Коррекционно –развивающая деятельность педагога – психолога в дошкольном учреждении
презентация к уроку по психологии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Коррекционно–развивающая деятельность
педагога – психолога
в дошкольном образовательном учреждении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionno_-razvivayushchaya_deyatelnost_pedagoga_-_psihologa.pptx | 1.44 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации 2. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя: 1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников; 2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся; 3) комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий; 4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации. 3. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей).
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) "Об образовании в РФ" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023). Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. 1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 77. Организация получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности
Распоряжение Минпросвещения России от 28.12.2020 N Р-193 "Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях" (вместе с "Системой функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях. Методические рекомендации") Распоряжение Минпросвещения России от 28.12.2020 N Р-193 "Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях" (вместе с "Системой функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях. Методические рекомендации") Реализация программ адресной психологической помощи детям целевых групп (ст. 43)
РАЗДЕЛ 4. РЕЕСТР РЕКОМЕНДУЕМЫХ ПРОГРАММ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ Открытый реестр рекомендуемых программ психологической помощи, вызывающих доверие профессионального сообщества, с описанием минимально необходимых условий и требований их использования (заимствования) и реализации в образовательном учреждении
деятельность психолога направленная на повышение возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношении с другими людьми - детьми и взрослыми, на раскрытии его потенциальных творческих резервов. Психолого-педагогическая коррекция.
Педагоги- психологи должны хорошо представлять себе возможности коррекционно-развивающих программ, знать области их применения, уметь грамотно использовать коррекционные приемы и способы в практике воспитания и обучения детей.
- единство коррекции и развития; - единство возрастного и индивидуального развития; - единство диагностики и коррекции развития; - деятельностный принцип осуществления коррекции; - подход к каждому ребенку как к одаренному . Единство коррекции и развития определило название программ как коррекционно-развивающих. Требования к программам определяются основными принципами психолого-педагогической коррекции:
Коррекционная работа должна строиться не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психологической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений.
Требования, предъявляемые к психологу, осуществляющему коррекционное воздействие Основные компоненты профессиональной готовности к коррекционному воздействию: · Теоретический компонент : знание теоретических основ коррекционной работы, способов коррекции и т.д.; · Практический компонент: владение конкретными методами и методиками коррекции; · Личностная готовность: психологическая проработанность у психолога собственных проблем в тех сферах, которые он предполагает корректировать у детей. Психолог, самостоятельно осуществляющий коррекционную работу, должен иметь базовую фундаментальную подготовку в области психологии и специальную подготовку в области конкретных методов коррекционного воздействия.
Профессиональные стандарты педагога-психолога применяются работодателями с 1 января 2017 года
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 24 июля 2015 г. N 514н ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА "ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ (ПСИХОЛОГ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ)" Обобщенные трудовые функции Трудовые функции Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ Коррекционно-развивающая работа с детьми и обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ОВЗ, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления Психологическая коррекция поведения и развития детей
Трудовые действия Разработка и реализация планов проведения коррекционно-развивающих занятий для детей и обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в общении и поведении Организация и совместное осуществление педагогами, учителями-дефектологами, учителями-логопедами, социальными педагогами психолого-педагогической коррекции выявленных в психическом развитии детей и обучающихся недостатков, нарушений социализации и адаптации Формирование и реализация планов по созданию образовательной среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе одаренных обучающихся Проектирование в сотрудничестве с педагогами индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) 3.1.4. Коррекционно-развивающая работа с детьми и обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации Профессиональный стандарт «Педагог-психолог» (психолог в сфере образования) утвержден приказом Минтруда России от 24 июля 2015 года №514н.
Необходимые знания : Современные техники и приемы коррекционно-развивающей работы и психологической помощи. Закономерности развития различных категорий обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями Стандартные методы и технологии, позволяющие решать коррекционно-развивающие задачи, в том числе во взаимодействии с другими специалистами (учителями-дефектологами, учителями-логопедами и др.) Современные теории, направления и практика коррекционно-развивающей работы. Закономерности групповой динамики, методы, приемы проведения групповой коррекционно-развивающей работы. Способы и методы оценки эффективности и совершенствования коррекционно-развивающей работы. Профессиональный стандарт «Педагог-психолог» (психолог в сфере образования) утвержден приказом Минтруда России от 24 июля 2015 года № 514н.
Если психолог аффективен, он не может продуктивно работать с детьми, имеющими проблемы аффективной сферы, корректировать до тех пор, пока не выяснит причины и особенности собственной аффективности . Личностная готовность психолога к коррекционной работе Если психолог обладает слабыми волевыми усилиями, его коррекция волевой активности детей будет носить формальный характер. Если взрослый чувствует себя нелюбимым и одиноким, ему будет трудно воспитать счастливых и любящих детей. Личностная неподготовленность может проявиться в виде психологических барьеров к требованиям коррекционного общения.
Эффективность коррекционного воздействия может быть оценена с точки зрения: · разрешения реальных трудностей развития; · постановки целей и задач коррекционной программы . Для психолога, ответственного за организацию и осуществление коррекционной программы, главным критерием оценки станет достижение поставленных в программе целей.
Структура программы. Титульный лист утверждение руководителем БДОУ (верхний правый угол); с огласование педагогический или научно-методический совет; согласование председателем ППк название программы; возраст детей, на которых рассчитана программа; срок реализации программы; Ф.И.О. должность автора (авторов)/составителей программы; год разработки программы.
Пояснительная записка направленность программы; обоснование актуальности программы; п сихолого-педагогические концепции, идеи, на основе которых разработана программа; реквизиты программ, учебных планов, на основании которых составлена программа; цель и задачи программы; характеристика контингента обучающихся; условия приема обучающихся в программу; место реализации программы; особенности содержания программы, основные формы и методы работы с обучающимися; ожидаемые результаты и способы их проверки (диагностика).
№ Наименование тем (цель занятия) Количество часов Дата проведения Календарно - тематический план в виде: Содержание программы (основные понятия, логика разворачивания содержания программы, описание каждой темы с указанием используемых форм, методов, приемов обучения).
Результативность программы (ожидаемые результаты программы для каждого года (этапа) обучения, формы подведения итогов по каждой теме). Условия реализации программы. информационное обеспечение (перечень необходимых учебно – методической литературы, цифровых учебных и других информационных ресурсов по всем разделам программы), материально-техническое обеспечение (перечень оборудования и оснащения, необходимого на весь период реализации программы для заявленного контингента обучающихся). Список литературы. Приложения диагностика, план-конспект занятий по разным темам, перечень примерных заданий для обучающихся , другие материалы (по выбору заявителя).
Коррекционно – развивающая работа может осуществляться в различных формах. Выбор конкретной формы зависит от характера проблемы. Основные формы работы, которые педагог – психолог осуществляет в ДОУ - это групповые и индивидуальные психокоррекционные и развивающие занятия.
В целом система коррекционных мер, реализуемая в образовательных организаций, направлена: на активизацию познавательной деятельности и социальную адаптацию детей; повышение уровня умственного развития детей; формирование у них отдельных высших психических функций (памяти, внимания, восприятия и т. д.); - развития эмоционально-волевой сферы детей.
Принципы коррекционно-развивающей деятельности. 1 . Единство обучающей, коррекционно-развивающей и воспитательной задач. 2. Развитие сознательности, активности и самостоятельности ребенка в процессе коррекционно-развивающих мероприятий. 3. Систематичность и последовательность (приобретаемые детьми знания, умения, навыки должны представлять собой определенную систему, а их формирование осуществляться поэтапно). 4. Доступность содержания занятий (изучаемый материал должен быть адаптирован с учетом умственных, психологических, физических возможностей детей, достигнутого ими уровня знаний и умений, и вместе с тем, требовать определенных усилий для его усвоения). 5. Наглядность (принцип вытекает из необходимости активного восприятия, осмысления и обобщения детьми изучаемого материала; применяется и как средство познания нового, и для развития наблюдательности, и для лучшего запоминания информации). 6. Индивидуальный подход к обучающимся. 7. Нравственность, экологичность (один из важнейших этических принципов, включающий в себя нравственное воспитание (формирование у ребенка готовности к самостоятельному выбору)).
Педагоги-психологи отмечают следующие индивидуальные различия обучающихся в интеллектуальной и мотивационно потребностной сферах: - темп усвоения знаний, умений, навыков; -уровень сформированности аналитико-синтетической деятельности, особенности логических операций, таких как обобщения и абстрагирования; - предрасположенность к тому или иному виду анализа, особенно при первичной работе с материалом; - уровень выделения и обобщения способов оперирования знаниями; - экономичность мышления; - сформированность установки на мотивации достижения/избегания; - сформированность внутренней позиции школьника-исследователя; - уровень развития саморегуляции поведения, готовности к совершению волевого акта и др.; - особенности самооценки и уровень развития самокритики.
Коррекционно-развивающее занятие состоит из 3 частей: 1 . Вводная, 2. Основная, 3. Завершающая.
Часть 1. Вводная Цель – настроить детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками, снизить психоэмоциональное напряжение. В вводной части занятия используются: • упражнения - приветствия – важный момент работы с группой, позволяющий сплачивать детей, создавать атмосферу группового сплочения и принятия • игры – разминки - являются средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. Позволяет активизировать детей, поднять настроен
Часть 2. Основная (рабочая) Цель – развитие и частичная коррекция эмоционально – личностной и познавательной сфер ребенка. В основной части используются: • элементы сказкотерапии , импровизации; • игры на развитие навыков общения; • игры на развитие эмоционального мира ребенка; • игры на развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, воображения; • игры на развитие мелкой моторики; • рисование, лепка. Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно и на развитие познавательных процессов, и на формирование социальных навыков, и на динамическое развитие группы.
Часть 3. Заключительная Направлена на снижение мышечного напряжения, укрепления сплоченности группы, закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Используются: • упражнения и игры на напряжение и расслабление • ритуал прощания, выход из сказки • рефлексия занятия Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – плохо и почему, и в смысловом (почему это важно и почему мы это делали) . Каждое занятие включает в себя процедуры, способствующие саморегуляции детей: • Упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение) • Дыхательную гимнастику (действуют успокаивающе на нервную систему) . • Мимическую гимнастику (направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей).
Список литературы: 1. Александров А.А. Психотерапия: Учебное пособие - СПб.: Питер, 2004. 2. Дубровина И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е., Вохмянина Т.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. 3. Карвасарский Б.Д. (общая редакция) Психотерапевтическая энциклопедия - СПб.: Питер Ком, 1998. 4. Кочюнас Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия. - М.: Академический Проект; ОППЛ, 2002. 5. Немов Р.С. Психологическое консультирование: учеб. для студ. вузов, обучающихся по специальности «Психология» - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008. 6. Психотерапия: Учебник для вузов / Л. Бурлачук , А Кочарян, М. Жидко. - СПб.: Питер, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с дошкольниками в МБДОУ ДС №7 "Жар-птица" с использованием дистанционных технологий обучения. Коррекционно-развивающий мультимедиакурс "Развиваемся, играя"
Понятие коррекции предполагает целенаправленное психологическое воздействие с целью изменения психического состояния человека в соответствии с «нормой психического развития». Как правило, ...
Индивидуальная коррекционно -развивающая деятельность педагога-психолога с ребенком РАС (5-6 лет по заключению ТПМПК)
Индивидуальный план раобы педагага-психолога состалвен для работы с ребенокм РАС....
ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЕ (тревожность) «Я уверен, что смогу»
Программно-методическое пособие педагога-психолога Ляшко Т.Н. представляет собой программу для работы с детьми с нарушениями в эмоционально-волевой сфере «Я уверен, что смогу», программа п...
Консультация для педагогов-психологов "Психологическая подготовка к школе в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога" 16.03.2023 г.
Психологическая подготовка к школе в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога...
Технологическая карта организации коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога с ребёнком ОВЗ (АОП ЗПР) по образовательному разделу «Познавательное развитие» в рамках реализации проекта «Здоровое питание»
Образовательная областьПознавательное развитиеВозраст детей, группа5-6 летТема«Здоровое питание»ЦельСоздать условия для формирования функциональной грамотности по теме здоровое питаниеЗада...
Рабочая программа коррекционной развивающей деятельности педагога психолога на 2022 - 2023 учебный год
Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» Н.Е. Веракса, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, на основе программы пси...
Рабочая программа коррекционно развивающей деятельности педагога - психолога на 2023 - 2024 учебный год
Психологическое сопровождение, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, является важнейшим условием повышения качества образования в современном детск...