Развитие эмоциональной сферы детей с РАС
консультация по психологии

Кильдяева Наталья Евгеньевна

Развитие эмоциональной сферы детей с РАС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_bazovye_emotsii_detey_s_ras.docx15.22 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие эмоциональной сферы детей с РАС

Аутизм (расстройство аутистического спектра, РАС) — это неврологическое нарушение развития с разнообразными симптомами, которое начинает проявляться ещё в детстве.

Аутизм - расстройство психического и психологического развития, при котором наблюдается выраженный дефицит эмоциональных проявлений и сферы общения. Исследования ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) в 2016 году показали, что на каждых 100 детей приходиться один ребенок с аутизмом. Именно поэтому в окружении каждого человека может встретиться человек с данным расстройством. Аутистические расстройства выступают всё более значимой социальной проблемой, касающейся самых разных категорий детей. В связи с этим в настоящее время говорят уже не только о детском аутизме, но и о широком круге расстройств аутистического спектра (РАС).

Аутизмом является нарушенное восприятие внешних стимулов, связанное с гиперактивностью мозга, из-за которой человек не успевает соединять и анализировать всё то, что он, слышит ,видит, чувствует. Поэтому ребёнок может обострённо реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие, в связи с этим у таких людей возникают трудности в общении с людьми, возникают трудности с освоением бытовых навыков, сложно проходит адаптация в новых условиях, большие проблемы в социальном взаимодействии и коммуникации – процессе общения и передачи информации другим людям. 

При аутизме характерно стереотипное, повторяющееся поведение. Степени аутизма бывают разные и не всегда это сопровождается речевыми или интеллектуальными нарушениями.

Эмоции – это психический процесс, который отражает субъективное отношение человека к ситуации и миру в целом.

Нарушения эмоционального контакта и социального взаимодействия считаются центральными признаками расстройства. В то время, как у детей с нормальным развитием с первых недель очевидна предрасположенность к формированию социальных отношений, а у детей с РАС уже на ранних стадиях развития отмечаются отклонения от нормы во многих областях. Для них характерен слабый интерес или его отсутствие к социальному взаимодействию, что, прежде всего, проявляется в отношении к родителям, а позже — нарушением социально-эмоциональной взаимности по отношению к сверстникам. Типично также нарушение зрительного контакта, непонятное использование имитаций и жестов в социальном взаимодействии, минимальная способность воспринимать невербальное поведение других.

Различение собственных эмоций подразумевает, что человек способен определять своё настроение и называть его. Люди, ориентирующиеся в своих чувствах, значительно лучше способны управлять своим поведением, настроением, а, следовательно, успешно социализироваться.

Различение своих эмоций – сложная задача для детей с РАС. Выучить названия базовых эмоций и запомнить, как эмоция проявляется на лице и в позе, под силу многим детям. А вот понять свои внутренние процессы и своё настроение совсем не просто. У многих людей с РАС есть сложности с анализом и обобщением социальной информации. Поэтому, даже выучив эмоции и позы, ребёнок с аутизмом часто не способен обобщить имеющиеся знания и применить их к себе, применить к своим ощущениям, ведь он же не видит своё лицо.

Поэтому при обучении детей с аутизмом важно дать им чёткую концепцию структуру, позволяющую ребёнку ориентироваться в собственных эмоциях, анализировать своё состояние.

Аутичный ребенок не способен распознать распознать эмоции другого человека. Он испытывает сложности в понимании эмоционального состояния окружающих. Отрицательные и положительные эмоции ребенка с аутизмом фактически неотличимы, следовательно выражение эмоций не является средством коммуникации. Эмоциональные реакции у таких детей непредсказуемы и часто не совпадают с ожиданиями окружающих людей. Необходимо отметить, что эмоциональное состояние ребенка с аутизмом непредсказуемо. Оно может выражаться в полярности его чувств: от любви и тесной симбиотической связи до внезапных проявлений агрессии или самоагрессии. Главное, создание спокойной, не травмирующей ребенка обстановки, которая помогает избежать отрицательных эмоциональных состояний.

К сожалению, с эмоциональной коррекцией у детей с РАС возникают большие сложности, чем с коррекцией поведения. Часто дети с РАС не могут говорить и понимать речь, что ещё больше усложняет вопрос.

Если при коррекции поведения есть чёткие педагогические методики, например, принцип положительного подкрепления, «сначала выполнишь задание, потом получишь поощрение», то при работе с эмоциями всё гораздо сложнее. Здесь преподаватель, как и психолог, идёт каждый своим путём, ориентируясь на качество взаимодействия с ребёнком, на уровень его актуального развития и ментальных возможностей.

Доминирующая задача педагога–психолога при работе в данном направлении - научить распознавать эмоциональные состояния, понимать поведение людей, видеть мотивы поступков окружающих, обогатить эмоциональный опыт, адаптироваться к коллективу с перспективой дальнейшей социализации. При соблюдении всего вышеперечисленного, ребёнок с РАС способен добиться больших успехов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование работы в I младшей группе по разделам программы с использованием задач по развитию эмоциональной сферы детей

Перспективное планирование работы в I младшей группе по разделам программы с использованием задач по развитию эмоциональной сферы детей ...

Занятие по развитию эмоциональной сферы детей в старшей группе - Путешествие к царевне Несмеяне

Закрепление у детей представлений об эмоциях: "радость", "грусть"....

Развитие эмоциональной сферы детей через театрализованную деятельность.

Доклад на тему: "Развитие эмоциональной сферы детей через театрализованную деятельность"....

«Развитие эмоциональной сферы детей, как фактора развития гармоничной личности»

Развитие эмоционально-волевой сферы у детей старшего возраста....

Развитие эмоциональной сферы детей подготовительной группы (детей 6-7 лет)

Цель: развитие эмоциональной сферы детей подготовительной группы (детей 6-7 лет)...

Развитие эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста 2-4 лет на основе технологии эмоционального погружения

Раннее детство - самый поддающийся педагогическим воздействиям период. Более эмоционального существа, чем маленький ребенок трудно найти. Л.С. Выготский.Эмоции влияют на содержание и динамику развития...