Разное
учебно-методический материал по психологии

Дрокова Мария Александровна

Структура психологического консультирования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_.struktura_psihologicheskogo_razvitiya.docx68.17 КБ

Предварительный просмотр:

федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего образования

«МИЧУРИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Социально-педагогический институт

Кафедра педагогики и психологии

Курсовая работа

на тему: СТРУКТУРА

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Научный руководитель:

Перышкова С.А.

Выполнила:студентка 3курса

                                                                       Направление подготовки: 44.04.02

 Психолого-педагогическое образование

Направленность (профиль) образовательной программы:

 Педагогика и психология образования

Группа: СЗМ22ПП

Дрокова М.А.

МИЧУРИНСК–НАУКОГРАД 2023


Содержание

Введение

3

Глава 1. Компоненты, стадии и модель структуры психологического консультирования

6

1.1 Компоненты, стадии структуры психологического консультирования

6

1.2 Модель структуры консультативного процесса

8

Глава 2. Этапы психологического консультирования как структурные составляющие психологического консультирования

12

2.1 Этапы психологического консультирования в работах зарубежных авторов

13

2.2 Этапы психологического консультирования в работах отечественных авторов

25

Заключение

36

Список литературы

38


Введение

В научно обоснованном подходе к активизации человеческого фактора все очевиднее становится значимость психологии. Переход к новым рубежам экономического развития, к более совершенным формам демократии, к более полному воплощению гуманистических принципов, требует и перехода к более широкому и всестороннему использованию данных психологической науки. Необходимым условием этого является целенаправленное развертывание прикладных психологических исследований, формирование прикладной психологии, главная цель которой заключается в обеспечении решения практических задач во всех сферах жизни и деятельности людей - будь то производство, образование, здравоохранение или отношения в семье, индивидуальное развитие человека и так далее.

Суть психологического консультирования психологическая помощь психологически здоровым людям в совладании с различного рода внутри- и межличностными затруднениями в процессе специально организованного взаимодействия (беседы).

Актуальность рассмотрения основных проблем психологического консультирования обусловлена важностью выделения показателей эффективности индивидуального психологического консультирования. Оценка результативности консультативной деятельности не может в значительной мере определяться интуитивными способами и зависеть от субъективных представлений консультанта. Поэтому возникает необходимость выделения показателей, адекватно оценивающих степень эффективности консультативной деятельности. Необходимость выделения показателей эффективности индивидуального психологического консультирования обусловливается также потребностью практических психологов в самостоятельном анализе успешности своей деятельности. Кроме того, существующий в настоящий момент подход к оценке эффективности психологической деятельности, ориентирует и исследователей и практиков, прежде всего на анализ результативности оказания психологической помощи. При этом недостаточное внимание уделяется динамическим характеристикам психологической деятельности, отражающим эффективность процесса индивидуального психологического консультирования. В связи, с чем возникает необходимость в четкой дифференциации показателей эффективности психологического консультирования на процессуальные и результативные.

Из актуальности данной проблемы вытекает гипотеза исследования - психологическое консультирование будет успешным, если экспериментатор будет знать его структуру и владеть технологией проведения.

Объектом исследования является процесс психологического консультирования.

Предметом исследования – структура процесса психологического консультирования.

Цель исследования – определить структуру процесса психологического консультирования.

В соответствии с объектом и предметом исследования нами были поставлены задачи:

- изучить специальную литературу по проблеме исследования;

- осуществить теоретико-методологический анализ психологического консультирования в современной психологической науке;

- выявить структуру психологического консультирования;

- охарактеризовать этапы психологического консультирования.

- выработать методические рекомендации по эффективной организации психологического консультирования.

Теоретической основой работы послужили исследования Ю.Е. Алешиной [1], Н.Г. Брюховой [5], А.Ф. Бондаренко [6], Р. Кочюнас [9], / Е.М. Лысенко, Т.А. Молодиченко [10], Р.С. Немова [13;14], В.Ю. Меновщикова [15], А.А. Бодалева В.В. Столина [22] и др.

В работе использовались теоретические (анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы, сопоставление, сравнение, классификация полученных данных) и эмпирические (наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент) методы исследования.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется объект, предмет, цель, задачи, методы.

В 1 главе "Компоненты, стадии и модель структуры психологического консультирования"рассмотрены компоненты, стадии и модель структуры психологического консультирования. Во 2 главе "Этапы психологического консультирования как структурные составляющие психологического консультирования" описаны этапы психологического консультирования.

В заключении приводятся результаты исследования.

Список литературы включает 22 источника.


Глава 1. Компоненты, стадии и модель структуры психологического консультирования

1.1 Компоненты, стадии структуры психологического консультирования

Под структурой психологического консультирования понимается совокупность технических этапов, которые проходят консультант и клиент в процессе консультирования. Эти технические этапы не имеют жестких границ и представляют собой условное деление, цель которого - понимание всего процесса консультирования, а не указание на точное соблюдение установленного алгоритма действий.

Каждый из этапов имеет свои отличительные особенности:

- специфические цели и задачи;

- временные аспекты;

- приемы и техники работы консультанта, особенности его поведения;

- особенности поведения и состояния клиента;

- уровень эмоциональной наполняемости и глубина чувств. Свою структуру имеет как весь процесс консультирования в целом, подразумевающую динамику встреч в начале, в середине, и в конце консультирования, так и каждая отдельная сессия внутри консультирования.

Общая модель структуры консультирования - эклектическая модель. Эта общая модель структуры консультирования охватывает шесть стадий.

1. Исследование проблемы предполагает установление контакта (raport) с клиентом и достижение обоюдного доверия: необходимо внимательно выслушать клиента, говорящего о своих трудностях, проявить максимальную искренность, эмпатию, заботу, не прибегая к оценкам и манипулированию.

2. Двумерное определение проблемы заключается в том, что консультант стремится точно охарактеризовать проблемы клиента, установить как эмоциональные, так и когнитивные ее аспекты. Уточнение проблемы ведется до тех пор, пока клиент и консультант не достигнут одинакового понимания через конкретные понятия. Точное определение проблемы ведет к пониманию ее причин и указанию на способы разрешения. К этой стадии возвращаются на протяжении всего консультирования, если возникают трудности, неясности в формулировке проблемы.

3. Идентификация альтернатив - стадия обсуждения возможных альтернатив решения проблемы с помощью открытых вопросов. Клиент называет возможные варианты решения проблемы, которые считает подходящими и реальными, после чего консультант помогает ему выдвинуть дополнительные альтернативы, которые клиент может использовать непосредственно. Во время беседы составляется письменный список альтернатив решения проблемы.

4. Планирование предполагает критическую оценку выбранных альтернатив решения путем анализа альтернатив с точки зрения предыдущего опыта и готовности к изменению, интервала необходимого для изменения времени, степени устойчивости уменьшения деструктивного, дезорганизующего поведения клиента. Предусматриваются средства и способы проверки реалистичности выбранного решения (репетиция действий, ролевые игры).

5. Деятельность - последовательная реализация плана решения проблемы. Консультант помогает клиенту строить деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат, а также с понимаем возможности неудачи в достижении цели. Клиент усваивает, что частичная неудача в деятельности не должна останавливать его в реализации плана решения проблемы, следует связывать все действия с достижения конечной цели.

6. Оценка и обратная связь - оценка консультантом и клиентом уровня достижений цели, степени разрешения проблемы. В случае надобности возможно уточнение плана решения. При возникновении новых или глубоко скрытых проблем возможен возврат к предыдущим стадиям.


1.2 Модель структуры консультативного процесса

Существует несколько подходов в определении и структурировании пространства психологического консультирования. Выделяются следующие модели (структуры) психологического консультирования:

- эклектическая модель Р. Кочюнаса;

- четырехступенчатая модель;

- шестишаговая модель А. Блазера.

Эклектическая модель включает в себя следующие технические этапы:

этап исследования проблем клиента, предполагающий:

- установление контакта с клиентом, или раппорта, который определяется как присоединение консультанта к клиенту через отражение его эмоций, поведения, жестов, особенностей речи и т.п., происходящее, как правило, на интуитивном уровне;

- формирование климата обоюдного доверия;

поддержку и эмпатию со стороны консультанта и отсутствие критики;

поощрение клиента на выражение чувств и углубленное рассмотрение проблемы им самим;

этап двумерного определения проблем, включающий:

- уточнение различных аспектов проблемы клиента до понимания сути проблемы консультантом и клиентом с одной точки зрения, то есть консультант должен понять проблему клиента так, как сам клиент воспринимает ее, и не вносить в это понимание своих интерпретаций и гипотез;

- определение проблемы конкретным понятием, фразой, чтобы клиент согласился с таким определением;

- в случае возникновения трудностей в точном определении проблемы - возврат на стадию уточнения и прояснения;

этап идентификации альтернатив, включающий:

- обсуждение всех возможных альтернатив решения данной проблемы совместно с клиентом;

- побуждение клиента к самостоятельному продуцированию альтернатив, ненавязывание собственных решений проблемы;

этап планирования, содержащий:

- сравнение, анализ и критическую оценку выбранных решений с точки зрения предыдущего опыта клиента и его внутренней, субъективной и объективной готовности к их осуществлению;

- осознание сложности и нерешаемости некоторых проблем;

- составление плана реалистичного решения проблемы;

разработку способов прогнозирования исхода проблемы при применении то- го или иного решения;

этап деятельности, включающий:

- последовательную реализацию выбранного плана действий;

- учет и анализ всех возможных факторов, способных оказать влияние на результат действий клиента: различные обстоятельства, временные и эмоциональные затраты;

- обсуждение возможности частичной или полной неудачи и способов реагирования и действий клиента в этом случае, подведение клиента к осознанию неудачи как не конечного результата намеченных действий, а возможности получить обратную связь и изменить, скорректировать намеченный план действий;

этап оценки и обратной связи, включающий:

- оценку клиентом совместно с консультантом полученного результата и уровня достижения поставленной цели; обобщение достигнутых результатов;

анализ текущей ситуации и в результате принятие решения о завершении консультирования либо выявление возможных более глубоких проблем и возврат на предыдущие стадии работы.

Четырехступенчатая модель психологического консультирования включает в себя следующие технические этапы:

- установление раппорта, присоединение консультанта к клиенту;

- ведение клиента в направлении изучения и кристаллизации проблемы;

- терапевтическое завершение, то есть формирование у клиента мотивации на решение проблемы.

Шестишаговая модель А. Блазера включает в себя следующие технические этапы:

этап установления раппорта, характеризующийся формированием доверия,

частичным проигрыванием терапевтом той роли, которой ждет от него клиент, использованием этого приема только на данном этапе;

этап составления жалобы, включающий:

- анализ типа жалобы, предъявляемой клиентом: непонятной, составной (когда можно увидеть отдельную жалобу за общим состоянием все плохо), явной, скрытой;

- стратегию выявления типа жалобы клиента, включающую:

отражение консультантом истинного содержания жалобы через различные приемы в речи (резюме, перефразирование, повторение фразы);

отражение чувств клиента, но не с целью демонстрации эмпатии, а с целью выявления истинной природы жалобы и лежащих в ее основе эмоциональных переживаний (консультант: Я чувствую, что когда вы это говорите, то ощущаете…);

изучение установок клиента, его мировоззрения, внимание консультанта к тому, как говорит клиент, как объясняет свою проблему, в чем видит ее причины и суть, кого или что винит в возникновении этой проблемы, каково окружение клиента и ситуация в целом;

этап анализа проблемы, включающий:

- наличие хорошего раппорта между консультантом и клиентом и атмосферы доверия, а в противном случае клиент вытеснит проблему и интерпретации консультанта и замкнется в себе;

- анализ условий возникновения и протекания проблемы, эмоциональных, поведенческих реакций, когнитивной составляющей клиента;

- анализ истории возникновения проблемы, то есть время возникновения, длительность протекания на данный момент, динамика проблемы, как решалась проблема клиентом и решалась ли она вообще до обращения за помощью;

- функциональное значение проблемы для клиента, зачем она ему нужна, какая выгода содержится в проблеме, что в ней позитивного для клиента;

построение гипотез, их проверка и подтверждение;

вербальную активность консультанта, использование различных вопросов, техник разговорения клиента, побуждение клиента к осознанию своей проблемы;

этап формулирования проблемы, включающий:

- подведение клиента к самостоятельному формулированию своей проблемы через присутствие в ней фразы Я понял, а не к пассивному восприятию им интерпретаций консультанта;

- выявление актуальной потребности клиента после осознания им истинной сути свой проблемы, использование вопросов типа Чего ты теперь хочешь?, детализация того, что конкретно хочет клиент;

- конкретное и четкое формулирование ожидаемого результата, который должен быть в сфере компетенции психолога (например, покупка новой квартиры как решение конфликтов с родителями не входит в компетенцию психолога);

этап проработки проблемы, включающий:

- движение клиента в проблеме, расширение взгляда на проблему, изменение отношения к проблеме, поиск решения или способа изменений;

- использование различных методов и техник, которые подходят для данного конкретного клиента;

- перенос результатов в реальность (мотивация клиента на осуществление тех действий, которые были задуманы в процессе консультирования);

обратную связь по поводу результатов;

этап завершения, характеризующийся отсоединением клиента в случае позитивного для него решения проблемы, когда консультант дает понять клиенту, что он должен теперь быть самостоятельным и обходиться без помощи специалиста.


Глава 2. Этапы психологического консультирования как структурные составляющие психологического консультирования

2.1 Этапы психологического консультирования в работах зарубежных авторов

Психологическая помощь во всех своих разновидностях (от консультирования до внемедицинской психотерапии), если не ограничивается однократной ситуативной консультацией, независимо от формы осуществления, индивидуальной или групповой, как правило, проходит несколько стадий.

Синтезированный с описаниями, имеющимися в литературе, наш собственный опыт практической работы позволяет с достаточной степенью обоснованности выделить следующие (в функциональном и содержательном смысле значимые) этапы.

I. Начальный этап

Этап вхождения в ситуацию психологической помощи

Ориентировка в проблеме, установление контакта и рабочих отношений, принятие решения о проживании предложенного курса консультативного или психотерапевтического процесса - по времени этот этап может занять одну встречу или развернуться в продолжение нескольких консультативных бесед. Дело в том, что подчас формальное согласие войти в ситуацию психологической помощи не означает фактического принятия ее клиентом. И только после завершения процесса принятия личности психолога-консультанта клиент сможет принять саму ситуацию психологической помощи.

Соответственно, основные задачи психолога на первом этапе, основополагающем для установления рабочих отношений, заключаются в следующем:

- поддержку мотивации клиента к совместной работе;

- разъяснение истинных (реалистичных) возможностей психологической помощи и коррекция нереалистичных ожиданий (например, вернуть мужа);

- выражение готовности понять, принять клиента и оказать ему возможную психологическую помощь;

- пробную постановку целей психологической помощи и определение ориентировочных сроков и результатов работы;

- проработку, при необходимости, собственных затруднений, связанных с возможным контрпереносом или возникающими проекциями.

Со стороны клиента первый этап работы может сопровождаться сомнениями, колебаниями, сопротивлением, проявляющимися в нежелании принять определение ситуации психологом, в агрессивном, враждебном либо, наоборот, чрезмерно зависимом отношении, возникновении сексуального интереса, всей той гаммой переживаний, которая характерна для проявления защит, препятствующих установлению доверительных и уважительных рабочих отношений.

II. Этап действования и проживания ситуации психологической помощи

Включает в себя работу с личностным материалом клиента: переживаниями, отношениями, чувствами, снами, ценностными смыслами. Это пространство для возникновения и проявления специфических психологических феноменов, свойственных консультативной и психотерапевтической работе, формируемых той или иной психотерапевтической или консультативной парадигмой и техникой.

Возможные задачи психолога вытекают из логики его действий и феноменологии переживаний клиента, среди них:

- обеспечение эмоционального отреагирования;

- прорабатывание и символическое удовлетворение тех или иных фрустрированных потребностей;

- создание условий для инсайта и катарсиса;

- подкрепление желаемого направления действий (переобучение);

- анализ при необходимости явлений переноса и контрпереноса;

- обеспечение условий для глубинной личностной рефлексии и проживания ситуации свободного и ответственного выбора и т.д.

Со стороны клиента эта стадия характеризуется чрезвычайно напряженными и насыщенными переживаниями, обилием личностного материала, всплывающего во всем своем многообразии во время и в промежутках между консультативными беседами и психотерапевтическими сеансами. Критериями успешного прохождения данного этапа могут служить спонтанно возникающие чувства облегчения и благодарности. Далее наступает следующий этап.

III. Этап вхождения в новый опыт

Это стадия личностных трансформаций и попыток приобщения к иному способу проживания жизни, свободному от прежних заблуждений и проблем. На данном этапе психологической помощи клиент переводит свое новое постижение себя и мира в пространство действий, формирует и формулирует новые мотивы и цели, новые жизненные ценности и стратегии, испытывает удивление, сомнение, восторг, ощущение преодоления прежних препятствий, нахождение выхода и - вместе с тем - сомнения, желания поддержки, потребность понять, что же со мной было. Это этап расставания с собой прежним и возврата к подлинному себе.

Отсюда вытекают следующие возможные задачи в деятельности психолога:

- эмоциональная и экзистенциальная поддержка;

- подкрепление тенденций к личностным переориентациям и трансформациям;

- помощь в совладании с личностной и ситуативной тревогой, вызванной изменениями жизненного мира;

- проработка ценностно-смысловых или поведенческих препятствий, блокирующих осуществление необходимых действий;

- санкционирование возможности иного способа (действий, отношений, смыслополагания) бытия.

Со стороны клиента типичными проявлениями могут стать чувства неуверенности в своих силах, колебания от грусти к радости, страх предстоящей разлуки с психологом (Как же я теперь буду без вас?) и подобные чувства, связанные с вхождением в иное семантическое пространство, в иные способы бытия.

IV. Последний этап - этап вхождения в повседневность, обогащенный новым опытом

Это заключительная стадия основной психологической консультативной и терапевтической работы. Как и завершение любого дела, где, как известно, конец - делу венец, данный этап чрезвычайно важен во многих отношениях. Его значимость отражают специфические задачи, стоящие перед психологом-психотерапевтом:

- подбадривание клиента и подчеркивание временных границ как травмировавшей проблематики, так и консультативного (терапевтического) процесса;

анализ элементов зависимости в поведении клиента и помощь в достижении максимально возможной самостоятельности и самодостаточности;

- переопределение и переосмысление ситуации психологической помощи как предоставленной возможности человеку глубже понять собственные мотивы, ценности, цели и выборы;

- нахождение золотой середины между тенденциями гиперопеки, покровительства и эмоционального отстранения от клиента.

Для клиента завершающая стадия совместной работы достаточно трудна. Трудности эти связаны и с прекращением эмоционально насыщенных отношений, когда человек чувствовал себя защищенным, и с определенным страхом вхождения в настоящую жизнь, где невозможно бывает переиграть еще раз ситуацию и где подчас у человека вообще нет никакой страховки. Ведь ценность отношений с психологом в том и состоит, между прочим, что они - самостоятельная ценность и представляют собой роскошь человеческого общения, далеко не всегда достижимую в жизни, а в чистом, целебном, ничем не замутненном виде возможную только в ситуации психологической помощи. Понять опасения клиента, вселить уверенность в него, указать на то, что в случае необходимости он может рассчитывать на несколько поддерживающих встреч - такова, в принципе, схема завершающего этапа. Вовремя освободить жизненное пространство клиента от себя - одна из профессионально важных, если не важнейшая задача психолога на последнем этапе.

Естественно, каждый из указанных этапов имеет свою длительность - так же, как и поддерживающая фаза.

Первой встрече с клиентом консультант должен уделить особое внимание, даже если в этот день было много посетителей. Клиент приходит за психологической помощью с двумя сильными чувствами - страхом и надеждой. Консультант обязан ослабить страх и укрепить надежду.

Первая встреча начинается со знакомства. Сразу бросается в глаза и свидетельствует о характере клиента то, как он входит в кабинет - твердым шагом, демонстрирующим решимость и смелость, или нерешительно, неохотно, что говорит о страхе, стеснительности, сомнениях. Рукопожатием консультант с первых минут встречи проявляет дружелюбие, заинтересованность и готовность помочь, поскольку пожатие руки принято считать символом единения двух людей. Представившись, консультант узнает имя и фамилию клиента и пару минут может уделить общепринятым фразам, которые уменьшают тревогу и напряжение первой встречи.

Даже если в поведении клиента не заметно признаков тревоги, о ней не следует забывать, потому что сама ситуация консультирования провоцирует тревогу. Наконец, тревогу у клиента вызывают его собственные проблемы, а также сомнение, достаточна ли квалификация консультанта, готов ли он по-настоящему помогать, что вообще будет происходить во время консультирования и т.п. Тревога и напряжение мешают клиенту говорить, поэтому первая задача консультанта, заметившего волнение клиента, - помочь ему почувствовать себя в безопасности. Прежде всего необходимо проявлять активность как в начале беседы, так и во время всей первой встречи. Клиент надеется, что консультант первым начнет беседу. Если консультант видит явное напряжение клиента, полезно обозначить и прокомментировать это состояние: Вы очень озабочены или Вы кажетесь испуганным; Что Вас заботит?. Разговор о беспокойстве способствует снятию напряжения. Консультант может спросить клиента: Не беспокоит ли Вас то, о чем сегодня следует поговорить? или Не боитесь ли Вы моих вопросов, на которые не хотели бы отвечать? Иногда клиент боится оценки, диагноза, беспокоится из-за возможного выявления нарушений психики. Чтобы это выяснить, консультант может спросить: Не опасаетесь ли Вы, что Вам поставят психиатрический диагноз? или Некоторые люди боятся обращаться к психологам и психотерапевтам, предполагая, что их примут за душевнобольных. А Вы испытываете подобное беспокойство?. Беспокойство такого рода следует устранить в начале беседы. Консультант должен объяснить, что клиент сам выбирает, о чем и сколько говорить, что большинство людей обращается к психологам и психотерапевтам из-за жизненных проблем, а их нельзя считать болезнями.

Беспокойство первой встречи уменьшается при ознакомлении клиента с процедурой консультирования. Большинство клиентов чувствуют себя неуверенно из-за неосведомленности в действиях консультанта. Некоторые клиенты понимают консультирование как магическую помощь, а консультанта воспринимают как мага, читающего мысли. Для других клиентов консультирование является своеобразной скорой помощью, раздаванием мудрых советов или работой, за которую всю ответственность несет консультант и т.п. Такие нереальные ожидания отчасти отражают социальные стереотипы, связанные с психотерапией. Правильное объяснение процесса консультирования с особым подчеркиванием полной зависимости успеха от сотрудничества консультанта и клиента корректирует ожидания клиентов и уменьшает тревогу. Тревогу можно уменьшить, просто попросив клиента удобно расположиться в кресле и расслабиться.

В начале первой встречи важно выяснить, обратился ли клиент сам или его кто-то направил (зачастую клиента приводят родители, близкие, учителя и т.п.). Если клиент приходит не по собственной инициативе, велика вероятность его сопротивления консультированию, поскольку сам клиент не видит смысла в обращении к психологу или психотерапевту. Это требует от консультанта дополнительных усилий по созданию необходимой мотивации и вообще выяснению целесообразности дальнейших встреч. У клиента, направленного другим специалистом, необходимо сразу сформировать гештальт сотрудничества. Например, можно сказать: Коллега X. просил меня провести с Вами несколько встреч, чтобы совместно обсудить некоторые Ваши проблемы. Это хотя бы отчасти объяснит клиенту, почему он направлен к консультанту, а также поможет понять, что консультирование - совместное занятие двух людей, а не просто беседы, во время которых консультант дает указания, что и как следует делать. Авторитарная модель отношений весьма типична в медицине, и нередко клиенты переносят ее в психологическое консультирование и психотерапию. Когда клиент приходит с направлением, консультант обычно просит повторно рассказать о себе и о своих проблемах. Для большинства клиентов это довольно неприятное занятие, кроме того, в повторном рассказе опускается много деталей, эмоциональная нагрузка повествования уменьшается, и рассказ о себе становится похож на заученное автоматическое действо. Тем не менее консультанту все же рекомендуется самому выслушать клиента, а не полагаться на информацию коллеги, потому что только из личной беседы можно понять, какой смысл имеют симптомы и проблемы для клиента.

Право первого вопроса принадлежит консультанту. Вопрос должен быть открытым, неопределенным, позволяющим клиенту без всяких тематических ограничений говорить о том, что для него важно. Например: С чего Вы хотели бы начать свой рассказ?, Какие вопросы (трудности, проблемы) привели Вас сюда?, Итак, о чем мы будем говорить? и т.п. Если консультант видит, что клиент напряжен, волнуется, он, чтобы облегчить начало беседы, прежде всего должен спросить о чувствах, помочь их выразить.

Сох (1988) указывает, что в начале первой встречи полезен вопрос: Когда Вы смеялись последний раз? или Когда Вы последний раз смеялись дома? Ответы на подобные вопросы играют существенную роль. Смех и его дефицит хорошо отражают эмоциональную жизнь людей.

Первые вопросы следует тщательно продумывать, потому что клиенты в начале консультирования не осмеливаются отвечать на некоторые вопросы. Если консультант задает много вопросов, клиент перестает понимать, что от него хотят, и не говорит по собственной инициативе, и тогда консультант вынужден продолжать спрашивать. В начале консультирования следует избегать вопросов, на которые возможен однозначный ответ, ибо это также заставляет консультанта продолжать спрашивать (например, вопрос: Сколько Вам лет? иногда важен, но неприемлем в начале консультирования).

Ответ клиента на вопрос может вызвать у консультанта вереницу других вопросов.

Во время первой встречи мы внимательно выслушиваем клиента и пытаемся определить основную тему беседы, круг проблем и трудностей. Прежде всего следует обратить внимание на понимание проблемы клиентом, на вероятные причины ее возникновения, на попытки решить эту проблему, связанные с ней трудности и сопутствующие факторы. Консультант должен позволить клиенту свободно рассказывать, иногда вставляя такие фразы: Стало быть, все попытки решить проблему оказались неудачными…, Только с этими делами связываете свою проблему? и т.п. Не следует прерывать клиента и показывать свое личное согласие или несогласие, необходимо избегать высмеивания и унижения клиента, проявлять свои симпатии тоже не нужно (скорее клиент должен чувствовать эмпатию консультанта), не надо предлагать поспешные интерпретации и спешить с выводами.

Консультант не должен настойчиво и назойливо побуждать клиента рассказать все. Если мы каким-либо способом заставляем клиента рассказать о своей жизни, отношениях, чувствах больше, нежели он готов, то в другой раз клиент может не прийти, испытывая тревогу, вину и стыд из-за излишней откровенности с чужим человеком.

Часто во время первой встречи клиент говорит о многих проблемах, потому что практически никогда не бывает единственной проблемы. Затруднения на первый взгляд кажутся разрозненными. Тем не менее, если консультант внимательно выслушает клиента, он усмотрит разного рода связи между изложенными событиями, чувствами и установками. В ходе беседы важно отмечать повторяющиеся элементы в речи клиента. Они указывают на самые интенсивные реакции, на наиболее эмоционально окрашенные области опыта. Такие повторы выполняют роль специфичных ключей и помогают консультанту эффективнее вести беседу.

С самого начала первой встречи консультант должен заботиться о том, чтобы клиент принял на себя ответственность за свои проблемы, т.е. признал в их происхождении свое авторство. Клиент несет ответственность и за осмысленное использование времени консультирования. Консультант разделяет с клиентом ответственность и указывает, что он заинтересован в обсуждении проблем клиента и возможных альтернатив их решения. Наше воспитание нередко противоречит требованию совместной с клиентом ответственности за консультирование. Консультант полагает, что сможет лучше справиться со своими обязанностями, переживая из - за проблем клиента сильнее, чем сам клиент. Однако мы принесем клиенту большую пользу, побуждая его глубже поразмыслить над своими проблемами. Вместе с тем не следует стараться полностью избавить клиента от тревоги, связанной с принятием на себя ответственности. Клиенту следует обучаться толерантности к некоторым дозам беспокойства, поскольку жизнь полна ситуаций, в которых приходится быть лично ответственным.

Иногда думают, что каждый раз клиент должен уходить от консультанта более счастливым, чем пришел. В действительности же он должен уйти от консультанта более самоуверенным, однако с болезненным пониманием, что следует что-то менять в себе и своей жизни. Консультант обязан не столько освобождать клиента от страданий, сколько придать его страданиям конструктивное направление. Страдание может быть использовано как важная сила, вызывающая изменение личности в процессе консультирования.

Попытаемся вслед за Eisenberg и Delaney (1977) указать на важнейшие цели первой консультативной встречи:

Поощрять открытое, искреннее и всеобъемлющее общение по проблемам, которые клиенту хочется обсудить во время встречи, с раскрытием факторов, вызывающих эти проблемы.

Продвинуться в направлении более глубокого понимания клиента, большего уважения к нему и взаимопонимания.

Настроить клиента на конкретную полезность каждой консультативной встречи.

Передать клиенту понимание того, что он должен быть активным участником решения своих проблем.

Обозначить проблемы для дальнейшей работы.

Иногда в конце первой встречи клиенты задают вопрос, почему надо встречаться с консультантом несколько или даже много раз. В таких случаях консультант должен объяснить: Ваши проблемы возникли не сразу; они развивались постепенно, и Вы с ними живете уже некоторое время. Чтобы разобраться в проблемах, прежде всего необходимо довольно подробно ознакомиться с ними. Это требует времени, как, впрочем, обсуждение и решение проблем. Невозможно за один час устранить то, что накапливалось годами. Такое объяснение помогает клиенту понять, что решение проблем - это не одноразовое действо, а довольно продолжительный процесс.

Во время первой встречи консультант решает, будет ли он и впредь консультировать клиента. Иногда случается так, что консультант чувствует себя некомпетентным решать поднятые проблемы, либо проблемы клиента требуют специализированной помощи, или еще какие-нибудь причины (например, личные) могут мешать дальнейшей работе. В таких случаях клиента направляют к другому консультанту. Наиболее частые причины направления клиента к коллегам, по мнению George и Cristiani (1990), следующие:

Консультант некомпетентен решать проблему, изложенную клиентом.

Различия личностей консультанта и клиента настолько велики, что мешают завязать и поддерживать консультативный контакт.

Клиент является другом или родственником консультанта. С ним трудно установить и продолжительное время поддерживать консультативные отношения, и это делает невозможным серьезное психологическое консультирование.

Клиент по каким-либо причинам отказывается обсуждать свои проблемы с консультантом.

После нескольких встреч с клиентом напрашивается вывод, что консультативный контакт неэффективен и мала вероятность изменения его в продуктивном направлении.

Как и сам процесс консультирования, направление к другому консультанту должно основываться на уважении и доверии к клиенту. Консультант обязан ознакомить клиента с вариантами консультирования, а выбирать должен сам клиент. Однако эффективность ознакомления с разными возможностями и целесообразность направления к другому специалисту обусловлены определенными правилами:

Лучше направлять клиента не вообще в какое-либо другое учреждение, а к конкретному специалисту. Чтобы направление было эффективным, консультант должен быть хорошо знаком с учреждениями, оказывающими психологические и психотерапевтические услуги, с работающими там специалистами, их квалификацией, специализацией и т.п.

Клиенту следует передать как можно более подробную информацию - адреса учреждений и лиц (разумеется, не домашние), телефоны, фамилии специалистов. Иногда клиент может пожелать, чтобы сам консультант позвонил и договорился о его приеме, однако наиболее правильно будет возложить всю ответственность за обращение на клиента.

Если клиент хочет, чтобы консультант рассказал о нем своему коллеге, это следует делать без участия клиента.

Другие консультанты не обязаны предоставлять Вам информацию о направленном клиенте, поскольку они связаны требованием конфиденциальности.

По возможности консультант должен убедиться в действенности своего направления, разумеется, не требуя подробностей о происходящей работе.

Если работа с клиентом не закончилась первой встречей, важно обратить внимание на некоторые особенности следующей встречи. На первой встрече, как упоминалось, в основном собиралась информация о проблемах, трудностях клиента, происходило выделение основной проблемы или проблем. Для первой встречи характерна большая активность консультанта. Следующая встреча должна нагляднее показать клиенту характер разделения ответственности. Нередко клиент не знает, что делать во время следующей встречи, особенно если чувствует, что достаточно рассказал о себе на предыдущей встрече, Storr (1980) представила пример того, как консультанту следует вести себя в подобных случаях.

Чересчур большая склонность расспрашивать во время консультирования создает много проблем (George, Cristiani, 1990):

превращает беседу в обмен вопросами-ответами, и клиент начинает постоянно ждать, чтобы консультант спросил еще о чем-нибудь;

заставляет консультанта принять на себя всю ответственность за ход консультирования и тематику обсуждаемых проблем;

переводит беседу от эмоционально окрашенных тем к обсуждению фактологии жизни;

уничтожает подвижный характер беседы.

По этим причинам начинающим консультантам вообще не рекомендуется задавать клиентам вопросы, исключая самое начало консультирования.

2.2 Этапы психологического консультирования в работах отечественных авторов

Основными этапами психологического консультирования, по мнению Р.С. Немова, являются: подготовительный, настроечный, диагностический, рекомендательный, контрольный этапы.

1. Подготовительный этап подразумевает знакомство с клиентом по предварительной записи, имеющейся в регистрационном журнале, и по той информации о клиенте, которую получают от третьих лиц. Подготовка психолога к консультированию предполагает: выбор помещения и оборудование места для проведения консультаций.

В оборудование кабинета входит обеспечение удобными для консультанта и клиента креслами или стульями (желательно вращающимися), журнальным столиком. Кроме мебели, в психологической консультации желательно иметь аудио- и видеотехнику, так как возникает необходимость вести, прослушивать и просматривать какие-либо записи. Время работы с клиентом на данном этапе может занимать от 20 до 30 мин.

2. Настроечный этап предполагает личную встречу с клиентом, знакомство с ним, настрой на совместную деятельность, время от 5 до 7 мин.

3. Диагностический этап включает сбор информации о клиенте и его проблеме. Консультант выслушивает исповедь клиента, проясняет основные моменты проблемы. Данный этап не имеет четко очерченных границ и может продолжаться от 1 ч до 8 ч.

4. Рекомендательный этап позволяет консультанту на осн

ве собранной о клиенте информации выработать практические рекомендации по решению проблемы клиента. В этот период происходит уточнение, прояснение, конкретизация рекомендаций. Среднее время, обычно затрачиваемое на прохождение данного этапа - от 40 мин до 1 ч.

5. Контрольный этап подразумевает договор о контроле и оценке практической реализации клиентом полученных рекомендаций и договор о последующих встречах. Оценивается практическая реализация клиентом полученных советов и рекомендаций. Решается вопрос об обсуждении дополнительных рекомендаций и последующих встречах (20-30 мин).

Общее время, отводимое на консультирование-от 2-3 ч до 10-12 ч.

Психодиагностика личностных особенностей клиентов может осуществляться посредством включенного наблюдения за ним в ходе интервью. Психологом обязательно осуществляется оценка эмоциональных переживаний клиента по выражению лица: мимическим реакциям, эмоциональному состоянию. Внешние признаки невротической личности проявляются в том, что клиент не может рассмеяться от души, его улыбка часто напоминает ироническую усмешку. Выражение лица у невротика испуганное, цвет-бледный и болезненный, углы рта опущены книзу, а на лице читается выражение уныния и отсутствие интереса к людям. Оговорки содержат намек на то, о чем на самом деле думает клиент, но о чем не хочет говорить вслух.

Психолог должен проявлять умение осуществлять оценку речи клиента как прямого отражения его психического 32 состояния и отношения к людям. В психологическом консультировании уместно использовать специально подобранные тесты, которые не должны занимать много времени и результаты которых могут быть использованы спустя 5-10 мин после окончания тестирования использовать. Желательно воспользоваться закрытыми вопросниками. Лучше обращаться к опросникам или вопросным формам проективных тестов. Наиболее рационально воспользоваться компьютерным вариантом психодиагностических процедур в целях экономии времени и повышения доверия клиента к научности проводимой консультации. Как правило, в консультативной практике используются проективные личностные опросники, тесты изучения познавательных особенностей, темперамента и характера, мотивов и потребностей личности, коммуникативных, организаторских и специальных способностей.

На первом этапе психологического консультирования, как правило, не выделяются и не применяются никакие специальные процедуры.

На втором этапе применяются процедуры встречи с клиентом, общего, эмоционально-положительного настроя клиента на проведение консультации, снятия психологических барьеров общения психолога-консультанта с клиентом.

Процедура встречи клиента включает в себя специальные действия, совершаемые психологом-консультантом во время встречи клиента, включая его приветствие, проводы на место, где он должен будет находиться во время проведения консультации. К этой процедуре относится также выбор самим психологом-консультантом своего расположения по отношению к клиенту во время начала разговора с ним, приемы установления психологического контакта консультанта с клиентом, первые слова, которые произносит психолог-консультант, начиная свой разговор с клиентом.

Большинство клиентов консультации имеют барьеры и комплексы, которые обостряются в момент первой встречи с консультантом в незнакомой обстановке в ожидании непростого разговора с консультантом о своих личных проблемах. Для снятия психологических барьеров психолог-консультант с помощью специальных действий и приемов успокаивает клиента, создает для него ситуацию психологической безопасности, раскрепощает его, вселяет уверенность.

На третьем этапе активно работает процедура эмпатического слушания, а также процедуры активизации мышления и памяти клиента и психодиагностические процедуры. Эмпатическое слушание предполагает полное отрешение психолога-консультанта от собственных переживаний и мыслей и полное сосредоточение внимания на клиенте. Задача эмпатического слушания заключается в достаточно глубоком, эмоциональном понимании клиента и приобретении возможности лично воспринять и до конца понять то, о чем говорит клиент, приобрести способность думать и переживать происходящее так же, как его переживает сам клиент (эмпатический момент слушания). Отождествляя себя с клиентом, психолог-консультант остается в своей роли, продолжает думать, анализировать, размышлять над тем, что ему говорит клиент, пытается понять не себя в образе клиента, а клиента в его собственном образе. Активизация мышления и памяти - система приемов, способствующих активизации когнитивных образов клиентов, благодаря чему клиент полнее и точнее вспоминает факты, имеющие отношение к его проблеме, открывает не только для консультанта, но и для себя самого то, что раньше было скрыто от сознания. Это приемы подтверждения психологом точки зрения клиента, выражение определенного (чаще положительного) отношения к тому, о чем он сообщает, оказание клиенту практической помощи в случае возникновения у него затруднений в правильном оформлении высказывания, заполнение психологом-консультантом неоправданных, вводящих в замешательство самого клиента пауз в его речи для обеспечения ее связности и снятия психологических барьеров, постановка перед клиентом наводящих вопросов, напоминающих о том, что следует говорить дальше. Процедура подкрепления заключается в поддержке со стороны консультанта -словами, жестами, мимикой, пантомимой и другими доступными экстра- и паралингвистическими средствами.

На четвертом этапе проведения психологического консультирования могут использоваться следующие процедуры: убеждение (логически безупречное доказательство правильности сказанного), разъяснение (развернутое, конкретное изложение, объяснение клиенту мыслей, которые в связи с проблемой возникают у клиента), поиск взаимоприемлемого решения (решение, которое удовлетворяло бы клиента), уточнение деталей (разъяснение мелких, но существенных подробностей, связанных с выполнением практических рекомендаций), конкретизация. Цель процедур заключается в том, чтобы добиться максимально полного и глубокого понимания клиентом тех выводов и решений, к которым приходит психолог-консультант, а также в том, чтобы мотивировать клиента на выполнение этих решений.

На пятом этапе применяются аналогичные процедуры, которые в основном касаются оценок ожидаемой эффективности практического выполнения клиентом тех советов, которые он получил от консультанта. Используются приемы убеждения, внушения, эмоционально-положительного стимулирования.

Описывая интервью как основной метод психологического консультирования, мы исходим из следующих предварительных соображений: психолог-консультатнт работает с заказом клиента. Если этот заказ предполагает диалогическую работу, то она проводится в специально назначенное время или другим специалистом-психодиагностом. Психолог-консультант не занимается постановкой диагноза, он анализирует ситуацию клиента как уникальную, применяя для этого анализа специальные знания.

Что отличает интервью от других методов работы практического психолога? Прежде всего, интервью всегда индивидуализировано, оно предполагает построение предмета взаимодействия психологом и клиентом. Предметом взаимодействия будет внутренний мир клиента, модальности, в которых он будет описан, составят тему взаимодействия психолога и клиента. Например, темой могут стать переживания клиента или отдельной могут стать действия клиента.

Но существенно важным для проведения интервью является то, что предметом взаимодействия, определяющим отношения Клиента и Психолога, будет внутренний мир клиента. Процесс интервью направлен на то, чтобы в обсуждении различных тем изменить отношение клиента к его внутреннему миру - сделать его более динамичным.

Интервью предполагает оказание воздействия на клиента с помощью вопросов и специальных заданий, раскрывающих актуальные и потенциальные возможности клиента. Вопросы - основной способ воздействия психолога на клиента в ходе интервью.

В литературе обычно описывается пятишаговая модель процесса интервью. Остановимся на ней подробнее.

Первая стадия интервью - структурирование, достижение взаимопонимания или как ее часто маркируют - Привет!

Психолог структурирует ситуацию, определяя, что будет темой его взаимодействия с клиентом. Он дает клиенту информацию о своих возможностях. При этом психолог решает проблемы установления контакта, соответствия, раппорта с клиентом. Конкретные варианты решения этих проблем зависят от индивидуальных и культурных особенностей клиента.

Клиент на этой стадии интервью решает задачи достижения психологического комфорта, то есть задачи эмоционального и когнитивного принятия ситуации интервью и личности психолога.

Вторая стадия интервью обычно начинается со сбора информации о контексте темы; происходит выделение проблемы; решается вопрос об идентификации потенциальных возможностей клиента. Маркировка этой стадии интервью: В чем проблема?

Психолог решает следующие вопросы: зачем клиент пришел? Как видит свою проблему? В чем его возможности в решении этой проблемы? На материале заявленной темы психолог уясняет позитивные возможности клиента в решении проблемы.

Когда цели клиента будут четко поняты, психолог возвращается к определению темы.

После этого начинается третья стадия интервью, которую можно обозначить так - желаемый результат. Маркировка этой стадии интервью - Чего вы хотите добиться?

Психолог помогает клиенту определить свой идеал, решить вопрос о том, каким он хочет быть. Обсуждается также вопрос о том, что произойдет, когда желаемый результат будет достигнут.

Некоторые клиенты начинают именно с этого этапа. Если психологу уже ясны цели клиента, то рекомендации должны быть даны немедленно.

Четвертая стадия интервью представляет собой выработку альтернативных решений. Маркировка этой стадии - Что еще мы можем сделать по этому поводу?

Психолог и клиент работают с различными вариантами решения проблемы. Поиск альтернатив осуществляется с целью избежания ригидности и выбора среди альтернатив. Психолог и клиент исследуют личностную динамику клиента. Этот этап может быть длительным.

Психолог должен учитывать, что верное для него решение может быть неверным дня клиента, в то же время для некоторых клиентов нужны четкие директивные рекомендации.

Пятая стадия интервью - обобщение предыдущих этапов, переход от обучения к действию. Маркировка этого этапа - Вы будете делать это?. Психолог предпринимает усилия по изменению мыслей, действий и чувств клиентов в их повседневной жизни вне ситуации интервью.

Рассмотрим теперь некоторые принципы организации диалога с клиентом в рамках психологического консультирования, изложенные Ю.Е. Алешиной.

1. Ограничение речи консультанта в диалоге. Присутствие консультанта должно углублять понимание клиентом собственных проблем, способствовать принятию необходимых решений. Для этого клиенту необходимо позволять меньше внимания обращать на то, что рядом находится собеседник, меньше заботиться о том, как именно собеседник относится к рассказу и насколько сам рассказ социально желателен. Отсюда необходимо, чтобы речь психолога-консультанта была краткой, немногословной и точной. Если клиент сам говорит по делу, нужно стараться по возможности ничем его не перебивать. Паузы, не превышающие 1-2 мин, вполне естественны и означают, что человек работает, активно осмысливает свою жизнь.

2. Приближение разговорной речи консультанта к языку клиента. Для этого рекомендуется: а) освобождать речь от слов и выражений, которые могут быть неправильно поняты и истолкованы клиентом; б) максимально использовать те слова и обороты, которые использует клиент; в) следить за тем, какую репрезентативную систему использует клиент для организации своего перцептивного опыта (аудиальную, визуальную или кинестетическую), использовать слова и выражения, соответствующие его репрезентативной системе. С репрезентативными системами и алгоритмом подстройки к клиенту с учетом доминирующей у него репрезентативной системы рекомендуем ознакомиться по книге Р. Бэндлера и Дж. Гриндера (1994) или по другим известным изданиям этих авторов.

3. Анализ эмоциональных переживаний клиента в связи с излагаемыми им событиями и поступками. Это необходимо, чтобы клиент лучше понял, что действительно с ним происходит. Для этого используются техники работы на уровне чувств:

Предложение клиенту нескольких возможных альтернатив ответа относительно вариантов чувств, которые он испытывает. Обычно предлагаются 2-3 альтернативы. Цель формулирования альтернатив - не поиск правильного ответа, а стимулирование клиента, демонстрация образцов, отталкиваясь от которых, легче описать свои чувства.

Акцентирование эмоциональных переживаний клиента через проявление пристального внимания к эмоционально окрашенным словам и выражениям. Знаками эмоций в речи являются наречия, прилагательные, глаголы, обозначающие отношение к чему-либо, а также качество действия. Консультант вычленяет в речи клиента эмоционально значимые слова и выражения и смотрит, что ' стоит за ними. Например, если клиент говорит, что обычно молчит и ничего не отвечает, когда супруга кричит на него, консультант может спросить его, отчего он молчит. Далее в речи клиента опять вычленяются эмоционально значимые слова и психолог вместе с клиентом пытаются сделать явным то, что стоит за ними. Это помогает опуститься на уровень глубинных, личностно значимых переживаний.

Использование парадоксальных вопросов. Цель парадоксальных вопросов - поставить под сомнение то, что клиент считает абсолютно очевидным или само собой разумеющимся. Общеизвестные истины типа: Грубить нехорошо, Родители всегда знают лучше, что нужно ребенку обычно служат надежным прикрытием для истинных чувств и переживаний клиента. Когда мы ставим их под сомнение, то заставляем клиента задуматься о том, что скрывается для него лично за подобного рода выражениями. Типичная формулировка парадоксального вопроса начинается словами А почему бы не…?. Например, А почему бы вам действительно не сказать, раз вы так думаете?.

Уточняющие и углубляющие формулировки. Цель уточняющих и углубляющих формулировок - постепенно переводить рассказ клиента с поверхностного на более глубокие уровни переживаний. Пример такой формулировки: То есть вы хотели бы, чтобы ваша свекровь поняла, какая вы хорошая, чтобы она оценила вас, наконец, по достоинству. При работе с уточняющими и углубляющими формулировками главное - не выходить за пределы очевидного. Каждый шаг должен логично следовать из предыдущего.

Использование интерпретаций. Речь идет о том, чтобы проинтерпретировать поведение клиента в связи с теми или иными базовыми человеческой природе эмоциями. Ю.Е. Алешина предлагает пользоваться двумерной моделью пространства человеческих проявлений, где одна из координат - ось любви, а другая ось власти. Согласно распространенным на Западе взглядам большая часть человеческого поведения определяется этими базовыми эмоциями, потребностями, с ними связанными. Поэтому данная модель может служить удобным пособием для построения интерпретаций. Например, психолог спрашивает клиентку, почему она молчит, когда свекровь кричит на нее. Клиентка отвечает: Не могу же я унижаться! Интерпретация психолога: Т. е. ваше молчание в отношениях со свекровью - попытка не унижаться, а так или иначе возвыситься над ней.

Перефразирование. То, что было негативным, основанием для беспокойства и переживаний, должно стать причиной положительных эмоций, способных если не полностью снять негативные переживания, то, по крайней мере, существенно уменьшить их значимость и интенсивность.

Обеспечение контакта с клиентом во время беседы осуществляется через:

Вербальный (словесный) контакт - через подбадривание, похвалу, выражение поддержки, частое упоминание имени клиента, выражение словами согласия и одобрения, ага-реакцию.

Невербальный (несловесный) контакт - через контакт глаз, выражение лица, позу тела, тон и громкость голоса, использование паузы. Относительно контакта глаз следует сказать, что не следует навязывать взгляд в глаза клиенту, но тем не менее необходимо смотреть на клиента, а не в сторону. Выражение лица должно являть собой доброжелательное внимание. Надо стараться не выдавать растерянности и смятения. Выражение спокойствия и уверенности на лице профессионала, оказывающего психологическое воздействие, уже само по себе приносит терапевтический эффект. Поза тела не должна быть напряженной (сидит на краешке стула, руки с напряжением сжимают ручки кресла, непривычность и неестественность позы) или закрытой (традиционно закрытость позы связывают со скрещенными руками или ногами). Поза консультанта влияет на позу клиента. Если клиент слишком закрыт или напряжен, консультант может попробовать косвенно повлиять на него, расслабившись и заняв подчеркнуто более удобную позу. После соответствующей смены позы у клиента изменится и его эмоциональное состояние. Тон голоса должен быть доброжелательным, соответствовать тому, что говорится. Громкость голоса можно регулировать в зависимости от стоящих перед консультантом задач. Приглушенный голос в большей мере способствует возникновению у собеседника ощущения доверительности, интимности. Консультант может несколько охладить возбужденного клиента, начав говорить медленнее и тише. Клиент постарается автоматически подладиться, нормализовав, таким образом, свое состояние. Наличие пауз в беседе создает ощущение неторопливости, продуманности происходящего. Пауза подчеркивает значительность сказанного, необходимость осмыслить и понять. С точки зрения Ю.Е. Алешиной, консультанту следует выдерживать паузу практически после любого высказывания клиента, кроме тех, которые непосредственно содержат вопрос. Пауза дает возможность добавить к тому, что сказано, поправить, уточнить. С помощью паузы можно избежать ситуации, когда клиент и консультант начинают бороться друг с другом за право вставить слово, что-то сказать. Начинающим психологам-консультантам рекомендуется поэкспериментировать с тем, что значит пауза для них, наблюдая за секундной стрелкой часов, состоянием своим и клиента во время пауз.


Заключение

В результате проделанной работы сделаем соответствующие выводы.

Психологическое консультирование - один из видов психологической помощи, выделившийся из психотерапии. Данная профессиональная деятельность возникла в ответ на потребности людей, которые, не имея клинических нарушений, искали психологическую помощь. Именно поэтому, специалисты по психологическому консультированию помогают, прежде всего людям, испытывающим трудности в повседневной жизни, деятельности, общении и т.д.

Психологическое консультирование - это один из видов профессиональной деятельности психолога. Оно требует серьезной теоретической и практической подготовки. Психологическое консультирование является процессом, в котором взаимодействуют и проживают часть своей жизни двое: клиент и консультант. Этот процесс динамичен, в нем возможны успехи и неудачи с обеих сторон. Консультант работает с проблемами повседневной жизни, в которую включена личность клиента. Это могут быть и трудности развития и адаптации, и трудности принятия решения, трудности жизненного выбора, сложности переживания кризисных периодов, сложности во взаимоотношениях с людьми, вызванные акцентуациями характеров, заболеваниями, трудности личностного роста и совершенствования. Широкий круг таких проблем и составляет предмет психологического консультирования.

Психологическое консультирование в процессе своего развития проходит ряд последовательных этапов, которые характеризуются, своими задачами, целями и процедурами психологического консультирования.

Этапы психологического консультирования - последовательные шаги в проведении психологического консультирования, рассчитанные на достижение частных целей консультирования, которые преследуются в его процессе. К этапам психологического консультирования относятся, в частности, настрой человека на исповедь, выслушивание психологом-консультантом исповеди человека, прояснение сути проблемы человека, поиск и формулирование рекомендаций по ее практическому решению.

Психологическое консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучаться новому поведению способствует развитию личности. В консультировании акцентируется ответственность человека, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение человека. Сердцевиной психологического является консультативное взаимодействие между человеком и консультантом, основанное на принципах гуманистической философии.


Список литературы

1. Абрамова, Г.С. Практическая психология / Г.С. Абрамов. – Екатеринбург: Деловая книга, 2008. – 368 с.

2. Алешина, Ю.Е. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование / Ю.Е. Алешина. – М.: Консорциума Социальное здоровье России, 2013. – 198 с.

3. Алешина, Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю.Е. Алешина. – М.: Владос, 2015. – 208 с.

4. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреев. – М.: Академия, 2008. – 342 с.

5. Брюхова, Н.Г. Особенности индивидуального психологического консультирования / Н.Г. Брюхова. –М.: Владос, 2003. – 251 с.

6. Бондаренко, А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика / А.Ф. Бондаренко. – М.: Независимая фирма Класс, 2001. – 336 с.

7. Глэддинг, С. Психологическое консультирование / С. Глэддинг. – СПб.: Питер, 2012. – 736 с.

8. Гринсон, Р. Техника и практика психоанализа / Р. Гринсон. – Воронеж: Издательство ВГУ, 2004. – 280 с.

9. Кочюнас, Р. Психологическое консультирование / Р. Кочюнас. – М.: Академический проспект, 2009. – 240 с.

10. Лысенко, Е.М. Индивидуальное психологическое консультирование / Е.М. Лысенко, Т.А. Молодиченко. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 159 с.

11. Мэй, Р. Искусство психологического консультирования / Р. Мэй. - М.: Академия, 2012. – 99 с.

12. Нельсон-Джоунс, Р. Теория и практика консультирования / Р. Нельсон-Джоунс. - СПб.: Питер, 2012. – 464 с.

13. Немов, Р.С. Психологическое консультирование / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2014. – 260 с.

14. Немов, Р.С. Основы психологического консультирования / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2009. – 394 с.

15. Меновщиков, В.Ю. Введение в психологическое консультирование / В.Ю. Меновщиков. - М.: Смысл, 2000. – 109 с.

16. Обозов, Н.Н. Психологическое консультирование / Н.Н. Обозов. - СПб.: Питер, 2006. – 224 с.

17. Роджерс, К.Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы / К.Р. Роджерс. – М.: Эксмо-Пресс, 2002. – 417 с.

18. Стоун, Дж.Л. Консультирование / Дж.Л. Стоун. - М.: Академия, 2014. –396 с.

19. Сытник, С.А. Основы психологического консультирования / С.А. Сытник. – М.: Владос, 2009. – 215 с.

20. Основы возрастно-психологического консультирования / Под ред. А.Г. Лидерса. – М.: Изд-во МГУ, 2011. – 273 с.

21. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб: Питер, 2008. – 123 с.

22. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева В.В. Столина. – М.: Академия, 2009. – 243 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проектная деятельность в ДОУ - "Машины разные нужны, машины разные важны!"

Творческое название проекта - "Машины разные нужны, машины разные важны!"Тип проекта: информационно-творческий.По характеру содержания: ребёнок, ближайшее окружение.По характеру координации: открытый....

Игры разные важны,игры разные нужны.

Представлены игры на формирование у детей культуры общения,на развитие эмоционально-нравственной сферы,развитие коммуникативных  способностей,на развитие слухового восприятия....

Мамы разные нужны, мамы разные важны!

Сценарий родительского         собрания...

Дидактическая игра для детей раннего возраста-"Машины разные нужны, машины разные важны"

Поскольку для детей раннего возраста главный вид деятельности -это игра,то ознакомление малышей с транспортом лучше проводить в виде дидактической игры. Разрезные картинки "Машины разные нужны, машины...

презентация педагогического проекта "Профессии разные нужны - профессии разные важны"

В данной презентации находится презентация образовательного проекта по ознакомлению детей младшей группы с трудом помощника воспитателя "Профессии разные нужны - профессии разные важны"...

Разные жилища разных людей в разные времена

В данной презентации собран материал по теме "Жилище человека"Работа разделена на 4 части, т.к. слишком большой объем для одной презентации....