Методики диагностики одаренности у детей 5-7 лет.
тест по психологии (подготовительная группа)

Методики диагностики одаренности у детей 5-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodiki_diagnostiki_odarennosti_u_detey_5-7_let.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методики диагностики одаренности у детей 5-7 лет.

Методика «Словарная мобильность»  [Клименко, 1996].

Методика предназначена для определения уровня развития словарного запаса детей 5 - 6 лет, а также способности к использованию в своей речи, усвоенной лексики. Методика состоит из 6 заданий, имеющих определенную направленность. Каждое задание оценивается баллами и интерпретируется в зависимости от полученного результата.

Задание «А»

Придумай как можно больше слов на букву С.

Время 1 мин.

Оценка.

6 - 7 слов - высокий уровень;

4 - 5 слов - средний,  

2 - 3 слова - низкий.

Задание «Б»

Подбор рифмы. Инструкция: «Ты, конечно, знаешь, что такое рифма. Рифма - это такое слово, которое созвучно с другим. Два слова рифмуются между собой, если они оканчиваются одинаково. Понял? Например, два слова: вол - гол. Они звучат одинаково, значит, они рифмуются. Теперь я тебе дам слово, а ты подбери как можно больше слов, которые с этим словом рифмуются. Слово это будет «день».

Если ребенок не понял, покажите ему, как это сделать, на примере со словом «день», прежде чем начать тест с другим словом. Два других слова: каша, вой.

Обработка результатов.

Время работы с одним словом - одна минута.

Тест выполнен, если ребенок подобрал три рифмы, по меньшей мере, для двух слов. Имена собственные приемлемы.

Задание «В»

Словообразование.

Как будет называться маленький предмет?

мяч - мячик;

рука - …

солнце - ...

трава - ...

плечо - ...

ухо - ...

таз - ...

Обработка данных.

6-7 баллов - высокий уровень;

4-5 баллов – средний;

2-3 балла - низкий.

Задание «Г»

Словообразование.

Если предмет сделан из железа, то какой он?

железо - ...

дерево - ...

снег - ...

пух - ...

бумага - ....

Обработка результатов.

4-5 баллов - высокий уровень,

2-3 балла - средний,

0-1 балл - низкий.

Задание «Д»

Общий словарный запас.

Как называется человек, который:

 учит, столярничает, плотничает, строит, садовничает, переводит, проводит?

Обработка результатов.

6-7 баллов - высокий уровень,

4-5 баллов - средний,

2-3 балла – низкий.

Задание «Е»

Исследование особенностей звукового анализа слова.

Инструкция: «Я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается на букву «Д», сразу хлопнешь в ладоши».

Слова для предъявления:

 дача, рука, туча, лиса, дом, Даша, ком, дорога, тарелка, стол, дождь, липа, тачка, каша, душ, пчела, дым, речка, кошка, вилка, трава.

Оценка производится на основе подсчета количества правильно выполненных хлопков.

Безошибочное выполнение - высокий уровень,

1-2 ошибки - средний,

3 и более ошибок - низкий.

Методика  «Как спасти зайку» [Клименко, 1996].

Цель: оценка способности превращения задачи на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.

Возраст: старший дошкольный.

Материал. Фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка, сдутый воздушный шарик, лист бумаги.

Инструкция к проведению: перед ребенком на столе располагают фигурку зайчика, блюдце, ведерко, палочку, сдутый шарик и лист бумаги. Психолог, беря в руки зайчика: «Познакомься с этим зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут начался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов (психолог обращает внимание ребенка на предметы, разложенные на столе). Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?»

Обработка данных: В ходе обследования фиксируются характер ответов ребенка и их обоснование. Данные оцениваются по трехбалльной системе.

Первый уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку при помощи, которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка – 1 балл.

Второй уровень. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Оценка – 2 балла.

Третий уровень. Для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик («Зайка на шарике может улететь») или сделать из листа кораблик. Оценка – 3 балла.

Методика «Солнце комнате» [Клименко, 1996].

Цель: выявление способностей ребенка к преобразованию «нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия.

Материал: картинка с изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце; карандаш.

Инструкция к проведению: психолог, показывая ребенку картинку: «Я даю тебе эту картинку. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано?». По ходу перечисления деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т.д.) психолог дает следующее задание: «Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правильной».

Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто

объяснить, что нужно сделать для «исправления» картинки.

Обработка данных:

В ходе обследовании психолог оценивает попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе:

Отсутствие ответа, непринятие задания («Не знаю, как исправить», «Картинку исправлять не нужно») – 1 балл.

Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить солнышко) – 2 балла.

Содержательное устранение несоответствия:

а) простой ответ - нарисовать в другом месте  «Солнышко на улице» – 3 балла.

б) сложный ответ - переделать рисунок  «Сделать из солнышка лампу» – 4 балла.

Конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации «Картинку сделать», «Нарисовать окно», «Посадить солнышко в рамку» и т.д.) – 5 баллов.

Методика на  выявление силы природной памяти [Черемошкина, 1996].

Подготовительный этап.

Материал: карточка с фигурой, состоящей из трёх пересекающихся линий, карандаши, часы с секундной стрелкой, чистая бумага без клеточек и линеечек, размером 10x15 см (совпадающая по размерам с диагностическим материалом).

 Диагностический этап.

Ребенок садится за стол, перед ним кладется чистый лист бумаги (10x15 см) и карандаш. Инструкция ребенку: «Сейчас на короткое время я покажу тебе карточку, на которой нарисована фигура. Ты должен постараться ее запомнить и нарисовать. Если сразу не запомнишь, не расстраивайся, я покажу ее еще раз, и буду показывать до тех пор, пока ты не запомнишь и не нарисуешь эту фигуру. О том, что сейчас покажу карточку, я буду предупреждать словом «Внимание!» После того, как я уберу карточку, ты можешь начинать рисовать». Ребенок после каждой экспозиции карточки рисует на новом листе бумаги. Карточка показывается по 2 секунды до тех пор, пока рисунок испытуемого не будет напоминать оригинал. В правильном рисунке должны быть соблюдены:

— приблизительные размеры фигуры;

— наклон фигуры;

— количество линий и количество их пересечений.

Для того, чтобы сделать вывод о силе природной памяти ребенка, необходимо подсчитать суммарное время запоминания фигуры. Оно будет равняться  произведению 2 секунд и  количества показов карточки.

Оценка результата:

а) Если на запоминание потребовалось 10 сек. и менее, то это говорит о сильной природной памяти ребенка.

б) Если на запоминание потребовалось от 12 сек. до 30 сек. — природная память средней силы.

в) Если же полученный результат составляет более 32 сек., то сила природной памяти ниже среднего.

 

 Методика на определение уровня развития воображения «Придумай рассказ» [Немов, 1997].

Ребенку дается задание придумать рассказ о ком-либо или о чем-либо, затратив на это всего 1 минуту, а затем пересказать его в течение 2-х минут (история, сказка).

Оценка результатов.

Воображение оценивается по следующим признакам:

1. Скорость придумывания рассказа.

3. Разнообразие образов, используемых в рассказе.

4. Проработанность и детализация образцов, имеющихся в рассказе.

5. Впечатлительность и эмоциональность образов в рассказе.

По каждому из названных признаков рассказа может получить от  0 до 2 балов в зависимости от того, насколько в нем выражен тот или иной признак из перечисленных выше. Для выводов об этом используются следующие критерии.

По признаку «скорость придумывания рассказа»:

  2 балла ставится в том случае, если ребенку удалось придумать данный рассказ, в течение не более чем 30 сек;

 1 балл рассказу ставится тогда, когда на придумывание его затрачено от 30 сек до 1 мин;

 0 баллов по данному признаку рассказ получает, если за минуту ребенок так и не смог  ничего придумать.

По признаку «необычность, оригинальность сюжета рассказа»: 

0 баллов, если ребенок просто механически пересказывает то, что он когда-то видел или слышал;

1 балл, если ребенок привнес в увиденное или услышанное им что-либо новое от себя;

2 балла, если сюжет рассказа полностью придуман самим ребенком, необычен и оригинален.

По признаку «разнообразие образов, используемых в рассказе»:

 0 баллов рассказ получает, если в нем с начала и до конца неизменно говорится об одном и том же, например, только о единственном персонаже (событий, вещи), причем с очень бедными характеристиками этого персонажа;

  1 балл ставится в том случае, если в рассказе встречаются два–три разных персонажа (вещи, события), и все они характеризуются с разных сторон;

2 балла рассказ может получить лишь тогда, когда в нем имеются четыре и более персонажа (вещи, события), которые, в свою очередь, характеризуются рассказчиком с разных сторон.

По признаку «оценка проработанности и детализации образов в рассказе»:

0 баллов, если персонажи (события, вещи и т.п.) в рассказе только называются ребенком и никак дополнительно не характеризуются;

1 балл, если кроме названия указываются еще один или два признака;

2 балла, если объекты, упомянутые в рассказе, характеризуются тремя и более признаками;

 По признаку «впечатлительность и эмоциональность образов в рассказе»:

0 баллов, если образы рассказа не производят никакого впечатления на слушателя и не сопровождаются никакими эмоциями со стороны самого рассказчика;

 1 балл, если у самого рассказчика эмоции едва выражены, а слушатели также слабо эмоционально реагируют на рассказ;

 2 балла, если и сам рассказ, и его передачи рассказчиком достаточно эмоциональны и  выразительны и, кроме того, слушатель явно заряжается этими эмоциями.

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий.

8–9 баллов – высокий.

4–7 баллов – средний

2–3 балла – низкий.

0–1 балл – очень низкий.

Методика «Сказка» [Гуткина, 2007] Цель: выявление степени выраженности любознательности у дошкольников.

Ход проведения. Ребенку предлагается послушать сказку, но нужно выбрать одну из четырех: про сливу, яблоко, грушу и манго (последний объект должен быть не знаком ребенку). Ребенка спрашивают, какую сказку он хочет послушать.

Обработка данных. Фиксируется, выбирает ли ребенок сказку про манго или хотя бы спрашивает у взрослого, что это такое, пусть даже и, желая послушать сказку про знакомый объект. Предполагается, что интерес к сказке с незнакомым объектом указывает на более выраженную степень любознательности.

Для более полного представления о детях мы провели обследование родителей и педагогов, с помощью анкеты «Изучение познавательной потребности дошкольника». [Юркевич, 1996]

В следующей части нашей работы дана интерпретация диагностического исследования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1 ПредставленияЗадание 1.1Цель: выявить характер представлений ребенка о живом.Используется метод индивидуальной беседы, ...

Современные методики диагностики речевого развития детей

Современные методики диагностики речевого развития детей...

Методики диагностики умственного развития детей с нарушением интеллекта

Методики диагностики умственного развития детей с нарушением интеллекта...

Методики диагностики социального развития детей дошкольного возраста.

         Для изучения особенностей развития у детей дошкольного возраста представлений о себе, самооценки, самопринятия, самостоятельности, активности, инициативности, ...

Методы и методики диагностики развития речи детей дошкольного возраста

Методы и методики педагогической диагностики развития речи детей дошкольного возраста по возрастам....

Методики диагностики одаренности дошкольников

Методики диагностики одаренности дошкольников...

Методика диагностики одаренности для педагогов и родителей

При изучении направленности интересов младших школьников следует иметь в виду, что теория и практика обучения и воспитания свидетельствуют о том, что интересы у большинства детей данного возраста нече...