Современные методики диагностики речевого развития детей
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Евдокимова Татьяна Сергеевна

Современные методики диагностики речевого развития детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!

ЭТО ДАЛЕКО НЕ ВСЕ МЕТОДИКИ. Я ПОПРОБОВАЛА ПОКАЗАТЬ, КАК МОЖНО ОФОРМИТЬ ЛИСТ К АТТЕСТАЦИИ. НО МЕТОДИК В КАЖДОМ РАЗДЕЛЕ НАПИСАЛА НЕСКОЛЬКО. ЭТО НЕ ЗНАЧИТ, ЧТО НАДО ПИСАТЬ ВСЕ. ВЫ ВЫБИРАЕТЕ ПО КАЖДОМУ РАЗДЕЛУ ТОЛЬКО ТЕ МЕТОДИКИ, КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗУЕТЕ ВЫ.

ЖЕЛАЮ УДАЧИ!

Современные методики диагностики речевого развития детей

Направление исследования

Наименование методик

Литература

Сенсомоторное развитие

Нейропсихологические методики исследования:

- методы исследования латеральных предпочтений;

- кинестетический праксис (праксис позы по зрительному, кинестетическому образцу, оральный праксис);

- кинестетический (динамический) праксис («кулак – ребро – ладонь», графические пробы, «проба Хэда»;

- тактильные и соматогностические функции (локализация прикосновения);

- зрительный гнозис (восприятие предметных, реалистических изображений, перечеркнутые изображения, фигуры Поппельрейтера (наложенные изображения), незавершенные изображения, эмоциональный гнозис, цветовой гнозис);

- слуховой гнозис (восприятие ритмов,  воспроизведение ритмов);

- пространственный гнозис (проба «Зеркальные буквы»,  проба «Слепые часы», проба Бентона, проба «Коврики», проба «Мандала», проба «Гомункулус, проба «Рисунок человека);

Фонематическое восприятие

- тесты, разработанные Р.И. Лалаевой

  1. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов. – М.: АСТ:Транзиткнига, 2006
  2. Семаго Н., Семаго М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. – СПб.: Речь, 2010
  3. Семенович А.В.Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: Издательский центр «Акажемия», 2002
  4. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М.: Аркти, 2000

Фонетико-фонематические компоненты речи, слоговая структура слова

  1. Методика Г.Г. Голубевой «Исследование состояние фонетико-фонематических компонентов речи  у детей дошкольного возраста».
  2. Исследование слоговой структуры слова (Бабина Г.В., Шарипова Н.Ю.)
  3. Методика обследования речи детей со стертой дизартрией (Е.Ф. Архипова)
  1. Бабина Г.В., Шарипова Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. – М.: Парадигма, 2010
  2. Голубева Г. Г. Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010.
  3. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей

Лексика

  1. Методика диагностики лексического развития  В.И. Яшиной;
  2. Методика Ю.С. Ляховской  «Выявление особенностей понимания и употребления проверяемых слов.
  3. Методика Т.А. Фотековой

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М., 1999
  2. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М.: Аркти, 2000

Грамматика

  1. Методика изучения лексики у детей со стертой дизартрией (Н.В. Серебрякова)
  2. Методика исследования навыков словообразования и словоизменения (Р.И. Лалаева)
  3. Методика Т.А. Фотековой;

  1. Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб.: Союз, 1999
  2. Серебрякова Н.В. Развитие лексики у дошкольников со стертой дизартрией. – СПб.: КАРО, 2009
  3. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М.: Аркти, 2000

Связная речь

  1. Исследование связной речи при проведении «педагогической мастерской» (Н.Н. Яковлева)
  2. Методика И.Н. Лебедевой «Исследование связной речи»
  3. Методика исследования связной речи В.П. Глухова
  1. Глухов В.П. Формирование  связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. – М.: Аркти, 2004
  2. Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников. – СПб, 2011
  3. Яковлева Н.Н. Формирование коммуникативной функции речи у учащихся с интеллектуальными нарушениями. – СПбАППО, 20010;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методики диагностики умственного развития детей с нарушением интеллекта

Методики диагностики умственного развития детей с нарушением интеллекта...

Методики диагностики социального развития детей дошкольного возраста.

         Для изучения особенностей развития у детей дошкольного возраста представлений о себе, самооценки, самопринятия, самостоятельности, активности, инициативности, ...

Методика диагностики музыкального развития детей

Методика диагностики музыкального развития детей на практическом примере МБДОУ «Сказка». Технология работы с таблицами....

Речевая карта для диагностики речевого развития детей дошкольного возраста.

Экспресс-речевая карта  обследования речевого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет....

Использование "Методики автоматизированного логопедического обследования детей 4-8 лет (студия "ВиЭль") для эффективной диагностики речевого развития детей с ТНР

Из опыта работы учителя-логопеда  по применению на практике компьютерной программы "Логопедическое обследование" (В.М. Акименко) при диагностике речевого развития детей с ТНР в группе к...

Методика диагностики речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Данная методика позволяет определить уровень речевого развития ребёнка старшего дошкольного возраста...