовности детей к школе.

2.. развитые познавательные процессы (внимание, мышление, память)

6.. самостоятельность

7.. стремление узнавать новое

8.. широкий кругозор

3.. развитая речь

10.. умение хорошо общаться со сверстниками

1.. хорошее физическое и психическое здоровье

13.. умение писать

12.. умение читать

11.. умение считать

9.. высокий уровень физического развития

5.. умение прилагать волевые усилия

4.. умение удерживать правила и следовать им

Обсуждение вопросов:

  1. Каковы, по вашему мнению, проблемы современных детей при подготовке к школе?

- неусидчивость

- «психологическая глухота по отношению к взрослым

- пресыщение впечатлениями, информацией

- нехватка свободного времени на прогулки, игры с ровесниками

- необходимость постоянного контроля (для безопасности ребенка)

- быстро теряют интерес (к старым игрушкам) и требуют новых

- дефицит внимания со стороны родителей или противоположный случай – гиперопека

- непосильный гнет родительских ожиданий в «успешности своего ребенка»

- проблемы социализации

  1. Каковы причины не готовности к школе современных детей?

Объективные и субъективные причины – факторы «риска» влияющие на неготовность к школе.

А) Психологические факторы риска:

Общее развитие:

- неспособность понять инструкцию (задание), трудности выполнения задания даже с помощью взрослых;

- хаотичность действий, неумение организовать свою работу, необходимость постоянных указаний взрослых («не отвлекайся», «будь внимателен и т.п.);

- трудность работы без отвлечения – даже в течение 5-7 минут;

- явно отрицательная реакция на неудачу – ошибку (слезливость, отказ от работы);

- небольшой запас знаний;

- трудности логического мышления;

- низкий уровень развития памяти;

- низкая самооценка, неуверенность и проблемы в общении.

Речевое развитие:

- бедный запас слов;

- неумение грамотно строить предложения;

- трудности артикуляции;

- нарушение звукопроизношения;

- затруднения звукобуквенного анализа.

Развитие координации движений и графических умений:

- неловкость, низкий уровень координации движений пальцами;

- неумение чертить вертикальные и горизонтальные линии;

- неровность и нечеткость штрихов, тремор (дрожание рук).

Зрительное восприятие:

- затруднения и ошибки при выделении отличительных особенностей фигур и их сочетаний;

- Неточность копирования элементов фигур.

Б) Социальные факторы риска:

1) Ускорившийся ритм жизни

2) Более насыщенное информационное поле

3) Упростившийся доступ к информации (появление многочисленных гаджетов, которые с одной стороны – упростили родителям жизнь, научили детей новым навыкам, но с другой стороны – усложнили возможность контроля над детьми и пересытили детей новыми впечатлениями)

4) Экономическая и социальная нестабильность ведет к эмоциональной уязвимости родителей и новому страху – «не справиться» (потерять работу, обеднеть, заболеть), это перекладывается на детей, и родители начинают записывать ребенка в несколько кружков и секций, чтобы ребенок преуспел, не болтался по улице, был чем-то занят.

5) Дефицит прямого общения (телефоны, гаджеты, скайп)

  1. Что делать? (мозговой штурм)

                                                                    Что может сделать родитель за год до школы?

  1. Здоровье и физическое развитие
  1. Укрепить здоровье (лечение хронических заболеваний, закаливание, прогулки)

Наиболее важно приучить к распорядку занятий, отдыха, питания, т.к. с ранних лет гораздо легче выработать полезную привычку к режиму, организованности.

      1.2. Развивать у ребенка ловкость, координацию движений, гибкость, силу,                          выносливость (т.к. это напрямую связано с работоспособностью)

  1. Развивать мелкую моторику рук (рисование, лепка, игры с мелкими предметами).

 Научить ребенка рисовать и писать вертикальные, горизонтальные и наклонные линии, аккуратно разукрашивать картинки. При этом обращая внимание на посадку и положение карандаша в руке ребенка.

  1. Интеллектуальное развитие
  1. Развивать любознательность

Давать ребенку возможность узнавать новое, как что устроено и почему…(чтение, музеи, театры, кружки)

  1. Уважайте мнение ребенка

Вопросы, суждения (даже если они ошибочны или чем-то не устраивают вас) – это формирует навык слушания.

            2.3. Развивать речь ребенка – чаще обсуждайте с ним интересные темы, мультфильмы, читайте и пересказывайте книги, учите стихи.

           2.4. Формировать у ребенка умения наблюдать, слушать и запоминать (игры, повседневные дела, ритуалы).

           2.5. Формировать у ребенка умения выделять существенные признаки, причинно-следственные связи; предпосылки внутреннего плана действий – «действия в уме» (беседы, экспериментирование, опыты и др.)

  1. Личностное развитие

          3.1. Обучать навыкам самостоятельности и самообслуживания (без помощи взрослых одеваться, причесываться, складывать вещи и т.п.)

          3.2. Развивать у ребенка способность к общению с другими взрослыми и сверстниками – знакомиться, поддерживать дружеские отношения, выходить из конфликтных ситуаций конструктивными способами (гости, походы, отдых)

         3.3. Приучать понимать свои эмоции и выражать их в приемлемой форме; управлять своим поведением; развивать волевые качества.

(объяснения, беседы, анализ поведения героев сказок и рассказов, поддержку в начинаниях и неудачах, уважительное отношение, обучение правилам поведения в общественных  местах и прочее)

        3.4. Формировать положительное отношение к школе, стремление «стать учеником.

(рассказы о своей школьной жизни, любимых учителях, предметах, друзьях; фото и чтение о школе, просмотр фильмов и Т.Д.)

*ребенку, прежде всего, крайне необходима наша вера в него,  

умная помощь и поддержка.

2 часть – практическая. «Готовимся к школе, играя вместе

Задачи родителей:

  1. Понаблюдать за своим ребенком

- как он держит правила игры

- насколько он активный, уверенный

- насколько он умеет общаться не с вами

- насколько он внимательный, сообразительный, имеет воображение

- какой у вашего ребенка темп (быстрый, медленный, совпадает с большинством)

2. услышать, о чем игры, в которые мы будем играть и запомнить

  1. Игра «Поздоровайтесь, познакомьтесь» - эта игра на развитие памяти, скорости реакций, навыков общения.

Дети и взрослые под музыку гуляют по залу. Когда музыка останавливается, ребенок подходит к ближайшему взрослому, здоровается и задаёт вопрос «Как Вас зовут?».

После ответа взрослый задаёт аналогичный вопрос ребенку.

Задача – познакомиться как можно с большим числом взрослых. Подведение итогов и проверка памяти.

Вопросы детям:

- кто познакомился с 5 и более взрослыми? Кто запомнил, как их зовут?

Вопросы взрослым:

- кому понравилось, как с Вами знакомились дети?

  1. Игра «Ладушки – это игра на развитие умения следовать правилу, ловкости, упорства, уверенности в себе.

Родители встают в пар с детьми, лицом друг к другу. Начинают играть в  ладушки. После команды ведущего «Стоп, другую пару найди», дети переходят к другому взрослому и играют в ладушки с ним (3 перехода).

- Дети, подойдите к тому, с кем у вас получилось поиграть в ладушки. Похлопайте друг другу.

  1. Игра «Маланья» - это игра на развитие памяти, воображения, координации движений, регуляции поведения, эмоциональному развитию – играем 2 раза.

Дети вместе с взрослыми становятся в круг, в середине которого находится ведущий, изображающий Бабушку Маланью. Дети в кругу вместе с взрослыми начинают читать стихотворение, сопровождая его выразительными движениями (1 раз читаем медленно, 2-й начинаем тихо, а заканчивая громко)

Слова и движения:

У Маланьи, у старушки, (движутся по кругу, держась за руки)

Жили в маленькой избушке (останавливаются)

Семь сыновей: (показывают на пальцах)

Все без бровей, (закрывают руками брови)

Вот с такими ушами, (показывают большие уши)

Вот с такими носами, (показывают длинный нос)

Вот с такой головой, (показывают большую голову)

Вот с такой бородой. (Руки вперед, изображают длинную бороду)

Целый день они сидели, (присаживаются на корточки)

На неё они глядели, (делают круглые глаза)

Делали вот так! (повторяют за ведущим упражнения с мячом, с пальцами)

  1. Игра «Гуляем вместе» - это игра на развитие внимания, сообразительности, быстроты реакций.

Дети и взрослые делятся на две команды и гуляют по залу под музыку, каждый на своей территории. Ведущий показывает карточку с цифрой. Участникам нужно взяться за руки по количеству, указанному на карточке, и продолжить гулять. Показывается несколько карточек с цифрами.

  1. Игра «Позови глазами» - это игра на развитие внимания, ловкости, сосредоточенности.

Участники встают в круг парами. Ребенок впереди, взрослый сзади. Водящий подмигивает ребенку, который должен к нему подбежать. Задача взрослого не дать ребенку убежать – задержать его на месте. Потом участники меняются местами. Родители садятся на стульчики, дети стоят сзади и их держат.

  1. Игра «Найди команду» - это игра на развитие логического мышления (обобщение понятий, классификаций), внимания.

Участникам раздаются карточки с предметами, овощами, фруктами и т.п. Задача найти свою команду и придумать название. Взрослым предлагается не спешить помогать, дать детям возможность самим справиться с заданием, или попросить о помощи ведущих.

По окончании команда хором произносит свое название.

  1. Игра «Покажи движение – это игра на  развитие воображения, внимательности к окружающим, умению договариваться.

Дети и взрослые встают в круг (родитель вместе со своим ребенком). Для каждой пары ведущий дает задание придумать, договориться и показать движение для каких-то конкретных частей тела. Например: ведущие договариваются и показывают движение для рук, предлагая всем присоединиться. Отмечают, у кого хорошо получается.

Задача родителя и ребенка быстро договориться между собой какое движение они будут показывать, а все остальные будут за ними повторять. Дальше ведущий поддерживает каждую пару, отмечая хорошее исполнение или необычность движений.

Все встают в общий круг.

- Похлопайте те, кому понравилось играть с детьми

- кому понравилось играть с взрослыми.

Спасибо родителям, что нашли время и силы поиграть с нами. Спасибо детям за смелость и увлеченность игрой. До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический семинар для родителей "Говорим правильно и красиво"

Роль артикуляционной гимнастики в становлении правильного звукопроизношения...

Практический семинар для воспитателей "Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями"

Причины и способы разрешения конфликтных ситуаций между воспитателями и родителями...

Практический семинар для родителей «Успешный человек. Какой он?»

Только 5 из 100 человек добиваются успеха в жизни. Почему в мире только 5-10% успешных людей?  Эта цифра, к сожалению, не придумана, а результат многих исследований.Какого же человека можно...

Практический семинар для педагогов и родителей самомассаж для рук.

Практический семинар  для педагогов и родителей " Самомассаж для рук дошкольников по подготовке к письму"...

Практический семинар для родителей выпускников детского сада "Ребенок на пороге школы. Психологическая готовность родителей!»

В связи с повышением требований к качеству дошкольного образования и уровню готовности ребенка к школе усиливается ответственность семьи как первого института социализации человека.Первоклассники преб...

Практический семинар для родителей в I младшей группе «Наши пальчики играют - говорить нам помогают»

Форма проведения: практический семинар.Цель: сформировать у родителей представление о роли мелкой моторики в психофизическом развитии детей.Задача: познакомить с приемами развития мелкой моторики рук ...