Методики диагностики одаренности у детей 5-7 лет.
тест по психологии (подготовительная группа)
Методики диагностики одаренности у детей 5-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodiki_diagnostiki_odarennosti_u_detey_5-7_let.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методики диагностики одаренности у детей 5-7 лет.
Методика «Словарная мобильность» [Клименко, 1996].
Методика предназначена для определения уровня развития словарного запаса детей 5 - 6 лет, а также способности к использованию в своей речи, усвоенной лексики. Методика состоит из 6 заданий, имеющих определенную направленность. Каждое задание оценивается баллами и интерпретируется в зависимости от полученного результата.
Задание «А»
Придумай как можно больше слов на букву С.
Время 1 мин.
Оценка.
6 - 7 слов - высокий уровень;
4 - 5 слов - средний,
2 - 3 слова - низкий.
Задание «Б»
Подбор рифмы. Инструкция: «Ты, конечно, знаешь, что такое рифма. Рифма - это такое слово, которое созвучно с другим. Два слова рифмуются между собой, если они оканчиваются одинаково. Понял? Например, два слова: вол - гол. Они звучат одинаково, значит, они рифмуются. Теперь я тебе дам слово, а ты подбери как можно больше слов, которые с этим словом рифмуются. Слово это будет «день».
Если ребенок не понял, покажите ему, как это сделать, на примере со словом «день», прежде чем начать тест с другим словом. Два других слова: каша, вой.
Обработка результатов.
Время работы с одним словом - одна минута.
Тест выполнен, если ребенок подобрал три рифмы, по меньшей мере, для двух слов. Имена собственные приемлемы.
Задание «В»
Словообразование.
Как будет называться маленький предмет?
мяч - мячик;
рука - …
солнце - ...
трава - ...
плечо - ...
ухо - ...
таз - ...
Обработка данных.
6-7 баллов - высокий уровень;
4-5 баллов – средний;
2-3 балла - низкий.
Задание «Г»
Словообразование.
Если предмет сделан из железа, то какой он?
железо - ...
дерево - ...
снег - ...
пух - ...
бумага - ....
Обработка результатов.
4-5 баллов - высокий уровень,
2-3 балла - средний,
0-1 балл - низкий.
Задание «Д»
Общий словарный запас.
Как называется человек, который:
учит, столярничает, плотничает, строит, садовничает, переводит, проводит?
Обработка результатов.
6-7 баллов - высокий уровень,
4-5 баллов - средний,
2-3 балла – низкий.
Задание «Е»
Исследование особенностей звукового анализа слова.
Инструкция: «Я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается на букву «Д», сразу хлопнешь в ладоши».
Слова для предъявления:
дача, рука, туча, лиса, дом, Даша, ком, дорога, тарелка, стол, дождь, липа, тачка, каша, душ, пчела, дым, речка, кошка, вилка, трава.
Оценка производится на основе подсчета количества правильно выполненных хлопков.
Безошибочное выполнение - высокий уровень,
1-2 ошибки - средний,
3 и более ошибок - низкий.
Методика «Как спасти зайку» [Клименко, 1996].
Цель: оценка способности превращения задачи на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.
Возраст: старший дошкольный.
Материал. Фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка, сдутый воздушный шарик, лист бумаги.
Инструкция к проведению: перед ребенком на столе располагают фигурку зайчика, блюдце, ведерко, палочку, сдутый шарик и лист бумаги. Психолог, беря в руки зайчика: «Познакомься с этим зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут начался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов (психолог обращает внимание ребенка на предметы, разложенные на столе). Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?»
Обработка данных: В ходе обследования фиксируются характер ответов ребенка и их обоснование. Данные оцениваются по трехбалльной системе.
Первый уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку при помощи, которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка – 1 балл.
Второй уровень. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Оценка – 2 балла.
Третий уровень. Для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик («Зайка на шарике может улететь») или сделать из листа кораблик. Оценка – 3 балла.
Методика «Солнце комнате» [Клименко, 1996].
Цель: выявление способностей ребенка к преобразованию «нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия.
Материал: картинка с изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце; карандаш.
Инструкция к проведению: психолог, показывая ребенку картинку: «Я даю тебе эту картинку. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано?». По ходу перечисления деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т.д.) психолог дает следующее задание: «Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правильной».
Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто
объяснить, что нужно сделать для «исправления» картинки.
Обработка данных:
В ходе обследовании психолог оценивает попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе:
Отсутствие ответа, непринятие задания («Не знаю, как исправить», «Картинку исправлять не нужно») – 1 балл.
Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить солнышко) – 2 балла.
Содержательное устранение несоответствия:
а) простой ответ - нарисовать в другом месте «Солнышко на улице» – 3 балла.
б) сложный ответ - переделать рисунок «Сделать из солнышка лампу» – 4 балла.
Конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации «Картинку сделать», «Нарисовать окно», «Посадить солнышко в рамку» и т.д.) – 5 баллов.
Методика на выявление силы природной памяти [Черемошкина, 1996].
Подготовительный этап.
Материал: карточка с фигурой, состоящей из трёх пересекающихся линий, карандаши, часы с секундной стрелкой, чистая бумага без клеточек и линеечек, размером 10x15 см (совпадающая по размерам с диагностическим материалом).
Диагностический этап.
Ребенок садится за стол, перед ним кладется чистый лист бумаги (10x15 см) и карандаш. Инструкция ребенку: «Сейчас на короткое время я покажу тебе карточку, на которой нарисована фигура. Ты должен постараться ее запомнить и нарисовать. Если сразу не запомнишь, не расстраивайся, я покажу ее еще раз, и буду показывать до тех пор, пока ты не запомнишь и не нарисуешь эту фигуру. О том, что сейчас покажу карточку, я буду предупреждать словом «Внимание!» После того, как я уберу карточку, ты можешь начинать рисовать». Ребенок после каждой экспозиции карточки рисует на новом листе бумаги. Карточка показывается по 2 секунды до тех пор, пока рисунок испытуемого не будет напоминать оригинал. В правильном рисунке должны быть соблюдены:
— приблизительные размеры фигуры;
— наклон фигуры;
— количество линий и количество их пересечений.
Для того, чтобы сделать вывод о силе природной памяти ребенка, необходимо подсчитать суммарное время запоминания фигуры. Оно будет равняться произведению 2 секунд и количества показов карточки.
Оценка результата:
а) Если на запоминание потребовалось 10 сек. и менее, то это говорит о сильной природной памяти ребенка.
б) Если на запоминание потребовалось от 12 сек. до 30 сек. — природная память средней силы.
в) Если же полученный результат составляет более 32 сек., то сила природной памяти ниже среднего.
Методика на определение уровня развития воображения «Придумай рассказ» [Немов, 1997].
Ребенку дается задание придумать рассказ о ком-либо или о чем-либо, затратив на это всего 1 минуту, а затем пересказать его в течение 2-х минут (история, сказка).
Оценка результатов.
Воображение оценивается по следующим признакам:
1. Скорость придумывания рассказа.
3. Разнообразие образов, используемых в рассказе.
4. Проработанность и детализация образцов, имеющихся в рассказе.
5. Впечатлительность и эмоциональность образов в рассказе.
По каждому из названных признаков рассказа может получить от 0 до 2 балов в зависимости от того, насколько в нем выражен тот или иной признак из перечисленных выше. Для выводов об этом используются следующие критерии.
По признаку «скорость придумывания рассказа»:
2 балла ставится в том случае, если ребенку удалось придумать данный рассказ, в течение не более чем 30 сек;
1 балл рассказу ставится тогда, когда на придумывание его затрачено от 30 сек до 1 мин;
0 баллов по данному признаку рассказ получает, если за минуту ребенок так и не смог ничего придумать.
По признаку «необычность, оригинальность сюжета рассказа»:
0 баллов, если ребенок просто механически пересказывает то, что он когда-то видел или слышал;
1 балл, если ребенок привнес в увиденное или услышанное им что-либо новое от себя;
2 балла, если сюжет рассказа полностью придуман самим ребенком, необычен и оригинален.
По признаку «разнообразие образов, используемых в рассказе»:
0 баллов рассказ получает, если в нем с начала и до конца неизменно говорится об одном и том же, например, только о единственном персонаже (событий, вещи), причем с очень бедными характеристиками этого персонажа;
1 балл ставится в том случае, если в рассказе встречаются два–три разных персонажа (вещи, события), и все они характеризуются с разных сторон;
2 балла рассказ может получить лишь тогда, когда в нем имеются четыре и более персонажа (вещи, события), которые, в свою очередь, характеризуются рассказчиком с разных сторон.
По признаку «оценка проработанности и детализации образов в рассказе»:
0 баллов, если персонажи (события, вещи и т.п.) в рассказе только называются ребенком и никак дополнительно не характеризуются;
1 балл, если кроме названия указываются еще один или два признака;
2 балла, если объекты, упомянутые в рассказе, характеризуются тремя и более признаками;
По признаку «впечатлительность и эмоциональность образов в рассказе»:
0 баллов, если образы рассказа не производят никакого впечатления на слушателя и не сопровождаются никакими эмоциями со стороны самого рассказчика;
1 балл, если у самого рассказчика эмоции едва выражены, а слушатели также слабо эмоционально реагируют на рассказ;
2 балла, если и сам рассказ, и его передачи рассказчиком достаточно эмоциональны и выразительны и, кроме того, слушатель явно заряжается этими эмоциями.
Выводы об уровне развития
10 баллов – очень высокий.
8–9 баллов – высокий.
4–7 баллов – средний
2–3 балла – низкий.
0–1 балл – очень низкий.
Методика «Сказка» [Гуткина, 2007] Цель: выявление степени выраженности любознательности у дошкольников.
Ход проведения. Ребенку предлагается послушать сказку, но нужно выбрать одну из четырех: про сливу, яблоко, грушу и манго (последний объект должен быть не знаком ребенку). Ребенка спрашивают, какую сказку он хочет послушать.
Обработка данных. Фиксируется, выбирает ли ребенок сказку про манго или хотя бы спрашивает у взрослого, что это такое, пусть даже и, желая послушать сказку про знакомый объект. Предполагается, что интерес к сказке с незнакомым объектом указывает на более выраженную степень любознательности.
Для более полного представления о детях мы провели обследование родителей и педагогов, с помощью анкеты «Изучение познавательной потребности дошкольника». [Юркевич, 1996]
В следующей части нашей работы дана интерпретация диагностического исследования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1 ПредставленияЗадание 1.1Цель: выявить характер представлений ребенка о живом.Используется метод индивидуальной беседы, ...
Современные методики диагностики речевого развития детей
Современные методики диагностики речевого развития детей...
Методики диагностики умственного развития детей с нарушением интеллекта
Методики диагностики умственного развития детей с нарушением интеллекта...
Методики диагностики социального развития детей дошкольного возраста.
Для изучения особенностей развития у детей дошкольного возраста представлений о себе, самооценки, самопринятия, самостоятельности, активности, инициативности, ...
Методы и методики диагностики развития речи детей дошкольного возраста
Методы и методики педагогической диагностики развития речи детей дошкольного возраста по возрастам....
Методики диагностики одаренности дошкольников
Методики диагностики одаренности дошкольников...
Методика диагностики одаренности для педагогов и родителей
При изучении направленности интересов младших школьников следует иметь в виду, что теория и практика обучения и воспитания свидетельствуют о том, что интересы у большинства детей данного возраста нече...