Консультации для педагогов
консультация по психологии
Работа педагога-психолога в детском саду предполагает сопровождение всех участников образовательных отношений. На этой странице пойдёт речь о психологическом сопровождении педагогического состава и помощи педагогам во взаимодействии с детьми и родителями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
16 способов поддержать себя
ШПАРГАЛКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
1. Не воспринимайте неудачу или критику как поражение.
Это просто один из уроков жизни. Спросите себя: «Чему я могу научиться в этой ситуации».
2. Не сравнивайте.
Поймите, когда вы сравниваете, вы боретесь с мыслью, что кто-то другой может быть лучше вас. Всегда есть кто-то лучший, чем вы. И вы часто лучше других. Ну и что?
3. Не таите недовольства.
Спросите себя, почему вы боитесь обсуждать ваше недовольство с другими людьми.
4. Не будьте чересчур критичны
Будьте снисходительны к себе и другим, находите юмор в ситуации. Спросите себя: «Что происходит в моей жизни прямо сейчас, что заставляет меня ощущать собственную неполноценность?".
5. Надейтесь
Обязательно случится что-то, от чего вы будете счастливы. Попробуйте получить удовольствие от жизни прямо сейчас, не откладывая.
6.Не замыкайтесь только на привычном и однообразном
Не бойтесь рисковать. Пробуждайте в себе интерес к жизни, пробуя новые виды деятельности.
7. Не оттягивайте выполнение важного для вас дела, боясь неудачи.
Лучше представьте, что вы предпримите, если потерпите неудачу. Составьте план.
8. Не прокручивайте бесконечное количество раз конфликт в уме.
Лучше вообразите, что конфликт разрешился именно так, как вам хотелось. Затем сконцентрируйтесь на том, что вы сделали бы дальше, если бы всё закончилось таким образом. Это избавит вас от беспокойства, осложняющего вашу жизнь.
9. Не преувеличивайте важность конечного продукта
Наслаждайтесь процессом. Спросите себя: «Разве мне не интересно прямо теперь?».
10.Не ожидайте, что другие заранее знают, что вы от них хотите.
Скажите им, чего вы хотите. Перестаньте проверять их, чтобы узнать, любят ли они вас.
11.Не вините других
Обвинение никогда ничего не даёт, вы перекладываете ответственность за то, что случилось в вашей жизни. Вы не сможете улучшить или узнать себя, пока концентрируетесь на том, что другие сделали неправильно. Подумайте: «Почему сегодня я не смогла защитить себя».
12. Не будьте обидчивы
13.Не стремитесь к абсолютному совершенству
Лучше спросите себя: «Какое небольшое улучшение я смогу сделать».
14. Не планируйте сразу слишком много дел
Составьте короткий список того, что нужно сделать в первую очередь.
15. Не воображайте худшего
Спросите себя, что самое плохое может случиться из того, что может случиться и разработайте план, как справиться с этим.
16.Научитесь приносить извинения
Время от времени каждый совершает ошибки - это часть человеческого поведения. Когда вы осознали, что поступили не так, как надо, нет необходимости оправдываться или обвинять своё поведение. Нужно просто извиниться.
УДАЧИ!
Предварительный просмотр:
«Как сохранить
душевное равновесие педагога»
1 Игра «СКАЖИ ДРУГОМУ КОМПЛИМЕНТ» (объединение)
Всем участникам игры предлагается по очереди говорить приятное друг другу.
Комплименты могут касаться личных качеств, настроения, внешности.
2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕСТ ДУШЕВНОЕ РАВНОВЕСИЕ
Спокойствие и душевная гармония определяются не отсутствием проблем, а нашим отношением к приятным и неприятным событиям жизни. Большинство огорчений и душевных терзаний возникают из-за того, что наша реакция чрезмерна и не вполне адекватна породившему её событию. Ответив на вопросы данного теста, всего за несколько минут вы узнаете, уравновешенный ли вы человек.
Злитесь ли вы иногда из-за глупости или неловкости другого человека?
Да, довольно часто -10 баллов;
Нечасто, стараюсь по возможности терпимее относиться к другим людям - 5;
Почти никогда. Злость неблагоприятно сказывается на цвете лица, а я отношусь к жизни почти с буддистским терпением-0.
Иногда вы просыпаетесь посреди ночи с сильным сердцебиением?
Нет, ни разу - 0;
Да, если меня беспокоят какие-либо проблемы - 3,
Очень часто. Я уже давно не сплю так хорошо, как раньше - 7.
Можете ли вы прибегнуть к силе своего голоса, чтобы отстоять свою точку зрения?
Могу, но пользуюсь этим очень редко - 5;
Нет, хотя сдерживаться иногда бывает трудно - 8,
Ясное дело могу. Время от времени такой окрик помогает человеку сбросить накопившуюся злость - 0.
Вы довольны своей фигурой?
Нет, раньше она мне нравилась больше - 5,
В общем, да, за исключением некоторых деталей - 2,
Да, мне не хотелось бы ничего менять -0.
Если ваши отношения с партнером потерпят крах, у вас есть свободный выбор среди нескольких новых кандидатов? (Если в данный момент вы одиноки, был бы у вас выбор среди кандидатур, если бы вы стремились к новому партнерству?)
Нет, мне требуется довольно длительное время, чтобы познакомиться с подходящим человеком - 0;
Есть некоторые знакомства, но они меня не устраивают - 3;
Огромный выбор - 7.
Как часто вам снятся страшные сны?
Почти никогда - 0;
Иногда-5;
Не менее одного раза в месяц - 10.
У вас есть надежный круг хороших друзей?
Да, безусловно, - 0,
В основном приятели - 3;
Нет, я стремлюсь во всем полагаться на самого себя -5.
Душевное равновесие обработка данных. Подсчитайте набранное количество баллов.
От 0 до 17 баллов. Вы очень спокойный, уравновешенный человек, обладаете внутренней гармонией, к которой другие люди стремятся всю свою жизнь. Не
теряйте своего хорошего душевного и физического состояния, продолжая и дальше уделять внимание своему организму.
От 18 до 35 баллов. Что-то незаметно подтачивает ваше душевное благополучие. Хотя вы еще сохраняете психический баланс, все же постарайтесь разобраться, что угнетает вашу душу. Только тогда вы найдете внутреннюю гармонию.
От 36 до 50 баллов. Вы подобны огнедышащему вулкану, готовому вот-вот разверзнуться. Для вас имеет особое значение продуманная программа оздоровления организма, его физического и психического состояния. Вы злитесь по пустякам, принимая близко к сердцу все малоприятные моменты стрессовых будней. Не упустите возможность привести свою нервную систему в порядок, иначе может быть поздно.
3. Обмен практическим опытом: «Как вам удается снимать эмоциональное напряжение?»
4. Упражнения на снятие психоэмоционального напряжения.
«Гора с плеч» (релаксационная техника)
Цель: сброс психомышечного напряжения в области плечевого пояса и спины, контроль за осанкой и уверенностью в себе. Необходимое время: 3 с.
Процедура:Выполняется стоя, можно на ходу. Максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить. Такой должна быть постоянно ваша осанка.
«Качели» (тактильная техника)
Цель: снятие напряжения в теле и сознании, балансирование работы внутренних органов, общее успокоение, отдых.
Необходимое время: 3 мин на участника.
Процедура: Выполняют упражнение парами. Один садится на пол в позу «зародыша»: ноги подобраны к груди и согнуты в коленях, ноги сведены, руки обхватывают колени, лоб касается коленей, глаза закрыты. Второй участник упражнения легко берет ладонями сидящего за плечи и начинает медленно его покачивать так, чтобы стопы спокойно отрывались от пола, в течение 3 мин. Сидящий не должен «цепляться» ногами за пол, менять позу, открывать глаза. Затем участники меняются местами.
Примечание: сидящему желательно отрефлексировать свои ощущения после упражнения.
«Концентрация на медитативном дыхании» (дыхательная техника)
Цель: Полное расслабление, ритмизация дыхательного процесса, повышение внутренней стабильности, достижение гармонии эмоциональных реакций. Необходимое время: 3—5 мин.
Процедура:Примите удобную позу. Расслабьте тело. Внимание направьте на дыхание. Постарайтесь не менять естественный тип дыхания, а только следите за ним. Говорите себе: «Я чувствую свой вдох... чувствую выдох...» После регулярных тренировок периоды рассеянности сокращаются, а периоды концентрации увеличиваются.
Примечание: несмотря на элементарность, это упражнение является одной из самых эффективных дыхательных техник.
Предварительный просмотр:
Консультация психолога :
Приёмы снятия эмоционального напряжения у педагогов
Педагогическая профессия предъявляет серьезные требования к эмоциональной стороне личности. Переживаемые негативные эмоциональные состояния часто сопровождаются ярко выраженными вегетативными реакциями: тремор рук, заметные изменения в мимике и тонусе лица, учащенное сердцебиение. Это отрицательно сказывается на самочувствии педагога, вызывает сильное переутомление, снижение работоспособности.
Воспитатель в своей деятельности должен стремиться к успешному решению поставленных перед ним задач, не зависимо от воздействующих на него негативных факторов, сохранять самообладание и оставаться для воспитанников примером в личностном плане. Однако внешнее сдерживание эмоций, когда внутри происходит бурный эмоциональный процесс, не приводит к успокоению, а, наоборот, повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье.
Для снятия излишнего эмоционального напряжения в профессиональной деятельности большую роль играет систематическая работа по повышению уровня эмоциональной культуры педагога. Важнейшими её показателями являются эмоциональная устойчивость, эмоциональная отзывчивость, эмоциональная выразительность. А так же педагоги современных образовательных учреждений нуждаются в психологической поддержке и в обучении приёмам снятия эмоционального напряжения.
Рекомендации педагогам
Упражнения для снятия напряжения (стресса)
Экспресс-приемы снятия эмоционального напряжения.
Эффективным средством снятия напряжения является расслабление на фоне йоговского дыхания: сядьте свободно на стуле, закройте глаза и послушайте свое дыхание: оно спокойное, ровное. Дышите по схеме 4 + 4 + 4: четыре секунды на вдох, четыре - на задержку дыхания, четыре - на выдох. Проделайте так три раза, слушая дыхание, ощущая, как воздух наполняет легкие, разбегается по телу до кончиков пальцев, освобождает легкие.
Растяжка.
Чувство тревоги «живет» на шее ниже затылка. Научимся его снимать. Руки сложить за спиной «замком». Потянуть их, напрягая спину. Расслабить мышцы. Расцепить руки.
Потягивание.
Универсальное упражнение. Сложите руки «замком» перед собой и хорошенько потянитесь. Бодрость духа обеспечена. Улыбнитесь.
Улыбка передает нервные импульсы в эмоциональный центр мозга. Результат - чувство радости или расслабления. Попробуйте улыбнуться и удержать улыбку 10—15 секунд. А если вы не уверены в себе, то постоянно делайте вид уверенного человека. Если вы горбитесь - выпрямитесь, контролируйте свой голос, чтобы он не дрожал. Вы можете говорить себе: «Я должен быть уверенным в себе. Я буду выглядеть уверенным в себе человеком».
Для глаз.
- Упражнение «Очки»: сотрясающими движениями указательного пальца, двигаясь по глазнице (в форме «лежачей 8»), делать точечный массаж.
- Зажмуриться и открыть глаза.
- Упражнение «Лежачая 8»: рисовать большим пальцем руки в воздухе (прямой палец направлен вверх) на лежачую восьмерку. При этом голова – неподвижна, глаза следят за пальцем (начинать с направления влево, одной рукой, потом другой).
Упражнения для снятия напряжения в области живота:
- На вдох резко втянуть живот, выдох – исходное положение.
- Упражнение «Черепаха»: втянуть «все» в себя, напрягая тело, затем расслабиться.
Упражнения для снятия напряжения в области плечевого пояса:
- Упражнение «Сова»: повернув голову влево, правой рукой захватить плечевую мышцу и сжимать ее на выдохе «УХ!», затем то же повторить вправо.
Упражнения для снятия общего напряжения:
- «Поднимать» себя вместе с креслом (стулом). Расходуется адреналин.
- Прижаться спиной к стене – «сдвигать стену».
«Высокая энергия»
Зрительная техника. В течение 3-х минут необходимо представить яркое ночное небо. Выберите визуально самую яркую звезду. А теперь… проглотите, ее… Она взрывается в вас, наполняя весь организм энергией. Энергия проникает во все клетки вашего организма, наполняя его жаждой что-то сделать, изменить, поправить. Смелее, не ждите, действуйте!
Снятие напряжения в 12 точках.
Этот прием выделяется среди других своей эффективностью, так как приводит к снятию напряжения во всех основных точках тела.
Начните с плавного вращения глазами - дважды в одном направлении, затем в другом. Зафиксируйте свое внимание на отдельном предмете, а затем переключите его на предмет, расположенный по близости.
· Нахмурьтесь, напрягая окологлазные мышцы, а потом расслабьтесь. После этого широко зевните несколько раз.
· Расслабьте шею, сначала покачав головой, а затем покрутив ею в сторону.
· Поднимите плечи до уровня ушей и медленно опустите.
· Расслабьте запястья и поводите ими. Сожмите и разожмите кулаки, расслабляя кисти рук.
· Сделайте три глубоких вдоха. Затем мягко прогнитесь в позвоночнике вперед- назад и из стороны в сторону.
· Сожмите пальцы ног таким образом, чтобы ступни изогнулись вверх, повторите три раза.
Вы сейчас освободились от значительной части напряжения в 12 точках тела, а одновременно избавились от раздражения. Таким образом, достигнут двойной эффект.
Дыхательная гимнастика
Упражнение «Полное дыхание».
· Попробуйте дышать через нос так, чтобы сначала заполнялась нижняя часть легких. Этого можно достичь, надувая брюшную стенку (если вы втягиваете живот во время вдоха, тогда заполняется только верхняя часть легких). Губы приоткрыты.
· Затем заполните среднюю часть легких, расширяя нижнюю часть области ребер и грудную клетку.
· Затем заполните воздухом верхнюю часть легких, слегка приподнимая плечи и оттягивая живот.
· Выполнив плавный глубокий вдох в три этапа, задержите дыхание на несколько секунд. Затем медленно выдохните через рот, постепенно втягивая живот. Повторите упражнение несколько раз. Оно способствует быстрому обогащению кислородом всех клеток организма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»
Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...
Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»
Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....
Консультация для педагогов. Консультация для педагогов "Учёт свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками"
Информация для педагогов...
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....
Консультация для педагогов: Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи
Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи...