Мастер – класс "Эмоционально -ценностная ориентация образовательной деятельности с участниками образовательных отношений"
материал по психологии
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное учреждение общеразвивающего вида детский сад «Березка»
Мастер – класс
«Арт –терапевтические возможности применения метода мандала –терапии в работе психолога, как средство снижения эмоционального напряжения»
выполнила:
Горячева Наталья Геннадьевна
Педагог – психолог
1 квалификационная категоря
МКДОУ «Березка»
структурное подразделение
«Звездочка»
Вихоревка 2023 уч.г.
Приветствие.
Здравствуйте уважаемые педагоги! Я рада вас видеть на мастер – классе, «Арт –терапевтические возможности применения метода мандала –терапии в работе психолога,как средство снижения эмоционального напряжения»
аша профессия педагог, она требует большой выдержки и самообладания. От частых контактов с другими людьми, у человека любого возраста, в том числе и у детей может появиться эмоциональное истощение, которое приводит ухудшению здоровья. Коррекционная и развивающая работа, улучшающая эмоциональное состояние детей, снимает напряжение, помогает им выразить свои чувства, дает возможность для самовыражения.
Вводная часть.
Сегодня я хочу Вас познакомить с одним из методов снятия эмоционального напряжения. Мандала - терапия – это одно из направлений арт-терапии, прежде всего, терапия (с греческого – лечение, оздоровление), АРТ – терапия – это исцеление искусством.
Мандалатерапия – это инструмент изотерапии, в основе которой лежит психологический механизм защиты – сублимация. Он заключается в том, что если у человека накопились эмоциональные переживания и психические напряжение, он может выразить свои эмоции через творчество и почувствовать облегчение.
Я считаю что мандала – терапия это самый безопасный, естественный и радостный способ изменения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств или просто для улучшения настроения.
Одной из техник арт-терапии является создание циркулярных композиций — мандал. Визуально “Мандала” – это некий рисунок в круге. Само слово“ мандала” означает“круг, круглый, кольцо, сфера, шар, страна, территория, область.
Посмотрите друг другу в глаза, обратите внимание на рисунок его сетчатки. Что вы видите? (ответы педагогов). Правильно - узоры. Не даром говорят, глаза – это зеркало души.
Мандала терапия не имеет ограничений ни в возрасте, ни в состоянии здоровья.
Для меня как психолога – это возможность прикоснуться к глубинным слоям подсознания, помочь детям осознать зоны внутреннего конфликта и найти пути его разрешения. В работе с детьми мандала имеет ценность как арт-терапевтический метод в коррекционной, диагностической и развивающей работе.
Работа с мандалой благоприятно сказывается на эмоциональном состоянии людей тревожных, расторможенных, импульсивных. Они помогают полностью расслабиться и установить контакт с функциями правого полушария мозга, то есть с бессознательным. Этот вид работы очень полезен для дошкольников, поскольку у малышей правое полушарие играет ведущую роль. Для детей это дополнительный способ выразит свои эмоции.
Техника мандалы используется в сочетании с другими приемами арт-терапевтической работы, например, с музыкой, сказкотерапией и др.
В работе с детьми можно использовать разнообразный материал. Но, чтобы дети были успешными при изготовлении «мандал», необходимо учитывать возможности и навыки детей в работе с предложенным материалом.
- Детские мандалы – раскраски (их рисуют на бумаге, используя краски, карандаши, фломастеры, мелки).
- Рисование мандалы на камнях.
- Выкладываем мандалу из пуговиц.
- Выкладываем мандалу из круп.
- Выкладываем мандалу из листьев.
- Выкладываем мандалу из шишек.
- Выкладываем мандалу из камушек и ракушек, цветного песка.
- Выкладываем мандалу из природного материала.
- Мандала, выполненная на диске (пластилиновая мандала).
- Плетение мандал из ниток.
- Мандалы шнуровки.
В чем ещё польза мандалы для детей?
1. развивается мелкая моторика;
2. тренируется усидчивость и аккуратность. Это актуально для детей 5-7 лет и старше;
3. тренируется чувство ритма, гармонии и чувство порядка, математического мышления. Дети знакомятся с разными видами симметрии, познают искусство орнамента;
4. снижение уровня эмоционального напряжения и тревожности, страхов;
5. работа с групповыми процессами, развития коммуникации;
6. развитие произвольности и концентрация внимания;
7. релаксация;
8. развитие творческого потенциала;
9. активизации внутренних ресурсов;
10. гармонизации внутреннего состояния;
11. научиться доверять себе и своим чувствам,слышать и чувствовать себя (самовыражаться).
Существуют правила работы педагога, психолога с ребенком при использовании мандалы:
- Если это мандалы-раскраски, то предлагается несколько – пусть ребенок сам выберет по форме, по орнаменту, то что ближе ему по настроению.
- Выбор мандалы и сюжет работы ребенок осуществляет самостоятельно.
- Материалы для работы и цветовую гамму (карандаши, фломастеры, краски, пастель) ребенок выбирает самостоятельно.
- Процесс работы ограничен только степенью насыщения и удовлетворения работой.
- Осуществляется принцип невмешательства взрослых в работу ребенка без его согласия.
- Принцип избегания комментариев по поводу работы.
- Ребенок даёт название своей мандале как раскрашенной, так и созданной.
- После работы ребенок рассказывает о своих чувствах, переживаниях по поводу работы над мандалой и его отношения к результату.
С какого возраста можно заниматься?
1-2 года – рисование в пустом круге (в этом возрасте важны цвет и форма). Рисуем вместе с мамой безопасными пальчиковыми красками (три основных цвета: красный, желтый, синий).
3-5 лет – раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных. Набор карандашей (не менее 12 цветов), гуашь, цветная пастель, уголь, работа с цветным песком.
6-7 лет – раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных.
Позднее дети и подростки с удовольствием рисуют цветными ручками, тушью, простым карандашом.
После мандала-терапии ребенок возвращается в зону своих эмоций, но уже в какой-то степени обогащенной. Эта особенность мандала-терапии дает возможность ребенку духовно восполнять то, что недостает ему в неизбежно ограниченной пространством и временем жизни, компенсировать посредством воображения удовлетворение множества потребностей.
Помните, не бывает «хороших» или «плохих» мандал!
На что следует обратить внимание на рисунке:
- центр – непосредственно то, что является «ядром» личности – «я» автора. Незаполненный пустой центр говорит о готовности к переменам. Часто вся мандала является центром: ребенок использует в своей работе сам круг – делает из него мордочку животного или солнышко. Или внушительная фигура в центре занимает большую часть пространства в круга. И то, и другое говорит об устойчивой жизненной позиции и самостоятельности, зрелости личности на данном возрастном этапе.
- внешние границы круга – осознание своих психологических границ в процессе взаимодействия с другими, защита своего личностного пространства. Слишком плотная оболочка может указывать на защиту своих границ, тревожность. Разрывы, тонкая, пунктирная линия границы – внутренний конфликт. Для гиперактивных детей характерен выход за границы круга. Благоприятный признак – граница обведена цветной линей. Отсутствие границ – ребенок испытывает внутреннее беспокойство.
- линии, связывающие центр с внешними границами, говорят о способности ставить цели и достигать их, о хорошей воле.
- пустоты, большие незакрашенные участки – о желании скрыть или подавить свои чувства.
- симметрия внутри круга говорит о внутренней гармонии с самим собой.
- ассиметрия моет означать процесс психологических изменений или невротический внутренний конфликт (характерно для подростков).
Красный
Это жизненная сила, энергия, либидо, активность, страдание, гнев, трансформация, разрушение, смелость, агрессивность, мужская энергия.
Большое количество красного цвета в мандале показывает нам, скопление большого количества гнева и агрессии. Его отсутствие в мандале говорит о пассивности и отсутствии самоутверждения.
Синий (голубой) цвет отображает женскую энергию, это релаксация и спокойствие. Но слишком много голубого цвета в мандале может говорить о пассивности и погружении в бессознательное. Отсутствие в мандале голубого цвета говорит об отсутствии контакта со своей внутренней женской энергией.
Жёлтый цвет— это индивидуальность, наша миссия. Это стремление идти вперёд. Чистый жёлтый цвет — это отображение наших хороших взаимоотношений с отцом. Затемнённый, грязный жёлтый — это болезненная привязанность к отцу, сниженная самооценка и проблемы во взаимоотношениях с мужчинами.
Остальные цвета создаются путём смешивания основных цветов и несут следующие качества:
Бирюзовый — исцеление, забота о себе и других.
Персиковый— чувственность, телесность.
Розовый— нежность, естественная телесность, эмоциональная жизнь.
Лавандовый — духовное пробуждение, добродетель, возрождение.
Фиолетовый (яркий, фуксин) — эмансипация, индивидуализация, начало творческого проекта, отделение от матери.
Лилово-фиолетовый — развитие, идентификация, центрированность на себя.
Оранжевый — самоутверждение, упорство, самооценка, эгоцентризм, амбиции, взаимоотношения с мужским началом, с отцом.
Зелёный — рост, обновление, забота и поддержка других, взрослое отношение к себе.
Коричневый — печаль, желание домашнего очага, табу, низкое мнение о себе.
Серый — безнадёжность, депрессия, вина.
Белый — духовность, трансформация, чистый лист, единство в котором соединяется разнообразие мира.
Чёрный — тайна, смерть-возрождение, посвящение, бессознательное. Иногда это может быть выражением депрессии и горя, которое мы не позволяем себе выразить. Гармония и красота изначального Хаоса.
Круг — совершенство, единение с вселенной, целостность, полнота жизни, чувство защищенности. Квадрат—постоянство, равновесие, безопасность, порядок, приоритет нравственных принципов. Треугольник—гармония, широтаинтересов, мудрость, жизнелюбие. Крест—уравновешенность, единство души и тела, потребность в духовной поддержке, жертвенность. Спираль—жизненнаясила, энергия перемен, развитие, движение, самосовершенствование.
Рука — власть, уверенность в себе, потребность в общении, желание помогать людям, активность в действиях. Глаз — стремление к познанию, ощущение внешнего контроля, потребность в духовном наставнике. Сердце—эмоциональнаядоминанта, переживаниесильных чувств (любовь, счастье, горе), отзывчивость, открытость. Цветок—красота, доброта, гармония, стремление в духовном усовершенствованию, ощущение быстротечности жизни. Звезда—превосходство, постоянство, целеустремленность, потребностьвлидерствеи достижении материальных благ. Дерево — развитие, созидание, поиск единения с другими людьми, семейные ценности, жизненная мудрость. Животные—интуиция, потребность в защите, духовность, связь с природными инстинктами.
Прочее шифрование:
●
Не малое значение имеет цвет, используемый при раскрашивании: Красный – активность, упорство, настойчивость, энергия, радость, любовь, страсть физическая сила. Но, в то же время, красный цвет может указывать на разрушение, упрямство, агрессию и нетерпимость. Красный цвет указывает на важность момента, привлекает внимание, выделяет детали из общей композиции. Оранжевый – энергия, жизнерадостность, сила, свободолюбие, терпимость. Также оранжевый цвет может указывать на демонстративные действия и неадекватную самооценку. Желтый – радость жизни, уверенность в себе, восприимчивость к новому, свободное выражение своих мыслей и чувств. Но присутствие желтого цвета может говорить и о рассеянности, легкомыслии и язвительности. Зеленый – уравновешенность, спокойствие, воля к жизни, обязательность, обновление, надежда. В то же время зеленый цвет может рассказать о негибкости, занудстве, ревности и эгоизме. Синий – миролюбие, сила духа, организованность, умение строить отношения. Но также синий цвет может показывать страх, нерешительность, склонность к депрессии и унынию. Белый – легкость, открытость, единение с другими людьми, начало перемен. В своем противоположном значении белый цвет расскажет о разочаровании, отрешенности от мира, бесплодности усилий, изоляции и некоторой чопорности в отношениях. Черный – созидание, предвидение, сила воли, выход на новый уровень. Но, конечно, черный цвет может указывать и на присутствие страха, депрессивности, пустоты, протеста, подавления чувств и разрушение. Серый – реализм, соединение противоположностей, здравомыслие, информированность. Использование серого цвета в рисунке мандалы также может говорить о скуке, равнодушии, ограниченности и неконтактности. Розовый – доброта, нежность, любовь, романтичность. Но, в то же время, розовый цвет укажет на легкомысленность в отношениях, демонстрацию сексуальности, чрезмерную чувствительность. Коричневый – надежность, здравый смысл, смирение. Кроме того, коричневый цвет может означать разочарованность, ограниченность, приземленность. Голубой – творчество, свобода, свежесть взглядов и идей, полет мысли. Также голубой цвет покажет холодность, рациональность, отсутствие сексуальности. Фиолетовый – интуиция, духовность, тайна, самопознание. А также фиолетовый цвет в мандале может указывать на скрытое напряжение, консерватизм, отрицание материальной стороны жизни. Все символы и цвета, которые используются в центре мандалы, указывают на глубинные чувства и желания, а элементы по краям мандалы — это то, что мы несем людям, хотим показать им.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности Конспект непосредственно образовательной деятельности по окружающему миру: « Учитесь жалеть и беречь»
для страшего дошкольного возраста...
Модель образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» образовательной программы дошкольного образования
Развивать речь ребенка в рамках федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно. Речевое развитие дошкольников проис...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по приоритетной образовательной деятельности "Художественно - эстетическое развитие". Конструирование из бумаги в технике "Оригами" "Рубашка с галстуком для папы".
Конспект непрерывной образвательной деятельности в подготовительной группе. Констуирование из бумаги в технике "Оригами". Тема: "Рубашка с галстуком для папы"...
Методическая разработка образовательной деятельности «Педагогическая находка» (образовательная область «Познавательное развитие»): образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Число и цифра 8 (
Цель: закрепление изученного материала по теме «Число и цифра 8»Задачи:Обучающие:1. Упражнять в количественном и порядковом счёте.2. Закрепл...
Презентация "Развитие коммуникативных способностей дошкольников в условиях непрерывной образовательной деятельности и совместной образовательной деятельности"
В данной презентации представлены эффективные методы, приемы и формы работы, посредством которых осуществляется развитие коммуникативных способностей дошкольников в рамках НОД и СОД. Матерал под...
Результаты независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории ХМАО-Югры в 2022 году
Результаты независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории ХМАО-Югры в 2022 году...
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности .Тема непосредственно образовательной деятельности – Экскурсия на книжную выставку «Русские народные сказки»
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности .Тема непосредственно образовательной деятельности – Экскурсия на книжную выставку «Русские народные сказки»...